г. Краснодар |
|
24 февраля 2022 г. |
Дело N А53-209/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Бабаевой О.В. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от ответчика - товарищества собственников недвижимости "Содружество" (ИНН 6143085571, ОГРН 1156174000950) - Жигаловой В.А. (доверенность от 15.02.2022), в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Экоцентр" (ИНН 3444177534, ОГРН 1103444003002), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу товарищества собственников недвижимости "Содружество" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.09.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2021 по делу N А53-209/2021, установил следующее.
ООО "Экоцентр" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ТСН "Содружество" (далее - товарищество) о взыскании 253 897 рублей 32 копеек задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) с 01.12.2019 по 31.08.2020 и 2005 рублей 94 копеек неустойки с 13.01.2020 по 03.04.2020 (уточненные требования).
Решением от 02.09.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 12.11.2021, с ответчика в пользу истца взыскано 253 897 рублей 32 копейки задолженности, 2005 рублей 94 копейки пеней, а также 8118 рублей расходов по уплате государственной пошлины. Обществу из федерального бюджета возвращено 5950 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
В кассационной жалобе товарищество просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении иска. По мнению заявителя, ответчик выполняет условия заключенного с истцом договора в части произведения расчетов. Истец нарушал нормы процессуального права, предоставляя товариществу все уточнения и возражения за несколько часов до начала судебных заседаний. Суды не проверили факт направления последнего уточнения иска ответчику, что лишило его возможности представить возражения на данное уточнение. Общество в обоснование заявленного иска ссылается на пункт 6 договора, однако редакция пункта 6, указанная в решении и истцом, не соответствует действительной редакции договора. Общество игнорировало письменные заявления товарищества и ежемесячные протоколы разногласий по выставленным объемам, письменные обращения по предоставлению актов сверок. Представленными в материалы дела актами сверок подтверждается факт уплаты долга. Общество не подтвердило арифметическую правильность расчета задолженности. Суды и истец не учли постоянное изменение количества проживающих граждан, что привело к неверному расчету долга. Суды также не отклонили доводы ответчика о том, что товарищество ведет раздельный учет ТКО.
В отзыве общество просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя ответчика, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 03.01.2019 общество (региональный оператор) и товарищество (исполнитель) заключили договор на оказание услуг по обращению с ТКО N 0101/00084 (далее - договор), по условиям которого региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель (исполнитель коммунальной услуги) обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО в зоне деятельности Волгодонского МЭОКа от 14.11.2017, заключенным Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области и истцом, функции регионального оператора на территории данного района с 01.01.2019 выполняет общество.
В соответствии с пунктом 9 договора потребитель в многоквартирном доме или жилом доме оплачивает коммунальную услугу по обращению с ТКО в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно постановлению Региональной службы по тарифам Ростовской области от 31.07.2019 N 33/3 единый тариф на услугу регионального оператора с 01.08.2019 по 31.12.2019 установлен в размере 525 рублей 32 копеек за 1 куб. м с учетом НДС (20%).
В соответствии с постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20.12.2020 N 68/7 единый тариф на услугу регионального оператора в зоне деятельности Волгодонского МЭОКа на 2020 год с 01.01.2020 по 31.12.2020 составляет 504 рубля 55 копеек за 1 куб. м без НДС.
Нормативы накопления ТКО утверждены постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от 08.02.2018 N 2 и для многоквартирных домов г. Волгодонска с 01.01.2019 по 30.06.2020 с учетом понижающего коэффициента к нормативу накопления ТКО составляли 2 рубля 41 копейку за куб. м / год.
Согласно внесенным постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от 03.06.2020 N 5 изменениям в постановление от 08.02.2018 N 2 с 01.07.2020 норматив накопления ТКО для многоквартирных домов г. Волгодонска с учетом понижающего коэффициента к нормативу накопления ТКО составил 2 рубля 65 копеек за куб. м / год.
С 01.12.2019 по 31.08.2020 региональный оператор оказал услуги по обращению с ТКО в полном объеме, однако от подписания первичной документации ответчик уклонился. Замечания по объему и качеству услуг со стороны ответчика не поступали.
