г. Краснодар |
|
17 февраля 2022 г. |
Дело N А61-3575/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Епифанова В.Е., при ведении протокола помощником судьи Зубко А.Н., с участием в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Дагестан, от заявителя - конкурсного управляющего республиканского государственного сельскохозяйственного предприятия "Бесланский" Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия - Алания (ИНН 1511001454, ОГРН 1021500945784) Мусалавовой С.К. - Арслановой С.Н. (доверенность от 01.04.2021), в отсутствие заинтересованных лиц: Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия - Алания, администрации местного самоуправления Правобережного района Республики Северная Осетия - Алания, третьих лиц: публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ", Аликовой З.Т., Хубашвили О.А., Дзугутова Т.Н., Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Северная Осетия - Алания, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия - Алания, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу конкурсного управляющего республиканского государственного сельскохозяйственного предприятия "Совхоз "Бесланский"" Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия - Алания Мусалавовой С.К. на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2021 по делу N А61-3575/2020, установил следующее.
РГСП "Бесланский" Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия - Алания в лице конкурсного управляющего Мусалавовой С.К. (далее - предприятие; конкурсный управляющий) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства имущественных и земельных отношений Республики Северная Осетия - Алания (далее - министерство), выразившегося в незаключении договоров аренды в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 15:03:0030303:17, 15:03:0010802:49, 15:03:0010802:51, 15:03:0010802:55 и возложении на уполномоченный орган обязанности заключить договоры аренды данных земельных участков на 49 лет, выделив из них участки под объектами капитального строительства, принадлежащими третьим лицам (в уточненной редакции, т. 2, л. д. 13 - 15).
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация местного самоуправления Правобережного района Республики Северная Осетия - Алания (далее - администрация).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора к участию в деле привлечены: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Северная Осетия - Алания (далее - учреждение), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия - Алания (далее - управление), ПАО "Россети Северный Кавказ" (далее - общество), Аликова З.Т., Хубашвили О.А., Дзугутов Т.Н.
Решением от 31.05.2021 признано незаконным бездействие министерства, выразившееся в уклонении от рассмотрения по существу заявления конкурсного управляющего о заключении договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 15:03:0010802:49, 15:03:0010802:51, 15:03:0010802:55 с одновременным исключением из них площади, занятой недвижимостью третьих лиц; на администрацию возложена обязанность в месячный срок со дня вступления решения в законную силу рассмотреть по существу и принять решение по заявлению конкурсного управляющего о заключении с предприятием договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 15:03:0010802:49, 15:03:0010802:51, 15:03:0010802:55 с одновременным исключением площади, занятой недвижимостью третьих лиц. В части требования о признании незаконным бездействия по заключению договора аренды земельного участка с кадастровым номером 15:03:0030303:17 отказано, поскольку данный участок изъят для муниципальных нужд. Суд первой инстанции исходил из того, что министерство допустило бездействие, выразившееся в непринятии решения относительно поступившего заявления предприятия и представленных документов, исходя из требований статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
Определением от 04.08.2021 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Постановлением апелляционного суда от 14.10.2021 решение от 31.05.2021 отменено с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований; в доход федерального бюджета с предприятия взыскано 4500 рублей государственной пошлины. Судебный акт мотивирован наличием у предприятия права постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 15:03:0010802:49, 15:03:0010802:51, 15:03:0010802:55, а также наличие на этих участках объектов недвижимости, принадлежащих третьим лицам (Аликовой З.Т., Дзугутову Т.Н, Хубашвили О.А.), что установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 30.12.2019 по делу N А61-2120/2019, и не подлежит доказыванию по настоящему делу в силу статьи 69 Кодекса. Ввиду того, что на земельных участках, принадлежащих на праве постоянного (бессрочного) пользования предприятию, расположены объекты недвижимости третьих лиц, заявитель не лишен права обраться в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка для последующего раздела исходных земельных участков и переоформления прав на них. Однако с соответствующим заявлением предприятие в уполномоченный орган не обращалось. Поскольку для обеспечения прав третьих лиц раздел земельных участков с кадастровыми номерами 15:03:0010802:49, 15:03:0010802:51, 15:03:0010802:55 в установленном законом порядке не произведен, - исходные земельные участки предприятию в аренду не могут быть предоставлены. В отношении земельного участка с кадастровым номером 15:03:0030303:17 также указано на невозможность предоставления вследствие изъятия для муниципальных нужд.
В кассационной жалобе конкурсный управляющий просит постановление апелляционного суда от 14.10.2021 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, указывая, что земельный участок с кадастровым номером 15:03:0030303:17 не изъят для муниципальных нужд, так как установленный законом порядок изъятия не соблюден. Судом не учтено, что заявитель обращался к министерству по разрешению вопроса о выделении земельных участков третьим лицам, чьи объекты находятся на спорных земельных участках. Заявления с приложением схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории должны исходить от третьих лиц. Министерство, направляя ответ на обращение заявителя, не истребовал схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. В данном случае имеет место явное злоупотребление своими гражданскими правами со стороны третьих лиц.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель конкурсного управляющего поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Иные, участвующие в деле лица, явку в суд кассационной инстанции не обеспечили, извещены надлежащим образом согласно статьям 121, 123 Кодекса. Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе, выслушав заявителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела и установлено апелляционным судом, откормочному совхозу "Бесланский" Правобережного района Республики Северная Осетия - Алания выдан государственный акт от 25.05.1999 N 744 на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 985 га.
Постановлением главы администрации местного самоуправления Правобережного района Республики Северная Осетия - Алания от 09.09.1999 N 873 предприятие переименовано в государственное сельскохозяйственное предприятие совхоз "Бесланский" Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия - Алания.
Распоряжением министерства от 28.12.2012 N 800 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 15:03:0010802, расположенного по адресу: Республика Северная Осетия - Алания, Правобережный район, г. Беслан, площадью 211 163 кв. м. Земельный участок с кадастровым номером 15:03:0010802:19 поставлен на кадастровый учет, относится к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.
На основании государственного акта от 25.05.1999 N 744 зарегистрировано право собственности Республики Северная Осетия - Алания на земельный участок с кадастровым номером 15:03:0010802:19.
В результате раздела земельного участка с кадастровым номером 15:03:0010802:19 образованы земельные участки с кадастровыми номерами 15:03:0010802:48, 15:03:0010802:49, 15:03:0010802:50, 15:03:0010802:51, 15:03:0010802:54, 15:03:0010802:55, 15:03:0010802:56. Право республиканской собственности на эти участки зарегистрировано 07.08.2014.
На основании распоряжения министерства от 20.12.2013 N 612 произведен раздел земельного участка, находящегося на праве постоянного (бессрочного) пользования у ГУП совхоз "Бесланский" на основании государственного акта на право пользования землей от 10.11.1981 серия А-1 N 930979, в результате чего образован земельный участок с кадастровым номером 15:03:0030303:17 площадью 715 100 кв. м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства. Земельный участок поставлен на кадастровый учет 04.12.2013, расположен по адресу: Республика Северная Осетия - Алания, Правобережный район, северо-восточнее с. Новый Батако.
На основании решения расширенного заседания правления совхоза "Батакоюртский" от 15.03.1991, решения исполкома Ново-Батакоюртского сельского Совета народных депутатов от 15.03.1991 и решения исполкома Правобережного Совета народных депутатов от 15.04.1991 N 2 земельный участок с кадастровым номером 15:03:0030303:17 изъят у совхоза и передан Ново-Батакоюртскому сельскому Совету. Право республиканской собственности на этот участок зарегистрировано 07.02.2014.
Решением от 14.07.2014 по делу N А61-1183/2013 в отношении предприятия введена процедура конкурсного производства; определением от 01.08.2017 конкурсным управляющим утверждена Мусалавова С.К.
Конкурсный управляющий обратился в министерство с заявлением о заключении договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 15:03:0010802:49, 15:03:0010802:50, 15:03:0010802:51, 15:03:0010802:54, 15:03:0010802:55, 15:03:0010802:56, 15:03:0030303:17 без проведения торгов.
В рамках дела N А61-2120/2019 решением от 30.12.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.06.2020, признано незаконным бездействие министерства, выразившееся в незаключении с заявителем договоров аренды в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 15:03:0010802:50, 15:03:0010802:54, 15:03:0010802:56; на уполномоченный орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предприятия путем заключения в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу договоров аренды земельных участков; в удовлетворении требований предприятия в отношении участков с кадастровыми номерами 15:03:0010802:49, 15:03:0010802:51, 15:03:0010802:55, 15:03:0030303:17 - отказано. Суды, руководствуясь пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", установив, что земельные участки с кадастровыми номерами 15:03:0010802:50, 15:03:0010802:54, 15:03:0010802:56 находятся в постоянном (бессрочном) пользовании предприятия и являются частью его имущественного комплекса, пришли к выводу о наличии установленных законом оснований для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды. Основания для заключения с предприятием договоров аренды в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 15:03:0010802:49, 15:03:0010802:51, 15:03:0010802:55 суды не усмотрели, поскольку на этих участках распложены объекты недвижимости третьих лиц (Аликовой З.Т., Дзугутова Т.Н, Хубашвили О.А.).
