г. Краснодар |
|
11 февраля 2022 г. |
Дело N А15-1525/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьева Т.В., судей Воловик Л.Н. и Герасименко А.Н., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Строй-Лифт" (ИНН 0535066610, ОГРН 1150529000050) и заинтересованного лица - Северо-Кавказской электронной таможни (ИНН 2630049714, ОГРН 1182651012653), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строй-Лифт" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2021 по делу N А15-1525/2021, установил следующее.
ООО "Строй-Лифт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Северо-Кавказской электронной таможни (далее - таможня) от 25.03.2021 N 10805000-527/2020 о привлечении к ответственности по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде взыскания 50 тыс. рублей штрафа.
Решением суда от 30.08.2021 заявленные требования удовлетворены, признано незаконным и отменено постановление таможни от 25.03.2021 N 10805000-527/2020 о привлечении к ответственности по статье 16.3 Кодекса. Суд пришел к выводу об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения по статье 16.3 Кодекса, так как ввезенный обществом товар - двери шахт лифтов, не имеющие нормируемого предела огнестойкости, не подпадает под требования Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) о необходимости обязательного подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности. С 01.01.2021 утратило силу постановление Правительства Российской Федерации от 17.03.2009 N 241 (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 241), которым утвержден Список продукции, которая для помещения под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, подлежит обязательному подтверждению соответствия требованиям Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Список продукции, которая подлежит обязательному подтверждению соответствия требованиям Закона N 123-ФЗ).
Постановлением от 15.10.2021 суд апелляционной инстанции оставил решение суда от 30.08.2021 без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. При этом признал ошибочным вывод суда первой инстанции об отсутствии в деянии общества состава вмененного ему правонарушения, установив наличие события правонарушения, о чем указал в мотивировочной части постановления. Непредставление разрешительного документа, подтверждающего соблюдение требований Закона N 123-ФЗ, при декларировании товара, свидетельствует о невыполнении условий, определенных статьей 135 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - Таможенный кодекс). Вместе с тем, установив наличие в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 Кодекса, суд апелляционной инстанции указал, что после подачи обществом 28.10.2020 декларации на товары с 01.01.2021 утратило силу постановление Правительства Российской Федерации N 241, а новым распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 3646-р, действующим с 01.01.2021, спорный товар не включен в Список продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия требованиям Закона N 123-ФЗ при ввозе такой продукции на территорию Российской Федерации, в связи с чем применил к рассматриваемым правоотношениям часть 2 статьи 1.7 Кодекса, устанавливающую обратную силу закона, улучшающего положения лица, которому вменено совершение административного правонарушения.
В кассационной жалобе общество просит изменить мотивировочную часть постановления суда апелляционной инстанции от 15.10.2021, исключив из нее выводы о наличии в действиях общества состава правонарушения по статье 16.3 Кодекса. Ввозимые товары "двери шахт лифтов_" не имеют нормируемого предела огнестойкости и не подлежат обязательному подтверждению соответствия, о чем указано в решении органа по сертификации - ООО "Северо-Западный разрешительный центр в области пожарной безопасности" от 23.10.2020 N 340-ОР-10-2020.
В отзыве на кассационную жалобу таможня просит отказать обществу во внесении изменений в мотивировочную часть постановление суда апелляционной инстанции, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Определением от 09.02.2022 по данному делу в составе суда в связи с отсутствием судьи Драбо Т.Н. произведена ее замена на судью Герасименко А.Н. В.Е. В соответствии с правилами части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство в судебном заседании 10.02.2022 произведено с самого начала.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 28.10.2020 обществом подана декларация на товары N 10805010/281020/0059693 (далее - спорная ДТ) в целях помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления ввезенного из Турции товара "части для пассажирских лифтов: двери шахт лифтов без нормируемого предела огнестойкости, двухстворчатые горизонтально-раздвижные центрального открывания марки "FABREDOOR-2", код товара по ТН ВЭД ЕАЭС 8431 31 000 0, страна происхождения - Турция.
Поскольку товар по коду и наименованию соотносился с товаром из Списка продукции, которая подлежит обязательному подтверждению соответствия требованиям Закона N 123-ФЗ, таможня 29.10.2020 направила обществу запрос о предоставлении разрешительного документа на соответствие требованиям Технического регламента Евразийского экономического союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения" (ТР ЕАЭС 043/2017), утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2017 N 40 (далее - TP ЕАЭС 043/2017), или сертификата соответствия на соблюдение Закона N 123-ФЗ.