Неоплата задолженности послужила основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 309, 310, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), и условиями заключенного сторонами договора, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, пришли к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 148 (28) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору в порядке, определенном Законом N 89-ФЗ. При расчете размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, оказываемую региональным оператором исполнителю, в целях предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителям, применяются тарифы (цены) регионального оператора, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Правилами N 354 утверждены формулы расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО.
В соответствии с пунктом 148 (34) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
Тарифы на услугу регионального оператора утверждаются Региональной службой по тарифам Ростовской области согласно принципу экономической обоснованности затрат (статья 24.9 Закона N 89-ФЗ).
Нормативы накопления ТКО устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов.
Нормативы накопления ТКО утверждены постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от 08.02.2018 N 2 и для многоквартирных домов г. Волгодонска с 01.01.2019 по 30.06.2020 с учетом понижающего коэффициента к нормативу накопления ТКО составляли 2 рубля 41 копейку куб. м / год, а с 01.07.2020 - 2 рубля 65 копеек куб. м / год (постановление Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от 03.06.2020 N 5).
Приложением N 1 к постановлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от 08.02.2018 N 2 расчетной единицей нормирования накопления ТКО для многоквартирных домов определен проживающий.
Таким образом, суды правомерно указали, что плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО должна начисляться исходя из количества проживающих в жилом помещении граждан и норматива накопления ТКО.
Из материалов дела видно, что истец осуществляет расчет платы по обращению с ТКО по нормативу, утвержденному постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20.12.2018 N 85/120.
Пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ установлено, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правилами N 1156. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Пунктом 15 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО предусмотрено, что учет объема и (или) массы ТКО производится в соответствии с Правилами N 505.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется: а) расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО; б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
При этом согласно пункту 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет таких отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505, то есть расчетным путем.
На основании пункта 8 Правил N 505 учет ТКО в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 (то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления) осуществляется при раздельном накоплении таких отходов.
Таким образом, установленный законодательно коммерческий учет ТКО, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, может быть применен лишь при наличии раздельного накопления ТКО.
Раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО и фактического выполнения потребителями разделения таких отходов по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.
Однако суды установили, что на территории Волгодонского МЭОКа в спорный период не утверждался порядок накопления ТКО.
На основании изложенного истец правомерно осуществляет расчет платы по обращению с ТКО по нормативу, утвержденному постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20.12.2018 N 85/120.
Довод ответчика о том, что количество проживающих в доме, из числа которых выполнен расчет, постоянно изменяется, в связи с чем выполненный истцом расчет является неверным, отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку при определении количества проживающих истец исходил из представленных самим ответчиком сведений о количестве проживающих - реестр товарищества (т. 1, л. д. 50 - 64).
Являясь лицом, ответственным за раскрытие соответствующей информации, ответчик не представил доказательств, опровергающих указанные данные, как и иного количества проживающих лиц в спорный период.
Расчет задолженности проверен судами и признан верным.
Ссылка товарищества на то, что договор не исследовался судом первой инстанции, поскольку содержание пунктов договора не соответствует пунктам, указанным в решении, отклонена судом апелляционной инстанции, поскольку изложенная редакция пункта 6 договора, приведенная судом в решении, полностью соответствует пункту 9 договора, в связи с чем указание в решении пункта 6 является опечаткой.
Довод ответчика о том, что истец не направил ему копию уточнения исковых требований, отклонен, так как не может служить основанием для отмены принятого судебного акта и не опровергает его законность. Уточнение заявленных требований в сторону уменьшения по основному долгу прав товарищества не нарушает. Кроме того, ответчик, уведомленный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, имел возможность ознакомиться с уточнением иска в период объявленного судом после заявления соответствующего ходатайства перерыва.
Таким образом, основания для отмены обжалуемых судебных актов по доводам, приведенным в кассационной жалобе, отсутствуют. Нарушения норм процессуального права, влекущие отмену судебных актов по безусловным основаниям (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.09.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2021 по делу N А53-209/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Х. Ташу |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 5 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется: а) расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО; б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
При этом согласно пункту 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет таких отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505, то есть расчетным путем.
На основании пункта 8 Правил N 505 учет ТКО в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 (то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления) осуществляется при раздельном накоплении таких отходов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 февраля 2022 г. N Ф08-502/22 по делу N А53-209/2021