г. Краснодар |
|
10 февраля 2022 г. |
Дело N А32-5552/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Епифанова В.Е., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Вилес"" (ИНН 2310036755, ОГРН 1022301604940) - Ермакова Г.А. (доверенность от 25.08.2021), в отсутствие заинтересованного лица - администрации муниципального образования город Краснодар, третьих лиц: департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Вилес"" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.07.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2021 по делу N А32-5552/2021, установил следующее.
ООО "Фирма "Вилес"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрации), выраженного в письме от 24.11.2020 N 22234/26, возложении на уполномоченный орган обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Новороссийская, 31, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 23:43:0412002:65, под принадлежащими заявителю объектами недвижимости с утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент муниципальной собственности и городских земель администрации города Краснодара, департамент архитектуры и градостроительства администрации города Краснодара.
Решением от 27.07.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.10.2021, признано незаконным, не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), решение администрации, выраженное в письме от 24.11.2020 N 22234/26 о возврате заявления общества о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Новороссийская, 31, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 23:43:0412002:65. На уполномоченный орган возложена обязанность в течение одного месяца с даты вступления судебного акта в законную силу рассмотреть по существу заявление общества о предварительном согласовании предоставления земельного участка, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 23:43:0412002:65, с принятием решения по существу данного заявления (решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка либо мотивированного решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка) в порядке, установленном статьей 39.15 Земельного кодекса. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. С администрации в пользу общества взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 тыс. рублей. Судебные инстанции исходили из отсутствия у администрации законных оснований для возврата заявления общества о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Общество является реестровым собственником объектов недвижимости, расположенных на находящемся в муниципальной собственности земельном участке, обладая зарегистрированной в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) арендой участка, на котором также расположены принадлежащие другим лицам объекты. Однако, нахождение на земельном участке, который администрация сочла неделимым (23:43:0412002:65), объектов недвижимости, принадлежащих разным собственникам, не является основанием для возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Отсутствие у участка установленных границ также основанием для возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка не является. Администрация по результатам рассмотрения заявления общества должна была принять по существу одно из двух возможных решений (о предварительном согласовании предоставления или об отказе в предварительном согласовании предоставления участка). Арбитражный суд не может своим решением подменять административные органы и принимать вместо них решения, которые входят исключительно в сферу компетенции таких органов.
В кассационной жалобе общество просит решение от 27.07.2021 и апелляционное постановление от 19.10.2021 отменить в части отказа в удовлетворении требований об обязании администрации принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка под принадлежащими заявителю объектами недвижимости, с утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, требования заявителя в указанной части удовлетворить: обязать администрацию принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка под принадлежащими заявителю объектами недвижимости, с утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Податель жалобы указывает, что администрация в письме от 24.11.2020 N 22234/26 подробно изложила основания отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Выраженный в письме ответ администрации фактически является отказом в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Являясь собственником объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0412002:65, заявителем подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка непосредственно под принадлежащими ему объектами, образование которого будет произведено в соответствии со схемой расположения испрашиваемого земельного участка, что согласуется с положениями статей 39.14, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица явку в суд кассационной инстанции не обеспечили, извещены надлежащим образом согласно статьям 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба удовлетворению не подлежит с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, общество является собственником ряда объектов недвижимости: зданий с кадастровыми номерами 23:43:0412001:816, 23:43:0412001:818, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0412002:65, что подтверждается выписками из ЕГРН от 18.05.2021.
Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0412002:65 площадью 16 733 кв. м является собственностью муниципального образования город Краснодар (дата регистрации 18.05.2018) и находится в аренде общества (дата регистрации 27.10.2000) на основании договора аренды от 15.09.2000 N 1374, категория - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации производственной базы.
Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, участок состоит с частей с кадастровыми номерами 23:43:0412001:1924 и 23:43:0412001:1925, представляет собой единое землепользование, поставлен на кадастровый учет 06.11.2003, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 14.10.2020.
В соответствии с генеральным планом муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020 N 100 пункт 1, земельный участок с кадастровым номером 23:43:0412002:65 расположен в производственной зоне (существующей); согласно правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 19, пункт 6, рассматриваемый земельный участок отнесен к производственной зоне. Документация по планировке территории в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0412002:65 не утверждалась.
В соответствии с требованиями действующего законодательства земельный участок с кадастровым номером 23:43:0412002:65 не сформирован в государственном кадастре недвижимости, что подтверждается письмом департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 02.04.2021 N 5103/29.
17 ноября 2020 года общество обратилось в администрацию с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в котором просило рассмотреть возможность предварительного согласования предоставления земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка. В качестве земельного участка, из которого предполагалось образование нового земельного участка, указан участок с кадастровым номером 23:43:0412002:65; площадь испрашиваемого участка указана 2522 кв. м; предполагаемое место размещения участка:
г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Новороссийская, 31; цель использования участка: для обслуживания зданий, строений, сооружений, находящихся на участке. В качестве правового основания для предоставления участка указан пункт 2 статьи 39.6 Земельного кодекса. Предоставление подлежащего предварительному согласованию земельного участка испрашивалось обществом на праве аренды.
К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка приложена выполненная по заказу общества схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, содержащая координаты образуемого земельного участка площадью 2522 кв. м и графическое изображение границ образуемого, смежных и расположенных по соседству участков в данном кадастровом квартале, в системе координат МСК-23.
