г. Краснодар |
|
28 марта 2022 г. |
Дело N А32-42542/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Посаженникова М.В. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании представителей открытого акционерного общества "Северо-Кавказский завод стальных конструкций" - (ходатайство без участия), Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Северо-Кавказский завод стальных конструкций" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.10.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2021 по делу N А32-42542/2021, установил следующее.
ОАО "Северо-Кавказский завод стальных конструкций" (далее - общество, завод, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - административный орган, управление) о признании незаконным и отмене постановления от 23.08.2021 N 178/34-08 о назначении административного наказания.
Решением суда от 27.10.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 25.12.2021, признано незаконным и изменено постановление управления от 23.08.2021 N 178/34-08 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в части определения административной ответственности в виде штрафа, превышающего 200 тыс. рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты в части отказа в удовлетворении требований общества и отменить постановление управления от 23.08.2021 N 178/34-08 полностью. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Завод выполнил все зависящие от него меры, направленные на исполнение предписания административного органа. При этом в соответствии с приказом от 28.08.2017 "О выводе из эксплуатации кислородной станции" с 05.09.2017 произведена остановка работы кислородной станции и прекращено производство кислорода, оборудование кислородной станции отревизировано и законсервировано, производство кислорода в настоящее время не осуществляется. Общество является субъектом среднего предпринимательства, включено в соответствующий реестр. Действия общества не несут опасности. При этом излишняя финансовая нагрузка при обстоятельствах, происходящих на рынке сырья, труда и в самой организации, не будет являться методом, направленным на предупреждение совершения новых правонарушений, а будет иметь карательный характер, что противоречит административному законодательству Российской Федерации, принципам соразмерности и справедливости наказания.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании решения заместителя руководителя управления Семернина Д.Ю. от 16.08.2021 N 270-283-рш проведена внеплановая выездная проверка в целях контроля выполнения ранее выданного предписания от 29.03.2021 N 270-479/П в отношении общества, расположенного по адресу: 352190, Краснодарский край, г. Гулькевичи, промзона, п/я 7, при эксплуатации опасного производственного объекта "Площадка воздухоразделительной установки", регистрационный номер A30-00296-0001.
По факту проведения проверки составлен акт внеплановой выездной проверки от 20.08.2021 N 270-283/А, в соответствии с которым установлено неисполнение пунктов 1, 3, 4, 17, 19, 20 предписания от 29.03.2021 N 270-479/П, выразившиеся в следующем:
- не обеспечена полнота и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, а именно: в сведениях, характеризующих опасный производственный объект, не указаны здание машинного зала кислородной станции, технологический трубопровод сжатого кислорода; насосные агрегаты; влагоотделитель, заводской номер 1143, регистрационный номер 53; сосуд, заводской номер 3949; сосуды для хранения жидкого кислорода, заводские номера 9101004 и 9004171 (пункт 1);
- не обеспечена укомплектованность штата работников опасного производственного объекта, а именно: отсутствует машинист воздухоразделительной установки, наполнитель баллонов (пункт 3);
- не прошли аттестацию в области промышленной безопасности в объеме требований промышленной безопасности, необходимых для исполнения трудовых обязанностей, следующие сотрудники: генеральный директор Желиостов С.В. (шифры областей аттестации: Б.1.17, Б.8.3, Б.8.5), главный энергетик Повашевич И.А. (шифры областей аттестации: А.1, Б.1.17, Б.8.3, Б.8.5), мастер цеха воздухоразделения Елохин В.Л. (шифры областей аттестации: Б.1.17, Б.8.5), главный механик Елахов В.М. (шифры областей аттестации: А.1, Б.1.17, Б.8.3) (пункт 4);
- не установлен срок безопасной эксплуатации технических устройств: насоса сжиженных газов, заводской номер 1403, конденсатора, заводской номер 134, блока разделения воздуха N 1; переохладителей - 2 ед. блока разделения воздуха N 1; колонны нижней, заводской номер 134, блока разделения воздуха N 1; колонны верхней - 1 ед. блока разделения воздуха N 1; адсорбера 1, заводской номер 129-А, адсорбера 11, заводской номер 129-Б, блока очистки воздуха N 1; электроподогревателей, заводские номера 194, 156; фильтров, заводские номера 129-А, 129-Б, блока, очистки воздуха N 1; холодильников, заводские номера 3620, 119, 9847, 8010, 4012, 8049, 8391, 4396; влагоотделителя, заводской номер 648, блока разделения воздуха N 1; не установлен срок безопасной эксплуатации технологического трубопровода сжатого кислорода (пункт 17);
- к обслуживанию оборудования под давлением допущен персонал (рабочие) Шефер А.И., Белкин В.Д., Елохин В.Л., проверка их знаний проведена комиссией, в состав которой включены специалисты, не аттестованные в соответствии со статьей 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) (пункт 19);
- в управлении не поставлены на учет эксплуатируемые сосуды для хранения жидкого кислорода, заводские номера 9101004, 9004171 (пункт 20).
