г. Ессентуки |
|
14 октября 2021 г. |
Дело N А61-3575/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2021 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Сомова Е.Г., судей Марченко О.В. и Белова Д.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дел в суде первой инстанции, дело N А61-3575/2020, по заявлению республиканского государственного сельскохозяйственного предприятия "Совхоз "Бесланский"" к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания о признании незаконным бездействия; при участии представителей от конкурсного управляющего Мусалавовой С.К. - Арслановой С.Н. (доверенность от 01.04.2021), от АМС Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания - Дауровой Д.В. (доверенность от 23.09.2021), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
республиканское государственное сельскохозяйственное предприятие "Бесланский" в лице конкурсного управляющего Мусалаловой С.К. (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания (далее - министерство) о признании незаконным бездействия министерства, выразившегося в не заключении договоров аренды в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 15:03:0030303:17, 15:03:0010802:49, 15:03:0010802:51, 15:03:0010802:55 и возложении на министерство обязанности заключить договоры аренды земельных участков на 49 лет, выделив из них участки под объектами капитального строительства, принадлежащими третьим лицам (уточнённые требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Северная Осетия-Алания, Управление Росреестра по Республике Северная Осетия-Алания, ПАО "Россети Северный Кавказ", Аликова Зина Теозовна, Хубашвили Омари Александрович, Дзугутов Тотраз Николаевич.
К участию в деле в качестве второго ответчика привлечена администрация местного самоуправления Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания (далее - администрация).
Решением от 31.05.2021 суд признал незаконным бездействие министерства, выразившееся в уклонении от рассмотрения по существу заявления конкурсного управляющего о заключении договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 15:03:0010802:49, 15:03:0010802:51, 15:03:0010802:55 с одновременным исключением из них площади, занятой недвижимостью третьих лиц. На администрацию возложена обязанность в месячный срок со дня вступления решения в законную силу рассмотреть по существу и принять решение по заявлению конкурсного управляющего о заключении с предприятием договоров аренды на земельные участки с кадастровыми номерами 15:03:0010802:49, 15:03:0010802:51, 15:03:0010802:55 с одновременным исключением из них площади, занятой недвижимостью третьих лиц. В части требования о признании незаконным бездействия министерства в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 15:03:0030303:17 отказано.
Не согласившись с судебным актом, предприятие, министерство и администрация подали апелляционные жалобы. Предприятие просило отменить решение в части отказа в удовлетворении требований; министерство и администрация просили отменить решение и отказать в удовлетворении заявления предприятия в полном объеме.
Определением от 04.08.2021 апелляционный суд, руководствуясь частью 6.1 статьи 268 АПК РФ, разъяснениями, данными в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" (далее - постановление N 12), установив, что судом первой инстанции не рассмотрены заявленные предприятием требования к министерству о признании незаконным уклонения от заключения договоров аренды; об обязании заключить договоры аренды, перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в суде первой инстанции.
В судебном заседании представитель предприятия поддержал заявленные требования. Представитель администрации доводы жалобы отклонил. Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено в рамках дела N А61-2120/2019, откормочному совхозу "Бесланский" Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания на основании государственного акта N 744 от 25.05.1999 на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок площадью 985 га для сельскохозяйственного использования.
Постановлением главы администрации местного самоуправления Правобережного района N 873 от 09.09.1999 совхоз переименован в государственное сельскохозяйственное предприятие совхоз "Бесланский" Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания.
Распоряжением министерства N 800 от 28.12.2012 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 15:03:0010802, расположенного по адресу: РСО-Алания, Правобережный район, г. Беслан, площадью 211163 кв. м. Земельный участок с кадастровым номером 15:03:0010802:19 поставлен на кадастровый учет, относится к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.
На основании государственного акта N 744 от 25.05.1999 зарегистрировано право собственности Республики Северная Осетия-Алания на земельный участок с кадастровым номером 15:03:0010802:19.
В результате раздела земельного участка с кадастровым номером 15:03:0010802:19 образованы земельные участки с кадастровыми номерами 15:03:0010802:48, 15:03:0010802:49, 15:03:0010802:50, 15:03:0010802:51, 15:03:0010802:54, 15:03:0010802:55, 15:03:0010802:56. Право республиканской собственности на эти участки зарегистрировано 07.08.2014.
