г. Краснодар |
|
21 февраля 2022 г. |
Дело N А32-15215/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - автономной некоммерческой организации "Центр прикладной социологии и политологии" (ИНН 2311312895, ОГРН 1202300064988) - правопреемника Краснодарской краевой общественной организации "Центр прикладной социологии и политологии" - Подлесного Г.И. (директор, приказ), от заинтересованного лица - Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (ИНН 2308076951, ОГРН 1022301228630) - Петросяна Р.Л. (доверенность от 03.06.2021), рассмотрев кассационную жалобу автономной некоммерческой организации "Центр прикладной социологии и политологии" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.07.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2021 по делу N А32-15215/2021, установил следующее.
Автономная некоммерческая организация "Центр прикладной социологии и политологии" (далее - организация, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным постановления от 01.03.2021 N 20-054/ЮЛ/2 о привлечении организации к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 30 050 рублей штрафа, постановления от 01.03.2021 N 20-054/ДЛ/2 о привлечении ликвидатора организации к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса; о признании незаконным представления департамента от 04.03.2021 N 20-054 об устранении нарушений и о принятии мер по устранению их причин и условий.
Определением суда первой инстанции от 05.07.2021 требование организации об оспаривании постановления от 01.03.2021 N 20-054/ДЛ/2 о привлечении к административной ответственности ликвидатора организации выделено в отдельное производство.
Решением суда первой инстанции от 12.07.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 28.10.2021, требование организации о признании незаконным постановления департамента от 01.03.2021 N 20-054/ЮЛ/2, оставлено без рассмотрения в связи с рассмотрением Арбитражным суда Краснодарского края в рамках дела N А32-11072/2021 аналогичного требования заявителя. В удовлетворении требования организации о признании незаконным представления департамента от 04.03.2021 N 20-054 отказано.
В кассационной жалобе организация просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 01.08.2012 N 872 "О субсидиях (грантах) Администрации Краснодарского края для поддержки общественно полезных программ социально ориентированных некоммерческих организаций" в целях реализации государственной программы Краснодарского края "Региональная политика и развитие гражданского общества", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.10.2015 N 975, между Администрацией Краснодарского края и Краснодарской краевой общественной организацией "Центр прикладной социологии и политологии" (далее - Краснодарская краевая общественная организация) заключен договор от 30.04.2019 N 4-сонко на предоставление субсидии (гранта) из краевого бюджета в размере 900 000 рублей (далее - договор N 4-сонко).
Согласно содержанию указанного договора его неотъемлемой частью является смета расходов с указанием сумм и источников финансирования. Средства гранта не могут использоваться для покрытия расходов, не связанных с программой.
Краснодарская краевая общественная организация приняла на себя обязательства после использования гранта предоставить: в департамент внутренней политики администрации Краснодарского края итоговый отчет о реализации программы по установленной форме с приложением наглядных материалов о проделанной работе (фотографий, видеоматериалов, отзывов непосредственных благополучателей, публикаций в средствах массовой информации и другое); в управление делами администрации Краснодарского края - итоговый финансовый отчет о реализации программы по установленной форме с приложением реестра первичных учетных документов, копий первичных учетных документов, отраженных в реестре и подтверждающих факт осуществления расходов средств субсидии администрации края и средств, заявленных в программе в качестве софинансирования (при наличии), а также акт приема-передачи выполненных работ.
Платежным поручением от 17.05.2019 N 711585 денежные средства в размере 900 000 рублей перечислены на расчетный счет общественной организации.
Департаментом на основании требования прокуратуры Краснодарского края от 08.10.2020 N 7/1-796-2020/исорг-6463 проведена внеплановая камеральная проверка Краснодарской краевой общественной организации по вопросам соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, законности и эффективности расходования бюджетных средств.
Краснодарская краевая общественная организация с 26.11.2020 преобразована в автономную некоммерческую организацию "Центр прикладной социологии и политологии".
В ходе проверки департаментом установлены факты нарушения организацией требований действующего законодательства, а также договора N 4-сонко, выразившиеся в следующем.
