город Ростов-на-Дону |
|
28 октября 2021 г. |
дело N А32-15215/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей О.Ю. Ефимовой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от автономной некоммерческой организации "Центр прикладной социологии и политологии": ликвидатор Подлесный Г.И. выписка от 18.09.2021, паспорт;
от Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края: посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" представители Петросян Р.Л по доверенности от 03.06.2021, диплом от 10.06.2011; Суржикова Т.В. по доверенности от 01.12.2020, диплом от 15.06.1995,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу автономной некоммерческой организации "Центр прикладной социологии и политологии"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.07.2021 по делу N А32-15215/2021
по заявлению Автономной некоммерческой организации "Центр прикладной социологии и политологии" (ИНН 2311312895, ОГРН 1202300064988)
к Департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края
об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности и представления
УСТАНОВИЛ:
автономная некоммерческая организация "Центр прикладной социологии и политологии" (далее - Организация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением:
- о признании незаконным постановления Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее - Департамент) от 01.03.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 20-054/ЮЛ/2 и постановления о привлечении ликвидатора Организации к административной ответственности от 01.03.2021 N 20-054/ДЛ/2;
- о признании незаконным представления Департамента от 04.03.2021 N 20-054 об устранении нарушений и о принятии мер по устранению их причин и условий.
Определение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.07.2021 требование Организации об оспаривании постановления о привлечении ликвидатора Организации к административной ответственности от 01.03.2021 N 20-054/ДЛ/2 - выделить в отдельное производство.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.07.2021 в удовлетворении требования Организации о признании незаконным представления Департамента от 04.03.2021 N 20-054, было отказано. Требование Организации о признании незаконным постановления Департамента от 01.03.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 20-054/ЮЛ/2, оставлено без рассмотрения на основании пункта 1 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с рассмотрением Арбитражным суда Краснодарского края в рамках дела N А32-11072/2021 аналогичного требования Организации.
Решение мотивировано тем, что оспариваемое представление является исполнимым, вынесено уполномоченным органом, отсутствуют доказательства нарушения прав и законных интересов Организации.
Не согласившись с принятым судебным актом, Организация обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы Организация указывает, что решение суда не является законным и обоснованным.
В итоге предварительного заседания суд не вынес определения по заявленному Организацией, сделал невозможным подать Организацией все подготовленные ходатайства, объективно лишив возможности представить суду доказательства, имеющие существенное значение по делу, что привело к незаконному и необоснованному решению.
Организация до прекращения своей деятельности являлась социально ориентированной общественной организацией с численностью членов до 7 человек, поэтому внеплановой камеральной проверки в его отношении назначено быть не могло. В данном случае Департамент явно вышел за пределы своих полномочий, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов Организации, которые суд не усмотрел, принимая решение.
Суд не учёл, что в период назначения и проведения внеплановой проверки действовал мораторий на контрольные действия Департамента в отношении Организации, введённый Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 438, чем нарушил требования части 1, 3, 4 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания для назначения Департаментом внеплановой проверки не имелись, проверка фактически была назначена по требованию прокуратуры Краснодарского края от 08.10.2020 N 7/1-796-2020/исорг-6463. Письмо прокуратуры Краснодарского края от 08.10.2020 N 7/1-796-2020/исорг-6463 не является требование прокурора о назначении проверки.
Организация после того, как 02 апреля 2021 посчитала, что были исчерпаны возможности досудебного решения вопроса о признании незаконным назначения внеплановой камеральной проверки и её итогов, 07 апреля 2021 обратилась с заявлением в арбитражный суд. Таким образом, срок обращения в арбитражный суд Организацией с требованием о признании незаконным приказа Департамента от 20.10.2020 N 113 (в редакции приказа от 06.11.2020 г. N 127) не был пропущен.
Суд должен был в судебном заседании осуществить проверку приказов о назначении Департаментом контрольного мероприятия на соответствие их требованиям Постановления N 438 Правительства РФ, без относительно факта обращения Организации в Первомайский районный суд г.Краснодара по обжалованию приказов Департамента от 20.10.2020 N 113 и от 06.11.2020 N 127 чем не исполнил требования статьи 10 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Наряду с этим, суд должен был в соответствие с частью 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отреагировать на явные нарушении сотрудниками Прокуратуры Краснодарского кран и Департамента и вынести частные определения, чего судом сделано не было. Следовательно вывод суда о том, что Организация не заявляла требования по обжалованию действий прокуратуры Краснодарского края, то в суде этот вопрос рассматриваться не может, является необоснованным.
Суд неверно применил положения подпункта "в" Постановления Правительства РФ N 438 для придания легитимности назначения Департаментом внеплановой камеральной проверки. Проверка была назначена Департаментом незаконно, никаких правовых оснований для издания приказов от 20.10.2020 N 113 и от 06.11.2020 N 127 у Департамента не имелось. Суд не мотивировал право Департамента на проведение внеплановой камеральной проверки.
Суд подтверждает, что внеплановая камеральная проверка Организации была назначена не Прокуратурой Краснодарского края, а Департаментом. Следовательно, назначение проверки Департаментом в период действия Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 было незаконным. При этом, суд вопреки своему же выводу считает, что назначение проверки состоялось согласно российскому законодательству.
Вывод суда о том, что фактическое прекращение с 20 октября 2020 уставной деятельности Организации по проведению социологических, маркетинговых исследований не имеет правового значения, в связи с чем отсутствую доказательства нарушения прав и законных интересов Организации, является необоснованным.
Вывод суда не основан на законе о том, что Организация понесла существенные репутационные риски, но в установленном законом порядке с иском о защите деловой репутации в суд не обращалось, следовательно довод Организации является необоснованным.
Суд необоснованно посчитал, что материалы доследственной проверки КУСП N 217339, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 27.1.2020 не имеют правового значения для рассмотрения заявления Организации.
Вывод суда о том, что реорганизация ККОО "Центр прикладной социологии и политологии" в АНО "Центр прикладной социологии и политологии" не явилась достаточным основанием для прекращения внеплановой камеральной проверки Организации, является необоснованным.
Суд не обратил внимание на факт, имеющий существенное значение для принятия решения - до настоящего времени никаких претензий к качеству и объёму реализованной Программы Департамент не предъявил. Претензии были предъявлены только 12 января 2021 года, через год после завершения Программы и сдачи отчётов Организацией.
Суд не отразил факты нарушения законодательства, допущенного Департаментом при назначении внеплановой камеральной проверки, чем суд подтвердил, что не был объективным и беспристрастным при рассмотрении настоящего дела, чем нарушил требования статьи 6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд не принял мер по исследованию доказательств и вывод о том, что Организация не исполнила своих обязательств в части касающейся аналитической работы и проведения социологических исследований в рамках реализации Программы, является необоснованным. Таким доказательством является отсутствие у Департамента, который в ежемесячном режиме получал всю необходимую ему аналитическую информацию, претензий к Организации.
По выполнении Программы, Организацией были заключены договоры подряда, что не противоречит закону. Все участники Программы добросовестно выполняли реальные, а не мнимые обязанности, что и было отражено в итоговых аналитическом и финансовом отчётах. В деле имеются все первичные документы, подтверждающие правомерность выплаты денежных средств руководителю проекта и социологу-организатору, были предоставлены в финансовом отчёте, переданном 25 декабря 2019 начальнику отдела финансового контроля в управлении по бухгалтерскому учёту, отчётности, организации государственных закупок и ведомственного контроля управления делами администрации Краснодарского края, замечаний по которым к Организации не было.
Вывод суда о том, что подписание акта выполненных работ сторонами не может быть признанно фактическим выполнением этих работ, не основано на нормах права.
