город Ростов-на-Дону |
|
19 октября 2021 г. |
дело N А32-5552/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Глазуновой И.Н., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Якименко А.С.,
при участии:
от ООО "Вилес": представитель Ермаков Г.А. по доверенности от 14.10.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы:
ООО "Вилес", администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.07.2021 по делу N А32-5552/2021 по заявлению ООО "Вилес" к администрации муниципального образования город Краснодар при участии третьих лиц:
департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар;
департамента архитектуры градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования город Краснодар, выраженное в письме от 24.11.2020 N 22234/26, и обязании администрацию муниципального образования город Краснодар принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка под принадлежащими заявителю объектами недвижимости с утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью фирма "Вилес" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар с требованиями:
- признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Краснодар, выраженное в письме от 24.11.2020 N 22234/26;
- обязать администрацию муниципального образования город Краснодар принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка под принадлежащими заявителю объектами недвижимости с утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Определением от 18.05.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены департамент муниципальной собственности и городских земель администрации города Краснодара, департамент архитектуры и градостроительства администрации города Краснодара.
Решением от 27.07.2021 иск удовлетворен частично, суд признал незаконным, не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, решение администрации муниципального образования город Краснодар, выраженное в письме от 24.11.2020 N 22234/26, о возврате заявления общества с ограниченной ответственностью фирма "Вилес" о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Новороссийская, 31, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 23:43:0412002:65. Обязал администрацию муниципального образования город Краснодар в течение одного месяца с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу рассмотреть по существу заявление общества с ограниченной ответственностью фирма "Вилес" о предварительном согласовании предоставления земельного участка по ул. Новороссийская, 31, в Карасунском внутригородском округе города Краснодара, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 23:43:0412002:65, с принятием решения по существу данного заявления (решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка либо мотивированного решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка) в порядке, установленном статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Заявитель, заинтересованное лицо обжаловали решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Жалоба общества мотивирована следующим.
Выраженный в письме ответ администрации фактически является отказом в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Администрация указала на необходимость обращения с заявлением всех собственников объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке, при этом являясь собственником объектов недвижимости расположенных на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0412002:65, заявителем подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка непосредственно под принадлежащими ему объектами недвижимости, образование которого будет произведено в соответствии со схемой расположения испрашиваемого земельного участка.
Жалоба администрации мотивирована следующим.
В администрации отсутствуют сведения, подтверждающие привязку объекта капитального строительства площадью 356,6 кв.м., с кадастровым номером 23:43:0412001:1366 к испрашиваемому в качестве раздела земельному участку с кадастровым номером 23:43:0412002:65. Определить его принадлежность к земельному участку с кадастровым номером 23:43:0412002:65 не представляется возможным ввиду того, что его границы не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, а также участок огражден, на нем расположено множество зданий, сооружений, застройка плотная. Суд первой инстанции, обязав администрацию повторно рассмотреть по существу заявление ООО фирма "Вилес" о предварительном согласовании предоставления земельного участка вынес неисполнимое решение, ввиду того, что необходимый пакет документов для рассмотрения заявления возвращен заявителю обратно для устранения недостатков и возможности повторного обращения.
В судебном заседании представитель ООО "Вилес" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, на доводы апелляционной жалобы администрации муниципального образования город Краснодар возражал.
Иные лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены о процессе, апелляционные жалобы рассматривались в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в администрацию города Краснодара с заявлением от 17.11.2020 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в котором просило рассмотреть возможность предварительного согласования предоставления земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка. В качестве земельного участка, из которого предполагалось образования нового земельного участка, указан участок с кадастровым номером 23:43:0412002:65; площадь испрашиваемого участка была указана 2522 кв. метров; предполагаемое место размещения участка: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Новороссийская, 31; цель использования участка: для обслуживания зданий, строений, сооружений, находящихся на участке.
В качестве правового основания для предоставления участка указан пункт 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации. Предоставление подлежащего предварительному согласованию земельного участка испрашивалось обществом на праве аренды.
К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка также приложена выполненная по заказу общества схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, содержащая координаты образуемого земельного участка площадью 2522 кв. метра и графическое изображение границ образуемого, смежных и расположенных по соседству участков в данном кадастровом квартале, в системе координат МСК-23.