Департаментом установлены факты расходования организацией не по целевому назначению денежных средств в размере 100 000 рублей, перечисленных индивидуальному предпринимателю Лубенниковой О.Г. за фактически не оказанные услуги по проживанию участников проекта; расходования денежных средств в сумме 160 000 рублей в нарушение пункта 5 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"; расходования денежных средств в размере 80 000 рублей на оплату услуг по оказанию бухгалтерского сопровождения в порядке, противоречащем учетной политике Краснодарской краевой общественной организации и в непредставлении в полном объеме в управление делами Администрации Краснодарского края первичных учетных документов, подтверждающих факты осуществления указанных расходов.
В ходе проведения проверки департаментом также установлены факты непредставления в управление делами Администрации Краснодарского края первичных учетных документов, подтверждающих расходование канцелярских материалов, приобретенных за счет средств субсидии в размере 50 000 рублей на реализацию мероприятий общественно полезной программы; расходования денежных средств в сумме 200 000 рублей не по целевому назначению, перечисленных индивидуальному предпринимателю Джапаридзе Н.С. на основании договора аренды от 30.04.2019, являющегося ничтожной сделкой; расходования не по целевому назначению денежных средств в сумме 56 000 рублей, выданных под отчет Малаховой О.Н. и списанных на основании недостоверных первичных учетных документов на приобретение топлива; расходования не по целевому назначению денежных средств в сумме 245 000 рублей, выданных под отчет Малаховой О.Н. и списанных на основании недостоверных первичных учетных документов на приобретение раздаточных печатных материалов, которые фактически не могли быть использованы при проведении мероприятий общественно полезной программы.
Выявленные нарушения требований действующего законодательства послужили основанием для составления департаментом акта от 12.01.2021 и выдачи организации представления от 04.03.2021 N 20-054 об устранении нарушений путем возврата в доход бюджета Краснодарского края денежных средств в размере 891 000 рублей.
Общество обратилось за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
В силу пункта 5 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для автономной некоммерческой организации лица, являющиеся работниками этой некоммерческой организации, не могут составлять более чем одну треть общего числа членов коллегиального высшего органа управления автономной некоммерческой организацией.
Некоммерческая организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.
Частью 5 статьи 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что учетная политика должна применяться последовательно из года в год.
Суды установили, что между Краснодарской краевой общественной организацией (заказчик) в лице президента Подлесного Г.И. и Подлесным Г.И. как физическим лицом (подрядчик) заключен договор подряда от 30.04.2019 N 01/19, согласно которого подрядчик обязуется выполнить по заданию заказчика определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять и оплатить результат работы.
Согласно содержанию указанного договора подрядчик принял на себя обязательство по заданию заказчика в сроки, установленные грантом, занимать должность руководителя проекта и выполнять действия, связанные с управлением, а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его.
В результате проверки представленного итогового отчета Краснодарской краевой общественной организации от 19.12.2019 установлено, что документы, надлежащим образом подтверждающие реализацию мероприятий, предусмотренных общественно-полезной программой "От диалога к пониманию", а также договором N 4-сонко, отсутствуют.
Таким образом, Подлесный Г.И. по договору подряда от 30.04.2019 N 01/19 представляя обе стороны в одном лице, фактически принял у самого себя и оплатил неподтвержденные работы.
Суды также установили, что Краснодарской краевой общественной организацией заключен договор подряда от 30.04.2019 N 02/19 с Малаховой О.Н., согласно которому Малахова О.Н. приняла на себя обязанность занимать должность социолога-организатора и выполнять действия, связанные с этой должностью.
Таким образом, получателем субсидии за счет средств бюджета Краснодарского края произведена выплата члену своего высшего исполнительного органа (конференции) Малаховой О.Н. за выполнение возложенных на нее функций.
Судами установлено, что Краснодарской краевой общественной организацией с Александровой Т.В. заключен договор подряда от 30.04.2019 N 03/19, согласно которому Александрова Т.В. приняла на себя обязанность занимать должность главного бухгалтера проекта и выполнять действия, связанные с этой должностью.
Вместе с тем в ходе проведения проверки установлено, что согласно учетной политике организации президент Подлесный Г.И., являясь ее руководителем, принял ведение бухгалтерского учета на себя.
