г. Краснодар |
|
11 марта 2022 г. |
Дело N А32-7916/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Герасименко А.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю (ИНН 2310021269, ОГРН 1022301616556) - Верхотуровой А.Ю. (доверенность от 11.01.2021), от заинтересованного лица - Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю (ИНН 2310024534, ОГРН 1022301619020) - Горба Д.А. (доверенность от 10.01.2022), рассмотрев кассационную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.09.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2021 по делу N А32-7916/2021, установил следующее.
Главное управление МВД России по Краснодарскому краю (далее - ГУ МВД России по Краснодарскому краю) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Краснодарскому краю (далее - управление, казначейство) о признании недействительным представления от 17.11.2020 N 18-21-11/15652.
Решением от 01.09.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.11.2021, суд отказал ГУ МВД России по Краснодарскому краю в удовлетворении требования.
Судебные инстанции мотивированы отсутствием правовых оснований для удовлетворения заявленного требования, ввиду законности и обоснованности оспариваемого им представления казначейства.
В кассационной жалобе ГУ МВД России по Краснодарскому краю просит отменить указанные судебные акты, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного требования. Податель кассационной жалобы полагает, что оспариваемое представление казначейства не соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс); в нарушение требований Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий, обследований и оформления их результатов", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 N 1235 (далее - стандарт N 1235), казначейство не провело документальное изучение результатов выполненных работ по обследованию объекта. ГУ МВД России по Краснодарскому краю сформировало и направило казначейству сведения о бюджетном обязательстве по государственному контракту от 30.05.2018 N 1818188800012002310021269/83 в установленный законодательством срок. Суды не дали правовую оценку заключению Эккерта С.В., выводы которого подтверждают доводы ГУ МВД России по Краснодарскому краю.
В отзыве на кассационную жалобу казначейство просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, казначейство на основании приказа от 01.09.2020 N 215-к/р в период с 18.09.2020 по 13.10.2020 провело в отношении Главного управления МВД России по Краснодарскому краю камеральную проверку об использовании средств федерального бюджета в рамках исполнения государственного оборонного заказа за 2018 - 2019 годы, по результатам которой составило акт проверки от 13.10.2020 и выдало ГУ МВД России по Краснодарскому краю представление от 17.11.2020 N 18-21-11/15652, в котором указало следующее.
В нарушение требований статьи 34, части 3 статьи 162 Бюджетного кодекса в рамках государственного контракта от 02.07.2019 N 1919188200012002310021269/285 (далее - государственный контракт N 285) на выполнение работ по корректировке проектно-сметной документации по объекту "ИВС на 200 мест в г. Краснодаре", расположенному по адресу: г. Краснодар, ул. Заводская, 28, ГУ МВД России по Краснодарскому краю допустило неэффективное использование средств федерального бюджета в сумме 556 167 рублей 16 копеек в связи с оплатой ООО "Премьер" результатов работ аналогичных выполненным и оплаченным в рамках исполнения государственного контракта от 06.12.2017 N 363, заключенного с ОАО ТИГЖП "Краснодаргражданпроект" (пункт 1 предписания).
В нарушение требований части 7 статьи 162 Бюджетного кодекса, пункта 8 Порядка учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2015 N 221н (далее - Порядок N 221-н), ГУ МВД России по Краснодарскому краю допущено несвоевременное формирование и направление казначейству сведений о бюджетном обязательстве от 07.06.2018 N ФБФБ-000120/2, в части обязательств, возникших в связи с заключением государственного контракта от 30.05.2018 N 1818188800012002310021269/3, на 3 рабочих дня (пункт 2 предписания).
В представлении от 17.11.2020 N 18-21-11/15652 казначейство указало на необходимость устранить нарушение, указанное в пункте 1 представления, принять меры по устранению причин и условий указанного нарушения; принять меры по устранению причин и условий нарушения, указанного в пункте 2 представления, а также до 30.09.2021 в письменной форме проинформировать управление о результатах исполнения представления с приложением копий подтверждающих документов.
Полагая, что представление казначейства является незаконным, ГУ МВД России по Краснодарскому краю обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об отсутствии в данном случае правовых оснований для признании недействительным представления казначейства от 17.11.2020 N 18-21-11/15652. При этом суды установили следующее.
