г. Краснодар |
|
09 марта 2022 г. |
Дело N А32-38804/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 9 марта 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Малыхиной М.Н. и Трифоновой Л.А., при участии от истца - акционерного общества "Краснодартеплосеть" (ИНН 2312122495, ОГРН 1052307230458) - Абесадзе О.В. (доверенность от 27.08.2021), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис "Почтовый"" (ИНН 2373007242, ОГРН 1142373002122) - Онуц С.П. (доверенность от 01.02.2022), рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Краснодартеплосеть" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.09.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2021 по делу N А32-38804/2020, установил следующее.
АО "Краснодартеплосеть" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Жилсервис "Почтовый"" (далее - компания) о взыскании 67 631 рубля 96 копеек задолженности по договору теплоснабжения от 02.02.2015 N 851 за период с 01.05.2020 по 30.06.2020, 459 790 рублей 13 копеек задолженности по договору от 15.04.2017 N 104/17 за период с 01.05.2020 по 30.06.2020.
Решением от 08.09.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.11.2021, иск удовлетворен частично. С компании в пользу общества взыскано 300 788 рублей 77 копеек долга по договору от 15.04.2017 N 104/17 за период с 01.05.2020 по 30.06.2020. В остальной части в иске отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение и постановление и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель полагает, что судами неполно установлены обстоятельства дела, не принято во внимание, что заключенный сторонами договор теплоснабжения от 02.02.2015 N 851 истец расторг в одностороннем порядке по правилам статьи 157.2 Жилищного Кодекса Российской Федерации в части объема индивидуального потребления собственниками помещений коммунальных услуг горячего водоснабжения (далее - ГВС) и отопления. С сентября 2019 года соответствующие многоквартирные дома (далее - МКД) переведены на "прямое абонирование" (прямые договоры собственников) с истцом. На ответчике осталось бремя содержания общего имущества (далее - СОИД) МКД, для чего компания приобретает коммунальные ресурсы, необходимые для оказания соответствующей услуги, и не может быть освобождена от их оплаты. Истец, напротив, не имеет права взимать плату за ГВС с собственников помещений, поскольку с 01.01.2017 такая плата включается в жилищные услуги управляющей компании. Ссылка ответчика на письмо Региональной энергетической комиссии от 27.07.2021 не может быть принята судом, поскольку в ответе отражена информация о применении норматива потребления коммунального ресурса тепловой энергии, а спорный вопрос между сторонами возник о применении норматива на горячее водоснабжение. Кроме того, заявитель не согласен с частичным удовлетворением требований по договору от 15.04.2017 N 104/17, полагает, что объем потребления надлежало принимать по общедомовому прибору учета, поскольку спорный период является отопительным, тепловой ресурс расходуется и на отопление и на ГВС, отдельные общедомовые приборы ГВС в спорных МКД отсутствуют.
В отзыве на жалобу компания указала на законность и обоснованность решения и постановления и отклонила ее доводы.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует и судами установлено, что общество (теплоснабжающая организация) и компания (потребитель) заключили договор от 02.02.2015 N 851 (далее - договор N 851), по условиям которого теплоснабжающая организация обязалась подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель, а потребитель - принимать и оплачивать тепловую энергию и теплоноситель (пункт 1.1 договора)
Между сторонами также заключен договор от 15.04.2017 N 104/17 (далее - договор N 104/17), по которому теплоснабжающая организация обязалась подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель, а потребитель - принимать и оплачивать тепловую энергию и теплоноситель.
Во исполнение договоров общество в период с 01.05.2020 по 30.06.2020 поставило тепловую энергию ответчику, что подтверждается актами от 31.05.2020 N 8696, от 30.06.2020 N 9324 по договору N 851 на сумму 67 631 рубль 96 копеек, актами от 31.05.2020 N 8806, от 30.06.2020 N 9373 по договору N 104/17 на сумму 459 790 рублей 13 копеек.
