город Ростов-на-Дону |
|
29 октября 2021 г. |
дело N А32-43584/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мисника Н.Н.,
судей Глазуновой И.Н., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Варавиной Е.Н.,
в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.07.2021 по делу N А32-43584/2020
по иску Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330)
к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553 ОГРН 1022301228399)
при участии третьих лиц:
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ОГРН 1042304982510, ИНН 2309090540); Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Краснодарскому краю (ИНН 2309052047 ОГРН 1032304928226);
администрации муниципального образования Темрюкский район (ИНН 2352023878 ОГРН 1022304744560);
федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757),
о признании отсутствующим право собственности субъекта Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0401001:12,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - истец, управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - ответчик, департамент) о признании отсутствующим право собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0401001:12, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, с/о Голубицкий, севернее ст. Голубицкой; об указании в резолютивной части судебного, что решение по настоящему делу будет являться основанием для погашения в Едином государственном реестре недвижимости регистрационной записи от 29.11.2004 N 23-01/00-240/2004-876 о праве собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0401001:12; о снятии земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401001:12 с государственного кадастрового учета.
Исковые требования мотивированы тем, что имеется наложение границ земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401001:60 на границы земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401001:12.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Краснодарскому краю, Администрация муниципального образования Темрюкский район, филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.07.2021 исковые требования удовлетворены.
Решение мотивировано тем, что на основании постановления главы администрации Темрюкского района от 06.05.1995 N 542 Управлению Федеральной службы безопасности выдан государственный акт на земельный участок площадью 3,03 га. На основании указанного акта 26.12.2004 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 23:30:0401001:60, площадью 30 001 кв.м., расположенный относительно ориентира: Краснодарский край, ст-ца Голубицкая, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства базы отдыха. В отношении указанного участка зарегистрировано право собственности Российской Федерации от 24.12.2007. Также участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования Управлению ФСБ России по Краснодарскому краю, запись регистрации от 09.07.2014. В границах земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401001:60 расположен объект недвижимости, поставленный на кадастровый учет. Строения базы отдыха возведены в 1997 году, в настоящее время находятся в оперативном управлении управления.
Таким образом, право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0401001:60 возникло в силу закона. Доводы департамента о том, что земельный участок с кадастровым номером 23:30:0401001:60 поставлен позже на кадастровый учет, чем земельный участок 23:30:0401001:12 не имеет правового значения, так как право федеральной собственности возникло в силу закона.
Согласно дополнительному отзыву, предоставленному кадастровой палатой, по факту пересечений границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:30:0401001:12 и 23:30:0401001:60 филиалом учреждения была проведена служебная проверка (от 10.12.2020 N 17166), по результатам которой выявлено, что документ о межевании земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401001:12, подготовлен в системе координат 1963 года, в связи с невозможностью пересчета координат из данной системы в систему МСК-23, проверить наличие технических ошибок в ЕГРН в сведениях о местоположении границ данного земельного участка не представляется возможным. Сведения о данном земельном участке были внесены в кадастр недвижимости на основании заявки о постановке на государственный кадастровый учет от 16.09.2003 N 30/03-04-003-1791 и представленных с ней документов: постановления главы администрации Темрюкского района Краснодарского края от 06.05.1995 N 542, государственного акта и документа о межевании, подготовленного ГУП КК "Темрюкский земельный центр".
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 23:30:0401001:60 были внесены в ЕГРН в результате рассмотрения заявки о постановке на государственный кадастровый учет от 15.12.2004 N 30/04-01-4069 и представленных с ней документов (постановление главы администрации Темрюкского района Краснодарского края от 06.05.1995 N 542, Описание земельных участков, подготовленное ООО "Землеустроитель"). В связи с тем, что в составе указанного документа о межевании отсутствует раздел "Описание границ", для осуществления проверки наличия технической ошибки в сведениях о земельном участке с кадастровым номером 23:30:0401001:60 филиалом учреждения был направлен запрос в орган, осуществляющий хранение учетно-технической документации, с целью получения копии землеустроительного дела, хранящегося в государственном фонде данных, полученных в результате проведения работ по землеустройству, на указанный земельный участок.