Письмом от 24.11.2020 N 22234/26 администрация сообщила обществу о рассмотрении его заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка с материалами землеустроительного дела и о принятии решения о возврате заявления о предоставлении муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка" со ссылкой на пункт 3 статьи 39.15 Земельного кодекса. Возврат мотивирован тем, что согласно выписке из ЕГРН испрашиваемый земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 23:43:0412002:65 с декларированной площадью 16 733 кв. м. В случае если границы исходного земельного участка подлежат уточнению, то схема расположения земельного участка не утверждается. Кроме того, в границах земельного участка расположены также объекты недвижимости, принадлежащие не только обществу, но и третьим лицам;
в случае расположения на неделимом земельном участке объектов, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, такие лица имеют право на приобретение земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора; неделимый земельный участок не может быть разделен и предоставлен в пользование в соответствующей части. Для приобретения права на неделимый земельный участок все собственники расположенных на участке зданий совместно обращаются в уполномоченный орган.
Полагая, что решение о возврате документов не соответствует законодательству и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Кодекса).
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198, 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Статьей 1 Земельного кодекса установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
Отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы главой V.1 Земельного кодекса.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьей 39.14 Земельного кодекса и для случаев, когда земельный участок предстоит образовать в отсутствие утвержденного проекта межевания территории, в границах которой предстоит образовать участок, предусматривает подготовку схемы расположения земельного участка (подпункт 1 пункта 1), подачу в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка (подпункт 2 пункта 1), принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 Земельного кодекса (подпункт 3 пункта 1), обеспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка (подпункт 4 пункта 1), осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена (подпункт 5 пункта 1).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.15 Земельного кодекса в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, указывается, в частности, основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований.
К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка заинтересованным лицом прилагаются документы, указанные в пункте 2 статьи 39.15 Земельного кодекса. Рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков осуществляется в порядке их поступления (пункт 4 статьи 39.15 Земельного кодекса).
В силу пункта 7 статьи 39.15 Земельного кодекса в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Согласно части 3 статьи 39.15 Земельного кодекса уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи (документы, подтверждающие право заявителя на приобретения земельного участка без проведения торгов).
Администрация, возвращая заявление обществу, указала, что испрашиваемый земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 23:43:0412002:65 с декларированной площадью 16 733 кв. м. В случае если границы исходного земельного участка подлежат уточнению, схема расположения земельного участка не утверждается. Кроме того, в границах земельного участка расположены также объекты недвижимости, принадлежащие не только обществу, но и третьим лицам;
в случае расположения на неделимом земельном участке объектов, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, такие лица имеют право на приобретение земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора; неделимый земельный участок не может быть разделен и предоставлен в пользование в соответствующей части. Для приобретения права на неделимый земельный участок все собственники расположенных на участке зданий совместно обращаются в уполномоченный орган.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, судебные инстанции правомерно указали, что оснований для возврата заявления общества о предварительном согласовании предоставления земельного участка не имелось. Нахождение на земельном участке, который администрация сочла неделимым, объектов недвижимости, принадлежащих разным собственникам, не является основанием для возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Отсутствие установленных границ участка также не является основанием для возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Администрацией не рассмотрено заявление общества по существу с принятием одного из двух возможных решений в порядке, установленном статьей 39.15 Земельного кодекса. Пункты 1 и 2 статьи 39.15 Земельного кодекса устанавливают требования к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а также указывают на перечень документов, прилагаемых к заявлению. Администрация в нарушение статей 9 и 65 Кодекса не представила доказательства, подтверждающие непредставление обществом необходимого перечня документов. Установив изложенные обстоятельства, суды пришли к правомерному выводу о незаконности возврата поданного заявления и возложили на администрацию обязанность рассмотреть заявление общества в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что выраженный в письме от 24.11.2020 N 22234/26 ответ администрации фактически является отказом в предварительном согласовании предоставления земельного участка, не принимается окружным судом, поскольку противоречит материалам дела, в нем имеется ссылка на пункт 3 статьи 39.15 Земельный кодекс и указаны основания возврата заявления общества. Возвращение заявления не предполагает рассмотрение по существу его обоснованности с совершением действий, указанных в пункте 7 статьи 39.15 Земельного кодекса, то есть о предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в таком согласовании.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.07.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2021 по делу N А32-5552/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, судебные инстанции правомерно указали, что оснований для возврата заявления общества о предварительном согласовании предоставления земельного участка не имелось. Нахождение на земельном участке, который администрация сочла неделимым, объектов недвижимости, принадлежащих разным собственникам, не является основанием для возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Отсутствие установленных границ участка также не является основанием для возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Администрацией не рассмотрено заявление общества по существу с принятием одного из двух возможных решений в порядке, установленном статьей 39.15 Земельного кодекса. Пункты 1 и 2 статьи 39.15 Земельного кодекса устанавливают требования к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а также указывают на перечень документов, прилагаемых к заявлению. Администрация в нарушение статей 9 и 65 Кодекса не представила доказательства, подтверждающие непредставление обществом необходимого перечня документов. Установив изложенные обстоятельства, суды пришли к правомерному выводу о незаконности возврата поданного заявления и возложили на администрацию обязанность рассмотреть заявление общества в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что выраженный в письме от 24.11.2020 N 22234/26 ответ администрации фактически является отказом в предварительном согласовании предоставления земельного участка, не принимается окружным судом, поскольку противоречит материалам дела, в нем имеется ссылка на пункт 3 статьи 39.15 Земельный кодекс и указаны основания возврата заявления общества. Возвращение заявления не предполагает рассмотрение по существу его обоснованности с совершением действий, указанных в пункте 7 статьи 39.15 Земельного кодекса, то есть о предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в таком согласовании.
...
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 февраля 2022 г. N Ф08-14558/21 по делу N А32-5552/2021