г. Краснодар |
|
07 сентября 2022 г. |
Дело N А32-364/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Герасименко А.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (ИНН 2308030019, ОГРН 1022301205926) - Цокур А.А. (доверенность от 10.01.2022 N 20601-06-21/22), от заинтересованного лица - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Юрченко Сергея Михайловича (ИНН 235307835243, ОГРН 316236900053902) - Юрченко С.М. (паспорт), рассмотрев кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2022 по делу N А32-364/2021, установил следующее.
Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Юрченко Сергею Михайловичу (далее - предприниматель) о взыскании 1 231 110 рублей гранта.
Решением суда первой инстанции от 18.03.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 02.08.2021, заявленные министерством требования удовлетворены.
Постановлением суда кассационной инстанции от 09.03.2022 постановление суда апелляционной инстанции от 02.08.2021 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела постановлением суда апелляционной инстанции от 15.06.2022 решение суда первой инстанции от 18.03.2021 отменено, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе министерство просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов и оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между министерством и предпринимателем заключено соглашение от 11.08.2016 N 2499 (далее - соглашение), в рамках которого предпринимателю предоставлен грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 1 366 110 рублей.
Согласно содержанию соглашения начинающий фермер обязуется в течение 5 лет со дня поступления гранта на расчетный счет осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства на территории Краснодарского края и развивать его согласно представленному на конкурсный отбор бизнес-плану.
Предприниматель обязуется создать не менее одного постоянного рабочего места на каждые 500 тысяч рублей гранта, представлять в министерство один раз в год не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, отчеты о достижении показателей результативности и целевом расходовании гранта (представляются в течение 5-ти лет с даты получения гранта); копии платежных документов, подтверждающих оплату расходов по плану расходов в размере не менее 10 процентов собственных средств начинающего фермера, заверенные начинающим фермером (представляются по мере реализации плана расходов); копии документов, подтверждающих целевое использование гранта, единовременной помощи, по перечню документов, утвержденному министерством, заверенные начинающим фермером (представляются по мере целевого использования гранта, единовременной помощи); в течение пяти рабочих дней информацию и документы по запросам Министерства в рамках реализации соглашения.
В рамках указанного соглашения министерством предпринимателю выдан грант в размере 1 366 110 рублей. В дальнейшем 135 000 рублей возвращены получателем в министерство в связи с их неиспользованием.
Согласно отчетам о целевом расходовании гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, поданным за период 2016 - 2020 годов, деятельность крестьянского фермерского хозяйства не ведется, рабочие места не созданы.
Указанные обстоятельства послужили основанием для направления министерством в адрес предпринимателя письма от 27.05.2020 N 206-03-06-5042/20 о возврате гранта.
Неисполнение предпринимателем требования о возврате спорной суммы денежных средств послужило основанием для обращения министерства в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) субсидии индивидуальным предпринимателям предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункта 16 Порядка предоставления государственной поддержки начинающим фермерам в Краснодарском крае, утвержденного постановлением главы администрации (Губернатора) Краснодарского края от 22.10.2012 N 1260, в редакции, действующей в спорный период (далее - Порядок), министерство в течение 10 рабочих дней со дня принятия конкурсной комиссией решения о результатах конкурсного отбора принимает приказ о предоставлении начинающим фермерам средств гранта и единовременной помощи и направляет начинающему фермеру соглашение в двух экземплярах о предоставлении мер государственной поддержки начинающим фермерам в Краснодарском крае, содержащее в числе прочих условий согласие начинающего фермера на осуществление министерством и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения им условий, целей и порядка предоставления гранта и единовременной помощи, ответственность за нецелевое использование средств и нарушение условий соглашения и обязательство начинающего фермера об осуществлении деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства на территории Краснодарского края сроком на 5 лет.
Пунктом 23 Порядка установлено, что начинающий фермер представляет в министерство 1 раз в полгода с даты получения гранта не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным полугодием: отчеты о целевом расходовании гранта, единовременной помощи по форме, утверждаемой министерством (представляются в течение 5 лет с даты получения гранта); выписку из расчетного счета о движении денежных средств по данному счету, заверенную кредитной организацией (представляется в течение 18 месяцев с даты получения гранта); копии платежных документов, подтверждающих оплату расходов по плану расходов в размере не менее 10 процентов за счет собственных средств начинающего фермера, заверенные начинающим фермером (представляются по мере реализации плана расходов); копии документов, подтверждающих целевое использование гранта, единовременной помощи, по перечню документов, утвержденному министерством, подтверждающих целевое использование гранта и единовременной помощи, предоставляемых из краевого бюджета, заверенные начинающим фермером (представляются по мере целевого использования гранта, единовременной помощи).
При нарушении сроков представления документов, предусмотренных данным пунктом, министерство в течение 3 рабочих дней направляет в кредитную организацию уведомление о приостановке движения денежных средств по расчетному счету начинающего фермера.
Согласно пункту 25 Порядка возврату в краевой бюджет подлежат гранты, единовременная помощь в случае нарушения начинающим фермером условий предоставления гранта, единовременной помощи, в том числе установленных данным Порядком и соглашением.
Суды установили, что в соответствии с представленными предпринимателем согласно условий соглашения отчетами о целевом расходовании гранта по состоянию на 21.12.2016, а также по состоянию на 01.06.2017, деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства не ведется, в связи с чем сделали вывод о том, что министерство, обладая данной информацией, на момент получения указанных отчетов располагало сведениями о том, что предприниматель фактически не приступил к достижению показателей результативности и не обеспечил осуществление деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в связи с чем обладало правом на обращение в суд с требованием к предпринимателю о возврате гранта.
В этой связи не подтверждаются доводы министерства о том, что за 2016 год и позднее не имелось нарушений условий гранта.
В силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Доводы министерства о том, что срок на обращение в суд не пропущен, поскольку заявитель узнал о нарушении своего права позднее 2018 года, не соответствуют представленным в материалы дела доказательствам.
В частности, помимо отчетов 2016-2017 годов, в материалах дела имеется письмо от 06.10.2017 N 206.03-4144/17-05, в котором министерство требует от предпринимателя возвратить грант в размере 1 366 110 рублей по причине невыполнения условий его предоставления.
Таким образом, уже по состоянию на дату направления указанного письма министерство имело необходимую информацию о невыполнении условий соглашения.
Судом апелляционной инстанции дана оценка фактическим обстоятельствам дела относительно срока на обращение министерства в суд с заявленным требованием и сделан обоснованный вывод о его пропуске, поскольку исковое заявление подано только 11.01.2021.
В данном случае министерством не учтено, что спорные правоотношения, в том числе в части сроков, являются смешанными и носят не только гражданский, но и публично-правовой характер.
На основании указанных обстоятельств суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований министерства.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2022 по делу N А32-364/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) субсидии индивидуальным предпринимателям предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
...
В силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 сентября 2022 г. N Ф08-11203/21 по делу N А32-364/2021
Хронология рассмотрения дела:
07.09.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11203/2021
15.06.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5041/2022
09.03.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11203/2021
02.08.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8569/2021
18.03.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-364/2021