Неоплата задолженности явилась основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
При рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанций руководствовались нормами статей 307, 309, 310, 329, 330, 539 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), и, исходя из доказанности факта поставки энергоресурсов в спорный период и нарушения обязательств по его оплате, удовлетворили иск частично.
Спорные МКД оборудованы индивидуальными тепловыми пунктами (далее - ИТП), что не оспаривается истцом и прямо следует из содержания представленных им актов, предметом поставки в которых отражена "тепловая энергия для потребителей, имеющих собственные тепловые пункты". В силу чего предметом поставки является только тепловая энергия, носителем которой выступает горячая вода, разбор теплоносителя не осуществляется. Посредством поступившей на ИТП тепловой энергии компания осуществляет подогрев воды на нужды отопления и ГВС для оказания соответствующих коммунальных услуг собственникам помещений МКД.
Установив данные обстоятельства и удовлетворяя требования истца в части взыскания долга и неустойки по договору от 15.04.2017 N 104/17, суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 12 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" нецентрализованная система горячего водоснабжения - это сооружения и устройства, в том числе ИТП, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
Таким образом, критерием отнесения системы горячего водоснабжения МКД к нецентрализованной является самостоятельное приготовление горячей воды, под которым следует понимать его приготовление с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников в МКД.
При самостоятельном приготовлении горячей воды абонентом могут использоваться тепловая энергия, электрическая энергия и газ (пункт 57 Правил горячего водоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642).
При этом в силу пункту 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
Из приведенных норм права следует, что исполнителем коммунальных услуг по отоплению и ГВС для собственников помещений в МКД, оборудованных ИТП, является управляющая компания (товарищество собственников жилья, кооператив), а не ресурсоснабжающая организация. Последняя выступает лишь поставщиком коммунального ресурса, используемого для производства (оказания) коммунальных услуг.
Законодатель разграничивает понятие коммунальных услуг и коммунальных ресурсов (пункт 2 Правил N 354).
Согласно пункту 4 названных Правил потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг: холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункта 2 данных Правил коммунальные ресурсы - это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
Таким образом, суды правомерно исходили из того, что обществом поставляется компании коммунальный ресурс - тепловая энергия, используемая компанией для оказания коммунальных услуг по отоплению и ГВС собственникам помещений МКД.
Пунктом 54 Правил N 354 закреплен порядок определения размера платы потребителя за коммунальные услуги отопления и ГВС, оказываемые с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества МКД.
Так, согласно названному пункту при определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 приложения N 2 к Правилам N 354.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма двух составляющих:
произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
В Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2019 N 305-ЭС19-1381 выражена следующая правовая позиция относительно порядка применения пункта 54 Правил N 354 при расчетах между ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями.
По смыслу названного пункта, в случае, когда для производства коммунального ресурса (горячей воды), приготовляемого исполнителем коммунальной услуги самостоятельно на оборудовании, входящем в состав общего имущества собственников помещений в МКД, используются другие коммунальные ресурсы (тепловая энергия, холодная вода), расчет исполнителя коммунальной услуги с соответствующими ресурсоснабжающими организациями должен осуществляться исходя из объема тепловой энергии и холодной воды, использованных исполнителем при производстве горячей воды.
Поскольку применительно к случаю, когда коммунальный ресурс приготавливается с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, жилищное законодательство не содержит прямого указания на возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанности по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации, объем подлежащего оплате ресурсоснабжающей организации коммунального ресурса подлежит определению в соответствии с разделом IV Приложения N 2 к Правилам N 354 (иными словами, по тем же формулам, что установлены для расчета потребителя с управляющей компанией - формула N 18 для отопления, формулы 20 и 20.2 для ГВС).
При этом формула 18 предполагает полное распределение между потребителями объема ресурса, фактически израсходованного на отопление, а формула 20 определяет объем ресурса, израсходованного на ГВС, расчетным способом.
Расчет исходя из показания общедомового прибора учета тепловой энергии с учетом оснащенности спорных домов ИТП, посредством которого оказываются услуги по отоплению и ГВС, противоречит указанным формулам, поскольку согласно формулам 20 и 20.2 расчет применительно к ГВС производится исходя из утвержденного норматива расхода тепловой энергии на нагрев воды.
Соответственно судами правомерно принят контррасчет ответчика, учитывающий при определении объема тепловой энергии на нужды ГВС положения раздела IV Правил N 354 и норматив на нагрев (0,059 Гкл на 1 куб. м холодной воды для МКД с изолированными стояками).
Правильность данного контррасчета предметно не опровергнута, несогласие с ним основано на неправильном понимании норм материального права.
Довод истца о необходимости использовать в расчетах формулу 20.1 приложения N 2 к Правилам N 354, рассмотрен и отклонен судами. В случае, когда коммунальным ресурсом на подогрев воды выступает тепловая энергия, частное от арифметической операции деления объема израсходованного ресурса на суммарный объем полученной тепловой энергии на нужды отопления и ГВС составляет единицу, при умножении которой на утвержденный норматив расхода тепловой энергии на нагрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС величина удельного расхода получается равной утвержденному нормативу. Формула 20.1 необходима и предназначена для случаев, когда потребляемым для производства горячей воды ресурсом является не тепловая энергия, а иной ресурс (газ, электрическая энергия и пр.), норматив расхода которого на приготовление горячей воды не утвержден, а потому определяется расчетным способом.
Доводы жалобы о неправомерности отказа во взыскании по договору N 851 также основаны на ошибочном понимании норм материального права. У истца отсутствовали основания для перехода на прямые договоры с собственниками помещений соответствующих МКД, поскольку истец с учетом наличия в данных домах ИТП не оказывает коммунальные услуги отопления и ГВС, но лишь поставляет компании коммунальный ресурс - тепловую энергию для соответствующих целей.
В такой ситуации с учетом приведенной правовой позиции, выраженной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2019 N 305-ЭС19-1381, общество не вправе претендовать на получение за тепловую энергию суммы большей, нежели им вменена в оплату собственникам помещений в составе платы за услуги отопления и ГВС. В свою очередь расчет такой платы для собственников помещений также производится в порядке, предусмотренном разделом IV Правил N 354. Предлагаемый обществом расчет исходя из норматива потребления обоснованно отклонен судами как не предусмотренный приведенными нормами права с учетом установленной оснащенности МКД ИТП.
Таким образом, судами правильно применены нормы материального права применительно к установленным ими обстоятельствам, дана верная правовая оценка доводам сторон, представленные доказательства получили оценку в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.09.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2021 по делу N А32-38804/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод истца о необходимости использовать в расчетах формулу 20.1 приложения N 2 к Правилам N 354, рассмотрен и отклонен судами. В случае, когда коммунальным ресурсом на подогрев воды выступает тепловая энергия, частное от арифметической операции деления объема израсходованного ресурса на суммарный объем полученной тепловой энергии на нужды отопления и ГВС составляет единицу, при умножении которой на утвержденный норматив расхода тепловой энергии на нагрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС величина удельного расхода получается равной утвержденному нормативу. Формула 20.1 необходима и предназначена для случаев, когда потребляемым для производства горячей воды ресурсом является не тепловая энергия, а иной ресурс (газ, электрическая энергия и пр.), норматив расхода которого на приготовление горячей воды не утвержден, а потому определяется расчетным способом.
...
В такой ситуации с учетом приведенной правовой позиции, выраженной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2019 N 305-ЭС19-1381, общество не вправе претендовать на получение за тепловую энергию суммы большей, нежели им вменена в оплату собственникам помещений в составе платы за услуги отопления и ГВС. В свою очередь расчет такой платы для собственников помещений также производится в порядке, предусмотренном разделом IV Правил N 354. Предлагаемый обществом расчет исходя из норматива потребления обоснованно отклонен судами как не предусмотренный приведенными нормами права с учетом установленной оснащенности МКД ИТП."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 марта 2022 г. N Ф08-534/22 по делу N А32-38804/2020