При проверке законности пункта 1 оспариваемого представления казначейства, суды, правильно руководствуясь положениями статей 34, 162 Бюджетного кодекса, статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 8 Порядка N 221н, постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 N 20 "Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства" установили следующее.
ГУ МВД России по Краснодарскому краю (заказчик) и ООО "Премьер" (подрядчик) заключили государственный контракт от 02.07.2019 N 285, предметом которого являются работы по корректировке проектно-сметной документации по объекту: "ИВС на 200 мест в г. Краснодаре", расположенному по адресу: г. Краснодар, ул. Заводская, 28 с предоставлением Проектной (стадия "П") и Рабочей (стадия "Р") документации в объеме, и в соответствии с требованиями, указанными в задании на корректировку (приложение N II к контракту).
Разработанная ООО "Премьер" техническая документация передана заказчику по накладной от 27.12.2019 N 2. В подтверждение выполнения работ по контракту к проверке представлен акт сдачи-приемки выполненных работ от 30.12.2019, подписанный представителями заказчика без возражений. Платежным поручением от 31.12.2019 N 450275 ГУ МВД России по Краснодарскому краю оплатило ООО "Премьер" выполненные им работы на сумму 4 765 639 рублей 51 копейку.
Проектная документация, разработанная в рамках исполнения контракта от 02.07.2019 N 285, получила положительные заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также проверки достоверности сметной стоимости строительства.
Сводной сметой на проектные и изыскательские работы по объекту капитального строительства "ИВС на 200 мест в г. Краснодаре" (далее - сводная смета) предусмотрены выполнение инженерно-геодезические изысканий, инженерно-геологических изысканий, инженерно-экологических изысканий, обследовательских работ, разработка проектной и рабочей документации.
В рамках выполнения обследовательских работ согласно сводной смете предусмотрено выполнение инженерного обследования строительных конструкций зданий (таблицы 3, 4 СБЦП 81-2001-25 "Справочник базовых цен на обмерные работы и обследование зданий и сооружений" (далее - СБЦВП 81-20001-25)) категорией сложности работ - II.
Согласно таблице 7 СБЦВП 81-20001-25 в состав инженерного обследования (определения состояния строительных конструкций) категории сложности работ II входят следующие технологические операции: изучение эксплуатационной документации; составление программы работ по определению действительного состояния строительных конструкций; указание заказчику мест для отбора проб (образцов) материалов из строительных конструкций и грунтов оснований фундаментов; фотографирование дефектов и повреждений; графическое оформление материалов обследования с указанием обнаруженных дефектов и повреждений; выполнение поверочных расчетов строительных конструкций; составление заключения по результатам обследования строительных конструкций с выводами и рекомендациями по их дальнейшей эксплуатации.
Стоимость обследовательских работ, согласно сводной смете составила 556 167 рублей 16 копеек.
По результатам выполнения обследовательских работ головным исполнителем ООО "Премьер" разработан и передан государственному заказчику том 12.1 "Технический отчет об обследовании существующих объектов с заключением" (шифр 285-12/07/19-204-ОТ).
Вместе с тем, в 2017 году ГУ МВД России по Краснодарскому краю исполнен государственный контракт от 06.12.2017 N 363 на сумму 817 тыс. рублей на корректировку I проектно-сметной документации (1 этап) по объекту: "ИВС на 200 мест в г. Краснодаре", расположенному по адресу: г. Краснодар, ул. Заводская, 28, в объеме и в соответствии с требованиями, указанными в техническом задании (приложение N 1 к контракту), заключенный с ОАО ТИГЖП "Краснодаргражданпроект" по результатам закупки с ИКЗ 171231002126923100100100240014110413.
Судебные инстанции установили, что техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью государственного контракта от 06.12.2017 N 363, предусмотрено выполнение обмерных и обследовательских работ технического состояния построенных зданий и инженерных (внутренних и наружных) сетей (категорией сложности работ -II) с составлением схем и ведомостей дефектов, повреждений с фотофиксацией, описанием дефектных участков, с оставлением заключения с выводами и рекомендациями по их устранению и техническому состоянию объекта капитального строительства; ведомости фактически выполненных работ; не выполненных работ на основании представленных заказчиком копий унифицированных форм N КС-2 актов о приемке выполненных работ; отчета по результатам сравнения фактических объемов выполненных работ с актами о приемке выполненных работ N КС-2.
В подтверждение выполнения работ по государственному контракту от 06.12.2017 N 363 сторонами без возражений подписан акт сдачи-приемки выполненных работ от 25.12.2017. Платежным поручением от 28.12.2017 N 441823 ГУ МВД России по Краснодарскому краю оплатило выполненные ОАО ТИГЖП "Краснодаргражданпроект" работы на сумму 817 тыс. рублей.
Сравнив предмет и результаты работ, предусмотренные государственными контрактами от 02.07.2019 N 285 и от 06.12.2017 N 363 казначейство установило, что ООО "Премьер" в рамках исполнения государственного контракта от 02.07.2019 N 285 поручено выполнение работ аналогичных работам, результаты которых приняты без возражений и оплачены ОАО ТИГЖП "Краснодаргражданпроект" по контракту от 06.12.2017 N 363 и пришло к выводу о том, что ГУ МВД России по Краснодарскому краю заключило с ООО "Премьер" государственный контракт от 02.07.2019 N 285, результатом исполнения которого являются услуги (заключение по результатам обследования строительных конструкций) аналогичные полученным и оплаченным в рамках исполнения ранее заключенного государственного контракта от 06.12.2017 N 363. При этом документы, обосновывающие необходимость повторного обследования технического состояния строительных конструкций объекта "ИВС на 200 мест в г. Краснодаре", расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Заводская, 28, ГУ МВД России по Краснодарскому краю к проверке не представило.
Таким образом, установив, что в нарушение требований статьи 34, части 3 статьи 162 Бюджетного кодекса в рамках государственного контракта от 02.07.2019 N 285 на выполнение работ по корректировке проектно-сметной документации по объекту "ИВС на 200 мест в г. Краснодаре", расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Заводская, 28, Главное управление МВД России по Краснодарскому краю допустило неэффективное использование средств федерального бюджета в сумме 556 167 рублей 16 копеек в связи с оплатой ООО "Премьер" результатов работ аналогичных полученным и оплаченным в рамках исполнения ранее заключенного с ОАО ТИГЖП "Краснодаргражданпроект" государственного контракта от 06.12.2017 N 363, суды сделали правильный вывод о законности пункта 1 представления казначейства от 17.11.2020 N 18-21-11/15652. Данный вывод документально ГУ МВД России по Краснодарскому краю не опровергло.
Проверив законность пункта 2 оспариваемого представления казначейства, суды правильно руководствовались положениями статей 162, 219 Бюджетного кодекса, пунктов 3, 8 Порядка N 221н, и установили следующее.
При проверке соответствия принятия и исполнения ГУ МВД России по Краснодарскому краю бюджетных обязательств установленным пределам доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетным ассигнованиям, казначейство установило, что согласно данным отчета о состоянии лицевого счета N 03181497360 по состоянию на 01.01.2019 и 01.01.2020 ГУ МВД России по Краснодарскому краю, как получателю бюджетных средств, в проверяемом периоде доведены ЛБО на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства в рамках государственного оборонного заказа по КБК 188 0302 08403 94009 413: в 2018 году - 4 765 639 рублей 51 копейка; в 2019 году - 4 765 639 рублей 51 копейка. В 2018 году Главное управление МВД России по Краснодарскому краю и ФГУП "Управление строительства N 34 Федеральной службы исполнения наказаний" заключили государственный контракт от 30.05.2018 N 1818188800012002310021269/83 на выполнение работ по корректировке проектно-сметной документации по объекту: "ИВС на 200 мест в г. Краснодаре" на сумму 4 765 639 рублей 51 копейку. В 2019 году ГУ МВД России по Краснодарскому краю и ООО "Премьер" заключили государственный контракт от 02.07.2019 N 1919188200012002310021269/285 на выполнение работ по корректировке проектно-сметной документации по объекту: "ИВС на 200 мест в г. Краснодаре", расположенному по адресу: г. Краснодар, ул. Заводская, 28 на сумму 4 765 639 рублей 51 копейку.
Таким образом, Главное управление МВД России по Краснодарскому краю приняло бюджетные обязательства в соответствии с установленными пределами доведенных лимитов бюджетных обязательств. При этом, в связи с неисполнением подрядной организацией ФГУП "Управление строительства N 34 Федеральной службы исполнения наказаний" обязательств по государственному контракту от 30.05.2018 N 1818188800012002310021269/83 указанный контракт расторгнут ГУ МВД России по Краснодарскому краю в соответствии с решением об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта от 29.12.2018 N 20/8-2623. ЛБО по КБК 188 0302 08403 94009 413, доведенные ГУ МВД России по Краснодарскому краю в 2018 году, не исполнены, что подтверждается данными бюджетной отчетности (отчетом об исполнении бюджета (ф.0503127) по состоянию на 01.01.2019, отчетом о бюджетных обязательствах (ф. 0503128) по состоянию на 01.01.2019).
Не приняв довод ГУ МВД России по Краснодарскому краю об отсутствии нарушений требований части 7 статьи 162 Бюджетного кодекса и пункта 8 Порядка N 221н, суды исходили из того, что сведения о бюджетном обязательстве от 07.06.2018 N ФБФБ-000120/2 по государственному контракту от 30.05.2018 N 1818188800012002310021269/83 сформированы ГУ МВД России по Краснодарскому краю и направлены в орган Федерального казначейства позднее установленного срока на 3 (три) рабочих дня; сведения о бюджетном обязательстве от 15.07.2019 N 9900000035 по государственному контракту от 02.07.2019 N 1919188200012002310021269/285 сформированы ГУ МВД России по Краснодарскому краю и направлены в орган Федерального казначейства позднее установленного срока на 6 (шесть) рабочих дней.
Таким образом, установив, что в нарушение требований части 7 статьи 162 Бюджетного кодекса, пункта 8 Порядка N 221н, Главное управление МВД России по Краснодарскому краю допустило случаи несвоевременного формирования и направления в орган Федерального казначейства сведений о бюджетных обязательствах от 07.06.2018 N ФБФБ-000120/2, от 15.07.2019 N 9900000035 в части принятых обязательств, возникших на основании заключенных государственных контрактов от 30.05.2018 N 1818188800012002310021269/83, 02.07.2019 N 1919188200012002310021269/285 на 3 и 6 рабочих дней, соответственно, суды сделали правильный вывод о законности пункта 2 представления казначейства от 17.11.2020 N 18-21-11/15652. Документально данный вывод ГУ МВД России по Краснодарскому краю не опровергло.
Вопреки доводам кассационной жалобы суды исследовали и дали надлежащую правовую оценку представленным в материалы дела заключению эксперта Эккерта С.В. от 10.03.2021 N 15-02/2021, а также рецензии N 2906/2021, подготовленной ООО "СтройИнвестПроект", согласно которой выводы эксперта Эккерта С.В. по результатам экспертизы объекта "Строительство ИВС на 200 мест в г. Краснодаре, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Заводская, 28", являются некорректными.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.09.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2021 по делу N А32-7916/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Не приняв довод ГУ МВД России по Краснодарскому краю об отсутствии нарушений требований части 7 статьи 162 Бюджетного кодекса и пункта 8 Порядка N 221н, суды исходили из того, что сведения о бюджетном обязательстве от 07.06.2018 N ФБФБ-000120/2 по государственному контракту от 30.05.2018 N 1818188800012002310021269/83 сформированы ГУ МВД России по Краснодарскому краю и направлены в орган Федерального казначейства позднее установленного срока на 3 (три) рабочих дня; сведения о бюджетном обязательстве от 15.07.2019 N 9900000035 по государственному контракту от 02.07.2019 N 1919188200012002310021269/285 сформированы ГУ МВД России по Краснодарскому краю и направлены в орган Федерального казначейства позднее установленного срока на 6 (шесть) рабочих дней.
Таким образом, установив, что в нарушение требований части 7 статьи 162 Бюджетного кодекса, пункта 8 Порядка N 221н, Главное управление МВД России по Краснодарскому краю допустило случаи несвоевременного формирования и направления в орган Федерального казначейства сведений о бюджетных обязательствах от 07.06.2018 N ФБФБ-000120/2, от 15.07.2019 N 9900000035 в части принятых обязательств, возникших на основании заключенных государственных контрактов от 30.05.2018 N 1818188800012002310021269/83, 02.07.2019 N 1919188200012002310021269/285 на 3 и 6 рабочих дней, соответственно, суды сделали правильный вывод о законности пункта 2 представления казначейства от 17.11.2020 N 18-21-11/15652. Документально данный вывод ГУ МВД России по Краснодарскому краю не опровергло."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 марта 2022 г. N Ф08-1158/22 по делу N А32-7916/2021