О времени и месте возбуждения дела общество уведомлено надлежащим образом путем направления уведомления о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 20.08.2021; данный факт подтверждается подписью законного представителя Желиостова С.В. (т. 2, л. д. 117).
20 августа 2021 года управление в присутствии генерального директора общества Желиостова С.В. составило протокол об административном правонарушении N 178/34-08.
Определением от 20.08.2021 N 178/34-08 общество уведомлено о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении; данный факт подтверждается подписью законного представителя Желиостова С.В. (т. 2, л. д. 122 - 123).
23 августа 2021 года управление в отсутствие представителя общества, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, приняло постановление N 178/34-08 о признании завода виновным в совершении административного правонарушения по части 11 статьи 19.5 КоАП РФ, выразившегося в невыполнении в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 400 тыс. рублей. Постановление направлено обществу по почте (почтовый идентификатор 35003361031504), получено адресатом 31.08.2021 (т. 2, л. д. 128).
Не согласившись с постановлением управления от 23.08.2021 N 178/34-08, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии судебных актов суды руководствовались статьей 19.5 КоАП РФ, статьями 2, 9, 14.1 Закона N 116-ФЗ.
Суды исходили из следующего.
Из материалов дела видно, что 29.03.2021 комиссия управления вынесла в отношении общества предписание N 270-479/П, в соответствии с которым ему предписано устранить 25 выявленных нарушений до 28.06.2021 (т. 2, л. д. 92 - 97).
В материалы дела не представлены доказательства оспаривания названного предписания либо признания его недействительным в установленном порядке.
Кроме того, общество не обращалось в административный орган с ходатайством об увеличении срока для устранения выявленных нарушений.
Так, в ходе проведения внеплановой выездной проверки 20.08.2021 установлено неисполнение пунктов 1, 3, 4, 17, 19, 20 предписания от 29.03.2021 N 270-479/П, однако общество опровергает факт неустранения выявленных нарушений.
В отношении неисполнения пункта 1 предписания от 29.03.2021 N 270-479/П, в соответствии с которым обществом не обеспечена полнота идостоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, что является нарушением пункта 5 статьи 2, пункта 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункта 7 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 N 471, указано следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона N 116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В силу пунктом 5 статьи 2 Закона N 116-ФЗ руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом в государственном реестре опасных производственных объектов отсутствуют сведения о технических устройствах и сооружениях, участвующих в технологическом процессе на опасном производственном объекте. Указанные объекты в случае возможности либо выводятся из технологического процесса, либо информация о них должна быть внесена в государственный реестр опасных производственных объектов. В данном случае заключение договоров с экспертными организациями не является доказательством устранения нарушения, свидетельствует о намерениях предприятия устранить нарушения за пределами установленного предписанием срока.
В отношении невыполнения пункта 3 предписания от 29.03.2021 N 270-479/П, в соответствии с которым обществом не обеспечена укомплектованность штата работников опасного производственного объекта, а именно отсутствует: машинист воздухоразделительной установки, наполнитель баллонов, что свидетельствует о нарушении пункта 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, общество указало на отсутствие необходимости содержания названных штатных единиц, поскольку кислородная станция площадки воздухоразделительной установки ликвидируется.
На основании абзаца 7 пункта 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями.
Согласно свидетельству о регистрации опасного производственного объекта "Площадка воздухоразделительной установки", регистрационный номер АЗО-00296-0001, расположенного по адресу: 352190, Краснодарский край, г. Гулькевичи, промзона, п/я 7, эксплуатирующей организацией является общество. В данном случае до исключения объекта из государственного реестра данная организация обязана соблюдать требования в области промышленной безопасности, в том числе требования об укомплектованности штата работников опасных производственных объектов.
