г. Краснодар |
|
22 февраля 2022 г. |
Дело N А32-36459/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Епифанова В.Е. и Соловьева Е.Г., при участии в судебном заседании от истца - Департамента имущественных отношений Краснодарского края - Хромцовой Н.В. (доверенность от 30.12.2021), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Геолог Ямала" (ИНН 2365020666, ОГРН 1132365000019) - Петрий Н.Г. (доверенность от 14.12.2021), рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.07.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2021 по делу N А32-36459/2020, установил следующее.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) обратился в арбитражный суд с иском к ООО "Геолог Ямала" (далее - общество) о взыскании 7 756 769 рублей 46 копеек по договору аренды земельного участка от 24.08.2007 N 0000003751 (3300003262), в числе которых: 6 619 424 рубля 97 копеек задолженности по арендной плате за период с 01.04.2019 по 30.06.2020 и 1 137 344 рубля 49 копеек пени по состоянию на 15.06.2020, с учетом уменьшения размера исковых требований (т. 1, л. д. 130, 131).
Решением от 13.07.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 06.10.2021, в удовлетворении исковых требований отказано. При разрешении настоящего спора суды учли обстоятельства по делу N А32-7561/2019 (с участием этих же сторон), в рамках которого сделан вывод о недействительности (ничтожности) договора аренды от 24.08.2007 N 0000003751 (3300003262); нахождении земельного участка с кадастровым номером 23:33:0107004:6 во второй зоне округа санитарной охраны курортов Туапсинского района. На момент заключения договора от 24.08.2007 N 0000003751 (3300003262) администрация не являлась собственником данного земельного участка, не обладала полномочиями по распоряжению им (путем предоставления в аренду). Исходя из пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление N 582) утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 N 531 (далее - постановление N 531), вступившим в силу 12.08.2017, основные принципы дополнены принципом N 7, устанавливающим учет наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют. Поскольку рассматриваемый земельный участок ограничен в обороте и право аренды общества на него возникло в связи с переходом права собственности на объекты недвижимости, постольку арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и не может превышать размер земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют (абзац 3 подпункта "г" пункта 3 постановления N 582). В соответствии с постановлением N 531 с 12.08.2017 размер арендной платы в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:33:0107004:6 не должен превышать земельный налог. Решением Совета Новомихайловского городского поселения Туапсинского района от 17.11.2016 N 189 земельный налог на территории Новомихайловского городского поселения Туапсинского района на 2017 - 2019 годы установлен в размере 0,5% за земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения. Согласно перерасчету платы за пользование земельным участком за период с 01.04.2019 по 30.06.2020, исходя из ставки земельного налога 0,5%, задолженность ответчика составила 1 159 710 рублей 80 копеек. Установив наличие произведенной обществом (не учтенной департаментом) оплаты, суды пришли к выводу об отсутствии спорной задолженности. С учетом приведенных обстоятельств судебные инстанции отказали в удовлетворении иска. Исходя из положений статей 12, 329 и 330 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), ввиду недействительности (ничтожности) договора аренды от 24.08.2007 N 3300003262, во взыскании договорной неустойки (пени) суды также отказали.
