г. Краснодар |
|
17 февраля 2022 г. |
Дело N А63-19824/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Воловик Л.Н. и Герасименко А.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Филипповой Е.Н., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего кооператива "Сметана" (ИНН 2623029675, ОГРН 1182651018494) - Радченко С.Н. (доверенность от 26.01.2021), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Контрольно-счетной палаты Ставропольского края - Пузановой Е.Н. (доверенность от 10.01.2022), Чеснокова В.Н. (доверенность от 31.01.2022), в отсутствие заявителя - Министерства сельского хозяйства Ставропольского края (ИНН 2634053310, ОГРН 1022601955970), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, и заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего кооператива "Сметана" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 05.07.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2021 по делу N А63-19824/2020, установил следующее.
Министерство сельского хозяйства Ставропольского края (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к сельскохозяйственному потребительскому перерабатывающему кооперативу "Сметана" (далее - кооператив) о взыскании в доход бюджета Ставропольского края 27 млн. рублей гранта.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Контрольно-счетная палата Ставропольского края (далее - палата).
Решением суда от 05.07.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 19.10.2021, заявленные требования министерства удовлетворены. Суд взыскал с кооператива в бюджет Ставропольского края 27 млн рублей перечисленных средств гранта, выделенных в рамках реализации программы на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, за исключением потребительских кредитных кооперативов. Суд взыскал с кооператива в федеральный бюджет 150 тыс. рублей государственной пошлины.
Судебные акты мотивированы наличием правовых оснований для взыскания полученных кооперативом средств гранта.
В кассационной жалобе кооператив просит отменить решение суда и постановление суда апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указал на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, необоснованный отказ в удовлетворении ходатайства о назначении судебной экспертизы. Суд не дал оценки представленным в материалы дела доказательствам - бизнес-плану и плану расходов кооператива. Заявитель выразил свое несогласие с результатами отчета об оценке и полагает, что в спорном случае суд не установил обстоятельств нецелевого использования субсидии; возврат гранта является исключительной мерой ответственности, которая, по мнению кооператива, не применима в спорном случае.
В отзыве на кассационную жалобу палата считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель кооператива поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители палаты в судебном заседании просили судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, предоставление грантов на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в соответствии с Порядком предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края грантов на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 31.07.2015 N 333-п (далее - Порядок N 333-п).
По результатам конкурсного отбора министерство и кооператив 28.10.2019 заключили соглашение N 002 (далее - Соглашение), предметом которого является развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов. В соответствии с указанным соглашением кооперативу в 2019 году предоставлен грант в сумме 27 млн рублей.
Согласно плану расходов кооператива предусмотрены расходы на общую сумму 45 млн рублей, в том числе: за счет средств гранта - 27 млн рублей, за счет собственных средств - 18 млн рублей.
На лицевой счет кооператива перечислен 27 млн рублей гранта в соответствии с Порядком открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденным приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 N 21н, для софинансирования затрат на развитие материально-технической базы кооператива.
В ходе проверочных мероприятий палатой установлено, что кооператив предоставил документы, содержащие недостоверные сведения об использовании собственных средств в размере не менее 40% стоимости приобретаемого за счет гранта имущества: копия платежного поручения от 02.12.2019 N 19 на 4 050 тыс. рублей, отчеты о целевом расходовании гранта по состоянию на 31.03.2020 и 30.06.2020 и договор купли-продажи N 002/1, содержащий недостоверные сведения о стоимости приобретаемого помещения.
По итогам проверки палата вынесла и направила министерству представление от 06.10.2020 N 01-07/934 с указанием на необходимость рассмотреть информацию, изложенную в представлении, и принять соответствующие меры по устранению выявленных в ходе проверки нарушений.
Министерством в адрес кооператива направлено требование о возврате суммы гранта, которое последним не исполнено в добровольном порядке, что и послужило основанием для обращения министерства в суд.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, руководствуясь статьями 28, 38, 78, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядком N 333-П, сделали правильный вывод о наличии в рассматриваемом случае правовых оснований для удовлетворения, заявленного министерством требования.
Суды установили, что основанием для обращения министерства в суд с иском о возврате гранта послужило нарушение кооперативом подпункта 17 пункта 6, пункта 24 Порядка N 333-п, пунктов 4.3.2 и 4.3.6 Соглашения, а именно: предоставление кооперативом документов, содержащих недостоверные сведения (копия платежного поручения от 02.12.2019 N 19 на 4 050 тыс. рублей, отчеты о целевом расходовании гранта на развитие материально-технической базы кооператива по состоянию на 31.03.2020 и 30.06.2020).
Судебные инстанции исходили из того, что в соответствии с пунктом 26 Порядка N 333-п грант подлежит возврату в краевой бюджет в случаях: несоблюдения получателем условий, предусмотренных пунктом 6 Порядка N 333-п; установления факта представления получателем недостоверной информации в целях получения гранта; установления факта невыполнения получателем условий соглашения; установления факта нецелевого расходования получателем гранта.