На основании распоряжения министерства N 612 от 20.12.2013 произведен раздел земельного участка, находящегося на праве постоянного (бессрочного) пользования у ГУП совхоз "Бесланский" на основании государственного акта на право пользования землей от 10.11.1981 серия А-1 N 930979, в результате чего образован земельный участок с кадастровым номером 12 15:03:0030303:17 площадью 715100 кв. м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства. Земельный участок поставлен на кадастровый учет 04.12.2013, расположен по адресу: РСО-Алания, Правобережный район, северо-восточнее с. Новый Батако.
На основании решения расширенного заседания правления совхоза "Батакоюртский" от 15.03.1991, решения исполкома Ново-Батакоюртского сельского Совета народных депутатов от 15.03.1991 и решения исполкома Правобережного Совета народных депутатов от 15.04.1991 N 2 земельный участок с кадастровым номером 12 15:03:0030303:17 изъят у совхоза и передан Ново-Батакоюртскому сельскому Совету. Право республиканской собственности на этот участок зарегистрировано 07.02.2014.
Решением суда от 14.07.2014 по делу N А61-1183/2013 в отношении предприятия введена процедура конкурсного производства; определением от 01.08.2017 конкурсным управляющим утверждена Мусалавова С.К.
Конкурсный управляющий обратилась в министерство с заявлением о заключении договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 15:03:0010802:49, 15:03:0010802:50, 15:03:0010802:51, 15:03:0010802:54, 15:03:0010802:55, 15:03:0010802:56, а также земельного участка с кадастровым номером 15:03:0030303:17 без проведения торгов.
Поскольку в административном порядке вопрос не нашел разрешения, предприятие обратилось в суд.
Решением суда от 30.12.2019 по делу N А61-2120/2019, оставленным без изменений постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2020, признано незаконным бездействие министерства, выразившееся в не заключении с заявителем договоров аренды в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 15:03:0010802:50, 15:03:0010802:54, 15:03:0010802:56. На министерство возложена устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предприятия путем заключения в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу договоров аренды земельных участков. В удовлетворении требований предприятия в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 15:03:0010802:49, 15:03:0010802:51, 15:03:0010802:55, 15:03:0030303:17 отказано.
Суды, руководствуясь пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", установив, что земельные участки с кадастровыми номерами 15:03:0010802:50, 15:03:0010802:54, 15:03:0010802:56 находятся в постоянном (бессрочном) пользовании предприятия и являются частью его имущественного комплекса, сделали вывод о наличии установленных законом оснований для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды. Основания для заключения с предприятием договоров аренды в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 15:03:0010802:49, 15:03:0010802:51, 15:03:0010802:55 суды не усмотрели, поскольку на этих земельных участках распложены объекты недвижимости третьих лиц (Аликовой З.Т., Дзугутова Т.Н, Хубашвили О.А.). С заявлением о формировании земельных участков, исключающих площадь, занимаемую объектами недвижимости третьих лиц, предприятие в уполномоченный орган не обращалось. Отказ в удовлетворении требований в отношении земельного участка с кадастровым номером 15:03:0030303:17 мотивирован тем, что этот земельный участок изъят для муниципальных нужд, какие либо объекты недвижимости предприятия на этом земельном участке отсутствуют.
Предприятие обратилось к министерству с заявлением от 10.06.2020, в котором со ссылкой на результаты рассмотрения дела N А61-2120/2019 просило заключить с ним договоры аренды в отношении части земельных участков с кадастровыми номерами 15:03:0010802:49, 15:03:0010802:51, 15:03:0010802:55, 15:03:0030303:17 с выделением площади земельных участков, занятой объектами недвижимости третьих лиц.
В письме от 16.07.2020 N 1666 министерство сообщило предприятию, что заявление будет рассмотрено после выделения земельных участков собственникам объектов недвижимости.
В заявлении от 12.08.2020 предприятие потребовало от министерства выяснить наличие (отсутствие) на спорных земельных участках объектов капитального строительства, принадлежащих третьим лицам, при наличии таковых просило выделить часть земельного участка под этими объектами и направить предприятию проект договора аренды земельных участков.
В ответном письме от 27.08.2020 N 2052 министерство сообщило, что заявление будет рассмотрено после выделения земельных участков собственникам объектов недвижимости.