Общество представило в таможню решение органа по сертификации ООО "Северо-Западный разрешительный центр в области пожарной безопасности" от 23.10.2020 N 340-ОР/10-2020, которым отказано в проведении сертификации заявленной продукции, поскольку данная продукция не имеет нормируемого предела огнестойкости и не предназначена для обеспечения предотвращения распространения опасных факторов пожара в течение нормируемого времени огнестойкости в связи с применением при выходе из лифтов на лестничную клетку.
Таможня 11.11.2020 повторно направила запрос о необходимости предоставления документов на соблюдение требований TP ЕАЭС 043/2017 или сертификата соответствия на соблюдение Закона N 123-ФЗ. Запрошенные документы декларантом не представлены.
Установив, что при подаче спорной ДТ общество не представило разрешительный документ, подтверждающий соответствие ввозимого обществом товара "двери шахт лифтов_" требованиям Закона N 123-ФЗ, таможня составила протокол об административном правонарушении от 10.02.2021 N 10805000-527/2020 и постановлением от 25.03.2021 N 10805000-527/2020 привлекла общество к административной ответственности по статье 16.3 Кодекса в виде 50 тыс. рублей штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 16.3 Кодекса несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 Кодекса, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 50 тыс. рублей до 300 тыс. рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
В силу пункта 1 статьи 7 Таможенного кодекса товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений. Соблюдение запретов и ограничений, которые включают меры технического регулирования, подтверждается путем представления таможенным органам документов и (или) сведений.
Пунктом 2 статьи 7 Таможенного кодекса установлено, что соблюдение мер нетарифного регулирования, в том числе вводимых в одностороннем порядке, и мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Комиссией или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор о Союзе, ЕАЭС соответственно), а мер экспортного контроля, в том числе мер в отношении продукции военного назначения, - в случаях и порядке, установленных в соответствии с законодательством государств-членов, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер.
Под запретами и ограничениями понимаются применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором Союзе и (или) законодательством государств-членов ЕАЭС.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования общества о признании незаконным и отмене постановления от 25.03.2021 N 10805000-527/2020, исходил из того, что таможня не доказала наличие в действиях общества состава административного правонарушения и вины в его совершении, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. На момент составления в отношении общества протокола об административном правонарушении от 10.02.2021 и вынесения оспариваемого постановления от 25.03.2021, утратило силу постановление Правительства Российской Федерации N 241, а новым распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 3646-р, действующим с 01.01.2021, спорный товар не включен в Список продукции, которая для помещения под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, подлежит обязательному подтверждению соответствия требованиям Закона N 123-ФЗ, дело об административном правонарушении в отношении общества по статье 16.3 Кодекса подлежало прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5, части 1.1 статьи 29.9 Кодекса.
Оставляя решение суда без изменения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения. При этом суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, что к рассматриваемым правоотношениям подлежит применению статья 1.7 Кодекса, устанавливающая обратную силу закона, улучшающего положения лица, которому вменено совершение административного правонарушения, поскольку после подачи обществом 28.10.2020 спорной ДТ, утратил силу с 01.01.2021 нормативный акт, включающий двери шахт лифтов в Список продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия требованиям Закона N 123-ФЗ, а новым распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 3646-р, действующим с 01.01.2021, спорный товар в такой список не включен.
Суд кассационной инстанции полагает, что выводы суда апелляционной инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения по статье 16.3 Кодекса постановлены при неправильном применении норм материального права, в связи с чем мотивировочная часть постановления суда апелляционной инстанции подлежит изменению.
Суд апелляционной инстанции сослался на пункт 2 статьи 1 Закона N 123-ФЗ: положения данного Закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.
В Список продукции, которая подлежит обязательному подтверждению соответствия требованиям Закона N 123-ФЗ, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации N 241, включены: Двери шахт лифтов. Противопожарные окна, двери, ворота, люки (раздел 4).