При этом в случае несоблюдения получателем условий, предусмотренных пунктом 6 Порядка N 333-п, или установления факта представления получателем недостоверной информации в целях получения гранта, а также установления факта невыполнения получателем условий соглашения, грант подлежит возврату в краевой бюджет в полном объеме. Данные условия нашли свое отражение в пункте 4.1.7 соглашения N 002.
Пунктом 4.3.6 соглашения предусмотрено, что получатель обязуется обеспечивать полноту и достоверность сведений, представляемых министерству, в соответствии с Порядком N 333-п (в ред. от 31.07.2019).
В пункте 24 Порядка N 333-п (в ред. от 31.07.2019) определено, что получатель несет ответственность за достоверность документов, представляемых им в соответствии с пунктом 21 Порядка N 333-п, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.
Как видно из материалов дела, средства гранта расходованы кооперативом в соответствии с предусмотренным бизнес-планом в целях приобретения объекта недвижимости по договору купли-продажи нежилого помещения от 26.11.2019 N 08219PLN000212190528/002/1 (далее - договор N 002/1), заключенного кооперативом (покупатель) с Акаевой Р.Б.(продавец), по условиям которого продавец обязуется передать в собственность покупателя, а покупатель обязуется принять и оплатить нежилое здание, площадь: общая 348,7 кв. м, инвентарный номер: 23791, литер: А, этажность: 1, подземная этажность: 1, адрес (местоположение): Ставропольский край, Шпаковский район, пос. Цимлянский, ул. Лермонтова, 14. Кадастровый (или условный) номер: 26:11:090302:0021:23790/166:1000/А. Цена помещения составляет 10 125 тыс. рублей (пункт 2.1 договора).
Суды установили, что расчеты по договору должны осуществляться в безналичном порядке платежными поручениями, при этом 40% от общей суммы договора (4 050 тыс. рублей) оплачивается за счет средств покупателя, а окончательный расчет в размере 60% общей суммы по договору N 002/1 (6 075 тыс. рублей) - за счет средств гранта на развитие материально-технической базы кооперативов, после подписания акта приема-передачи недвижимого имущества (пункты 2.2, 2.3 договора).
Для подтверждения перечисления средств по договору купли-продажи кооператив представил: копию договора купли-продажи нежилого помещения от 26.11.2019 N 002/1, акт приема-передачи недвижимого имущества от 04.12.2019 N б/н; платежное поручение от 02.12.2019 N 19 на 4 050 тыс. рублей; выписку из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровый номер: 26:11:090302:621; копию свидетельства о государственной регистрации права собственности продавца Акаевой Р.Б. на нежилое помещение, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от 09.08.2011 N 26-АЗ 523465.
В связи с представленными документами министерство согласовало перечисление 6 075 тыс. рублей гранта с лицевого счета N 41216ПБ1920 кооператива.
Во исполнение условий договора кооператив по платежному поручению от 16.12.2019 N 25 перечислил Акаевой Р.Б. 6 075 тыс. рублей.
Вместе с тем, суды установили, что от 02.12.2019 N 19 на счет Акаевой Р.Б. от кооператива поступили 405 рублей, тогда как денежные средства в сумме 4 050 тыс. рублей на расчетный счет Акаевой Р.Б. не поступали. Кооператив не доказал факт оплаты в 2019 году 4 050 тыс. рублей из собственных средств.
По указанному факту 28.08.2020 возбуждено уголовное дело N 1200107006802455, по признакам состава преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации.
При данных обстоятельствах суды сделали обоснованный вывод, что кооперативом представлен подложный платежный документ, что в спорном случае является фактом представления получателем гранта недостоверной информации. Факт предоставления подложного платежного поручения кооперативом отрицает, однако он подтвержден материалами дела.
Из отчета об оценке N PC 162/2020 следует, что по состоянию на 29.11.2019 рыночная стоимость этого объекта составляла 915 тыс. рублей, в то время как стоимость приобретаемого кооперативом имущества в договоре купли-продажи N 002/1 более чем в 10 раз превышает его рыночную стоимость.
Таким образом, договор купли-продажи N 002/1 также содержит недостоверные сведения о стоимости приобретаемого помещения. Кооператив указанные выводы документально не опроверг.
Факт предоставления кооперативом недостоверных сведений является нарушением условий получения гранта и влечет обязанность получателя гранта возвратить полученные денежные средства в полном объеме.
При указанных обстоятельствах судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что предоставление недостоверных сведений является прямым нарушением условий получения гранта на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и влечет за собой возврат денежных средств министерству.
Доводы кооператива о необоснованном отказе суда в назначении экспертизы по настоящему делу правомерно отклонены судебными инстанциями, поскольку в силу статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопрос о целесообразности проведения экспертизы по делу отнесено к исключительной прерогативе суда. При этом суд правомерно указал, что выводы экспертизы не повлияют на правильность выводов суда при оценке всех имеющихся в материалах дела доказательств в их совокупности с учетом того, что установление ценообразования возможно и без проведения экспертизы.
