г. Краснодар |
|
17 февраля 2022 г. |
Дело N А25-1733/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Воловик Л.Н. и Герасименко А.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (ИНН 0901024631, ОГРН 1030900721830) - Байрамукова М.М. (доверенность от 09.02.2022), в отсутствие заинтересованного лица - Управления по имущественным отношениям мэрии муниципального образования города Черкесска (ИНН 0917035170, ОГРН 1180917002628), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Нашевой Инны Гериевны, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления по имущественным отношениям мэрии муниципального образования города Черкесска на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 01.06.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2021 по делу N А25-1733/2020, установил следующее.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - антимонопольный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению по имущественным отношениям мэрии муниципального образования города Черкесска (далее - управление) о понуждении к исполнению решения от 26.12.2019 по делу N 20 и предписания от 26.12.2019 N 10.
Определением от 26.01.2021 суд по ходатайству антимонопольного органа привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Нашеву Инну Гериевну.
Решением от 01.06.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.12.2021, суд удовлетворил заявленные требования. Обязал управление исполнить решение от 26.12.2019 по делу N 20 и предписание от 26.12.2019 N 10. Управлению с момента вступления судебного акта в законную силу в трехдневный срок отменить протоколы заседания комиссии по рассмотрению заявок в рамках проведения аукциона на право заключения договора аренды муниципального имущества (извещение N 211119/30418032/04 Лот N 1, 2, 3); повторно провести рассмотрение заявок на участие в аукционе по Лотам N 1, 2, и 3 в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе с учетом вступившего в законную силу названного решения и предписания и представить в двухнедельный срок в антимонопольный орган сведения об их исполнении.
Судебные акты мотивированы тем, что требования антимонопольного органа заявлены обоснованно, поскольку управлением допущено нарушение антимонопольного законодательства и это нарушение добровольно не устранено. Антимонопольный орган вправе в судебном порядке требовать возложения на управление обязанности по принудительному устранению соответствующих нарушений.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение суда и постановление суда апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указал, что решение и предписание являются неисполнимыми, поскольку на официальном сайте www.torgi.gov.ru отсутствует техническая возможность внести изменения в извещения.
В отзыве на кассационную жалобу управление считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Представитель управления в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителя управления, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган вынес решение от 26.12.2019, которым признал управление нарушившим часть 5 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) и пункта 25 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход 3 прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 N 67 (далее - Правила N 67).
На основании данного решения антимонопольный орган выдал управлению предписание от 26.12.2019 N 10 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 17.03.2020 по делу N А25-6/2020, оставленные без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 16.06.2020, управлению отказано в удовлетворении заявления о признании недействительными решения от 26.12.2019 по делу N 20 и предписания от 26.12.2019 N 10.
Установив факт неисполнения управлением решения от 26.12.2019 по делу N 20 и предписания от 26.12.2019 N 10 по состоянию на 28.07.2020 (дата подачи заявления в арбитражный суд), антимонопольный орган обратился в арбитражный суд с заявлением по рассматриваемому делу.
Суды, руководствуясь подпунктом "и" пункта 6 части 1 статьи 23, статьей 36 Закона N 135-ФЗ, сделали вывод о том, что антимонопольный орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о понуждении к исполнению решений и предписаний антимонопольного органа.
Указанное право обусловлено тем, что сами по себе акты антимонопольного органа силой принудительного исполнения не обладают, поскольку формулируются в виде предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и преследуют цель понудить соответствующих лиц исполнить эти требования, прежде всего в добровольном порядке (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16.11.2000 N 237-О).
Предоставление антимонопольному органу полномочий на обращение в суд с исками, заявлениями должно быть обусловлено определенными обстоятельствами, а именно, когда выданные антимонопольным органом предписания не исполняются в добровольном порядке.
Таким образом, судами верно указано, что в случае неисполнения управлением решения и предписания, антимонопольный орган вправе привлечь управление к административной ответственности, что не лишает антимонопольный орган права обратиться в арбитражный суд с иском о понуждении управления к исполнению своего предписания.
Судами установлено, что законность решения и предписания антимонопольного органа подтверждена вступившими в законную силу судебными актами по делу N А25-6/2020, являющимися обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежащими исполнению на всей территории Российской Федерации в силу части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законные требования антимонопольного органа, указанные в решении и предписании, управлением добровольно не исполнены. В связи с этим антимонопольный орган правомерно реализовал свое право на обращение в арбитражный суд с заявлением о понуждении управления к исполнению решения и предписания.
При этом судами указано, что предусмотренная Законом N 135-ФЗ возможность подачи в суд заявления о понуждении к исполнению решений и предписаний антимонопольного органа служит цели устранения и (или) предотвращения нарушений антимонопольного законодательства, защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Определенные в заявлении меры соответствуют целям и задачам Закона N 135-ФЗ, направлены на восстановление прав лиц, в отношении которых нарушались требования антимонопольного законодательства.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о том, что требование антимонопольного органа о понуждении к исполнению решения и предписания является законным и обоснованным.
Выводы судов о том, что требование антимонопольного органа о понуждении к исполнению решения и предписания является законным и обоснованным, являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм права, по существу направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и сделанных на их основании выводов, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с этим подлежат отклонению.
Кроме того, доводы управления не опровергают выводов судов, по существу сводятся к несогласию с этими выводами и обстоятельствами.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 01.06.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2021 по делу N А25-1733/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, руководствуясь подпунктом "и" пункта 6 части 1 статьи 23, статьей 36 Закона N 135-ФЗ, сделали вывод о том, что антимонопольный орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о понуждении к исполнению решений и предписаний антимонопольного органа.
Указанное право обусловлено тем, что сами по себе акты антимонопольного органа силой принудительного исполнения не обладают, поскольку формулируются в виде предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и преследуют цель понудить соответствующих лиц исполнить эти требования, прежде всего в добровольном порядке (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16.11.2000 N 237-О).
...
Законные требования антимонопольного органа, указанные в решении и предписании, управлением добровольно не исполнены. В связи с этим антимонопольный орган правомерно реализовал свое право на обращение в арбитражный суд с заявлением о понуждении управления к исполнению решения и предписания.
При этом судами указано, что предусмотренная Законом N 135-ФЗ возможность подачи в суд заявления о понуждении к исполнению решений и предписаний антимонопольного органа служит цели устранения и (или) предотвращения нарушений антимонопольного законодательства, защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Определенные в заявлении меры соответствуют целям и задачам Закона N 135-ФЗ, направлены на восстановление прав лиц, в отношении которых нарушались требования антимонопольного законодательства."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 февраля 2022 г. N Ф08-326/22 по делу N А25-1733/2020
Хронология рассмотрения дела:
17.02.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-326/2022
02.12.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3172/2021
13.09.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9949/2021
01.06.2021 Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики N А25-1733/20