Администрация города Краснодара в письме от 24.11.2020 N 22234/26 сообщила обществу о рассмотрении его заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка с материалами землеустроительного дела и о принятии решения о возврате заявления о предоставлении муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка" на основании пункта 3 статьи 39.15 Земельного кодекса.
Решение администрации мотивировано тем, что в границах земельного участка расположены также объекты недвижимости, принадлежащие не только обществу, но и третьим лицам; в случае расположения на неделимом земельном участке объектов, принадлежащим нескольким лицам на праве частной собственности, такие лица имеют право на приобретение земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора; неделимый земельный участок не может быть разделен и предоставлен в пользование в соответствующей части. Для приобретения права на неделимый земельный участок все собственники расположенных на участке зданий совместно обращаются в уполномоченный орган.
Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0412002:65 площадью 16733 кв. метра является собственностью муниципального образования город Краснодар (дата регистрации: 18.05.2018) и находится в аренде общества (дата регистрации: 27.10.2000) на основании договора аренды N 1374 от 15.09.2000, категория земельного участка - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации производственной базы. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, участок состоит с частей с кадастровыми номерами 23:43:0412001:1924 и 23:43:0412001:1925, представляет собой единое землепользование, поставлен на кадастровый учет 06.11.2003 (выписка из ЕГРН от 14.10.2020).
В соответствии с генеральным планом муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020 N 100 пункт 1, земельный участок с кадастровым номером 23:43:0412002:65 расположен в производственной зоне (существующей), согласно правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 19 пункт 6, рассматриваемый земельный участок отнесен к производственной зоне.
Документация по планировке территории в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0412002:65 не утверждалась. В соответствии с требованиями действующего законодательства земельный участок с кадастровым номером 23:43:0412002:65 не сформирован в государственном кадастре недвижимости (письмо департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 02.04.2021 N 5103/29).
Общество является собственником ряда объектов недвижимости, расположенных на данном земельном участке, право собственности общества подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, представленными в материалы дела, зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости в отношении зданий с кадастровыми номерами 23:43:0412001:816, 23:43:0412001:818, и помещения с кадастровым номером 23:43:0412001:1366 (выписки из ЕГРН от 18.05.2021).
Таким образом, общество, являясь реестровым собственником объектов недвижимости, расположенных на находящемся в муниципальной собственности земельном участке, обладая зарегистрированной в ЕГРН арендой этого участка, на котором расположены также принадлежащие другим лицам объекты, обратилось в администрацию с заявлением о предварительном согласовании предоставления формируемого в соответствии с подготовленной обществом схемой земельного участка для эксплуатации принадлежащих обществу зданий, однако соответствующее заявление общества администрацией было возвращено со ссылкой на пункт 3 статьи 39.15 Земельного кодекса.
Земельным кодексом Российской Федерации урегулирована процедура предоставления земельных участков, границы которых не установлены или подлежат уточнению.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, "в случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении".
В случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", гражданином или юридическим лицом подается в уполномоченный орган заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка (подпункт 2 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса).
В случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", уполномоченным органом принимается решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса).
В случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заинтересованным гражданином или юридическим лицом обеспечивается выполнение кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка (подпункт 4 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса).
Затем осуществляется государственный кадастровый учет земельного участка в связи с уточнением границ земельного участка (подпункт 5 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса) и подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка (подпункт 6 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса), после которых заключается договор аренды земельного участка (подпункт 7 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса).
Процедура предварительного согласования предоставления земельного участка подробно регламентирована положениями статьи 39.15 Земельного кодекса.
Так, в соответствии с пунктом 1 названной статьи, в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются, кадастровый номер земельного участка, заявление, о предварительном согласовании предоставления которого подано, в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований; вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав; цель использования земельного участка.
К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка должны быть приложены документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия (подпункт 1 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса).
В пункте 13 статьи 39.15 Земельного кодекса предусмотрено, какие документы подлежат предоставлению при предварительном согласовании предоставления земельного участка, границы которого подлежат уточнению.
