г. Краснодар |
|
09 марта 2022 г. |
Дело N А32-364/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 марта 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Герасименко А.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (ИНН 2308030019, ОГРН 1022301205926) - Цокур А.А. (доверенность от 10.01.2022), от заинтересованного лица - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Юрченко Сергея Михайловича (ИНН 235307835243, ОГРН 316236900053902) - Юрченко С.М. (паспорт), рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Юрченко Сергея Михайловича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.03.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2021 по делу N А32-364/2021, установил следующее.
Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Юрченко Сергею Михайловичу (далее - предприниматель) о взыскании 1 231 110 рублей гранта.
Решением суда первой инстанции от 18.03.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 02.08.2021, заявленные министерством требования удовлетворены. Кроме того, с предпринимателя в доход федерального бюджета взыскано 25 311 рублей государственной пошлины. Судебные акты мотивированы наличием правовых оснований для взыскания с предпринимателя спорной суммы.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между министерством и предпринимателем заключено соглашение от 11.08.2016 N 2499 (далее - Соглашение), в рамках которого предпринимателю предоставлен грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 1 366 110 рублей.
Согласно содержанию Соглашения начинающий фермер обязуется в течение 5 лет со дня поступления гранта на расчетный счет осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства на территории Краснодарского края и развивать его согласно представленному на конкурсный отбор бизнес-плану.
Предприниматель обязуется создать не менее одного постоянного рабочего места на каждые 500 тысяч рублей гранта.
Предприниматель обязуется представлять в министерство один раз в год не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, отчеты о достижении показателей результативности и целевом расходовании гранта (представляются в течение 5-ти лет с даты получения гранта); копии платежных документов, подтверждающих оплату расходов по плану расходов в размере не менее 10 процентов собственных средств начинающего фермера, заверенные начинающим фермером (представляются по мере реализации плана расходов); копии документов, подтверждающих целевое использование гранта, единовременной помощи, по перечню документов, утвержденному министерством, заверенные начинающим фермером (представляются по мере целевого использования гранта, единовременной помощи); в течение пяти рабочих дней информацию и документы по запросам Министерства в рамках реализации Соглашения.
В рамках указанного Соглашения министерством предпринимателю выдан грант в размере 1 366 110 рублей. В дальнейшем 135 000 рублей возвращены получателем в министерство в связи с их неиспользованием.
Согласно отчетам о целевом расходовании гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство по состоянию на 21.12.2016, на 01.01.2018, на 01.06.2018, на 01.01.2020 деятельность крестьянского фермерского хозяйства не ведется, рабочие места не созданы.
Указанные обстоятельства послужили основанием для направления министерством в адрес предпринимателя письма от 27.05.2020 N 206-03-06-5042/20 о возврате гранта.
Неисполнение предпринимателем требований о возврате спорной суммы денежных средств послужило основанием для обращения министерства в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) субсидии индивидуальным предпринимателям предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункта 16 Порядка предоставления государственной поддержки начинающим фермерам в Краснодарском крае, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22.10.2012 N 1260, в редакции, действующей в спорный период (далее - Порядок), министерство в течение 10 рабочих дней со дня принятия конкурсной комиссией решения о результатах конкурсного отбора принимает приказ о предоставлении начинающим фермерам средств гранта и единовременной помощи и направляет начинающему фермеру соглашение в двух экземплярах о предоставлении мер государственной поддержки начинающим фермерам в Краснодарском крае, содержащее в числе прочих условий согласие начинающего фермера на осуществление министерством и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения им условий, целей и порядка предоставления гранта и единовременной помощи, ответственность за нецелевое использование средств и нарушение условий соглашения и обязательство начинающего фермера об осуществлении деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства на территории Краснодарского края сроком на 5 лет.
Пунктом 23 Порядка установлено, что начинающий фермер представляет в министерство 1 раз в полгода с даты получения гранта не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным полугодием: отчеты о целевом расходовании гранта, единовременной помощи по форме, утверждаемой министерством (представляются в течение 5 лет с даты получения гранта); выписку из расчетного счета о движении денежных средств по данному счету, заверенную кредитной организацией (представляется в течение 18 месяцев с даты получения гранта); копии платежных документов, подтверждающих оплату расходов по плану расходов в размере не менее 10 процентов за счет собственных средств начинающего фермера, заверенные начинающим фермером (представляются по мере реализации плана расходов); копии документов, подтверждающих целевое использование гранта, единовременной помощи, по перечню документов, утвержденному министерством, подтверждающих целевое использование гранта и единовременной помощи, предоставляемых из краевого бюджета, заверенные начинающим фермером (представляются по мере целевого использования гранта, единовременной помощи).
При нарушении сроков представления документов, предусмотренных данным пунктом, министерство в течение 3 рабочих дней направляет в кредитную организацию уведомление о приостановке движения денежных средств по расчетному счету начинающего фермера.
Согласно пункту 25 Порядка возврату в краевой бюджет подлежат гранты, единовременная помощь в случае нарушения начинающим фермером условий предоставления гранта, единовременной помощи, в том числе установленных данным Порядком и соглашением.
При вынесении судебных актов суды пришли к выводу о доказанности фактов невыполнения предпринимателем условий предоставления гранта.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, согласно содержанию Соглашения предприниматель обязуется в течение 5 лет со дня поступления гранта на расчетный счет осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства на территории Краснодарского края и развивать его согласно представленному на конкурсный отбор бизнес-плану.