Выводы суда основаны на предоставленных Департаментом документов, которые, Департамент получил с нарушением закона, направив запросы в Краснодарское краевое БТИ с указанием в нём ложных сведений, что это делается по требованию прокураты Краснодарского края.
Таким образом, вывод суда о законности представления является неверным, поскольку все доказательства были получены Департаментом в нарушении закона.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд удовлетворил ходатайство Департамента об участии в деле в режиме онлайн-заседания.
Организация подала ходатайство об отказе от части апелляционной жалобы, изложив её требования в следующей редакции: отменить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.07.2021 по делу N А32-15215/2021 в части отказа в удовлетворении требования о признании недействительным представления от 04.03.2021 N 20-054 и принять новый судебный акт, которым удовлетворить требования Организации.
В судебном заседании представитель Организации поддержал уточнение апелляционной жалобы. Апелляционный суд принял уточнение апелляционной жалобы Организации.
Представители Департамента просили решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
В соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 01.08.2012 N 872 "О субсидиях (грантах) Администрации Краснодарского края для поддержки общественно полезных программ социально ориентированных некоммерческих организаций" в целях реализации государственной программы Краснодарского края "Региональная политика и развитие гражданского общества" (утверждена постановлением главы Администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.10.2015 N 975), между Администрацией Краснодарского края и Краснодарской краевой общественной организацией "Центр прикладной социологии и политологии" был заключён договор от 30.04.2019 N4-сонко на предоставление субсидии (гранта) из краевого бюджета в размере 900000 руб. (далее - Договор N4-сонко).
В соответствии с пунктом 2.3 Договора N 4-сонко его неотъемлемой частью является смета расходов с указанием сумм и источников финансирования.
Платёжным поручением от 17.05.2019 N 711585 денежные средства в размере 900000 руб. были перечислены на расчётный счёт общественной организацией "Центр прикладной социологии и политологии" (т.2 л.д.21).
Пунктом 2.2.7 Договора N 4-сонко Краснодарская краевая общественная организация "Центр прикладной социологии и политологии" приняла на себя обязательства после использования гранта предоставить: в департамент внутренней политики администрации Краснодарского края итоговый отчёт о реализации программы по установленной форме с приложением наглядных материалов о проделанной работе (фотографий, видеоматериалов, отзывов непосредственных благополучателей, публикаций в средствах массовой информации и другое); в управление делами администрации Краснодарского края - итоговый финансовый отчёт о реализации программы по установленной форме с приложением реестра первичных учётных документов, копий первичных учётных документов, отраженных в реестре и подтверждающих факт осуществления расходов средств субсидии администрации края и средств, заявленных в программе в качестве софинансирования (при наличии), а также акт приёма-передачи выполненных работ.
Пунктом 2.4 Договора N 4-сонко предусмотрено, что средства гранта не могут использоваться для покрытия расходов, не связанных с программой.
Департаментом в соответствии с приказом Департамента от 20.10.2020 N 113 с учётом изменений, внесенных приказами от 06.11.2020 N 127 и от 19.11.2020 N 134 и на основании требования прокуратуры Краснодарского края от 08.10.2020 N 7/1-796-2020/исорг-6463 (т.1 л.д. 37) была проведена внеплановая камеральная проверка Краснодарской краевой общественной организации "Центр прикладной социологии и политологии" (с 26.11.2020 преобразована в автономную некоммерческую организацию "Центр прикладной социологии и политологии") по теме: "Проверка соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, законности и эффективности расходования бюджетных средств".
Краснодарская краевая общественная организация "Центр прикладной социологии и политологии" с 26.11.2020 была преобразована в автономную некоммерческую организацию "Центр прикладной социологии и политологии".
В ходе проверки Департаментом было установлены, что Организацией допущены нарушения:
- пункта 3.6 Порядка предоставления субсидий (грантов) администрации Краснодарского края для поддержки общественно полезных проектов социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - Порядок), утверждённого Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 01.08.2012 N 872 (в редакции от 16.10.2019), пунктов 2.2.1 и 2.4 Договора N 4-сонко, выразившееся в расходовании денежных средств в сумме 100000 руб., перечисленных индивидуальному предпринимателю Лубенниковой О.Г. за фактически не оказанные услуги по проживанию участников проекта, не по целевому назначению;
- пункта 4.2 Порядка, пункта 2.2.7 Договора N 4-сонко, выразившихся в расходовании денежных средств в сумме 160000 руб. с нарушениями пункта 5 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
- пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учёте", пункта 4.2 Порядка (в редакции от 16.10.2019), пункта 2.2.7 Договора N 4-сонко, выразившихся в расходовании денежных средств в сумме 80000 руб. на оплату услуг по оказанию бухгалтерского сопровождения в порядке, противоречащем учётной политике Краснодарской краевой общественной организации "Центр прикладной социологии и политологии" и в непредставлении в полном объёме в управление делами Администрации Краснодарского края первичных учётных документов, подтверждающих факты осуществления указанных расходов;
- пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учёте", пункта 4.2 Порядка, пункта 2.2.7 Договора N 4-сонко, выразившееся в непредставлении в управление делами Администрации Краснодарского края первичных учётных документов, подтверждающих расходование канцелярских материалов, приобретённых за счёт средств субсидии в размере 50000 руб. на реализацию мероприятий общественно полезной программы;
- пункта 5.5 Порядка (в редакции от 21.12.2018) и пункта 3.6 Порядка (в редакции от 16.10.2019), пунктов 2.2.1 и 2.4 Договора N 4-сонко, выразившееся в расходовании денежных средств в сумме 200000 руб. не по целевому назначению, перечисленных индивидуальному предпринимателю Джапаридзе Н.С. на основании договора аренды от 30.04.2019, являющегося в силу статей 166, 170, 185.1 Гражданского кодекса РФ ничтожной сделкой;
- нарушение пункта 3.6 Порядка (в редакции от 16.10.2019), пунктов 2.2.1 и 2.4 Договора N 4-сонко, выразившееся в расходовании не по целевому назначению денежных средств в сумме 56000 руб., выданных под отчёт Малаховой О.Н. и списанных на основании недостоверных первичных учётных документов на приобретение топлива;
- нарушение пункта 5.5 Порядка (в редакции от 21.12.2018), а также пунктов 2.2.1 и 2.4 Договора N 4-сонко, выразившееся в расходовании не по целевому назначению денежных средств в сумме 245000 руб., выданных под отчёт Малаховой О.Н. и списанных на основании недостоверных первичных учётных документов на приобретение раздаточных печатных материалов, которые фактически не могли быть использованы при проведении мероприятий общественно полезной программы.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 12.01.2021 (т.2 л.д. 101-126).
В связи с выявленными нарушениями, 04.03.2021 Департамент выдал Организации представление N 20-054, согласно которому Организации надлежало устранить нарушения путём возврата в доход бюджета Краснодарского края денежных средств в размере 891000 рублей.
По факту нецелевого использования организацией бюджетных средств в сумме должностным лицом был составлен протокол от 09.02.2021 об административном правонарушении N 20-054/ЮЛ/2.
Административное дело было рассмотрено 01.03.2021 в присутствии представителя Организации и внесено постановление N 20-054/ЮЛ/2 о назначении Организации административного штрафа, предусмотренного статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 30050 рублей.
Наряду с этим, в отношении должностного лица Организации - её ликвидатора, также было возбуждено административное производство и 01.03.2021 вынесено постановление N 20-054/ДЛ/2 о назначении ликвидатору Организации Подлесному Г.И. административного штрафа, предусмотренного статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 20000 рублей.