Требования пожарной безопасности к лифтам установлены статьей 140 Закона N 123-ФЗ. Частью 2 этой статьи установлено, что при выходе из лифтов в коридор, лифтовый холл или тамбур, не отвечающий требованиям, предъявляемым к тамбур-шлюзам 1-го типа, двери шахт лифтов должны иметь предел огнестойкости не ниже чем EI30 (в зданиях высотой не более 28 метров допускается применять двери шахт лифтов, имеющие предел огнестойкости E30). При выходе из лифтов в коридор, лифтовый холл или тамбур, отвечающий требованиям, предъявляемым к тамбур-шлюзам 1-го типа, и при выходе из лифтов на лестничную клетку предел огнестойкости дверей шахт лифтов не нормируется. Условия размещения лифтовых шахт в объемах лестничных клеток определяются нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу статьи 146 Закона N 123-ФЗ подтверждение соответствия продукции требованиям пожарной безопасности осуществляется по схемам обязательного подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности (далее - схемы), каждая из которых представляет собой полный набор операций и условий их выполнения. Схемы могут включать одну или несколько операций, результаты которых необходимы для подтверждения соответствия продукции установленным требованиям. Схемы 2с, 3с, 4с, 5с и 6с применяются по выбору заявителя для подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности, в том числе и дверей шахт лифтов (пункт 15 часть 7).
Суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что пункт 98 ТР ЕАЭС 043/2017 (вероятнее всего суд апелляционной инстанции имел в виду пункт 98 приложения к ТР ЕАЭС 043/2017) и пункт 2 статьи 140 Закона N 123-ФЗ содержат различные требования к пределу огнестойкости дверей шахт лифтов. Закон N 123-ФЗ в отличие от ТР ЕАЭС 043/2017 содержит требование об обязательной сертификации в отношении товаров "двери шахт лифтов", где предел огнестойкости изначально не нормируется. Орган по сертификации принял решение об отказе в проведении сертификации заявленной продукции на соответствие требованиям ТР ЕАЭС 043/2017, а не требованиям Закона N 123-ФЗ. Непредставление разрешительного документа, подтверждающего соблюдение требований Закона N 123-ФЗ, при декларировании товара, свидетельствует о невыполнении условий, определенных статьей 135 Таможенного кодекса. При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции доводы общества признал ошибочными и несоответствующими положениям ТР ЕАЭС 043/2017 и Закона N 123-ФЗ.
Вместе с тем, Договором о Союзе, относящимся к числу международных договоров, в соответствии с которым осуществляется правовое регулирование таможенных отношений в Российской Федерации, определено, что в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения, в рамках Союза принимаются технические регламенты Союза.
Технические регламенты Союза или национальные обязательные требования действуют только в отношении продукции, включенной в утверждаемый Комиссией Единый перечень.
Государства-члены не допускают установление в своем законодательстве обязательных требований в отношении продукции, не включенной в Единый перечень (статья 52 Договора о Союзе).
Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 526.
Лифты включены в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Союза.
Целью формирования и ведения Единого перечня продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Союза, и принятия в отношении данной продукции технических регламентов Союза, является преодоление технических барьеров в торговле товарами в ЕАЭС и свидетельствует об унификации технического регулирования, предполагающей замену национальных технических регламентов техническими регламентами ЕАЭС (Консультативное заключение Суда Евразийского экономического союза от 31.10.2019 N СЕ-2-2/4-19).
В соответствии со статьей 52 Договора о Союзе и пунктом 29 приложения N 1 к Регламенту работы Евразийской экономической комиссии, утвержденному Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23.12.2014 N 98, Совет Евразийской экономической комиссии принял ТР ЕАЭС 043/2017.
В пункт 98 раздела XVIII "Заполнение проемов противопожарных преград" Перечня средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, на которые распространяются требования ТР ЕАЭС 043/2017, являющегося приложением к ТР ЕАЭС 043/2017, включены двери шахт лифтов с нормируемым пределом огнестойкости.
Пунктом 78 ТР ЕАЭС 043/2017 предусмотрено, что заполнения проемов противопожарных преград (противопожарные окна, двери, двери шахт лифтов с нормируемым пределом огнестойкости, ворота, люки, шторы, роллеты, экраны, занавесы, клапаны противопожарные нормально открытые) должны обеспечивать предотвращение распространения опасных факторов пожара в течение нормируемого времени в соответствии с их классификацией по пределам огнестойкости.
Какие-либо требования пожарной безопасности к лифтам без нормируемого предела огнестойкости в ТР ЕАЭС 043/2017 не содержатся.
