г. Краснодар |
|
17 февраля 2022 г. |
Дело N А53-25222/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Коржинек Е.Л., судей Рассказова О.Л. и Садовникова А.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Т2 Мобайл" (ИНН 7743895280, ОГРН 1137746610088) - Пазюра Е.С. (доверенность от 04.05.2021), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Т2 Мобайл" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.10.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2021 по делу N А53-25222/2021, установил следующее.
ООО "Т2 Мобайл" (далее - общество) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - управление) о признании незаконным решения от 01.07.2021 N КУВД-001/2021-25303746/1 о возвращении без рассмотрения документов по заявлению N КУВД-001/2021-25303746/1 и возложении обязанности на управление рассмотреть указанное заявление по существу.
Решением суда от 26.10.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 15.12.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит состоявшиеся судебные акты отменить и удовлетворить заявленные требования, направить запрос в Конституционный Суд Российской Федерации и приостановить производство по делу до принятия постановления Конституционного Суда Российской Федерации. По мнению заявителя, суды неправильно истолковали нормы материального права и учли позицию Верховного Суда Российской Федерации.
В отзыве на жалобу управление просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы.
Разрешая ходатайство общества о направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации и приостановления производство по кассационной жалобе до принятия постановления Конституционного Суда Российской Федерации, суд округа исходит из следующего.
Согласно части 3 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) если при рассмотрении конкретного дела арбитражный суд придет к выводу о несоответствии закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом деле, Конституции Российской Федерации, арбитражный суд обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности этого закона.
В соответствии со статьей 101 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции Российской Федерации закона, примененного или подлежащего применению в указанном деле, обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности данного закона.
В силу указанных норм обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона является правом арбитражного суда в случае возникновения у него сомнений в соответствии примененного или подлежащего применению закона Конституции Российской Федерации.
В рассматриваемом случае предусмотренных названными нормами оснований для обращения с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации не усматривается. Оснований для приостановления производства по кассационной жалобе общества также не имеется.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установили суды, 22.06.2021 общество обратилось с заявлением в управление о регистрации сделки об ограничении (обременении) права. С заявлением представлен следующий пакет документов: платежное поручение на уплату государственной пошлины в сумме 1 тыс. рублей от 11.06.2021 N 81683; нотариальная доверенность, дополнительное соглашение от 17.05.2021 к договору аренды нежилых помещений от 06.12.2001 N АР-Р/07-2001.
01 июля 2021 года управление приняло решение (уведомление N КУВД-001/2021-25303746/1) о возврате документов без рассмотрения на основании статьи 25 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) в связи с отсутствием информации об уплате государственной пошлины в размере 22 тыс. рублей, в соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).
Общество полагая, что управление незаконно отказалось рассматривать заявление о регистрации дополнительного соглашения к договору аренды, обратилось в суд с заявлением.
Частью 6 статьи 1 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).
Согласно части 1 статьи 9 Закон N 218-ФЗ в реестр прав на недвижимость (в соответствии с частью 2 статьи 7 названного закона входящий в состав ЕГРН) вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
В силу подпункта 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса (в редакции Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") за государственную регистрацию прав, ограничений прав и обременений объектов недвижимости, сделок с объектом недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 21, 22.1, 23 - 26, 28 - 31, 61 и 80.1 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса, физическим лицом уплачивается государственная пошлина в размере 2 тыс. рублей, организацией - 22 тыс. рублей.
Подпунктом 27 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса установлено, что государственная пошлина за внесение изменений в записи Единого государственного реестра недвижимости о правах, об ограничениях прав и обременениях недвижимого имущества, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктом 28.1 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса, уплачивается физическими лицами в размере 350 рублей, организациями - 1 тыс. рублей.
Из названных положений Налогового кодекса следует, что указанные размеры государственной пошлины установлены за осуществление самостоятельных юридически значимых действий - за регистрацию прав (ограничений прав и обременений, сделок) в отношении объектов недвижимости и за внесение изменений в записи ЕГРН.
При этом в силу прямого указания, содержащегося в подпункте 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса, в установленных данной нормой размерах подлежит уплате государственная пошлина за государственную регистрацию сделок с объектом недвижимости.