В ходе проверки также установлено невыполнение пункта 4 предписания от 29.03.2021 N 270-479/П, в соответствии с которым не прошли аттестацию в области промышленной безопасности в объеме требований промышленной безопасности, необходимых для исполнения трудовых обязанностей следующие сотрудники: генеральный директор Желиостов С.В. (шифры областей аттестации: Б.1.17, Б.8.3, Б.8.5), главный энергетик Повашевич И.А. (шифры областей аттестации: А.1, Б.1.17, Б.8.3, Б.8.5), мастер цеха воздухоразделения Елохин В.Л. (шифры областей аттестации: Б.1.17, Б.8.5), главный механик Елахов В.М. (шифры областей аттестации: А.1, Б.1.17, Б.8.3), что является нарушением пункта 1 статьи 9, пункта 5 статьи 14.1 Закона N 116-ФЗ.
Общество указало, что 15.10.2019 заключило договор с АНО ДПО "Межрайонный учебный центр" на прохождение предаттестационной подготовки Желиостова С.В., Повашевич И.А., Елохина В.Л., Елахова В.М. и оплатило обучение названных лиц.
В соответствии с абзацем 9 части 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности.
Согласно пункту 1 статьи 14.1 Закона N 116-ФЗ работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (далее - работники), в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности. Категории таких работников определяются Правительством Российской Федерации.
В данном случае общество указывает, что заключило договор на прохождение предаттестационной подготовки работниками и оплатило обучение, однако изложенные обстоятельства не свидетельствуют о фактическом прохождении аттестации указанными лицами. Таким образом, нарушение, выявленное в предписании, обществом не устранено.
Суды отметили, что до исключения объекта из государственного реестра данная организация обязана поддерживать объект в работоспособном состоянии, соблюдать требования в области промышленной безопасности, предотвращать возможность возникновения аварий и инцидентов на опасных производственных объектах и т. д. Допуск на опасный производственный объект неаттестованного персонала может повлечь аварийную ситуацию и травмирование производственного персонала.
В отношении невыполнения пункта 17 предписания от 29.03.2021 N 270-479/П, в соответствии с которым обществом не установлен срок безопасной эксплуатации технических устройств, технологического трубопровода сжатого кислорода, что является нарушением пункта 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункта 126 Правил безопасности химически опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 07.12.2020 N 500, общество указало, что на основании заключения экспертизы промышленной безопасности от 30.07.2021 N 643/21-2 установлен срок безопасной эксплуатации насоса сжиженных газов, заводской номер 1403, на основании заключения от 30.07.2021 N 643/21-4 установлен срок безопасной эксплуатации технологического трубопровода сжатого кислорода. Иные технические устройства, на которые не установлен срок безопасной эксплуатации, длительное время не используются, будут ликвидированы.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Закона N 116-ФЗ заключение экспертизы промышленной безопасности представляется ее заказчиком в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган, которые вносят в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности это заключение в течение пяти рабочих дней со дня его поступления. Заключение экспертизы промышленной безопасности может быть использовано в целях, установленных названным Законом, исключительно с даты его внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом.
По состоянию на дату проведения внеплановой выездной проверки заключения от 30.07.2021 N 643/21-2, от 30.07.2021 N 643/21-4 не включены в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, в связи с чем оснований для вывода об устранении нарушения у суда не имеется.
В отношении невыполнения пункта 19 предписания от 29.03.2021 N 270-479/П, в соответствии с которым обществом к обслуживанию оборудования под давлением допущен персонал (рабочие) Шефер А.И., Белкин В.Д., Елохин В.Л., проверка их знаний проведена комиссией, в состав которой включены специалисты, не аттестованные в соответствии со статьей 14.1 Закона N 116-ФЗ, что является нарушением пункта 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункта 240 Правил промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением, утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 536 (далее - Правила), установлено следующее.
Как указало общество, с 09.03.2021 работы на объекте прекращены, обслуживающий персонал к выполнению функций не допускается, объект опечатан.
Согласно с пункту 240 Правил N 536 комиссия по проверке знаний обслуживающего и ремонтного персонала (рабочих и специалистов) должна быть назначена распорядительным документом эксплуатирующей организации, в котором определяется, в том числе состав комиссии и количество ее членов. При этом в проведении проверки знаний конкретного работника должно участвовать не менее 3 человек из числа включенных в состав комиссии членов. В состав комиссии по проверке знаний персонала включаются ответственные за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования, ответственные за исправное состояние и/или безопасную эксплуатацию оборудования, а также иные инженерно-технические работники, обладающие необходимой квалификацией. В случае невозможности обеспечить необходимое количество членов комиссии из числа работников эксплуатирующей организации допускается включать в состав комиссии по проверке знаний обслуживающего и ремонтного персонала работников образовательных организаций, осуществляющих деятельность по профессиональной подготовке (переподготовке), работников специализированных организаций, общественных инспекторов соответствующей квалификации и аттестованных в соответствии со статьей 14.1 Закона N 116-ФЗ.