Организация обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением:
- признать незаконным и отменить в полном объёме постановление Департамента о назначение административного наказания по делу об административном правонарушении N 20-054/ЮЛ/2 от 01.03.2021 в отношении Организации - на дату совершения правонарушения президента Краснодарской краевой общественной организации "Центр прикладной социологии и политологии";
- признать незаконными и отменить приказы заместителя руководителя Департамента от 20.10.2020 N 113, от 06.11.2020 N 127;
- признать юридически ничтожными документы, изданные или полученные Департаментом от третьих лиц в ходе внеплановой камеральной проверки Краснодарской краевой общественной организации "Центр прикладной социологии и политологии";
- обязать Администрацию Краснодарского края подписать акт выполненных работ с Краснодарской краевой общественной организации "Центр прикладной социологии и политологии" без выставления кредиторской задолженности.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.03.2021 заявление Организации было принято и возбуждено производство по делу N А32-11072/2021.
В ходе рассмотрения дела N А32-11072/2021 Организация в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уточнило требования в виде отказа от требования в части обязания администрации Краснодарского края подписать акт выполненных работ с Краснодарской краевой общественной организации "Центр прикладной социологии и политологии" без выставления кредиторской задолженности.
Арбитражным судом Краснодарского края ходатайство было принято и производство по делу N А32-11072/2021 в указанной части был прекращено.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.08.2021 по делу N А32-11072/2021 в удовлетворении требований Организации было отказано.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 17.02.2006 N 100 "О департаменте финансово-бюджетного надзора Краснодарского края" утверждено Положение о Департаменте, пунктом 2.2 которого определена одна из задач - осуществление внутреннего государственного финансового контроля за соблюдением целей, порядка и условий предоставления из краевого бюджета межбюджетных субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) об их предоставлении и условий контрактов (договоров, соглашений), источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являются указанные межбюджетные трансферты.
Приказом Департамента от 22.04.2019 N 37 утверждён регламент Департамента, пунктом 4.4 которого установлено, что полномочия по внутреннему государственному финансовому контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляются Департаментом в соответствии с федеральными стандартами, утверждёнными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также с правовыми актами (стандартами) Департамента, изданными в случаях, предусмотренных федеральными стандартами.
Деятельность Департамента по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля в финансово-бюджетной сфере подразделяется на плановую и внеплановую и осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, ревизий, обследований (далее - контрольные мероприятия).
Внеплановые контрольные мероприятия осуществляются на основании решения руководителя Департамента либо заместителя руководителя Департамента в соответствии с распределением обязанностей, принятого по результатам рассмотрения поступивших обращений, запросов, поручений, иной информации о признаках нарушений в финансово-бюджетной сфере по вопросам, отнесенным к полномочиям Департамента, при наличии обоснования необходимости проведения соответствующих контрольных мероприятий, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными стандартами.
Пунктом 4.5 регламента Департамента, утверждённого приказом Департамента от 22.04.2019 N 37 определено, что при осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в финансово-бюджетной сфере Департамент взаимодействует с правоохранительными органами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, государственными органами Российской Федерации и Краснодарского края, органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края, общественными, научными и иными организациями и гражданами; запрашивает в установленном порядке и получает от исполнительных органов государственной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края, организаций, находящихся на территории Краснодарского края, информацию, материалы, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Департамента вопросам, а также реализации поставленных перед Департаментом задач, в том числе в электронном виде.
Статьёй 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в редакции от 29.07.2018) установлено, что одним из поводов для проведения внеплановой проверки некоммерческой организации является наличие приказа (распоряжения) руководителя уполномоченного органа или его территориального органа, изданного на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (подпункт 4 пункта 4.2).
Подпунктом "в" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 (в редакции от 14.09.2020) "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что в 2020 году в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьёй 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, проводятся только внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Согласно материалам дела, прокуратура Краснодарского края направила Департаменту требование от 08.10.2020 N 7/1-796-2020/исорг6463 о проверке расходования краевых бюджетных средств, предоставленных администрацией Краснодарского края в виде грантов общественным организациям в соответствии с государственными программами "Региональная политика и развитие гражданского общества", утверждённой постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.10.2015 N 975 и "Формирование условий для духовно-нравственного развития граждан, утверждённой постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.10.2015 N 968), в том числе Краснодарской краевой общественной организацией "Центр прикладной социологии и политологии".
Из содержания требования от 08.10.2020 N 7/1-796-2020/исорг6463 следует, что на Департамент была возложена обязанность проинформировать прокуратуру Краснодарского края о результатах к указанному сроку, что подтверждает статус требования от 08.10.2020 N 7/1-796-2020/исорг6463 как документа, обязательного для исполнения Департаментом.
Письмом от 27.01.2021 N 7/4-101-2021 прокуратура Краснодарского края подтвердила, что инициировала внеплановые проверки пяти организаций - грантополучателей, указанных в требовании от 08.10.2020 N 7/1-796-2020/исорг6463.
Письмом от 30.03.2020 N 26-03-911/20 управляющий делами администрации Краснодарского края направлены Департаменту сведения о непредставлении документов, подтверждающих целевое и эффективное использование средств краевого бюджета, а также иных признаков нарушения целевого и эффективного использования бюджетных средств, о совершении мошеннических действий организациями-грантополучателями, в том числе Краснодарской краевой общественной организацией "Центр прикладной социологии и политологии", с запросом об оценке данных фактов и недопущении нарушений законодательства РФ при использовании средств краевого бюджета.
По результатам рассмотрения поступившего запроса управляющего делами администрации Краснодарского края, с учётом требования прокуратуры от 08.10.2020 N 7/1-796-2020/исорг6463, Департаментом были изданы приказы о назначении внеплановых камеральных проверок пяти грантополучателей, в том числе приказ от 20.10.2020 N 113 о проверке Краснодарской краевой общественной организации "Центр прикладной социологии и политологии".
В качестве основания назначения проверки в приказе от 20.10.2020 N 113, в редакции приказа департамента от 06.11.2020 N 127, указано на пункт 11 федерального стандарта "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов", утверждённого постановлением Правительства РФ от 17.08.2020 N 1235.
Министерство финансов РФ письмом от 29.04.2020 N 02-09-06/35083 официально разъяснило, что органами внутреннего государственного финансового контроля могут осуществляться контрольные мероприятия в 2020 году, за исключением мероприятий, проводимых в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.
Доказательства того, что Организация относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, в материалы дела не представлены и судебном не выявлены.
В материалы дела представлены решения Первомайского районного суда г.Краснодара от 02.11.2020 по делу N 12-528/2020, от 02.11.2020 по делу N 12-529/2020, от 09.11.2020 по делу N 12- 530/2020, постановления мирового судьи судебного участка N 61 ЦВО г.Краснодара от 04.02.2020 по делам N 5-54/2021, N 5-51/2021, от 08.02.2020 по делам N 5-52/2021 и N 5-53/2021, согласно которым назначение и проведение Департаментом проверки признаны законными, требование прокуратуры от 08.10.2020 N 7/1-796-2020/исорг6463 соответствующим Закону о прокуратуре, действия Департамента - не противоречащими постановлению Правительства РФ от 03.04.2020 N 438.
Наряду с этим, апелляционный суд учитывает, что соответствие закону приказов Департамента от 20.10.2020 N 113 и от 06.11.2020 N 127 установлено решением Арбитражного суда Краснодарского суда от 06.08.2021 по делу N А32-11072/2021.
Сторонами по делу N А32-11072/2021 являлись Организация и Департамент. Решение Арбитражного суда Краснодарского суда от 06.08.2021 по делу N А32-11072/2021 сторонами не оспаривалось и вступило в законную силу.
