г. Краснодар |
|
03 марта 2022 г. |
Дело N А32-43584/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 марта 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Епифанова В.Е. и Черных Л.А. при участии в судебном заседании от ответчика - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Шапаренко Н.О. (доверенность от 30.12.2021), в отсутствие представителей истца - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Краснодарскому краю, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, администрации муниципального образования Темрюкский район, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.07.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2021 по делу N А32-43584/2020, установил следующее.
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - управление Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании отсутствующим зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости права собственности Краснодарского края на земельный участок площадью 30 300 кв. м с кадастровым номером 23:30:0401001:12, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, с/о Голубицкий, севернее ст. Голубицкой, относящегося к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием для эксплуатации базы отдыха (далее - земельный участок с кадастровым номером 23:30:0401001:12) с указанием на решение суда как на основание для погашения записи от 29.11.2004 с номером регистрации 23-01/00-240/2004-876 о праве собственности Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0401001:12, о снятии последнего с государственного кадастрового учета.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление Росреестра), Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее - управление ФСБ), администрация муниципального образования Темрюкский район (далее - администрация), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю (далее - кадастровая палата).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.07.2021, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2021, иск удовлетворен. Земельный участок с кадастровыми номерами 23:30:0401001:12 образован на основании постановления главы администрации от 06.05.1995 N 542 о закреплении земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования за управлением ФСБ. Этот же муниципальный акт послужил основанием образования земельного участка площадью 30 001 кв. м с кадастровым номером 23:30:0401001:60, расположенного по адресу: Краснодарский край, ст-ца Голубицкая, ул. Курортная, 73, относящегося к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием для строительства базы отдыха "Витязь" (далее - земельный участок с кадастровым номером 23:30:0401001:60).
Право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0401001:60 возникло в силу закона. В границах этого участка расположены движимые и недвижимые объекты базы отдыха. Земельный участок с кадастровым номером 23:30:0401001:12 образован в отсутствие на то законных оснований за счет федеральной территории, закрепленной на вещном праве за управлением ФСБ.
Департамент, обжаловав решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.07.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2021 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), привел следующие основания проверки законности судебных актов. Краснодарский край не утрачивал владение земельным участком с кадастровым номером 23:30:0401001:12. Право региональной собственности на него зарегистрировано в установленном законом порядке. Управление Росреестра в письме от 18.05.2020 N 13-420/017190 подтвердило, что пересечение границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:30:0401001:12, 23:30:0401001:60 обусловлено допущенной при их кадастровом учете реестровой ошибкой. Земельные участки с кадастровыми номерами 23:30:0401001:12, 23:30:0401001:60 не тождественны. Земельный участок с кадастровым номером 23:30:0401001:12 правомерно отнесен к региональному уровню публичной собственности.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что постановлением главы администрации от 06.05.1995 N 542 за управлением ФСБ на праве постоянного (бессрочного) закреплен земельный участок площадью 3,03 га. Правообладателю выдан государственный акт серии КК-2 N 251807001011. Земельный участок с уменьшенной до 30 001 кв. м площадью поставлен с кадастровый учет 26.12.2004 под кадастровым номером 23:30:0401001:60. Основанием осуществления кадастрового учета послужили заявка от 15.12.2004 и приложенные к ней постановление главы администрации от 06.05.1995 N 542, подготовленное обществом с ограниченной ответственностью "Землеустроитель" описание. Земельный участок с кадастровым номером 23:30:0401001:60 отнесен к категории земель населенных пунктов. Его разрешенным использованием определено строительство базы отдыха. Право федеральной собственности на него зарегистрировано 24.12.2007 (запись с номером регистрации 23-23-44/060/2007-050), а право постоянного (бессрочного) пользования управления ФСБ - 09.07.2014 (запись с номером регистрации 23-23-44/066/2014-080).
В границах земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401001:60 расположен объект недвижимости с кадастровым номером 23:30:0401001:1389. В техническом паспорте базы отдыха указано на возведение входящих в ее комплекс строений в 1997 году и их передачу управлению ФСБ в оперативное управление.
Государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401001:12 осуществлен 17.01.2003, а государственная регистрация права региональной собственности - 29.11.2004 (запись с номером регистрации 23-01/00-240/2004-876). Описание границ земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401001:12 подготовлено в системе координат 1963 года, не подлежащих пересчету в систему МСК-23. Его кадастровый учет произведен на основании заявки от 16.09.2003 N 30/03-04-003-1791 и приложенных к ней постановления главы администрации от 06.05.1995 N 542, государственного акта и подготовленного государственным унитарным предприятием "Темрюкский земельный центр" документа о межевании.
Управление Росреестра в письме от 18.05.2020 N 13-420/017190 высказало предположение об имеющемся пересечении границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:30:0401001:12, 23:30:0401001:60 ввиду допущенной при их кадастровом учете реестровой ошибки.
Названные обстоятельства послужили основаниями обращения управления Росимущества в арбитражный суд. Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
Пленумы Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 52 совместного постановления от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленумов N 10/22) разъяснили возможность оспаривания зарегистрированного права на недвижимое имущество путем предъявления иска о признании этого права отсутствующим в случае, когда право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами. При этом судебная практика последовательно придерживается правовой позиции о том, что иск о признании обременения отсутствующим является исключительным способом защиты владеющего собственника (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2012 N 12576/11, определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.06.2015 N 5-КГ15-36) и представляет собой разновидность требования собственника об устранении всяких нарушений его права, не соединенных с лишением владения. Исковая давность на такое требование в силу статьи 208 Гражданского кодекса не распространяется (пункт 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности").
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 государственная собственность в Российской Федерации разграничена на федеральную, республиканскую, краевую, областную, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность. Исключительно к федеральной собственности отнесено имущество органов безопасности (пункт 2 раздела II приложения приложении N 1 к постановлению.
Статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации к федеральной собственности отнесены земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю. Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" в качестве одного из оснований внесения земельных участков в перечень участков, на которые у Российской Федерации возникало право собственности, названо расположение на таких участках недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и предоставленного государственному учреждению (статья 3).
Пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности отнесены земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации, предоставленные органам государственной власти. С момента вступления названной нормы в силу (01.07.2006) право государственной собственности считается разграниченным в пользу Российской Федерации в силу закона независимо от государственной регистрации соответствующего права.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, правильно применив вышеприведенные нормативные положения и разъяснения высшей судебной инстанции, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно заключили о следующем. Государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 23:30:0401001:12, 23:30:0401001:60 осуществлен на основании одного муниципального акта - постановления главы администрации от 06.05.1995 N 542. Управление ФСБ как орган государственной власти является фактическим титульным пользователем земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401001:60 и оперативным управляющим расположенных на этом участке зданий, строений базы отдыха, находящихся в федеральной собственности. Соответствующий федеральный уровень государственной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0401001:60 возник в силу закона. Осуществление государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401001:12 повлекло двойной кадастровый учет по сути одной и той же территории. Основания для осуществления государственной регистрации права региональной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0401001:12 отсутствовали. У Российской Федерации отсутствует необходимость в восстановлении владения спорной территорией. В этих условиях единственно возможным способом защиты нарушенного права федерального собственника в результате задвоенных кадастрового учета и регистрации права является признание отсутствующим зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости права собственности Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0401001:12 с погашением соответствующей записи о регистрации и снятием этого участка с кадастрового учета.
Доводы кассационной жалобы названные выводы не опровергают и направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть приведение иных по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводов относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.07.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2021 по делу N А32-43584/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности отнесены земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации, предоставленные органам государственной власти. С момента вступления названной нормы в силу (01.07.2006) право государственной собственности считается разграниченным в пользу Российской Федерации в силу закона независимо от государственной регистрации соответствующего права.
...
Доводы кассационной жалобы названные выводы не опровергают и направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть приведение иных по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводов относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 марта 2022 г. N Ф08-667/22 по делу N А32-43584/2020