В кассационной жалобе департамент просит решение от 13.07.2021 и апелляционное постановление от 06.10.2021 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, настаивая на наличии у общества задолженности по арендным платежам и пене. Податель жалобы считает ошибочным вывод судов об ограниченности в обороте земельного участка с кадастровым номером 23:33:0107004:6, поскольку согласно условиям договора аренды, выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 26.05.2020 N 99/2020/330357965, данным публичной кадастровой карты, названный участок отнесен к категории земель населенных пунктов. Согласно пункту 3.6.2 постановления главы администрации Краснодарского края от 21.03.2016 N 121 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края, предоставленные в аренду без торгов" (далее - постановление N 121) арендная плата рассчитывается в размере 2,5% от кадастровой стоимости в отношении земельного участка в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 4.2 пункта 4, подпунктом 6.1 пункта 6 и пунктом 7 данного порядка. Общество использует рассматриваемый земельный участок, отнесенный к категории земель населенных пунктов (не к особо охраняемым территориям), что предусматривает возможность приобретения данного участка в собственность. Ответчик не представил доказательств реализации права на обращение за предоставлением земельного участка в собственность и ему отказано. При расчете арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером 23:33:0107004:6 необходимо исходить из сведений государственного кадастрового учета. Доказательством принадлежности земельных участков к конкретной категории земель являются данные государственного кадастрового учета. Расчет размера годовой арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером 23:33:0107004:6 произведен исходя из категории "земли населенных пунктов", оборот которых не ограничен. Такие земельные участки могут находиться по основаниям, предусмотренным законом, в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности граждан или юридических лиц либо относиться к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Приняв на себя права и обязанности по договору аренды от 24.08.2007 N 0000003751 (3300003262), общество как арендатор выразило согласие на использование объекта аренды в соответствии с условиями данного договора. Вывод судебных инстанций о необходимости применения ставки арендной платы за рассматриваемый земельный участок в размере 0,5% от его кадастровой стоимости, не соответствует действующему законодательству. В силу Федерального закона от 30.12.2020 N 505-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 505-ФЗ) Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ) дополнен статьей 3.1, допускающей включение населенных пунктов в состав особо охраняемых природных территорий федерального или регионального значения.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, отметив, что Закон N 505-ФЗ вступил в силу 10.01.2021. Статья 3.1 Закона N 33-ФЗ применяется к населенным пунктам, включаемым в границы особо охраняемых природных территорий после указанной даты. Постановлением N 582 установлены принципы определения арендной платы за публичные земли, согласно которым публичному собственнику необходимо учитывать наличие предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, строением, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которыми размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога. На 2019 - 2020 годы на территории Новомихайловского городского поселения земельный налог установлен в размере 0,5% для земельных участков, предназначенных для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения. При расчете подлежит применению кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2019 и 01.01.2020 (185 451 000 рублей), установленная на основании решения Краснодарского краевого суда от 23.08.2017 по делу N 3а-319/2017 и определения от 14.11.2018 об изменении способа и порядка исполнения судебного решения. По состоянию на 30.06.2020 переплата за пользование земельным участком составила 2 217 598 рублей 71 копейку.
В судебном заседании окружного суда представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве.
Изучив материалы дела, выслушав процессуальных представителей. Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением главы муниципального образования Туапсинский район от 24.08.2007 N 1205 администрация муниципального образования Туапсинский район (арендодатель) и закрытое акционерное общество "Геолог Ямала" (арендатор) заключили договор аренды 24.08.2007 N 3300003262, по условиям которого арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов, общей площадью 46 108 кв. м, с кадастровым номером 23:33:0107004:0006, расположенный по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, в районе с. Ольгинка, предназначенный для реконструкции и расширения оздоровительного комплекса "Геолог Ямала". Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 20.06.2008 (т. 1, л. д. 27 - 31).
Земельный участок фактически передан арендатору со дня вступления в силу постановления от 24.08.2007 N 1205.
Согласно выписке из ЕГРН от 26.05.2020 N 99/2020/330357965 на земельный участок с кадастровым номером 23:33:0107004:6 зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края (запись регистрации от 20.12.2012 N 23-23-13/118/2012-263).
Размер ежегодной арендной платы установлен на день подписания договора, с возможностью его пересмотра в одностороннем порядке по требованию арендодателя в связи с инфляцией и индексацией цен, изменениями и дополнениями, вносимыми в нормативно-правовые акты Российской Федерации, Краснодарского края и органов местного самоуправления. Изменение арендной платы фиксируется и оформляется приложением к договору и подписывается сторонами. В случае уклонения арендатора от его подписания, приложение подписывается только арендодателем (пункт 2.3 договора). Арендная плата исчисляется со дня вступления в силу постановления главы муниципального образования Туапсинский район, указанного в пункте 1.3 договора и вносится арендатором ежеквартально, не позднее 10-го числа начала каждого квартала (пункт 2.4 договора).