По результатам процедуры, регламентированной статьей 39.15 Земельного кодекса, и после уточнения границ испрашиваемого земельного участка, в уполномоченный орган в порядке, установленном статьей 39.17 Земельного кодекса, подается заявление о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в котором указываются реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения.
Затем, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, либо принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Таким образом, прохождение процедуры, предусмотренной статьей 39.15 Земельного кодекса, является необходимым основанием для дальнейшего обращения в уполномоченный орган в порядке, установленном статьей 39.17 Земельного кодекса, с заявлением о предоставлении земельного участка, границы которого были уточнены в ходе процедуры предварительного согласования, в аренду.
Положениями статьи 39.20 Земельного кодекса применительно к ситуации расположения на неделимом земельном участке зданий, сооружений, принадлежащих разным лицам на праве собственности, установлено, что в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора (часть 2 статьи 39.20 Земельного кодекса).
Согласно части 6 указанной статьи любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду. В течение тридцати дней со дня получения указанного заявления от одного из правообладателей здания, сооружения или помещений в них уполномоченный орган направляет иным правообладателям здания, сооружения или помещений в них, имеющим право на заключение договора аренды земельного участка, подписанный проект договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора.
Принимая во внимание приведенные нормы Земельного кодекса, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод, об отсутствии у администрации законных оснований для возврата заявления общества о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Нахождение на земельном участке, который администрация сочла неделимым, объектов недвижимости, принадлежащих разным собственникам, не является основанием для возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Отсутствие у участка установленных границ также основанием для возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка не является.
Администрация по результатам рассмотрения заявления общества должна была принять решение по существу такого заявления - о предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, но не возвращать заявление.
Так же судом верно указано, что поскольку администрацией не было рассмотрено заявление общества по существу с принятием одного из двух возможных решений (о предварительном согласовании предоставления или об отказе в предварительном согласовании предоставления участка), необходимо признать незаконным оспариваемое решение и обязать администрацию рассмотреть заявление общества по существу с принятием одного из двух возможных решений по данном заявлению.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что арбитражный суд не может своим решением подменять административные органы и принимать вместо них решения, которые входят исключительно в сферу компетенции таких органов.
В апелляционной жалобе администрация указывает, что отсутствуют сведения, подтверждающие привязку объекта капитального строительства площадью 356,6 кв.м. с кадастровым номером 23:43:0412001:1366 к испрашиваемому в качестве раздела земельному участку с кадастровым номером 23:43:0412002:65. Определить его принадлежность к земельному участку с кадастровым номером 23:43:0412002:65 не представляется возможным.
Указанное обстоятельство, тем не менее, не было приведено администрацией в качестве основания для возвращения спорного заявления; в компетенцию суда апелляционной инстанции не входит рассмотрение по существу вопроса о наличии оснований для удовлетворения или отказа в удовлетворении заявления общества о предварительном согласовании предоставления земельного участка под принадлежащими заявителю объектами недвижимости с утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, такое заявление по существу обязан рассмотреть профильный орган муниципального образования.
Таким образом, указанный довод жалобы администрации не имеет правового значения для рассмотрения апелляционной жалобы с учетом предмета заявленных требований.
Также несостоятельным является довод администрации о невозможности повторно рассмотреть по существу заявление ООО фирма "Вилес" о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в виду того, что оспариваемым решением суд не обязывал администрацию рассмотреть заявление повторно.
Судом указано на обязанность администрации рассмотреть заявление с принятием решения по существу данного заявления (решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка либо мотивированного решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка) в порядке, установленном статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы не подтверждают нарушений норм материального и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы суда, основаны на ином толковании положений законодательства, направлены на переоценку доказательств и установление по делу новых фактических обстоятельств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а понесенные по ней судебные расходы распределяются в соответствии с нормами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.07.2021 по делу N А32-5552/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-5552/2021
Истец: ООО "Вилес", ООО фирма ВИЛЕС
Ответчик: Администрация МО Краснодар, Администрация муниципального образования город Краснодар
Третье лицо: департамент архитекторы и градостроительства администрации города Краснодара, Департамент архитектуры градостроительства Администрации муниципального образования г. Краснодар, департамент муниципальной собственности и городских земель администрации города Краснодара, Департамент муниципальной собственности и городских земель Администрации муниципального образования г. Краснодар