С заявлением о формировании земельных участков, исключающих площадь, занимаемую объектами недвижимости третьих лиц, предприятие в уполномоченный орган не обращалось. Отказ в удовлетворении требований в отношении земельного участка с кадастровым номером 15:03:0030303:17 мотивирован изъятием для муниципальных нужд, какие либо объекты недвижимости предприятия на данном участке отсутствуют.
10 июня 2020 года предприятие обратилось к министерству с заявлением о заключении с ним договоров аренды в отношении части земельных участков с кадастровыми номерами 15:03:0010802:49, 15:03:0010802:51, 15:03:0010802:55, 15:03:0030303:17 с выделением площади земельных участков, занятой объектами недвижимости третьих лиц, сославшись на результаты дела N А61-2120/2019.
Письмом от 16.07.2020 N 1666 министерство сообщило предприятию, что заявление будет рассмотрено после выделения земельных участков собственникам объектов недвижимости.
В заявлении от 12.08.2020 предприятие потребовало от министерства выяснить наличие (отсутствие) на спорных земельных участках объектов капитального строительства, принадлежащих третьим лицам, при наличии таковых просило выделить часть земельного участка под этими объектами и направить предприятию проект договора аренды земельных участков.
Ответным письмом от 27.08.2020 N 2052 министерство сообщило, что заявление будет рассмотрено после выделения земельных участков собственникам объектов недвижимости.
В заявлении от 15.09.2020 предприятие вновь потребовало от министерства разрешить вопрос о выделении земельных участков третьим лицам и предоставить в аренду спорные земельные участки.
Полагая, что со стороны заинтересованного лица имеет место незаконное бездействие, предприятие в лице конкурсного управляющего Мусалавовой С.К. обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Согласно части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания арбитражным судом ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя (часть 2 статьи 201 Кодекса).
По смыслу статей 65, 198, 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
При рассмотрении дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Кодекса).
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле (часть 1 статьи 64 Кодекса).
В соответствии со статьей 7 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", статьей 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", частью 1 статьи 16 Кодекса, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для всех без исключения органов, физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
На основании части 2 статьи 69 Кодекса обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Разрешая данный спор, апелляционный суд учел преюдициальные обстоятельства, установленные в рамках дела N А61-2120/2019. Суд второй инстанции признал, что поскольку для обеспечения прав третьих лиц раздел земельных участков с кадастровыми номерами 15:03:0010802:49, 15:03:0010802:51, 15:03:0010802:55 в установленном законом порядке не произведен, - исходные земельные участки в аренду предприятию предоставлены быть не могут. На спорных земельных участках, принадлежащих на праве постоянного (бессрочного) пользования предприятию, расположены объекты недвижимости третьих лиц, заявитель не лишен права обраться в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка для последующего раздела исходных участков и переоформления прав на них. Земельный участок с кадастровым номером 15:03:0030303:17 не может быть предоставлен предприятию в аренду, поскольку изъят для муниципальных нужд.
С учетом изложенного, окружной суд не усматривает оснований для отмены апелляционного постановления. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2021 по делу N А61-3575/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рамках дела N А61-2120/2019 решением от 30.12.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.06.2020, признано незаконным бездействие министерства, выразившееся в незаключении с заявителем договоров аренды в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 15:03:0010802:50, 15:03:0010802:54, 15:03:0010802:56; на уполномоченный орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предприятия путем заключения в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу договоров аренды земельных участков; в удовлетворении требований предприятия в отношении участков с кадастровыми номерами 15:03:0010802:49, 15:03:0010802:51, 15:03:0010802:55, 15:03:0030303:17 - отказано. Суды, руководствуясь пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", установив, что земельные участки с кадастровыми номерами 15:03:0010802:50, 15:03:0010802:54, 15:03:0010802:56 находятся в постоянном (бессрочном) пользовании предприятия и являются частью его имущественного комплекса, пришли к выводу о наличии установленных законом оснований для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды. Основания для заключения с предприятием договоров аренды в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 15:03:0010802:49, 15:03:0010802:51, 15:03:0010802:55 суды не усмотрели, поскольку на этих участках распложены объекты недвижимости третьих лиц (Аликовой З.Т., Дзугутова Т.Н, Хубашвили О.А.).
...
По смыслу статей 65, 198, 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 февраля 2022 г. N Ф08-14629/21 по делу N А61-3575/2020