Сделка, предусматривающая изменение условий зарегистрированной сделки, подлежит государственной регистрации (пункт 2 статьи 164 Гражданского кодекса).
Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное (пункт 1 статьи 452 Гражданского кодекса).
Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 609 Гражданского кодекса).
Дополнительное соглашение к договору аренды недвижимого имущества, включая соглашение, как не содержащее условий, влекущих внесение изменений в записи ЕГРН, так и содержащее такие условия, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации на основании пункта 3 статьи 433 Гражданского кодекса.
Исходя из положений статей 164 и 609 Гражданского кодекса, при государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды недвижимого имущества применяется порядок, предусмотренный для государственной регистрации данного договора.
Учитывая, что дополнительное соглашение к договору аренды недвижимого имущества является сделкой, подлежащей государственной регистрации в соответствии с Гражданским кодексом и Законом N 218-ФЗ, за государственную регистрацию такого дополнительного соглашения уплачивается государственная пошлина в размерах, установленных подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса, то есть для организаций - 22 тыс. рублей.
Данная правовая позиция выражена в решении Верховного Суда Российской Федерации от 15.01.2021 N АКПИ20-932, оставленном в силе апелляционным определением от 02.02.2021 N АПЛ20-487 и определении от 21.10.2021 N 307-ЭС21-8546.
Принимая во внимание изложенное, и то обстоятельство, что при государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды объекта недвижимости в ЕГРН не вносится новая запись о сделке, а лишь изменяется существующая запись, по общему правилу не может служить основанием для вывода об уплате в рассматриваемой ситуации государственной пошлины, предусмотренной подпунктом 27 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса в размере 1 тыс. рублей.
Суды установили, что представленное на государственную регистрацию дополнительное соглашение к договору аренды изменяет размер арендной платы. Такого рода соглашение подлежит обязательной государственной регистрации, поскольку является неотъемлемой частью договора аренды и изменяет содержание и условия обременения, порождаемого договором аренды, что согласуется с правовой позицией, выраженной в пункте 9 Обзора практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.02.2001 N 59).
При таких обстоятельствах, управление пришло к обоснованному выводу о необходимости уплаты государственной пошлины, предусмотренной подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса, и правомерно возвратило обществу документы, представленные на государственную регистрацию, не уплатившему государственную пошлину в полном объеме.
Доводы общества основаны на неправильном понимании норм материального права и не влияют на правильность выводов судов.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
ходатайства о направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации и приостановлении производства по кассационной жалобе отклонить.
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.10.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2021 по делу N А53-25222/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Л. Коржинек |
Судьи |
О.Л. Рассказов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая, что дополнительное соглашение к договору аренды недвижимого имущества является сделкой, подлежащей государственной регистрации в соответствии с Гражданским кодексом и Законом N 218-ФЗ, за государственную регистрацию такого дополнительного соглашения уплачивается государственная пошлина в размерах, установленных подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса, то есть для организаций - 22 тыс. рублей.
Данная правовая позиция выражена в решении Верховного Суда Российской Федерации от 15.01.2021 N АКПИ20-932, оставленном в силе апелляционным определением от 02.02.2021 N АПЛ20-487 и определении от 21.10.2021 N 307-ЭС21-8546.
Принимая во внимание изложенное, и то обстоятельство, что при государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды объекта недвижимости в ЕГРН не вносится новая запись о сделке, а лишь изменяется существующая запись, по общему правилу не может служить основанием для вывода об уплате в рассматриваемой ситуации государственной пошлины, предусмотренной подпунктом 27 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса в размере 1 тыс. рублей.
Суды установили, что представленное на государственную регистрацию дополнительное соглашение к договору аренды изменяет размер арендной платы. Такого рода соглашение подлежит обязательной государственной регистрации, поскольку является неотъемлемой частью договора аренды и изменяет содержание и условия обременения, порождаемого договором аренды, что согласуется с правовой позицией, выраженной в пункте 9 Обзора практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.02.2001 N 59).
При таких обстоятельствах, управление пришло к обоснованному выводу о необходимости уплаты государственной пошлины, предусмотренной подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса, и правомерно возвратило обществу документы, представленные на государственную регистрацию, не уплатившему государственную пошлину в полном объеме."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 февраля 2022 г. N Ф08-515/22 по делу N А53-25222/2021