С учётом изложенного апелляционный суд пришёл к выводу о том, что доводы Организации об отсутствии у Департамента основания для издания приказов от 20.10.2020 N 113 и от 06.11.2020 N 127, незаконности проведения Департаментом проверки на основании требования прокуратуры от 08.10.2020 N 7/1-796-2020/исорг6463, основаны на неверном толковании норм права.
Реорганизация Краснодарской краевой общественной организации "Центр прикладной социологии и политологии" в период проведения внеплановой проверки, в данном случае, не является основанием для прекращения проверки.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ Краснодарская краевая общественная организация "Центр прикладной социологии и политологии" 26.11.2020 была реорганизована путём преобразования в АНО "Центр прикладной социологии и политологии".
Пунктом 29 федерального стандарта, утверждённого постановлением Правительства РФ от 17.08.2020 N 1235 определён перечень оснований прекращения контрольного мероприятия, в том числе ликвидация (упразднение) объекта контроля.
В силу пункта 5 статьи 58 Гражданского кодекса РФ реорганизация путём преобразования не влечёт прекращения юридического лица, данное лицо продолжает деятельность в иной организационно-правовой форме.
Таким образом, Краснодарская краевая общественная организация "Центр прикладной социологии и политологии", как объект финансового контроля не был ликвидирован, оснований для прекращения проведения проверки применительно к пункту 29 названного стандарта у Департамента не имелось.
В соответствии с частью 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Частью 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что при осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю органами внутреннего государственного финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
Согласно части 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации представлением - документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
Пунктам 2.1.1 и 2.1.2 Устава Краснодарской краевой общественной организацией "Центр прикладной социологии и политологии" к основным целям деятельности Центра отнесены: проведение социологических исследований, опросов общественного мнения для подготовки рекомендаций юридическим и физическим лицам в решении социально значимых проблем жителей Кубани, социологические опросы в ходе избирательных компаний, реализация проектов по становлению и развитию гражданского общества, т.е. те же мероприятия, которые предусмотрены договором N 4-сонко.
Пунктом 1.1 представления от 04.03.2021 N 20-054 Организации было предписано вернуть в бюджет Краснодарского края денежные средства в сумме 160000 руб., израсходованных на оплату труда руководителя и социолога-организатора с существенными нарушениями закона и Договора N 4-сонко. Денежные средства в размере 80000 руб., были предоставленные в виде субсидии на оплату труда руководителя проекта, предусмотрены строкой 1 сметы расходов.
30.04.2019 между Краснодарской краевой общественной организацией "Центр прикладной социологии и политологии", как заказчиком, в лице президента Подлесного Г.И. и Подлесным Г.И. как физическим лицом, как подрядчиком, был заключён договор подряда N 01/19, согласно которому одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определённую работу и сдать её результат заказчику, а заказчик обязуется принять и оплатить результат работы.
Пунктом 1.1 договора подряда от 30.04.2019 N 01/19 подрядчик принял на себя обязательство по заданию заказчика в сроки, установленные грантом, занимать должность руководителя проекта и выполнять действия, связанные с управлением, а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его.
Договор подряда от 30.04.2019 N 01/19 не содержит конкретного содержания, вида (перечня) и объёма работ, задания заказчика, формы итогового результата работ и порядка приёмки результата работ.
Пунктом 2.1 договора подряда от 30.04.2019 N 01/19 установлены требования к качеству работы - качество выполненной работы должно соответствовать обязательным требованиям, установленным нормативными документами для качества работ соответствующего вида, а также соответствовать следующим требованиям выполнение обязательств по проведению гранта.
Пунктом 1.1 Договора N 4-сонко установлено, что грант предоставляется для реализации программы, в рамках которой должны быть выполнены определенные мероприятия, предоставлены Итоговый отчёт о выполнении Программы, итоговый финансовый отчёт.
В результате проверки Итогового отчёта Краснодарской краевой общественной организации "Центр прикладной социологии и политологии" от 19.12.2019 (в рамках проверки департамента внутренней политики администрации Краснодарского края) было установлено:
- предложения Краснодарской краевой общественной организации "Центр прикладной социологии и политологии", выработанные по итогам реализации программных мероприятий, в журнале регистрации входящей корреспонденции в департаменте внутренней политики не зарегистрированы, в администрацию Краснодарского края в 2019 не поступали, документы, свидетельствующие о их рассмотрении и выработке каких-либо управленческих решений, отсутствуют;
- в итоговом отчёте отсутствуют материалы, подтверждающие проведение социологических исследований качественными методами в соответствии с ГОСТ Р ИСО 20252-2014 "Исследование рынка, общественного мнения и социальных проблем. Словарь и сервисные требования" - в нарушение Постановления N 872 к итоговому отчёту не приложены отзывы независимых экспертов и непосредственных благополучателей;
научно-обоснованные рекомендации по организации эффективного решения социально-экономических проблем в департамент внутренней политики не поступали - итоговый отчёт содержит документально не подтвержденную информацию о внесении директору департамента внутренней политики администрации Краснодарского края предложений по корректировке работы главы Усть-Лабинского района и его команды по нормализации социально-политической обстановки на территории муниципального района;
- в нарушение утверждённой отчётной формы в итоговом отчёте не были указаны конкретные адреса проведения программных мероприятий, указаны лишь населенные пункту (дискуссия в г. Апшеронск 28.08.2019, в г. Абинск 05.11.2019, в г.Новокубанск 15.11.2019), в нарушение пункта 2.2.7 Договора N 4-сонко не представлены документы, подтверждающие факт проведения мероприятий - фотографии, видеоматериалы, отзывы непосредственных благополучателей, публикаций в средствах массовой информации;
- в итоговый отчёт была включена информация о принятии на основании проведенных опросов властными структурами управленческих решений, при этом соответствующие документы не представлены;
- представлены образцы раздаточного материала, содержание которых исключает возможность его распространения в период с мая по октябрь 2019, то есть в период реализации общественно-полезной программы (раздаточный материал датирован маем 2019 года, однако содержит информацию с официального сайта администрации Краснодарского края, датированную ноябрем 2019 года);
- аналитическая оценка и мотивированные предложения, разработка которых заявлена в программе, отсутствуют.
Таким образом, отсутствуют документы, подтверждающие реализацию мероприятий, предусмотренных общественно-полезной программой "От диалога к пониманию", а также пунктом 1.1 договора N 4-сонко.
Акты приёмки выполненных работ по договору подряда от 30.04.2019 N 01/19 в материалы дела не представлены.
Доказательства выполнения Подлесным Г.И. обязательств по договору подряда от 30.04.2019 N 01/19, в материалы дела не представлены.
Обязательность составления актов о приёмке выполненных работ по форме КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, справки о выполненных работах (услугах) по форме ЭСМ-7, предусмотрена учётной политикой Краснодарской краевой общественной организации "Центр прикладной социологии и политологии". Данное обстоятельство не отрицается самой Организацией.
Согласно материалам дела, оплата Подлесному Г.И. по договору подряда от 30.04.2019 N 01/19 производилась на основании расчётных ведомостей, унифицированной формы Т-51, утверждённой Постановлением Госкомстата 12 Российской Федерации от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учётной документации по учёту труда и его оплаты".
Из представленных доказательств следует, что оплата по договору подряда от 30.04.2019 N 01/19 была произведена в полном объёме за счёт средств субсидии. Данное обстоятельство подтверждается Итоговым финансовым отчётом, предоставленным 19.12.2019 в администрацию Краснодарского края Краснодарской краевой общественной организацией "Центр прикладной социологии и политологии".
Таким образом, Подлесный Г.И. по договору подряда от 30.04.2019 N 01/19 представлял обе стороны в одном лице, фактически приняв у самого себя и оплатив невыполненные работы.
