Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Алтайского края
от 13.12.2023 N 483
Государственная программа
Алтайского края "Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами"
Стратегические приоритеты государственной программы Алтайского края "Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами"
I. Оценка текущего состояния сферы управления региональными и муниципальными финансами
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетов бюджетной системы Алтайского края, эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами является основой для сохранения макроэкономического развития региона, обеспечения реализации стратегических задач.
Алтайский край относится к дотационным регионам. Доля федеральных дотаций в общем объеме доходов консолидированного бюджета региона составляет более 20%. Преобладание аграрного сектора в экономике Алтайского края определяет относительно невысокий уровень бюджетной обеспеченности региона по сравнению с другими субъектами Российской Федерации с высокой долей промышленного сектора в экономике.
Актуальной задачей в условиях ограниченного объема финансовых ресурсов становится обеспечение стабильности и предсказуемости бюджетной системы Алтайского края, в том числе за счет формирования сбалансированного бюджета региона с максимальной концентрацией бюджетных ресурсов на реализацию национальных целей и мероприятий, а также осуществление взвешенной долговой политики.
На протяжении ряда лет Алтайский край входит в группу регионов с I степенью качества управления региональными финансами, а также в число регионов с минимальной долговой нагрузкой.
В марте 2020 года Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством (АКРА) Алтайскому краю впервые присвоен кредитный рейтинг А+(RU), прогноз "Стабильный". Ежегодно кредитный рейтинг, присвоенный Алтайскому краю, подтверждается. В июле 2023 года кредитный рейтинг Алтайского края также подтвержден.
Проведение сбалансированной долговой политики позволило привлечь в регион бюджетный кредит на финансовое обеспечение реализации 11 инфраструктурных проектов в размере 12,3 млрд. рублей на максимально выгодных условиях - под 3% на 15 лет. Кредит предоставляется поэтапно в 2022-2024 годах (в 2022 году - 3,528 млрд. рублей, в 2023 году - 4,164 млрд. рублей, в 2024 году - 4,620 млрд. рублей), объем внебюджетных инвестиций составляет 38,3 млрд. рублей.
В 2023 году привлечены бюджетные кредиты за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета на срок до пятнадцати лет с взиманием платы за пользование ими по ставке 3% годовых в объеме 1,982 млрд. рублей. Средства бюджетных кредитов в 2023-2024 годах предусмотрены на модернизацию коммунальной инфраструктуры, реконструкцию сетей водоснабжения и водоотведения на конкурсной основе, строительство и реконструкцию котельных и приобретение подвижного состава пассажирского транспорта общего пользования.
Алтайский край характеризуется большим количеством муниципальных образований и их высокой дифференциацией по уровню социально-экономического развития, в том числе за счет неравномерного распределения налоговой базы и неналоговых поступлений по муниципалитетам, что усложняет задачу обеспечения сбалансированности местных бюджетов.
По состоянию на 1 января 2023 года Алтайский край включает 694 муниципальных образования, в том числе 56 муниципальных районов, 4 муниципальных округа, 9 городских округов, 7 городских и 618 сельских поселений (по данным Росстата) и занимает 5 место в России по количеству муниципальных образований после Тюменской области, республик Татарстан, Башкортостан и Дагестан.
Четвертая часть налоговых и неналоговых доходов, поступающих в консолидированный бюджет Алтайского края, приходится на местные бюджеты. При этом около 40% от общего объема налоговых и неналоговых доходов, зачисляемых в местные бюджеты, приходится на административный центр Алтайского края - город Барнаул, 17% - на остальные городские округа. То есть более половины поступлений сосредоточены в 9 городских округах Алтайского края, которые составляют 1,3% от общего количества муниципальных образований Алтайского края.
Основным инструментом межбюджетного регулирования в условиях высокой дифференциации является выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
В целях совершенствования механизма выравнивания, обеспечения наиболее объективного учета факторов и условий, влияющих на бюджетную обеспеченность муниципальных образований, за период 2018-2022 годы актуализирована методика выравнивания:
с 2019 года введены новые коэффициенты удорожания, характеризующие расходные обязательства муниципальных образований, - коэффициент дифференциации заработной платы и коэффициент общей удаленности;
с 2021 года в доходном потенциале муниципальных образований учитываются отдельные неналоговые доходы, подлежащие зачислению в бюджеты муниципальных образований (в 2021-2023 годы предусмотрен переходный период учета отдельных неналоговых доходов).
Значительно увеличен объем средств, направляемых на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов, муниципальных и городских округов. В 2023 году на указанные цели предусмотрено 2,4 млрд. рублей, что в 2,4 раза выше уровня 2018 года. Количество получателей дотации увеличилось с 38 в 2018 году до 56 в 2023 году, или в 1,5 раза.
Регулирование бюджетной обеспеченности муниципальных образований в Алтайском крае также осуществляется посредством закрепления дополнительных доходных источников за местными бюджетами в законе Алтайского края от 31.08.2005 N 62-ЗС "О нормативах отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и неналоговых доходов".
С 2021 года на долговременной основе установлены единые нормативы отчислений в местные бюджеты от отдельных неналоговых доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации: денежных взысканий (штрафов), предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, платы за негативное воздействие на окружающую среду, платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности Алтайского края.
Общий объем налоговых и неналоговых доходов, дополнительно поступивших в бюджеты муниципальных образований в соответствии с законом Алтайского края от 31.08.2005 N 62-ЗС в 2022 году, составил 10,7 млрд. рублей.
В целях повышения стабильности и предсказуемости предоставления межбюджетных трансфертов в Алтайском крае законодательно закреплено:
неснижение объема дотации муниципальному образованию по сравнению с ранее утвержденными законом о краевом бюджете объемами на соответствующий год;
утверждение на очередной финансовый год и на плановый период предельных уровней софинансирования расходных обязательств муниципальных образований из краевого бюджета. При этом ранее утвержденные предельные уровни не подлежат изменению, что позволяет повысить прозрачность и предсказуемость планирования расходов муниципальными образованиями даже в случае роста доходного потенциала и уровня расчетной бюджетной обеспеченности.
C 2017 года в Алтайском крае реализуется проект поддержки местных инициатив. Цель проекта - развитие общественной инфраструктуры муниципальных образований Алтайского края, а также вовлечение граждан в решение вопросов местного значения.
За период 2017-2023 годы запланировано к реализации 2016 проектов общей стоимостью более 2,2 млрд. руб., из них средства краевого бюджета - 1,5 млрд. рублей. Общее количество благополучателей составит более 1,8 млн. жителей края. Средства направляются на благоустройство территорий (обустройство детских, спортивных площадок, мест отдыха), ремонт объектов культуры, водоснабжения, освещения, дорог и тротуаров, объектов жилищно-коммунального хозяйства и прочие объекты.
Министерством финансов Российской Федерации в 2022 году Алтайский край признан лучшим в Российской Федерации по организации сопровождения процесса инициативного бюджетирования, в 2020 году - по организации и внедрению системы управления практикой инициативного бюджетирования через Интернет.
Основными направлениями развития межбюджетных отношений являются стимулирование социально-экономического развития муниципальных образований и увеличение собственного доходного потенциала, развитие инициативного бюджетирования.
В настоящее время в Алтайском крае реализуются следующие механизмы стимулирования муниципальных образований:
предоставление дотации на сбалансированность за рост отдельных видов налоговых и неналоговых доходов, выполнение показателей "дорожных карт" по культуре и дополнительному образованию;
выделение грантов за достижение наилучших значений показателей социально-экономического развития муниципальных образований и высокое качество управления муниципальными финансами;
выделение грантов муниципальным образованиям по итогам проведения краевого этапа Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика".
II. Приоритеты и цели государственной политики в сфере управления региональными и муниципальными финансами
Приоритеты государственной политики в сфере управления региональными и муниципальными финансами определяются приоритетами долгосрочного экономического развития, обозначенными в следующих документах:
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Концепция повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2019 N 117-р;
Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 207-р;
стратегия социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года, утвержденная законом Алтайского края от 06.09.2021 N 86-ЗС;
бюджетный прогноз Алтайского края на период до 2035 года, утвержденный распоряжением Правительства Алтайского края от 30.01.2023 N 36-р;
основные направления бюджетной и налоговой политики и основные направления долговой политики, разрабатываемые в составе материалов к проекту краевого бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.