Таким образом, заключение договора от 30.04.2019 N 03/19 с Александровой Т.В., предусматривающего возложение на нее функций главного бухгалтера проекта, реализуемого получателем субсидии, не соответствует требованиям действующего законодательства.
Суды установили, что договоры подряда от 30.04.2019 N 01/19, N 02/19 и N 03/19 не содержат существенных условий, отсутствует перечень конкретных действий, их объем, количественные и качественные показатели, задание заказчика, форма конечного результата и порядок его приемки.
Согласно указанным договорам качество выполненной работы должно соответствовать обязательным требованиям, установленным нормативными документами для качества работ соответствующего вида, а также соответствовать требованиям выполнения обязательств по проведению гранта.
В ходе проведения проверки установлено, что надлежащие доказательства выполнения обязательств по указанным договорам отсутствуют.
Суды установили, что Краснодарской краевой общественной организацией заключен договор возмездного оказания услуг от 30.04.2019 с индивидуальным предпринимателем Лубенниковой О.Г., являющейся одним из учредителей указанной организации.
Указанным договором предусмотрена организация проживания участников программы "От диалога к пониманию" по территории Краснодарского края, обеспечение встречи и размещения по заявке исполнителя, оказание иных услуг.
Вместе с тем предметом договора определены услуги, которые не являются услугами по проживанию участников проекта. Договором предусмотрено оказание не включенных в смету расходов услуг по организации проживания, встрече и размещению участников проекта, а также иных услуг (объем и стоимость услуг не указаны).
Указанный договор не содержит основных условий договора: данных о перечне, описании и объеме оказываемых услуг, сведений о стоимости услуг по организации проживания.
Сведения о лицах, чье проживание организовано в период проведения выездных программных мероприятий и оплачено по указанному договору, не представлены. При этом сведения, содержащиеся в представленном Краснодарской краевой общественной организацией реестре проживания сотрудников с указанием гостиниц и гостевых домов, а также периодов проживания, количества размещаемых лиц и стоимости оказанных услуг, в ходе проведения проверки не нашли своего подтверждения.
Представленный акт выполненных работ после оказания услуг не содержит информации об объеме и конкретном содержании предоставленных услуг, и, соответственно, не является подтверждением фактического оказания услуг по проживанию.
Согласно сведениям ЕГРИП индивидуальным предпринимателем Лубенниковой О.Г. при государственной регистрации не указаны виды деятельности, соответствующей виду услуг, оказание которых предусмотрено договором N 4-сонко и сметой расходов.
Судами установлено, что между Краснодарской краевой общественной организацией и индивидуальным предпринимателем Джапаридзе Н.С. заключен договор аренды от 30.04.2019, согласно которому арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду офисное помещение 27,2 кв. м, расположенное по адресу: г. Краснодар, ул. им. Володи Головатого 472. Общая сумма по договору указана 200 200 рублей, (прописью - двести тысяч рублей) сроком на семь месяцев с 30.04.2019 по 31.11.2019. Предметом аренды является одна комната площадью 27,2 кв. м.
В ходе проведения проверки установлено, что в спорном периоде цены были значительно ниже цены, предусмотренной условиями договора аренды от 30.04.2019.
В качестве подтверждения права собственности на спорное помещение Джапаридзе Н.С. к договору аренды приложено свидетельство о государственной регистрации права общей долевой собственности иного физического лица - Джапаридзе К.А.
В ходе проведения проверки установлено, что помещения такой площади не имеется.
Относительно денежных средств, направленных на осуществление расходов на канцелярские товары, суды установили следующее.
Согласно представленной документации списание канцелярских принадлежностей и расходных материалов произведено в последний день использования средств гранта (10.12.2019) на основании акта на списание материалов от 10.12.2019 N 3.
Вместе с тем доказательства наличия в собственности или пользовании получателя субсидии печатающих устройств, факсимильных аппаратов и иной оргтехники, иных доказательств пользования такой техникой (расходные материалы, техническое обеспечение), в материалы дела не представлены.
Способы и цели использования указанного количества материалов, а также обстоятельства их списания 10.12.2019 Краснодарской краевой общественной организацией надлежащим образом не пояснены. Первичные учетные документы, подтверждающие использование приобретенных за счет средств субсидии канцелярских товаров и других расходных материалов на осуществление мероприятий программы, не представлены.
При вынесении судебных актов суды также установили, что денежные средства субсидии в размере 56 000 рублей платежным поручением от 09.12.2019 N 49 перечислены на банковский счет, принадлежащий Малаховой О.Н. Списание затрат на приобретение топлива произведено на основании путевых листов унифицированной формы, приложенных к авансовому отчету Малаховой О.Н. от 10.12.2019 N 7.
В ходе проведения проверки установлено, что договоры аренды либо безвозмездного пользования транспортными средствами условиями реализации общественно полезной программы не предусмотрены.
В качестве транспортного средства в путевые листы был внесен автомобиль "Ford Focus-3" c государственным регистрационным знаком Р078ВЕ123. Заправка указанного автомобиля, согласно путевым листам, осуществлялась бензином марки Аи-95.
Водителем во всех случаях указан Подлесный Д.Г., не имевший трудовых, либо юридически оформленных гражданско-правовых отношений с Краснодарской краевой общественной организацией.
В ходе проведения проверки установлено, что представленные путевые листы не содержат обязательных реквизитов. Доказательства отражения в бухгалтерском учете за период с мая по ноябрь 2019 года хозяйственных операций, связанных с эксплуатацией автотранспорта, получателем субсидии не представлены.
При вынесении судебных актов суды надлежащим образом оценили довод департамента о том, что информация о количестве, стоимости и видах топлива, расходы на приобретение которого оплачены за счет средств гранта, не соответствуют техническим характеристикам и модели спорного транспортного средства.
Кроме этого, в авансовый отчет от 10.12.2019 N 7 включены расходы, не подтвержденные фискальными платежными документами.
Суды также установили, что Краснодарской краевой общественной организацией временному работнику указанной организации Малаховой О.Н. перечислены денежные средства в размере 245 000 рублей на осуществление расходов на типографские услуги согласно авансовому отчету указанного лица.
В ходе проверки установлено, что квитанции-договоры, приложенные к данному авансовому отчету, выданные индивидуальным предпринимателем Очиковым В.А., не содержат обязательных реквизитов.
В ходе проведения осмотра спорной печатной продукции установлено, что печатаные образцы не соответствуют заявленной стоимости по качеству своего исполнения. Кроме того, буклет, изготовленный с применением цветной печати, изготовлен и передан Подлесному Г.И. 01.12.2019, следовательно, не мог использоваться в качестве раздаточного материала при реализации мероприятий общественно полезной программы в период с мая по ноябрь 2019 года.
При вынесении судебных актов, суды, правильно применив требования действующего законодательства, в том числе Порядок предоставления субсидий (грантов) администрации Краснодарского края для поддержки общественно полезных проектов социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержденный постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 01.08.2012 N 872, в соответствующих редакциях, пришли к обоснованному выводу о доказанности фактов нецелевого расходования организацией бюджетных средств, и, как следствие, о наличии у департамента достаточных правовых оснований для вынесения, в том числе, оспариваемого в рамках настоящего дела представления от 04.03.2021 N 20-054.
Доводы организации об отсутствии у департамента правовых оснований для вынесения приказа от 20.10.2020 N 113 о проверке Краснодарской краевой общественной организации в редакции приказа от 06.11.2020 N 127, изучены судами и правомерно отклонены, поскольку, как следует из материалов дела, спорная проверка проведена в связи с поступлением требования прокуратуры от 08.10.2020 N 7/1-796-2020/исорг6463, что соответствует положениям постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.07.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2021 по делу N А32-15215/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 5 статьи 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что учетная политика должна применяться последовательно из года в год.
...
Доводы организации об отсутствии у департамента правовых оснований для вынесения приказа от 20.10.2020 N 113 о проверке Краснодарской краевой общественной организации в редакции приказа от 06.11.2020 N 127, изучены судами и правомерно отклонены, поскольку, как следует из материалов дела, спорная проверка проведена в связи с поступлением требования прокуратуры от 08.10.2020 N 7/1-796-2020/исорг6463, что соответствует положениям постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 февраля 2022 г. N Ф08-346/22 по делу N А32-15215/2021