В заявлении от 15.09.2020 предприятие вновь потребовало от министерства разрешить вопрос о выделении земельных участков третьим лицам и предоставить в аренду спорные земельные участки.
Поскольку министерство не предприняло мер по предоставлению земельных участков в аренду, предприятие обратилось в суд с заявлением о признании незаконным бездействия министерства, выразившегося в не заключении договоров аренды земельных участков и возложении на министерство обязанности заключить такие договоры.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 данного Кодекса).
Абзацем первым пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2016) предусматривалось, что юридические лица, за исключением лиц, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобрести земельные участки в собственность до 01.07.2012 в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса.
С 01.01.2016 названная статья действует в новой редакции, согласно которой юридические лица, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 01.07.2012 в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В рамках дела N А61-2120/2019 (по спору между теми же лицами) установлено наличие у предприятия права постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 15:03:0010802:49, 15:03:0010802:51, 15:03:0010802:55, а также наличие на этих земельных участках объектов недвижимости, принадлежащих третьим лицам (Аликовой З.Т., Дзугутову Т.Н, Хубашвили О.А.).
В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса указанные лица обладают исключительным правом на приобретение земельных участков в аренду без проведения торгов (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса). Следовательно, нахождение на земельных участках с кадастровыми номерами 15:03:0010802:49, 15:03:0010802:51, 15:03:0010802:55 объектов недвижимости третьих лиц исключает возможность предоставления этих участков в аренду предприятию.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 данного Кодекса.
При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (пункт 6 статьи 11.4 Земельного кодекса).
На основании пункта 7 статьи 11.4 Земельного кодекса в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются: 1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить; 2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Статьей 11.10 Земельного кодекса установлено, что схема представляет собой изображение границ каждого образуемого земельного участка с указанием их площади (пункт 1). Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу может быть обеспечена указанными гражданином или юридическим лицом (пункт 7). В решении об утверждении схемы в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии с нею, указываются площадь образуемого участка (подпункт 1 пункта 14). В утверждении схемы расположения земельного участка должно быть отказано, если она разработана с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Кодекса требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункта 16).
Поскольку на земельных участках, принадлежащих на праве постоянного (бессрочного) пользования предприятию, расположены объекты недвижимости третьих лиц, предприятие не лишено права обраться в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка для последующего раздела исходных земельных участков и переоформления прав на них.
Однако с соответствующим заявлением предприятие в уполномоченный орган не обращалось. Доказательства обратного в деле отсутствуют.
Поскольку в целях обеспечения прав третьих лиц раздел земельных участков с кадастровыми номерами 15:03:0010802:49, 15:03:0010802:51, 15:03:0010802:55 в установленном законом порядке не произведен, исходные земельные участки предприятию в аренду не могут быть предоставлены.
Земельный участок с кадастровым номером 15:03:0030303:17 также не может быть предоставлен предприятию в аренду, поскольку изъят для муниципальных нужд, что установлено судебным актов по ранее рассмотренному делу.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения требований предприятия отсутствуют.
В соответствии с разъяснениями, данными в абзаце 2 пункта 32 постановления N 12, по результатам рассмотрения дела арбитражный суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта, и принимает новый судебный акт.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 31.05.2021 по делу N А61-3575/2020 отменить, принять новый судебный акт.
В удовлетворении требований конкурсного управляющего республиканского государственного сельскохозяйственного предприятия "Совхоз "Бесланский"" Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания Мусалавовой С.К. отказать.
Взыскать с республиканского государственного сельскохозяйственного предприятия "Совхоз "Бесланский"" Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия - Алания (ИНН 1511001454, ОГРН 1021500945784) в доход федерального бюджета 4500 руб. государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
О.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-3575/2020
Истец: РГСХП совхоз "Бесланский" Министерства сельского хозяйства и проводовольствия РСО-Алания
Ответчик: Министерство государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания
Третье лицо: Аликова Зина Теозовна, Дзугутов Тотраз Николаевич, ПАО "Россети Северный Кавказ" в лице филиала "Россети Северный Кавказ" - "Севкавказэнерго", Управление Росреестра по РСО-Алания, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии", Хубашвили Омари Александрович, Амс Правобережного Района, АМС Правобережного района РСО-А, АМС Правобережного района РСО-Алания, Мусалавова Савгат Крымсолтановна