В ответ на указанный запрос органом, осуществляющим хранение учетно-технической документации, была предоставлена копия землеустроительного дела на указанный земельный участок.
Филиал учреждения в соответствии со статьей 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) осуществил проверку соответствия сведений о земельном участке с кадастровым номером 23:30:0401001:60, внесенных в ЕГРН, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРН. В результате такой проверки технических ошибок, допущенных при ведении ЕГРН (в том числе в отношении описания местоположения границ земельного участка), не обнаружено.
Таким образом, исходя из того, что документы, послужившие основанием для внесения в ЕГРН сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 23:30:0401001:12 и 23:30:0401001:60 идентичны, суд первой инстанции пришел к выводу, что указанные земельные участки являются двойниками.
В силу указанного земельный участок с кадастровым номером 23:30:0401001:12 образован в отсутствие предусмотренных законом оснований за счет территории участка, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования Управлению ФСБ России по Краснодарскому краю и на момент разграничения государственной собственности на землю являлся исключительно собственностью Российской Федерации в силу закона. Земельный участок находится во владении Российской Федерации, на нем отсутствуют объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности иным лицам.
Судом первой инстанции отклонен довод департамента о ненадлежащем избрании истцом способа защиты нарушенного права в силу того, что отсутствуют правовые основания для регистрации права собственности субъекта в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401001:12, а также ответчиком не подтверждено фактическое владение спорным участком.
Суд счел также необходимым указать в резолютивной части решения на прекращение регистрационной записи о праве собственности Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0401001:12 в Едином государственном реестре недвижимости, поскольку указанный участок сформирован с нарушением закона.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401001:12 и регистрация на него права собственности Краснодарского края произошли в соответствии с действовавшим на момент регистрации законодательством.
Согласно письму Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 18.05.2020 N 13-420/017190 пересечение границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:30:0401001:12 и 23:30:0401001:60 обусловлено наличием реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельных участков.
Заявитель жалобы указывает, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:30:0401001:12 и 23:30:0401001:60 фактически являются разными объектами недвижимости с разной площадью и разной конфигурацией.
Для удовлетворения требования признании права на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0401001:12 отсутствующим истец должен предоставить доказательства владения и пользования земельным участком, однако таких доказательств истцом не представлено.
Краснодарский край, как публичный собственник, предполагается фактическим владельцем земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401001:12.
Краснодарский край не утрачивал владение земельным участком с кадастровым номером 23:30:0401001:12, право государственной собственности на данный земельный участок зарегистрировано на законных основаниях.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Суд рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации Темрюкского района от 06.05.1995 N 542 в постоянное (бессрочное) пользование Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Краснодарскому краю предоставлялся земельный участок общей площадью 3,0 га (прочие угодья) для строительства базы отдыха в ст. Голубицкой.
На основании постановления от 06.05.1995 N 542 Управлению Федеральной службы безопасности выдан государственный акт на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 3,03 га. в границах, указанных на чертеже, для эксплуатации базы отдыха в ст. Голубицкой.
26.12.2004 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 23:30:0401001:60, площадью 30 001 кв. м (+/- 3031 кв.м.), расположенный относительно ориентира: Краснодарский край, ст-ца Голубицкая, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства базы отдыха. В отношении указанного участка 24.12.2007зарегистрировано право собственности Российской Федерации. Также зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования Управления ФСБ России по Краснодарскому краю от 09.07.2014.
В границах земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401001:60 расположен объект недвижимости, поставленный на кадастровый учет.
В материалы дела представлен технический паспорт базы отдыха, из которого следует, что строения входящие в комплекс возведены в 1997 году, находятся в оперативном управлении управления.
