г. Краснодар |
|
21 февраля 2022 г. |
Дело N А53-15028/2021 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Воловик Л.Н., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области (ИНН 6163013494, ОГРН 1026103162579) на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2021 по делу N А53-15028/2021, установил следующее.
ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Таганроге Ростовской области (межрайонное) (правопредшественник ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области, далее - управление, фонд) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к ИП Седуш В.И. (далее - предприниматель, страхователь) о взыскании финансовых санкций: за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год в размере 3 тыс. рублей; за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за март 2020 года в размере 2 тыс. рублей, по форме СЗВ-М за апрель 2020 года (дополняющая форма) в размере 500 рублей, по форме СЗВ-М за март 2020 года (дополняющая форма) в размере 500 рублей.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства (глава 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 30.07.2021 суд удовлетворил заявленные фондом требования в части взыскания с предпринимателя в пользу фонда 2 тыс. рублей финансовых санкций за несвоевременное представление исходной формы СЗВ-М за март 2020 года. В удовлетворении остальной части заявленных фондом требований суд отказал, сделав вывод о том, что представление дополняющей формы СЗВ-М до обнаружения фондом неполноты представленных сведений не позволяет квалифицировать действия общества как нарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ); штраф за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ- СТАЖ за 2019 год уплачен предпринимателем платежным поручением от 11.06.2021 N 82.
Постановлением от 17.10.2021 суд апелляционной инстанции отменил решение суда от 30.07.2021 в части удовлетворения требования фонда, в удовлетворении заявленного фондом требования в указанной части отказал. Постановление суда апелляционной инстанции мотивировано тем, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что фонд самостоятельно выявил нарушения при предоставлении предпринимателем сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год, СЗВ-М за март, апрель 2020 года, либо предприниматель в установленные сроки не устранил выявленное нарушение; в данном случае страхователь реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год, СЗВ-М за март, апрель 2020 года, откорректировав их путем представления фонду дополнительных сведений в установленный действующим законодательством срок, что позволяет не применять к такому страхователю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
В кассационной жалобе фонд просит отменить постановление апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении требования отделения о взыскании с предпринимателя 2 тыс. рублей финансовых санкций за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за март 2020 года, в указанной части оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, суд апелляционной инстанции не принял во внимание, что 15.05.2020 предприниматель представил фонду исходную форму отчетности СЗВ-М за март 2020 года; каких-либо дополняющих форм за указанный период предприниматель не представлял, в связи с чем основания для отказа во взыскании с предпринимателя 2 тыс. рублей финансовых санкций за несвоевременное представление отчетности по форме СЗВ-М за март 2020 года, отсутствуют.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменения, полагая, что оно является законным и обоснованным. По мнению предпринимателя, в несвоевременном представлении отчета по форме СЗВ-М за март 2020 года отсутствует вина предпринимателя, поскольку Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" с 04 по 30 апреля установлены нерабочие дни. Пенсионный фонд Российской Федерации письмом от 17.04.2020 N 11П-08-24/8051 проинформировал страхователей о том, что за предоставление формы СЗВ-М за март 2020 года позже установленного срока, санкции применяться не будут.
Согласно части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Кодексом.
С учетом положений части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность постановления апелляционной инстанции в обжалуемой части - в части отказа в удовлетворении требования отделения о взыскании с предпринимателя 2 тыс. рублей финансовых санкций за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за март 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив законность и обоснованность постановления суда апелляционной инстанции считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), общество является страхователем в системе обязательного пенсионного страхования и зарегистрировано в качестве страхователя в фонде.
Управление провело проверку, по итогам которой пришло к выводу о том, что исходные сведения по форме СЗВ-М за март 2020 года (на 4-х застрахованных лиц) представлены предпринимателем 15.05.2020, т. е. с нарушением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (до 15.04.2020).
По результатам проверки фонд составил акт от 28.05.2020 N 071S18200008241 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и вынес решение от 03.07.2020 N 071S19200009776 о применении финансовых санкций в отношении страхователя в размере 2 тыс. рублей.
Управление выставило предпринимателю требование от 28.07.2020 N 071S01200010064, предложив страхователю добровольно уплатить санкции в установленные сроки.
Поскольку требование фонда о добровольной уплате финансовых санкций за несвоевременное представление исходных сведений по форме СЗВ-М за март 2020 года предприниматель не исполнил, фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании спорной суммы в судебном порядке.
Согласно части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Согласно части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решений арбитражного суда первой инстанции и постановлений арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливает Закон N 27-ФЗ.
Понятие индивидуального (персонифицированного) учета содержится в статье 1 Закона N 27-ФЗ, под которым понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ страхователь предоставляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Сроки представления указанных сведений, а также перечень представляемых сведений установлены в пункте 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п, утверждена Форма "Сведения о застрахованных лицах" СЗВ-М, по которой страхователи представляют в пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах: "исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых фондом сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; "отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Установив, что исходные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за март 2020 года представлены предпринимателем с нарушением установленного законом срока (15.05.2020), суд первой инстанции сделал вывод о наличии оснований для удовлетворения требования фонда в части взыскания с предпринимателя финансовых санкций, предусмотренных абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в размере 2 тыс. рублей.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные Законом N 27-ФЗ и закреплено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Первоначально представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самим страхователем, не могут расцениваться как недостоверные (неполные) сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
Сославшись на правовые позиции, изложенные в пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 за 2018 год, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, 30.10.2018 N 307-КГ18-6769, суд апелляционной инстанции посчитал, что в данном случае страхователь реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за март 2020 года, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что позволяет не применять к такому страхователю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции, подтверждается материалами дела и не оспаривается предпринимателем, 15.05.2020 предприниматель представил в фонд исходную форму отчетности СЗВ-М за март 2020 года, каких-либо дополняющих форм за указанный период предприниматель не представлял. Данное обстоятельство не оспаривается предпринимателем.
Вместе с тем, при удовлетворении требования фонда о взыскании с предпринимателя 2 тыс. рублей финансовых санкций за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за март 2020 года, суд первой инстанции не учел следующее.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в пункте 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 февраля 2019 года N 11-П и пункте 4.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 мая 2012 года N 12-П, по смыслу статей 49, 50, 52 - 54 и 64 Конституции Российской Федерации, принципы презумпции невиновности и виновной ответственности, т. е. наличии вины, как необходимого элемента состава правонарушения (и, следовательно, основания привлечения к юридической ответственности), выражают общие принципы права при применении государственного принуждения в сфере публичной ответственности.
При этом общепризнанным принципом привлечения к ответственности во всех отраслях права служит наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения (пункт 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 2019 года N 5-П).
Таким образом, формальный подход к вопросу привлечения страхователя к ответственности за совершение нарушения и наложения на него финансовой санкции является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации с 04 по 30 апреля 2020 года включительно установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.
Согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 17 апреля 2020 года N НП-08-24/8051 "О применении финансовых санкций", изданному в связи с обращениями отделений Пенсионного фонда по вопросу применения к страхователям финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ, за непредставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета в срок, установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, за нарушение срока представления сведений за отчетный период - март 2020 года страхователи к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, не привлекаются.
Таким образом, на момент подачи отчетности по форме СЗВ-М 15 мая 2020 года предприниматель, с учетом письма Пенсионного фонда Российской Федерации от 17 апреля 2020 года N НП-08-24/8051, действовал добросовестно и разумно, поскольку каких-либо разъяснений Пенсионного фонда о сроках представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, установленных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, по состоянию на указанную дату не имелось.
В данном случае, страхователь в обстановке правовой неопределенности о сроках предоставления отчетности за март 2020 года правомерно, добросовестно и разумно представил соответствующие сведения 15.05.2020, что исключает квалификацию действий страхователя как противоправных применительно к законодательству об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и применение к нему финансовой санкции. Следовательно, в данном случае, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требования фонда о взыскании с предпринимателя финансовых санкций в размере 2 тыс. рублей.
Не учел указанные обстоятельства и суд апелляционной инстанции, установив, что отчетность по форме СЗВ-М за март 2020 года предприниматель направил фонду 15.05.2020 до выявления нарушения фондом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для применения к предпринимателю финансовых санкций в виде 2 тыс. рублей и отменил решение суда первой инстанции в части удовлетворения требования.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела относительно несвоевременного представления предпринимателем фонду сведений по форме СЗВ-М за март 2020 года установлены судебными инстанциями, на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, правомерность привлечения предпринимателя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за март 2020 года управлением не подтверждена, вывод суда апелляционной инстанции о том, что предприниматель реализовал свое право на самостоятельное устранение нарушения до выявления его фондом (сведения по форме СЗВ-М за март 2020 года), не привел к принятию неправильного судебного акта в обжалуемой части, постановление апелляционной инстанции следует оставить без изменения. В остальной части судебные акты не обжалуются.
Нарушения норм процессуального права, являющиеся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2021 по делу N А53-15028/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 17 апреля 2020 года N НП-08-24/8051 "О применении финансовых санкций", изданному в связи с обращениями отделений Пенсионного фонда по вопросу применения к страхователям финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ, за непредставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета в срок, установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, за нарушение срока представления сведений за отчетный период - март 2020 года страхователи к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, не привлекаются.
Таким образом, на момент подачи отчетности по форме СЗВ-М 15 мая 2020 года предприниматель, с учетом письма Пенсионного фонда Российской Федерации от 17 апреля 2020 года N НП-08-24/8051, действовал добросовестно и разумно, поскольку каких-либо разъяснений Пенсионного фонда о сроках представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, установленных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, по состоянию на указанную дату не имелось.
...
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела относительно несвоевременного представления предпринимателем фонду сведений по форме СЗВ-М за март 2020 года установлены судебными инстанциями, на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, правомерность привлечения предпринимателя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за март 2020 года управлением не подтверждена, вывод суда апелляционной инстанции о том, что предприниматель реализовал свое право на самостоятельное устранение нарушения до выявления его фондом (сведения по форме СЗВ-М за март 2020 года), не привел к принятию неправильного судебного акта в обжалуемой части, постановление апелляционной инстанции следует оставить без изменения. В остальной части судебные акты не обжалуются."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 февраля 2022 г. N Ф08-14421/21 по делу N А53-15028/2021