Приоритетами государственной политики в сфере управления региональными и муниципальными финансами являются:
содействие сбалансированному исполнению бюджета Алтайского края и местных бюджетов;
обеспечение взвешенной долговой политики в сфере управления государственным долгом Алтайского края;
обеспечение стабильного функционирования информационной инфраструктуры управления государственными и муниципальными финансами;
обеспечение реализации инструмента инициативного бюджетирования в муниципальных образованиях Алтайского края;
повышение качества управления финансами в муниципальных образованиях Алтайского края;
поощрение муниципальных образований Алтайского края за достижение наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления;
поощрение и распространение применения примеров лучшей практики деятельности органов местного самоуправления по организации муниципального управления и решению вопросов местного значения муниципальных образований.
Целью государственной политики в сфере управления региональными и муниципальными финансами является обеспечение стабильного функционирования бюджетной системы Алтайского края и эффективного управления региональными и муниципальными финансами, развитие инициативного бюджетирования.
III. Взаимосвязь со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Настоящая государственная программа разработана с учетом стратегических приоритетов, целей и показателей государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2016 N 445.
IV. Задачи государственного управления в сфере управления региональными и муниципальными финансами и способы их эффективного решения
С учетом приоритетов и цели государственной политики в сфере управления региональными и муниципальными финансами определены следующие ключевые задачи государственного управления в данной сфере:
1. Развитие инициативного бюджетирования.
Решение данной задачи будет обеспечено посредством продолжения осуществления регионального проекта "Реализация инициативных проектов развития (создания) общественной инфраструктуры муниципальных образований". Главной целью проекта является расширение практики вовлечения граждан в решение вопросов местного значения посредством определения направлений расходования бюджетных средств, участия в финансировании выбранных объектов, контроля за процессом выполнения работ.
В рамках реализации данной задачи предусматривается предоставление из краевого бюджета субсидий на реализацию инициативных проектов развития (создания) общественной инфраструктуры муниципальных образований в соответствии с порядком, указанным в приложении 1 к настоящей государственной программе.
2. Создание условий для обеспечения стабильного функционирования бюджетной системы Алтайского края и эффективного управления региональными финансами.
Решение данной задачи будет обеспечено путем осуществления взвешенной долговой политики и поддержания кредитного рейтинга Алтайского края. Контроль за соблюдением предельных значений дефицита краевого бюджета, объема государственного долга Алтайского края и объема расходов на его обслуживание позволяет обеспечить соблюдение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и поддержание высокого качества управления региональными финансами.
Будет продолжена цифровизация управления бюджетным процессом посредством автоматизации процессов планирования бюджета, повышения скорости обработки данных и обеспечения бесперебойной работы сервисов, ведения юридически значимого электронного документооборота, организации "сквозного" исполнения бюджета на основе применения современных web-технологий, совершенствования аналитических модулей, поддержания имеющихся технических средств в современном состоянии, обеспечения безопасности данных, обрабатываемых в государственной информационной системе "Финансы", осуществления адаптации информационных систем к изменениям бюджетного законодательства, импортозамещения применяемых программных и аппаратных средств, осуществления иных мероприятий, позволяющих обеспечить единство бюджетного процесса, а также его удобство и оперативность.
3. Создание условий для поддержания устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований Алтайского края, стимулирования к повышению организации бюджетного процесса.
Продолжится реализация мер, направленных на:
осуществление выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований Алтайского края;
обеспечение сбалансированности местных бюджетов и стимулирование к повышению организации бюджетного процесса, направленное на рост доходного потенциала муниципальных образований, отсутствие либо снижение просроченной кредиторской задолженности, достижение показателей по повышению заработной платы в целях выполнения указов Президента Российской Федерации.
В рамках обеспечения устойчивого исполнения местных бюджетов предусматривается предоставление из краевого бюджета субсидий на софинансирование части расходов местных бюджетов по оплате труда работников муниципальных учреждений в соответствии с порядком, указанным в приложении 2 к настоящей государственной программе.
4. Создание стимулов к повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Решение данной задачи будет обеспечено посредством поощрения органов местного самоуправления Алтайского края за достижение наилучших значений показателей деятельности, а также премирования победителей регионального этапа Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика".
В целях совершенствования процедуры контроля за выполнением муниципальными образованиями Алтайского края требований бюджетного законодательства и стимулирования повышения качества управления муниципальными финансами будет продолжен мониторинг качества управления муниципальными финансами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.