17.01.2003 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 23:30:0401001:12, площадью 30 300 кв. м. (+/-60,92 кв.м.), расположенный относительно ориентира: Краснодарский край, Темрюкский р-он, с/о Голубицкий, севернее ст. Голубицкой, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации базы отдыха. В отношении указанного земельного участка зарегистрировано право собственности субъекта - Краснодарского края, запись государственной регистрации от 29.11.2004 N 23-01/00-240/2004-876.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 30.11.2004 земельный участок с кадастровым номером 23:30:0401001:12 зарегистрирован на основании постановления главы администрации Темрюкского района от 06.05.1995 N 542 (т. 1, л.д. 67).
В дополнении к отзыву ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Краснодарскому краю указало, что по факту пересечения границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:30:0401001:12 и 23:30:0401001:60 была произведена служебная проверка, по результатам которой выявлено, что документ о межевании границ земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401001:12 подготовлен в системе координат 1963 года. В связи с невозможностью пересчета координат из данной системы в систему МСК-23 проверить наличие технических ошибок в ЕГРН в сведениях о местоположении границ данного земельного участка не представляется возможным.
Сведения о данном земельном участке были внесены в кадастр недвижимости на основании заявки о постановке на государственный кадастровый учет от 16.09.2003 и представленных с ней документов: постановления главы администрации Темрюкского района от 06.05.1995 N 542, государственного акта и документа о межевании, подготовленного ГУП КК "Темрюкский земельный центр".
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 23:30:0401001:60 были внесены в ЕГРН в результате рассмотрения заявки о постановке на государственный кадастровый учет от 15.12.2004 и представленных с ней документов: постановления главы администрации Темрюкского района от 06.05.1995 N 542, Описания земельных участков, подготовленного ООО "Землеустроитель".
ФГБУ "ФКП Росреестра" указывает, что в связи с тем, что в составе указанного документа о межевании отсутствует раздел "Описание границ", для осуществления проверки наличия технической ошибки в сведениях о земельном участке с кадастровым номером 23:30:0401001:60 филиалом учреждения был направлен запрос в орган, осуществляющий хранение учетно-технической документации, с целью получения копии землеустроительного дела, хранящегося в государственном фонде данных, полученных в результате проведения работ по землеустройству, на указанный земельный участок. В ответ на запрос была предоставлена копия землеустроительного дела.
Филиал учреждения осуществил проверку соответствия сведений о земельном участке с кадастровым номером 23:30:0401001:60, внесенных в ЕГРН, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРН. В результате такой проверки технических ошибок не обнаружено.
Исходя из того, что документы, послужившие основание для внесения в ЕГРН сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 23:30:0401001:12 и 23:30:0401001:60 идентичны, филиал учреждения предполагает, что указанные земельные участки являются двойниками.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом. Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
К искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление от 29.04.2010 N 10/22)).
К числу требований собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, если эти нарушения не были соединены с лишением владения, относятся требования о признании права (обременения) отсутствующим (пункт 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса об исковой давности", Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 16.07.2019 по делу N 306-ЭС19-5268, Определение Верховного Суда РФ от 19.06.2018 N 310-ЭС18-7251 по делу N А54-2632/2015).
В абзаце 4 пункта 52 постановления от 29.04.2010 N 10/22 разъяснено, что случаях, когда запись в реестре нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (в том числе в случае, когда право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Доводы заявителя жалобы основаны на том, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:30:0401001:12 и 23:30:0401001:60 являются разными объектами недвижимости.
Относительно данных доводов суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 23:30:0401001:60 и земельный участок с кадастровым номером 23:30:0401001:12 поставлены на кадастровый учет на основании одно и того же документа - постановления главы администрации Темрюкского района от 06.05.1995 N 542, которым Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Краснодарскому краю было предоставлено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в ст. Голубицкой.
В постановлении от 06.05.1995 N 542 имеется только указание на один земельный участок и на то, что он должен быть предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование.
В постановлении от 06.05.1995 N 542 площадь участка указана 3,0 га, в государственном акте - 3,03 га.