В данном случае для устранения выявленного нарушения необходимо проведение в установленном порядке аттестации персонала.
В ходе проверки также установлено невыполнение пункта 20 предписания от 29.03.2021 N 270-479/П, в соответствии с которым обществом не поставлены на учет эксплуатируемые сосуды для хранения жидкого кислорода, что является нарушением пункта 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пунктов 222, 224 Правил N 536.
Как указало общество, сосуды для хранения жидкого кислорода не подлежат регистрации в соответствии с подпунктом "е" пункта 223 Правил N 536.
Согласно подпункту "е" пункта 223 Правил N 536 не подлежат учету в территориальных органах Ростехнадзора и иных федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных в области промышленной безопасности сосуды для хранения или транспортирования сжиженных газов, жидкостей и сыпучих тел, находящихся под давлением периодически при их опорожнении.
В данном случае сосуды непосредственно участвуют в технологическом процессе, т. е. осуществляется их эксплуатация, а не просто опорожнение, поэтому указанный пункт Правил N 536 на него не распространяется. Доказательства, свидетельствующие об обратном, в материалы дела не представлены.
В соответствии с пунктом 222 Правил N 536 не позднее 10 рабочих дней после даты принятия решения о вводе в эксплуатацию и пуска (включения) в работу оборудования под давлением (за исключением оборудования, указанного в пункте 223 Правил N 536) эксплуатирующая организация направляет в территориальный орган Ростехнадзора или иной федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, а также в ГК "Росатом" в случае, указанном в пункте "о" пункта 3 Правил N 536, информацию согласно пункту 224 Правил N 536 для осуществления учета оборудования под давлением.
В настоящее время сосуды для хранения жидкого кислорода с заводскими номерами 9101004, 9004171 на учете в управлении не состоят. Факт наличия указанных нарушений при эксплуатации опасного производственного объекта подтверждается также постановлениями судьи Гулькевичского районного суда Краснодарского края от 22.04.2021 по делу N 5-628/2021 (т. 1, л. л. 89 - 98) и от 22.06.2021 по делу N 5-942/21 (т. 1, л. д. 99 - 103).
С учетом изложенного суды пришли к выводу о невыполнении обществом в установленный срок предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности. Выявленные нарушения образуют объективную сторону административного правонарушения, вмененного обществу, и подтверждаются собранными по делу доказательствами. Управлением правомерно квалифицировано бездействие общества применительно к части 11 статьи 19.5 КоАП РФ.
Суды установили соблюдение управлением порядка и срока привлечения общества к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Какие-либо доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ, обществом не представлены и материалы дела об административном правонарушении не содержат.
Вместе с тем суд первой инстанции пришел к выводу о наличии достаточных оснований для применения положений пунктов 3.2 и 3.3 части 3 статьи 4.1 КоАП РФ и уменьшения суммы штрафа ниже минимального размера, установленного санкцией вмененной статьи. С учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела суд первой инстанции пришел к выводу о том, что назначенный обществу административный штраф не соответствует характеру совершенного заявителем административного правонарушения, не в полной мере учитывает его имущественное и финансовое положение и влечет избыточное ограничение прав юридического лица, в связи с чем изменил обжалуемое постановление в части размера штрафа, уменьшив его до 200 тыс. рублей.
При изложенных обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Между тем пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 данного Кодекса. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.10.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2021 по делу N А32-42542/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили соблюдение управлением порядка и срока привлечения общества к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Какие-либо доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ, обществом не представлены и материалы дела об административном правонарушении не содержат.
Вместе с тем суд первой инстанции пришел к выводу о наличии достаточных оснований для применения положений пунктов 3.2 и 3.3 части 3 статьи 4.1 КоАП РФ и уменьшения суммы штрафа ниже минимального размера, установленного санкцией вмененной статьи. С учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела суд первой инстанции пришел к выводу о том, что назначенный обществу административный штраф не соответствует характеру совершенного заявителем административного правонарушения, не в полной мере учитывает его имущественное и финансовое положение и влечет избыточное ограничение прав юридического лица, в связи с чем изменил обжалуемое постановление в части размера штрафа, уменьшив его до 200 тыс. рублей."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 марта 2022 г. N Ф08-1934/22 по делу N А32-42542/2021