В случае невнесения арендной платы в установленный договором срок, арендатору начисляется пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации за каждый день просрочки (пункт 5.2 договора). Начисление пени в связи с нарушением законодательства не освобождает арендатора от устранения нарушений в установленный срок (пункт 5.3 договора).
По договору от 23.08.2011 права и обязанности арендатора переданы ОАО "Геолог Ямала" (далее - ОАО "Геолог Ямала"), которое в результате реорганизации 16.01.2013 преобразовано в ООО "Геолог Ямала".
Департамент, полагая что на стороне общества имеется задолженность по арендным платежам, направил претензию от 05.11.2019 с требованием об уплате долга и пени (т. 1, л. д. 14).
Неурегулирование спора в досудебном порядке послужило основанием обращения департамента с иском в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В силу статей 606, 611 и 614 Гражданского кодекса обязанность арендодателя по отношению к арендатору состоит в предоставлении последнему имущества в пользование, а обязанность арендатора - в своевременном внесении установленной договором платы за пользование имуществом (арендной платы).
Статьями 1102, 1107 Гражданского кодекса определено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). На сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
На основании абзаца второго пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Земельным кодексом установлен принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли в Российской Федерации осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными и региональными законами (подпункт 7 пункта 1 статьи 1). Одной из форм платы за использование земли является арендная плата (статья 65), размер которой определяется договором аренды (пункт 4 статьи 22), а при аренде земельного участка, находящегося в публичной собственности, - в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 1, подпункт 2 пункта 3 статьи 39.7).
В пункте 19 постановления от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Вступившим в силу с 12.08.2017 постановлением N 531 основные принципы определения арендной платы дополнены принципом N 7, предусматривающим, что арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципа наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.12.2017 N 710 утверждены Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, закрепленных постановлением N 582. В пункте 30 раздела 8 указанных Методических рекомендаций в целях применения принципа N 7 при определении арендной платы за земельные участки рекомендуется исходить из необходимости учета интересов лиц, являющихся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, отнесенных законодательством Российской Федерации к землям, ограниченным в обороте, предоставление которых в собственность не допускается (пункт 5 статьи 27 Земельного кодекса).
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица (часть 2 статьи 69 Кодекса).
В рамках дела N А32-7561/2019 суды установили, что земельный участок с кадастровым номером 23:33:0107004:6 входит во вторую зону округа санитарной охраны курортов Туапсинского района и является ограниченным в обороте; договор аренды от 24.08.2007 N 0000003751 (3300003262) недействителен (ничтожен). При разрешении спора судебные инстанции руководствовались постановлением N 582 (в редакции постановления N 531), признав подлежащим применению к спорным правоотношениям принципа N 7, поскольку для общества установлены ограничения на приобретение в собственность земельного участка (23:33:0107004:6). В этой связи размер арендной платы не может превышать размер земельного налога. Приняв во внимание обстоятельства по делу N А32-7561/2019 (взыскание платы за предшествующий период), проверив произведенные обществом платежи, суды констатировали наличие переплаты и справедливо отказали во взыскании спорной задолженности.
Доводы кассационной жалобы (об отнесении земельного участка к категории земель населенных пунктов; необходимости применения ставки арендной платы в размере 2,5% от кадастровой стоимости участка; необоснованном применении ставки арендной платы за земельный участок в размере земельного налога - 0,5%) изучены коллегией и отклонены, поскольку проверены судебными инстанциями, которые по результатам исследования и оценки доказательств пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.07.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2021 по делу N А32-36459/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 19 постановления от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
...
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.12.2017 N 710 утверждены Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, закрепленных постановлением N 582. В пункте 30 раздела 8 указанных Методических рекомендаций в целях применения принципа N 7 при определении арендной платы за земельные участки рекомендуется исходить из необходимости учета интересов лиц, являющихся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, отнесенных законодательством Российской Федерации к землям, ограниченным в обороте, предоставление которых в собственность не допускается (пункт 5 статьи 27 Земельного кодекса)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 февраля 2022 г. N Ф08-14299/21 по делу N А32-36459/2020