г. Краснодар |
|
23 марта 2022 г. |
Дело N А53-20379/2021 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Воловик Л.Н., рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова участвующих в деле лиц, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области (ИНН 6163013494, ОГРН 1026103162579) на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2021 по делу N А53-20379/2021, установил следующее.
ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области (далее - отделение, фонд) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к МИФНС России N 4 по Ростовской области (далее - инспекция, страхователь) о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за ноябрь 2020 года в размере 99 500 рублей.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства (глава 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 13.09.2021 суд удовлетворил заявленное фондом требование в части взыскания с инспекции 49 750 рублей финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за ноябрь 2020 года. В остальной части заявленных фондом требований суд отказал в связи с наличием смягчающих ответственность инспекции обстоятельств.
Удовлетворив заявленные фондом требования, суд первой инстанции исходил из того, что в данном случае страхователь с нарушением установленного законом срока представил исходную форму сведений по форме СЗВ-М за ноябрь 2020 года. Вместе с тем, установив, что взыскание штрафа в полном объеме при наличии смягчающих ответственность инспекции обстоятельств является чрезмерным, исходя из принципа индивидуализации и справедливости наказания, суд снизил подлежащий взысканию с инспекции размер штрафных санкций в два раза (до 49 750 рублей).
Постановлением от 01.12.2021 суд апелляционной инстанции отменил решение суда от 13.09.2021 и отказал в удовлетворении заявленного отделением требования. Постановление суда апелляционной инстанции мотивировано тем, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что фонд самостоятельно выявил нарушения при предоставлении инспекцией сведений по форме СЗВ-М за ноябрь 2020 года. При этом суд апелляционной инстанции не принял довод фонда о том, что 12.01.2021 инспекция впервые сдала отчет по форме СЗВ-М за ноябрь 2020 года, указав, что данное обстоятельство не имеет значения для рассмотрения данного дела, поскольку само по себе не является достаточным основанием для применения финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
В кассационной жалобе фонд просит отменить постановление апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, суд апелляционной инстанции не принял во внимание, что в данном случае инспекция с нарушением установленного законом срока представила в фонд исходную форму отчетности СЗВ-М за ноябрь 2020 года; дополняющие формы отчетности СЗВ-М за указанный период страхователь не представлял, в связи с чем основания для отказа во взыскании с инспекции финансовых санкций за несвоевременно представление отчетности по форме СЗВ-М за ноябрь 2020 года, отсутствуют.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменения, полагая, что оно является законным и обоснованным.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) инспекция является страхователем в системе обязательного пенсионного страхования и зарегистрирована в качестве страхователя в фонде.
ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Волгодонске (правопреемник отделения, далее - управление) провело проверку, по итогам которой установило, что исходные сведения по форме СЗВ-М за ноябрь 2020 года (на 199 застрахованных лиц) представлены инспекцией 12.01.2021 с нарушением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (до 15.12.2020).
По результатам проверки управление составило акт от 28.01.2021 N 071S18210001334 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и вынесло решение от 05.03.2021 N 071S19210002594 о применении финансовых санкций в отношении страхователя в размере 99 500 рублей.
Фонд направил инспекции требование от 26.03.2021 N 071S01210004886, предложив страхователю добровольно уплатить финансовые санкции в установленный срок.
Поскольку требование фонда о добровольной уплате санкций за несвоевременное представление исходных сведений по форме СЗВ-М за ноябрь 2020 года инспекция не исполнила, фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
Судебным приказом от 20.05.2021 по делу N А53-14529/2021 Арбитражный суд Ростовской области взыскал с инспекции в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации финансовые санкции за непредставление страхователем в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за ноябрь 2020 в общей сумме 99 500 рублей.
Определением от 01.06.2021 по делу N А53-14529/2021 Арбитражный суд Ростовской области отменил судебный приказ от 20.05.2021, в связи с поступившими возражениями инспекции относительно исполнения судебного приказа.
18 июня 2021 года фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с инспекции финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за ноябрь 2020 года в размере 99 500 рублей.
Согласно части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Согласно части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решений арбитражного суда первой инстанции и постановлений арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливает Закон N 27-ФЗ.
Понятие индивидуального (персонифицированного) учета содержится в статье 1 Закона N 27-ФЗ, под которым понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ страхователь предоставляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Сроки представления указанных сведений, а также перечень представляемых сведений установлены в пункте 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей в спорном периоде, на страхователе лежит обязанность по ежемесячному представлению не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, следующих сведений о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы): 1) страхового номера индивидуального лицевого счета; 2) фамилии, имени и отчества; 3) идентификационного номера налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п, утверждена Форма "Сведения о застрахованных лицах" СЗВ-М, по которой страхователи представляют в пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах: "исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых фондом сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; "отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Установив, что исходные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за ноябрь 2020 года представлены инспекцией 12.01.2021 - с нарушением установленного законом срока (до 15.12.2020), суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в данном случае правовых оснований для удовлетворения требования фонда о взыскании с инспекции финансовых санкций, предусмотренных абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Вместе с тем, принимая во внимание правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлениях от 15.07.1999 N 11-П, 24.06.2009 N 11-П, 25.02.2014 N 4-П, 19.01.2016 N 2-П и определении от 05.11.2003 N 349-О, установив, что взыскание штрафа в полном объеме при наличии смягчающих ответственность инспекции обстоятельств является чрезмерным, исходя из принципа индивидуализации и справедливости наказания, суд первой инстанции снизил подлежащие взысканию с инспекции штрафные санкции в два раза (до 49 750 рублей).
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные Законом N 27-ФЗ и закреплено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются. Первоначально представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самим страхователем, не могут расцениваться как недостоверные (неполные) сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных фонду сведениях, до их обнаружения фондом, и представить управлению достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Сославшись на правовые позиции, изложенные в пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 за 2018 год, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, 30.10.2018 N 307-КГ18-6769, суд апелляционной инстанции посчитал, что в данном случае страхователь реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период в установленный действующим законодательством срок, что позволяет не применять к такому страхователю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 12.01.2021 инспекция впервые представила фонду исходную форму отчетности СЗВ-М за ноябрь 2020 года, какие-либо дополняющие формы за указанный период страхователь не представил. Суд апелляционной инстанции, как следует из постановления от 01.12.2021, также установил, что сведения по форме СЗВ-М (исходная) за ноябрь 2020 года инспекция представила фонду впервые только 12.01.2021 и указанные сведения не являются дополняющими. При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для отмены решения суда первой инстанции и отказа в удовлетворении заявленного фондом требования.
Поскольку суд первой инстанции правильно применил нормы права к установленным по делу обстоятельствам, оценил представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, учитывая конституционные принципы справедливости и соразмерности взысканий штрафного характера, обоснованно удовлетворил требование фонда в части взыскания с инспекции 49 750 рублей финансовых санкций за несвоевременное представление инспекцией сведений по форме СЗВ-М (исходная) за ноябрь 2020 года, суд кассационной инстанции в силу пункта 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным отменить постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2021 и оставить в силе решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.09.2021.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2021 по делу N А53-20379/2021 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.09.2021 (резолютивная часть от 13.08.2021) по делу N А53-20379/2021.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Сославшись на правовые позиции, изложенные в пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 за 2018 год, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, 30.10.2018 N 307-КГ18-6769, суд апелляционной инстанции посчитал, что в данном случае страхователь реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период в установленный действующим законодательством срок, что позволяет не применять к такому страхователю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 12.01.2021 инспекция впервые представила фонду исходную форму отчетности СЗВ-М за ноябрь 2020 года, какие-либо дополняющие формы за указанный период страхователь не представил. Суд апелляционной инстанции, как следует из постановления от 01.12.2021, также установил, что сведения по форме СЗВ-М (исходная) за ноябрь 2020 года инспекция представила фонду впервые только 12.01.2021 и указанные сведения не являются дополняющими. При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для отмены решения суда первой инстанции и отказа в удовлетворении заявленного фондом требования.
Поскольку суд первой инстанции правильно применил нормы права к установленным по делу обстоятельствам, оценил представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, учитывая конституционные принципы справедливости и соразмерности взысканий штрафного характера, обоснованно удовлетворил требование фонда в части взыскания с инспекции 49 750 рублей финансовых санкций за несвоевременное представление инспекцией сведений по форме СЗВ-М (исходная) за ноябрь 2020 года, суд кассационной инстанции в силу пункта 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным отменить постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2021 и оставить в силе решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.09.2021."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 марта 2022 г. N Ф08-14696/21 по делу N А53-20379/2021