В соответствии с пунктами 226 и 229 Перечня международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Евразийского экономического союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения" (ТР ЕАЭС 043/2017), утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.11.2019 N 200, ГОСТ Р 55896-2013 "Конструкции строительные. Двери для заполнения проемов в ограждениях шахт лифтов. Метод испытаний на огнестойкость" и ГОСТ 30247.3-2002 "Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Двери шахт лифтов" применяются к продукции, поименованной в пункте 78 раздела V, пункте 98 приложения к ТР ЕАЭС 043/2017, - двери шахт лифтов с нормируемым пределом огнестойкости. Требования пожарной безопасности к лифтам без нормируемого предела огнестойкости не содержатся.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что пункт 98 приложения к ТР ЕАЭС 043/2017 и пункт 2 статьи 140 Закона N 123-ФЗ содержат различные требования к пределу огнестойкости дверей шахт лифтов, а Закон N 123-ФЗ в отличие от ТР ЕАЭС 043/2017 содержит требование об обязательной сертификации в отношении товаров "двери шахт лифтов", где предел огнестойкости изначально не нормируется, основан на ошибочном толковании и применении нормы права. Пункт 2 статьи 140 Закона N 123-ФЗ прямо указывает, что при выходе из лифтов на лестничную клетку предел огнестойкости дверей шахт лифтов не нормируется, тем самым определяя категорию дверей лифтов, на которую не распространяются требования об огнестойкости применительно к пожарной безопасности и пожаротушению.
Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного разбирательства, по результатам рассмотрения заявки общества от 23.10.2020 N 340-СС/10-2020 орган по сертификации ООО "Северо-Западный Разрешительный центр в области пожарной безопасности" решением от 23.10.2020 N 340-ОР/10-2020 отказал в проведении сертификации заявленной продукции (двери шахт лифтов без нормируемого предела огнестойкости, двухстворчатые горизонтально-раздвижные центрального открывания марки "FABREDOOR-2" тип Т2200-С2А, габаритными размерами проема в свету по ширине 700 мм, по высоте 2000 мм), со ссылкой на то, что заявленная продукция не подлежит подтверждению соответствия требованиям нормативной документации, указанной в заявлении на сертификацию. Причина отказа: сертификационные испытания не могут быть проведены на соответствие требованиям ТР ЕАЭС 043/2017, ГОСТ 30247.3-2002, так как данная продукция не имеет нормируемого предела и не предназначена для обеспечения предотвращения распространения опасных факторов пожара в течение нормируемого времени огнестойкости в связи с применением при выходе из лифтов на лестничную клетку.
Согласно паспорту спорной продукции ("двери шахты лифта") используются исключительно для выхода на лестничную площадку; не имеют нормируемого предела огнестойкости. Данное обстоятельство таможней не оспаривается.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно указал, что исходя из взаимосвязанных положений пункта 98 раздела XVIII раздела XVIII "Заполнение проемов противопожарных преград" Перечня средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, на которые распространяются требования ТР ЕАЭС 043/2017, являющийся приложением к ТР ЕАЭС 043/2017, пункта 2 статьи 140 Закона N 123-ФЗ, ввезенный обществом товар - двери шахт лифтов, не имеющие нормируемого предела огнестойкости, не подпадают под требования как ТР ЕАЭС 043/2017, так и Закона N 123-ФЗ о необходимости обязательного подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности, о чем также указал и орган по сертификации в своем решении от 23.10.2020 N 340-ОР/10-2020.
Представленные в материалы дела документы свидетельствуют о принятии обществом всех необходимых мер для соблюдения обязательных требований при ввозе спорных товаров на таможенную территорию.
С учетом изложенного, выводы суда апелляционной инстанции о наличии в действиях общества состава вменяемого правонарушения, подлежат исключению из мотивировочной части постановления на основании пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В остальной части постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2021 по делу N А15-1525/2021 изменить, исключив из его мотивировочной части выводы суда о наличии в действиях общества с ограниченной ответственностью "Строй-Лифт" состава вмененного ему правонарушения по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В остальной части постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно паспорту спорной продукции ("двери шахты лифта") используются исключительно для выхода на лестничную площадку; не имеют нормируемого предела огнестойкости. Данное обстоятельство таможней не оспаривается.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно указал, что исходя из взаимосвязанных положений пункта 98 раздела XVIII раздела XVIII "Заполнение проемов противопожарных преград" Перечня средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, на которые распространяются требования ТР ЕАЭС 043/2017, являющийся приложением к ТР ЕАЭС 043/2017, пункта 2 статьи 140 Закона N 123-ФЗ, ввезенный обществом товар - двери шахт лифтов, не имеющие нормируемого предела огнестойкости, не подпадают под требования как ТР ЕАЭС 043/2017, так и Закона N 123-ФЗ о необходимости обязательного подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности, о чем также указал и орган по сертификации в своем решении от 23.10.2020 N 340-ОР/10-2020."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 февраля 2022 г. N Ф08-14332/21 по делу N А15-1525/2021