В данном случае судом надлежащим образом не оценено то обстоятельство, что после сдачи предпринимателем в рамках Соглашения первого отчета о достижении показателей результативности и целевом расходовании гранта с нулевыми показателями министерство получило информацию о нарушении заявителем условий Соглашения, поскольку, согласно указанному отчету, фактическая предпринимательская деятельность не ведется. Указанные обстоятельства по материалам дела относятся к периоду 2016-2017 годов.
Вместе с тем с заявлением о взыскании спорной суммы гранта министерство обратилось лишь в конце 2020 года.
Исходя из этого, не исследованы обстоятельства о том, с какого момента министерство узнало (должно было узнать) о нарушении своего права и соблюдены ли в этом случае министерством сроки на обращение в суд с требованием о взыскании убытков.
В суде кассационной инстанции предприниматель пояснил, что в период действия Соглашения работниками министерства осуществлялся выезд по месту осуществления предпринимательской деятельности на предмет установления факта расходования бюджетных средств по целевому назначению, поскольку независимо от обстоятельств подачи (неподачи) отчетов, им выполнялись условия Соглашения и осваивались бюджетные средства по целевому назначению.
Указанные обстоятельства судом не проверялись на предмет соответствия действительности. Составлялся ли соответствующий акт проверяющими лицами и в каком по факту объеме реализованы мероприятия бизнес-плана, судом не устанавливалось.
В этой связи вопрос о том, возможно ли выполнение мероприятий, в случае просрочки по бизнес-плану, но в пределах общего 5-летнего срока Соглашения, судом не выяснялся.
Исходя из этого, фактические обстоятельства, связанные с взысканием с предпринимателя спорной суммы гранта и включаемые в предмет доказывания по настоящему делу, установлены судебными инстанциями не в полном объеме.
Относительно соблюдения судом апелляционной инстанции требований процессуального законодательства суд кассационной инстанции считает необходимым указать следующее.
Согласно части 5 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации резолютивная часть решения должна содержать выводы об удовлетворении или отказе в удовлетворении полностью или в части каждого из заявленных требований, указание на распределение между сторонами судебных расходов, срок и порядок обжалования решения.
Как следует из материалов дела, в ходе судебного заседания в суде апелляционной инстанции оглашена резолютивная часть постановления от 15.07.2021, согласно которой решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения. Указание на взыскание с предпринимателя государственной пошлины в указанной резолютивной части отсутствует. Данное обстоятельство подтверждается также аудиозаписью судебного заседания.
Вместе с тем полный текст постановления суда апелляционной инстанции от 02.08.2021 и его резолютивная часть содержат выводы о взыскании с предпринимателя 1 500 рублей государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Таким образом, резолютивная часть судебного акта, оглашенная в ходе судебного заседания 15.07.2021, не соответствует полному тексту постановления суда апелляционной инстанции от 02.08.2021 и его резолютивной части.
Кроме того, с учетом положений Налогового кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не указано, в соответствии с какой нормой права с предпринимателя взыскана государственная пошлина в размере 1 500 рублей.
В соответствии с частями 1 и 8 статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, договоры, акты, справки, деловая корреспонденция, иные документы, выполненные в форме цифровой, графической записи или иным способом, позволяющим установить достоверность документа.
Письменные доказательства представляются в арбитражный суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к рассматриваемому делу имеет отношение только часть документа, представляется заверенная выписка из него.
Согласно части 1 статьи 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела арбитражный суд должен непосредственно исследовать доказательства по делу, в том числе ознакомиться с письменными доказательствами.
В силу части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
Так как постановление апелляционной инстанции принято по неполно исследованным обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного рассмотрения дела, оно подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в силу части 2 статьи 287 Кодекса арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в суде первой инстанции либо были отвергнуты судом первой инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть указания суда кассационной инстанции; устранить допущенные нарушения; установить все фактические обстоятельства по делу; оценить достаточность и взаимную связь доказательств и доводов участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и принять решение с учетом требований статьи 170 Кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2021 по делу N А32-364/2021 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела, в ходе судебного заседания в суде апелляционной инстанции оглашена резолютивная часть постановления от 15.07.2021, согласно которой решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения. Указание на взыскание с предпринимателя государственной пошлины в указанной резолютивной части отсутствует. Данное обстоятельство подтверждается также аудиозаписью судебного заседания.
Вместе с тем полный текст постановления суда апелляционной инстанции от 02.08.2021 и его резолютивная часть содержат выводы о взыскании с предпринимателя 1 500 рублей государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Таким образом, резолютивная часть судебного акта, оглашенная в ходе судебного заседания 15.07.2021, не соответствует полному тексту постановления суда апелляционной инстанции от 02.08.2021 и его резолютивной части.
Кроме того, с учетом положений Налогового кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не указано, в соответствии с какой нормой права с предпринимателя взыскана государственная пошлина в размере 1 500 рублей."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 марта 2022 г. N Ф08-11203/21 по делу N А32-364/2021
Хронология рассмотрения дела:
07.09.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11203/2021
15.06.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5041/2022
09.03.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11203/2021
02.08.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8569/2021
18.03.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-364/2021