В качестве места выполнения подрядных работ в договорах от 30.04.2019 N 02/19 и N 03/19 указан, в том числе адрес жилых помещений, расположенных в г. Краснодаре по ул. им. Володи Головатого, д. 472.
Подлесный Г.И., являясь членом Организации, её президентом, осуществлял деятельность, направленную на достижение уставных целей.
Фактически Краснодарской краевой общественной организацией "Центр прикладной социологии и политологии" был заключён договор и за счёт средств бюджета Краснодарского края, произведены выплаты члену своего высшего исполнительного органа (конференции), президенту - Подлесному Г.И. за выполнение возложенных на него функций.
Таким образом, договор подряда от 30.04.2019 N 01/19 был заключён со злоупотреблением правом, является недействительным в силу его ничтожности на основании 13 статей 10 и 168, 170 Гражданского кодекса РФ, поскольку нарушает положения статей 182, 702, 720-729 Гражданского кодекса РФ и статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", выполнение договора подрядчиком документально не подтверждено.
С учётом изложенного, довод Организации об отсутствии запрета осуществлять выплату вознаграждения членам высшего органа управления общественной организации не изменяют факт неправомерного расходования Организацией бюджетных средств по основаниям, не предусмотренным законом.
Денежные средства в размере 80000 руб., были предоставленные Организации в виде субсидии на оплату услуг социолога-организатора, предусмотрены строкой 2 сметы расходов.
30.04.2019 Краснодарской краевой общественной организацией "Центр прикладной социологии и политологии" был заключён договор подряда от 30.04.2019 N 02/19 с Малаховой О.Н., в соответствии с условиями которого Малахова О.Н. приняла на себя обязанность занимать должность социолога-организатора и выполнять действия, связанные с этой должностью.
Указанный договор не содержит существенных условий, а именно: отсутствуют перечень конкретных действий, их объём (количественные и качественные) показатели, задание заказчика, форма конечного результата и порядок его приёмки не предусмотрены.
Требования к качеству работы установлены пунктом 2.1 договора подряда от 30.04.2019 N 02/19, согласно которому качество выполненной работы должно соответствовать обязательным требованиям, установленным нормативными документами для качества работ соответствующего вида, а также соответствовать следующим требованиям выполнение обязательств по проведению гранта.
Доказательства, подтверждающие реализацию Организацией мероприятий, предусмотренных общественно-полезной программой "От диалога к пониманию", а также пунктом 1.1 Договора N 4-сонко, реализация которых в соответствии с пунктом 2.1 договора подряда от 30.04.2019 N02/19 являлась обязанностью подрядчика, в материалы дела не представлены.
Акты приёмки выполненных работ по договору подряда от 30.04.2019 N 02/19 в материалы дела не представлены.
Доказательства исполнения обязательств по договору подряда от 30.04.2019 N 02/19, а также соответствия их качества, в материалы дела не представлены.
Оплата Малаховой О.Н. производилась на основании расчётных ведомостей, унифицированной формы Т-51, утверждённой Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учётной документации по учёту труда и его оплаты".
Факт оплаты по договору подряда от 30.04.2019 N 02/19 в полном объёме за счёт средств гранта, подтверждается Итоговым финансовым отчётом Организации, предоставленным 19.12.2019 в администрацию Краснодарского края.
В качестве места выполнения подрядных работ в договоре от 30.04.2019 N 02/19 был указан, в том числе адрес жилых помещений, расположенных в г. Краснодаре по ул. им. Володи Головатого, д.472.
Таким образом, в нарушение пункта 5 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Организацией за счёт средств бюджета Краснодарского края была произведена выплата члену своего высшего исполнительного органа (конференции) Малаховой О.Н. за выполнение возложенных на неё функций.
Довод Организации об отсутствии законодательного запрета осуществлять выплату вознаграждения членам коллегиального органа управления общественной организации, в данном случае, не изменяет факт выплаты денежных средств в нарушение установленного порядка расходования.
Доказательства принятия итогового финансового отчёта Организации администрацией Краснодарского края, подписания акта выполненных работ по Договору N 4-сонко, в материалы дела не представлены.
31.03.2021 администрация Краснодарского края направила Организации требование письмом N 26-03-800/21 о возврате в бюджет денежных средств в общем размере 891000 руб., в том числе 160000 рублей, израсходованных на оплату труда руководителя проекта и услуг социолога-организатора.
Пунктом 1.2 оспариваемого представления от 04.03.2021 N 20-054 Организации вернуть в бюджет Краснодарского края денежные средства в сумме 80000 рублей, расходование которых на оплату услуг бухгалтерского сопровождения осуществлено с существенными нарушениями закона и Договора N 4-сонко.
Денежные средства в размере 80 000 рублей, предоставленные в виде субсидии на осуществление расходов на бухгалтерское сопровождение, предусмотренные строкой 3 сметы расходов.
Установлено, что Краснодарской краевой общественной организацией "Центр прикладной социологии и политологии" был заключён договор подряда от 30.04.2019 N 03/19 с Александровой Т.В., в соответствии с условиями которого Александрова Т.В. приняла на себя обязанность занимать должность главного бухгалтера проекта и выполнять действия, связанные с этой должностью.
Договор подряда от 30.04.2019 N 03/19 не содержит существенных условий - отсутствуют перечень конкретных действий, их объём (количественные и качественные) показатели, задание заказчика, форма конечного результата и порядок его приёмки не предусмотрены.
Пунктом 2.1 договора подряда от 30.04.2019 N 03/19 установлены требования к качеству работы - качество выполненной работы должно соответствовать обязательным требованиям, установленным нормативными документами для качества работ соответствующего вида, а также соответствовать следующим требованиям выполнение обязательств по проведению гранта.
В материалы дела не представлены акты приёмки выполненных работ по договору подряда от 30.04.2019 N 03/19, доказательства выполнения обязательств по договору подряда от 30.04.2019 N 03/19, а также соответствия качеству выполненных работ.
Согласно материалам дела оплата производилась на основании расчётных ведомостей, унифицированной формы Т-51, утверждённой Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учётной документации по учёту труда и его оплаты".
Факт оплаты по договору подряда от 30.04.2019 N 03/2019 в полном объёме был произведён за счёт средств гранта, что подтверждается итоговым финансовым отчётом, предоставленным Краснодарской краевой общественной организацией "Центр прикладной социологии и политологии" 19.12.2019 в администрацию Краснодарского края.
Частью 3 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 06.12.2011 N 402-ФЗ определены альтернативные формы организации бухгалтерского учёта, в том числе принятие ведения бухгалтерского учёта руководителем на себя. Руководитель некоммерческой организации может принять ведение бухгалтерского учёта на себя.
Одновременное применение нескольких форм организации ведения бухгалтерского учёта, указанных в Законе о бухгалтерском учете, законодательством не предусмотрено.
Согласно, пункту 1.1 Учётной политики Организации президент Подлесный Г.И., являясь её руководителем, принял ведение бухгалтерского учёта на себя, что без внесения соответствующих изменений в Учётную политику исключает заключение договоров со сторонними лицами на оказание услуг по ведению бухгалтерского учёта.
Таким образом, заключение договора от 30.04.2019 N 03/19 с Александровой Т.В., предусматривающего возложение на неё функций главного бухгалтера проекта, реализуемого Организацией, не соответствует части 5 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 06.12.2011 N 402-ФЗ, предполагающей последовательное применение учётной политики из года в год.
В качестве места выполнения подрядных работ в договоре от 30.04.2019 N 03/19 указан, в том числе адрес жилых помещений, расположенных в г. Краснодаре по ул. им. Володи Головатого, д.472.
С учетом вышеизложенного, заключение договора подряда от 30.04.2019 N 03/19 и произведённая оплата, повлекли неправомерное расходование Организацией средств бюджета Краснодарского края.
В этой связи 31.03.2021 администрации Краснодарского края письмом N 26-03-800/21 было направлено требование о возврате в бюджет денежных средств в общем размере 891000 руб., в том числе 80000 руб., израсходованных на оплату услуг бухгалтерского сопровождения.
Пунктом 1.3 представления от 04.03.2021 N 20-054 предписано Организации вернуть в бюджет Краснодарского края денежные средства в сумме 100000 руб., расходование которых не по целевому назначению за фактически не оказанные услуги по проживанию участников осуществлено с существенными нарушениями закона и Договора N 4-сонко.
Согласно материалам дела денежные средства в размере 100000 руб., были предоставлены в виде субсидии на осуществление расходов на проживание участников проекта, предусмотренные строкой 4 сметы расходов.
30.04.2019 Краснодарской краевой общественной организацией "Центр прикладной социологии и политологии" заключён договор возмездного оказания услуг с индивидуальным предпринимателем Лубенниковой О.Г., являющейся одним из учредителей Краснодарской краевой общественной организацией "Центр прикладной социологии и политологии".
Пунктом 1.1 названного договора от 30.04.2019 был определён состав услуг - организация проживания участников программы "От диалога к пониманию" по территории Краснодарского края, обеспечение встречи и размещения по заявке исполнителя, оказание иных услуг.
Предметом договора определены услуги, которые не являются услугами по проживанию участников проекта.
В нарушение пункта 1.6 Порядка (в редакции на указанную дату), договором от 30.04.2019 было предусмотрено оказание не включённых в смету расходов услуг по организации проживания, встрече и размещению участников проекта, а также иных услуг (объём и стоимость услуг не указаны).
Оплата по договору от 30.04.2019 является нецелевым расходованием средств бюджета Краснодарского края.
Договор возмездного оказания услуг от 30.04.2019 не содержит основных условий договора: данных о перечне, описании и объёме оказываемых услуг, сведений о единицах измерения и стоимости услуг по организации проживания.
Сведения о лицах, чьё проживание организовано в период проведения выездных программных мероприятий и оплачено по договору с индивидуальным предпринимателем Лубенниковой О.Г. (участниках проекта) по запросу Департаменту не представлены.
В соответствии с Договором N 4-сонко с Итоговым финансовым отчётом в управление делами администрации Краснодарского края предоставлен Реестр проживания сотрудников Краснодарской краевой общественной организацией "Центр прикладной социологии и политологии" с указанием гостиниц и гостевых домов, а также периодов проживания, количества размещаемых лиц и стоимости оказанных услуг.
Проведённой Департаментом проверки, указанные сведения не нашли своего подтверждения. Такие доказательства не были представлены и в материалы дела.
Пунктом 2.3 договора от 30.04.2019 было предусмотрено составление акта выполненных работ после оказания услуг. Представленный акт не содержит информации об объёме и конкретном содержании предоставленных услуг, и, соответственно, не является подтверждением фактического оказания услуг по проживанию, предусмотренных Договором N 4-сонко и не соответствует требованию пункта 5.5 Порядка.
Согласно сведениям ЕГРИП индивидуальным предпринимателем Лубенниковой О.Г. при государственной регистрации был указан один основной и двенадцать дополнительных видов деятельности по ОКВЭД, при этом ни один из видов деятельности, включённых в 55 класс раздела I "Услуги по предоставлению мест для временного проживания" ОКВЭД, соответствующий виду услуг, оказание которых предусмотрено Договором N 4-сонко и сметой расходов индивидуального предпринимателя Лубенниковой О.Г. не был заявлен.
Согласно итоговому финансовому отчёту Краснодарской краевой общественной организацией "Центр прикладной социологии и политологии" оплата по договору возмездного оказания услуг от 30.04.2019 была произведена за счет средств субсидии в полном объёме.
Пунктом 1.4 оспариваемого представления от 04.03.2021 N 20-054 было предписано Организации вернуть в бюджет Краснодарского края денежные средства в сумме 200000 руб., расходование которых не по целевому назначению по договору аренды помещения осуществлено с существенными нарушениями закона и Договора N4-сонко.
Денежные средства в размере 200000 руб., предоставленные в виде субсидии на осуществление расходов на аренду помещений для проведения мероприятий программы, предусмотрены строкой 5 сметы расходов.
30.04.2019 между Краснодарской краевой общественной организацией "Центр прикладной социологии и политологии" и индивидуальным предпринимателем Джапаридзе Н.С. был заключён договор аренды, в соответствии с пунктом 1.1 которого арендодатель передаёт, а арендатор принимает в аренду офисное помещение 27,2 кв.м.. Общая сумма по договору указана 200 200 руб., а прописью - двести тысяч рублей (т.3 л.д.56-57) с сроком на семь месяцев с 30.04.2019 по 31.11.2019. В результате стоимость аренды 1 кв.м. составляет 1047 руб. в месяц.
В приложении 1 к договору аренды от 30.04.2019 указано, что предметом аренды является одна комната площадью 27,2 кв.м.
Как следует из материалов дела, Департаментом при проверке было установлено, что средняя цена аренды 1 кв.м. благоустроенных офисных помещений в г.Краснодаре в декабре 2020 года составляла 500-700 руб. в месяц, что значительно ниже цены, предусмотренной условиями договора аренды от 30.04.2019.
Согласно сведениям ЕГРИП, 13.07.2020 индивидуальный предприниматель Джапаридзе Н.С. прекратил осуществление деятельности.
Департаментом было установлено, что общая сумма денежных средств, выплаченных индивидуальным предпринимателем Джапаридзе Н.С. в 2019 году за аренду, составила в том числе от Краснодарской краевой общественной организацией "Центр прикладной социологии и политологии" составила 582600 рублей.
Согласно заключённым договорам индивидуальным предпринимателем Джапаридзе Н.С. одновременно были предоставлены в аренду четыре различных офисных помещения, площадью 27,2 кв. м., 26,3 кв. м., 24,1 кв. м. и 40,7 кв. м., расположенных по одному адресу: г. Краснодар, ул. Володи Головатого, д. 472.
При этом в качестве подтверждения права собственности на передаваемые помещения Джапаридзе Н.С. к договорам аренды приложила свидетельство о государственной регистрации права (23-АЕ N 033437) (т.3 л.д. 59) общей долевой собственности иного физического лица - Джапаридзе К.А., которой принадлежит только 3/20 доли в домовладении общей площадью 191,5 кв.м., жилой - 118,3 кв.м.
Департамент установил, что условия договора аренды от 30.04.2019 были заведомо невыполнимы, поскольку по адресу: г. Краснодар, ул. им. Володи Головатого, д. 472, отсутствуют офисные помещения, отсутствует комната площадью 27.2 кв.м., площадь помещений, принадлежащих Джапаридзе К.А., составляет лишь 28,7 кв.м. в том числе площадь подсобных помещений (коридоров, кухонь, санузлов и пр.), отсутствует согласие остальных собственников, владеющих 85% домовладения, отсутствует.
Доказательства о датах проведения в арендованных помещениях программных мероприятий, числе и составе их участников, Организация в материалы дела не представила.
Таким образом, доказательств факта аренды указанного помещения, его целевое использование арендованных помещений, материалами дела не подтверждается.
Согласно Итоговому финансовому отчёту Краснодарской краевой общественной организации "Центр прикладной социологии и политологии" оплата по договору аренды от 30.04.2019 была произведена за счёт средств субсидии в полном объёме. Пунктом 1.5 представления от 04.03.2021 N 20-054 Организации предписано вернуть в бюджет Краснодарского края денежные средства в сумме 50000 руб., расходование которых на приобретение канцелярских товаров осуществлено с существенными нарушениями закона и Договора N 4-сонко.
Денежные средства в размере 50000 руб., были предоставленные в виде субсидии на осуществление расходов на канцелярские товары, предусмотрены строкой 8 сметы расходов.
Согласно итогового финансового отчёта списание канцелярских принадлежностей и расходных материалов (картриджи, бумага для факса и др.) на сумму 100008 руб. 50 коп. произведено в последний день использования средств гранта - 10.12.2019 на основании первичного учётного документа - акта на списание материалов от 10.12.2019 N 3.
Доказательства наличия в собственности, или пользовании Организации печатающих устройств, факсимильных аппаратов и другой оргтехники, иных доказательств пользования такой техникой (расходные материалы, техническое обеспечение и т.п.) без которой использование приобретённых расходных материалов - 140 пачек бумаги невозможно, в материалы дела не представлены.
Доказательства способа и цели использования указанного количества материалов, Организацией в материалы дела не представлены.
Обосновать возможность списания канцелярских товаров 10.12.2019 и составление итогового отчёта за период 01.05.2019 по 10.12.2019, представитель Организации апелляционному суду не обосновал.
Кроме того, изготовление всех необходимых информационных печатных материалов, распространение которых среди жителей Кубани в рамках реализации общественно полезной программы предусмотрено условиями Договора N 4-сонко, оплачено за счёт средств, выделенных в соответствии со строкой 10 сметы расходов в размере 245000 рублей.
Таким образом, в нарушение пункта 2.2.7 Договора N 4-сонко первичные учётные документы, подтверждающие использование приобретенных за счёт средств субсидии картриджей, бумаги и других расходных материалов на осуществление мероприятий программы с итоговым финансовым отчётом не представлены.
В данном случае, факт использования канцелярских товаров, не подтверждает факт их приобретения в указанном Организацией размере средств.
Пунктом 1.6 оспариваемого представления от 04.03.2021 N 20-054 Организации предписано вернуть в бюджет Краснодарского края денежные средства в сумме 56000 руб., списание которых произведено на основании недостоверных первичных учетных документов с существенными нарушениями закона и Договора N 4-сонко. Денежные средства в размере 56000 руб., были предоставлены Организации в виде субсидии на возмещение затрат на топливо при реализации проекта, предусмотрены строкой 9 сметы расходов. Денежные средства субсидии в размере 56000 руб. платёжным поручением от 09.12.2019 N49 перечислены на банковский счёт, принадлежащий принятой по договору от 30.04.2019 N02/19 на должность социолога-организатора проекта - Малаховой О.Н.
Согласно пункту 1.3.1 Учётной политики Краснодарской краевой общественной организации "Центр прикладной социологии и политологии", для оформления фактов хозяйственной жизни применяется путевой лист типовой межотраслевой формы N 3, утверждённой постановлением Госкомстата России от 28.11.97 N 78, а также журнал учёта движения путевых листов типовой межотраслевой формы N 8.
Путевой лист является первичным учётным документом по учёту работы легкового транспорта, выписывается на один день или смену. Выдача на более долгий срок допускается только в случае командировки.
Департаментом было установлено, что на балансе, а также на забалансовых счетах Организации основные средства, в том числе автотранспорт, отсутствуют.
Договоры аренды либо безвозмездного пользования транспортными средствами условиями реализации общественно полезной программы не предусмотрены и в ходе камеральной проверки не представлены.
Утверждённый Организацией рабочий план счетов (приложение N 1 к Учётной политике) предписывает вести бухгалтерский учёт арендованных основных средств на счете 001.
Списание затрат на приобретение топлива было произведено на основании путевых листов унифицированной формы, имеющих серию "А" и порядковые номера с N 01 по N 08, приложенных к авансовому отчёту Малаховой О.Н. от 10.12.2019 N 7.
В качестве транспортного средства в путевые листы был внесён автомобиль Ford Focus-3 c государственным регистрационным знаком Р078ВЕ123. Заправка указанного автомобиля, согласно путевым листам, осуществлялась бензином марки Аи-95.
Водителем во всех случаях указан Подлесный Д.Г., не имевший трудовых, либо юридически оформленных гражданско-правовых отношений с Краснодарской краевой общественной организацией "Центр прикладной социологии и политологии".
Представленные путевые литы в нарушение пункта 3 обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утверждённых приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152, сведения о владельце автомобиля не содержат, в качестве механика, разрешающего выезд автомобиля, а также лица, производившего расчет учёта работы транспортного средства, во всех случаях указан президент - Подлесный Г.И., в соответствующих полях путевых листов имеются его подписи.
Согласно части 1 статьи 20, с учетом части 1 статьи 23 Федерального закона Российской Федерации "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 N 196-ФЗ эксплуатация транспорта юридическими лицами без проведения обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров не допускается. Договоры с организациями либо лицами, имеющими право производить указанные виды медицинских осмотров Организацией не заключались.
Подлесный Г.И., являясь руководителем (президентом) и одновременно лицом, отвечающим за ведение бухгалтерского учёта, должен был обеспечить оформление путевых листов непосредственно перед выездом автотранспортного средства, регистрацию их в журнале учёта формы N 8 и внесение фактов хозяйственной жизни, подтвержденных путевыми листами, в регистры бухгалтерского учёта сразу же по возвращению автомобиля.
Доказательства отражения в бухгалтерском учёте за период с мая по ноябрь 2019 хозяйственных операций, связанной с эксплуатацией автотранспорта, Организацией в материалы дела не представлены.
Доказательства выдаче Малаховой О.Н. денежных средств под отчёт, авансовых отчётов, при проверке Департаменту не были представлены.
Авансовый отчёт от 10.12.2019 N 7 составлен в последний день срока использования средств гранта, определённого пунктом 4.3 Договора N 4-сонко, который был проверен временным работником Александровой Т.В. и утверждён президентом Подлесным Г.И.
Унифицированная форма первичной учётной документации N АО-1 "Авансовый отчёт" утверждена постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 01.08.2001 N 55 (далее постановление Госкомстата N55) и в соответствии с пунктом 2 указанного постановления обязательна к применению юридическими лицами всех форм собственности, кроме бюджетных учреждений.
В соответствии с постановлением Госкомстата N 55 на оборотной стороне авансового отчёта подотчётное лицо записывает перечень документов, подтверждающих произведенные расходы, в том числе транспортные документы, чеки ККМ и другие оправдательные документы, при этом бухгалтерией проверяется целевое расходование средств, наличие оправдательных документов, подтверждающих произведенные расходы и правильность их оформления.
На оборотной стороне авансового отчёта от 10.12.2019 N 7 содержится перечень, включающий 26 подтверждающих расходы документов на общую сумму 56206 руб. 45 коп., в число которых, в нарушение постановления Госкомстата N 55, путевые листы не были включены.
По данным путевых листов автомобиль Ford Focus-3 Р078ВЕ123 в период с мая по декабрь 2019 использовался исключительно в деятельности Организации. Так в каждом случае показатель спидометра, характеризующий пройденный километраж, на момент выезда в точности соответствует аналогичному показателю в момент возвращения при предыдущем выезде, пройдя за это время 14017 км., при этом за указанный период израсходовано 1954 л. бензина марки АИ-95.
В качестве нормы расхода в путевых листах указан показатель 18 л. на 100 км. пробега.
Согласно методическим рекомендациям Минтранса России, введённых распоряжением от 14.03.2008 N АМ-23-р, базовая норма расхода топлива на автомобили Ford Focus-3 не превышает (в зависимости от модификации) 8,3 л. на 100 км, а в случаях эксплуатации в г.Краснодаре (население от 1 млн. до 5 млн. человек) применяемые нормы не должны превышать 10,4 л. на 100 км. пробега.
Информация о пройденном согласно путевым листам километраже, количестве, стоимости и видах топлива, расходы на приобретение которого оплачены за счёт средств гранта, были зафиксированы Департаментом в акте проверки.
Из анализа представленных к авансовому отчёту от 10.12.2019 N 7 не следует логической связи показателей пробега и выданного на автомобиль топлива. Так, в составе доказательств приобретения топлива, представлен 21 чек на приобретение топлива - дизель для эксплуатации автомобиля Ford Focus-3, что в силу технических особенностей конструкции и оборудования его бензиновым двигателем не указывает о достоверности расходования средств. В результате к оплате были приняты чеки на приобретение 718,83 л. дизельного топлива на общую сумму 33068 руб. 23 копейки.
Количество единовременно приобретённого дизельного топлива значительно превышает ёмкость топливного бака автомобиля Ford Focus-3 (55 л.). Так чек от 29.09.2019 N 5371 на сумму 4783 руб. 73 коп. выданный АЗС N 23045 (г. Горячий Ключ) ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" на приобретение 95,51 л. дизельного топлива, чек от 11.11.2019 N8898 на сумму 4028 руб. 48 коп., выданный АЗС N23272 ООО "Шинойлтранс" на приобретение 87,69 л. дизельного топлива.
Кроме этого, в авансовый отчёт от 10.12.2019 N 7 были включены расходы, не подтвержденные фискальными платёжными документами. Так, в авансовый отчёт в качестве расходных документов внесены распечатки данных о произведённых транзакциях, не содержащих реквизитов, обязательных для данного вида документов, установленных частью 1 статьи 4.7 Федерального закона Российской Федерации от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской федерации". При этом, вместо номеров чеков указаны коды авторизации в платёжной системе.
Кассовый чек от 07.08.2019 N 9306 на приобретение дизельного топлива в количестве 20 л., на сумму 918 руб. 80 коп., проведён в учете качестве подтверждающего документа и оплачен дважды.
С учётом изложенного, авансовый отчёт от 10.12.2019 N 7 составлен и утверждён 10.12.2019 на основании первичных учетных документов (путевых листов), отражающих недостоверные и своевременно неоформленные, неподтвержденные другими документами (журнал учёта выдачи путевых листов, журнал предрейсового медицинского осмотра водителей), датируемые периодом с мая по декабрь 2019, совершение которых противоречило бы действующему законодательству.
Расчёт суммы, выплаченной Малаховой О.Н. был произведён на основании кассовых чеков АЗС и иных документов, содержащих натуральные измерители (тип приобретаемого топлива, его количество), также свидетельствующих о недостоверности отраженных в авансовом отчёте фактов хозяйственной жизни.
Таким образом, правовые основания расходования денежных средств субсидии в сумме 56000 руб. на возмещение затрат на топливо отсутствовали.
Пунктом 1.7 представления от 04.03.2021 N 20-054 Организации предписано вернуть в бюджет Краснодарского края денежные средства в сумме 245000 руб., списание которых на приобретение раздаточных материалов произведено на основании недостоверных первичных учетных документов осуществлено с существенными нарушениями закона и Договора N 4-сонко.
Денежные средства в размере 245000 руб., предоставленные в виде субсидии на осуществление расходов на типографские услуги, предусмотрены строкой 10 сметы расходов. Денежные средства в сумме 250000 руб. были перечислены принятой по договору от 30.04.2019 N 02/19 в качестве социолога-организатора проекта временному работнику Краснодарской краевой общественной организации "Центр прикладной социологии и политологии" Малаховой О.Н. на её индивидуальный банковский счёт платёжными поручениями от 20.05.2019 N 3 - 100000 руб., от 31.05.2019 N 4 - 100000 руб., от 31.07.2019 N 24 - 50000 рублей.
Согласно материалам дела к учёту был принят авансовый отчёт Малаховой О.Н. от 31.05.2019 N 4, не содержащий подписи подотчётного лица, к которому в качестве оправдательных документов, подтверждающих расходы на оплату типографских услуг, были приложены три квитанции-договора (КС N 847696, КС N8 47697, КС N 847699 на общую сумму 245000 руб.), выданных индивидуальным предпринимателем Очиковым В.А., которые квитанции не содержали информации о датах их оформления и осуществления расчётов, являющейся обязательным реквизитом.
На основании приказа Департамента от 24.11.2020 N 137 была проведена встречная проверка индивидуального предпринимателя Очикова В.А.
Результаты проверки оформлены актом встречной проверки от 16.12.2020 (т.3 л.д. 115-118).
В ходе встречной проверки индивидуальным предпринимателем Очиковым В.А. Департаменту была предоставлена, в том числе копия второго экземпляра договора-квитанции КС N 847699 на сумму 78000 руб. и информация о том, что расчёт по ней произведён 25.11.2019, а буклет передан Краснодарской краевой общественной организации "Центр прикладной социологии и политологии" 01.12.2019.
В рамках выездной проверки, проведенной в Департаменте внутренней политики администрации Краснодарского края, был произведён осмотр образцов раздаточных информационных материалов, представленных получателями субсидий вместе с итоговым отчётом.
Представленные к проверки образцы представляют собой скреплённые степлером листы офисной бумаги (в среднем по 10-20 листов) с нанесённым методом чёрно-белой печати текстом. Единичные образцы отпечатаны на цветном принтере. Признаков применения сложных производственных технологий, материалов и переплета не установлено. Раздаточный материал содержит повторяющийся текст с цитатами из открытых источников, в том числе опубликованных значительно позже указанных дат изготовления материалов. Единственный буклет, изготовленный с применением цветной печати согласно предоставленному индивидуальным предпринимателем Очиковым В.А. акту выполненных работ был изготовлен и передан президенту Подлесному Г.И. 01.12.2019, следовательно, использоваться в качестве раздаточного материала при реализации мероприятий общественно полезной программы в период с мая по ноябрь 2019 года не мог.
Из содержания представленного буклета следует, что представляет собой фотоотчёт, оформленный с целью подтверждения проведения дискуссионных столов и других программных мероприятий, а не информацию, направленную на достижение заявленных программой целей.
Таким образом, данные о совершённых операциях по приобретению раздаточного материала, содержащиеся в принятом Организацией к учёту первичном учётном документе (авансовом отчёте от 31.05.2019 N 4) не имеют правовых оснований для отражения в бухгалтерском учёте расходов в целях подтверждения расходования средств в сумме 245000 рублей.
Довод Организации о том, что акт выполненных работ подписан индивидуальным предпринимателем Очиковым В.А. без претензий, о полной оплате по договору не опровергают установленных фактов, апелляционный суд находи не отражает фактически произведённые расходы в указанном размере.
Довод Организации о том, что отсутствуют замечания по итоговому финансовому отчёту у администрации Краснодарского края отсутствуют, что подтверждает обоснованность использования средств, апелляционный суд находит документально не подтверждённым. В данном случае, сам факт расходования Организацией бюджетных средств, не подтверждает их целевое использование и фактическое расходование в соответствии с представленными учётными документами.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришёл к выводу о том, что представления Департамента от 04.03.2021 N 20-054 соответствуют требования Порядка и Бюджетного кодекса РФ и не нарушает прав и законных интересов Организации.
Доводы апелляционной жалобы Организации, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу части 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьёй.
Ликвидатор Организации платёжным поручением от 11.08.2021 произвёл уплату государственной пошлины в размере, установленном статьёй 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, - 1500 рублей.
С учётом изложенного, расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на подателя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.07.2021 по делу N А32-15215/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-15215/2021
Истец: АНО "Центр прикладной социологии и политологии"
Ответчик: Департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края, Департамент финансово-бюджетного ндзора Краснодарского края