Отклоняя ссылки подателя жалобы о том, что Порядком N 333-п в редакции от 30.07.2019 не предусмотрено предоставление документов, подтверждающих оплату собственными средствами на стадии получения разрешения министерства о перечислении средств гранта на счет продавца (пункт 21), а в соответствии с пунктом 23 Порядка N 333-п предоставление платежных документов о софинансировании в размере 40% необходимо только на стадии представления отчета о целевом расходовании средств гранта, суды указали, что из буквального толкования пунктов 21 - 22 Порядка N 333-п следует, что внесение собственных средств предшествует получению гранта. Аналогичные положения закреплены в пункте 4.1.3 соглашения. Для перечисления средств с лицевого счета федерального казначейства обязательным документом является документ, подтверждающий внесение собственных средств. В отсутствие указанного документа средства гранта не могли быть перечислены продавцу имущества.
С учетом вышеизложенного суды правомерно отклонили доводы кооператива о том, что договор N 002/1, соглашение и Порядок N 333-п не позволяют определить сроки уплаты собственных средств, а внесение собственных средств в счет оплаты обязательной доли софинансирования возможно в 2020 году.
Проверяя доводы кооператива о том, что договор купли-продажи не предусматривал оплату собственных средств одновременно с перечислением средств гранта, здание приобретено с рассрочкой платежа, суды указали, что пунктами 2.2, 2.3 договора предусмотрено, что вначале оплачиваются 40% собственных средств, а окончательный расчет (то есть тот расчет, который является полным исполнением обязательств) - за счет средств гранта 60% цены объекта, т. е. покупатель должен был внести свои средства еще до перечисления гранта.
Ссылки кооператива на то, что изъятие гранта в полном объеме повлечет банкротство кооператива и нанесет ему существенный вред тем, что не будет реализована государственная программа, не подтверждены какими-либо доказательствами.
Из письма Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю от 24.08.2020 N 21-10-14/22-29-ДСП (т. 1, л. д. 141 - 143) следует, что на 01.08.2020 и лицевого счета N 41216ПБ1920 израсходованы 6 075 тыс. рублей гранта, тогда как 20 925 тыс. рублей остались на лицевом счете. Таким образом, является безосновательным утверждение кооператива о причинении ему существенного вреда возвратом гранта в полном объеме.
Признавая несостоятельным довод кооператива относительно недостоверности и недопустимости отчета об оценке в качестве доказательства, суды указали, что отчет об оценке выполнен в ходе проведения контрольного мероприятия в соответствии с частью 5.1 статьи 20 Закона Ставропольского края от 28.12.2011 N 102-кз "О Контрольно-счетной палате Ставропольского края", согласно которой палата вправе привлекать независимых экспертов (специалистов). Оценка выполнена на основании заключенного государственного контракта, в рамках установленных законом полномочий по проверке законности, результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств. Следовательно, отчет об оценке отвечает признакам относимости и допустимости доказательств, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суды также учли, что предусмотренные государственной программой цели получения гранта не достигнуты кооперативом, поскольку до настоящего времени помещение не отремонтировано, не используется получателем (т. 2, л. д. 44 - 47), никакой деятельности в приобретенном помещении не ведется. По информации регистратора по состоянию на 03.02.2021 нежилое здание (кадастровый номер 26:11:090302:621, расположенное по адресу: Шпаковский район, пос. Цимлянский, ул. Лермонтова, д. 14) находится в собственности продавца Акаевой Р.Б., при этом кооператив (покупатель) с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на здание в органы государственной регистрации не обращался.
Доказательства обратного кооператив не представил.
Выводы судов о необходимости в такой ситуации возврата полученных средств гранта основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Доводы заявителя жалобы, оспаривающие указанные выводы судов, по существу направлены на иную оценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
Поскольку неправильного применения норм материального права, а также нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено, то основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 05.07.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2021 по делу N А63-19824/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Воловик Л.Н. и Герасименко А.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Филипповой Е.Н., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего кооператива "Сметана" (ИНН 2623029675, ОГРН 1182651018494) - Радченко С.Н. (доверенность от 26.01.2021), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Контрольно-счетной палаты Ставропольского края - Пузановой Е.Н. (доверенность от 10.01.2022), Чеснокова В.Н. (доверенность от 31.01.2022), в отсутствие заявителя - Министерства сельского хозяйства Ставропольского края (ИНН 2634053310, ОГРН 1022601955970), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, и заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего кооператива "Сметана" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 05.07.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2021 по делу N А63-19824/2020, установил следующее.
...
На лицевой счет кооператива перечислен 27 млн рублей гранта в соответствии с Порядком открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденным приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 N 21н, для софинансирования затрат на развитие материально-технической базы кооператива.
...
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, руководствуясь статьями 28, 38, 78, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядком N 333-П, сделали правильный вывод о наличии в рассматриваемом случае правовых оснований для удовлетворения, заявленного министерством требования.
...
По указанному факту 28.08.2020 возбуждено уголовное дело N 1200107006802455, по признакам состава преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 февраля 2022 г. N Ф08-249/22 по делу N А63-19824/2020