В выписке из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0401001:12 указано, что его площадь составляет 30 300 кв.м. +/- 60,92 кв.м.
В выписке из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0401001:60 указано, что его площадь составляет 30 001 кв. м +/- 3031 кв.м.
Департамент указывает, что площадь участков различна, однако с учетом вышеуказанной погрешности площадь данных участков может быть идентична.
При этом площадь в выписках соответствует площади участка в постановлении от 06.05.1995 N 542.
Относительно довода заявителя жалобы о разной конфигурации участков, суд апелляционной инстанции учитывает, что конфигурации участков практически идентичны, однако имеются различия при указании координат.
Вместе с тем, из пояснений ФГБУ "ФКП Росреестра" следует, что регистрации земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401001:12 использовался документ о межевании, подготовленный ГУП КК "Темрюкский земельный центр", а при регистрации земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401001:60 использовалось описание участка, подготовленное ООО "Землеустроитель".
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в ЕГРН фактически был зарегистрирован дважды один и тот же земельный участок - участок, переданный Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Краснодарскому краю по государственному акту в 1995 году на основании постановления от 06.05.1995 N 542.
Однако поскольку при регистрации этого участка в 2003 и 2004 году использовались разные документы при установлении границ данного участка, данное обстоятельство привело к указанию различающихся координат.
Данные обстоятельства привели к ситуации, когда фактически один и тот же земельный участок зарегистрирован дважды за разными публичными собственниками - за Краснодарским краем в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401001:12 и за Российской Федерацией в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401001:60.
Относительно того, кто является собственником участка, переданного Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Краснодарскому краю, суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
Согласно пункту 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в приложении 1 к постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В пункте 2 раздела II приложения 1 к постановлению N 3020-1 установлено, что к объектам, необходимым для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач относится имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся следующие земельные участки: признанные таковыми федеральными законами; право федеральной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; приобретенные Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В статье 3 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон N 101-ФЗ), действовавшего до 01.07.2006, указано, что основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко - культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр федерального значения.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 3.1 (введенной Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ) Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.
На момент регистрации земельных участков действовал Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей (пункт 1 статьи 6 действовавшего до 01.01.2017 Закона N 122-ФЗ и пункт 1 статьи 69 действующего с 01.01.2017 Закона N 218-ФЗ). Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Закона N 122-ФЗ, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре недвижимости (пункт 9 статьи 3 Закон N 137-ФЗ).
Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникало право собственности, являлось, в том числе их предоставление органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации, а также расположение на них приватизированного недвижимого имущества, находившегося до его приватизации в собственности Российской Федерации.
Земельный участок был предоставлен Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Краснодарскому краю, на нем расположен объект недвижимости, который зарегистрирован за Российской Федерацией и передан на праве оперативного управления Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Краснодарскому краю.
Довод заявителя жалобы о том, что земельный участок с кадастровым номером 23:30:0401001:12 был зарегистрирован до земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401001:60 не имеет правового значения, поскольку право собственности у Российской Федерации возникло в силу закона независимо от регистрации участка в ЕГРН.
Суд первой инстанции пришел к обоснованно выводу о том, что земельный участок, предоставленный по государственному акту на праве постоянного (бессрочного) пользования Управлению ФСБ России по Краснодарскому краю, является собственностью Российской Федерации в силу закона.
Земельный участок с кадастровым номером 23:30:0401001:12 образован в отсутствие предусмотренных законом оснований за счет территории участка, предоставленного управлению на праве постоянного (бессрочного) пользования. Право собственности Краснодарского края на данный участок зарегистрировано без соответствующих правовых оснований.
Апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.07.2021 по делу N А32-43584/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Мисник |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-43584/2020
Истец: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея
Ответчик: Департамент имущественных отношений КК, Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: Администрация Муниципального Образования Темрюкский район, Управление Росреестра по КК, Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Краснодарскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Управление ФСБ РФ по КК, филиал Федерального Государственного Бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государсвтенной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю, Филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю