г. Краснодар |
|
30 марта 2022 г. |
Дело N А32-55783/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 марта 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., при участии в заседании представителей заявителя - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Межевикина Виталия Юрьевича - Касицкой Н.А. (доверенность от 03.03.2022), заинтересованного лица - Департамента имущественных отношений Краснодарского края - Шапаренко К.А. (доверенность от 30.12.2021), в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации муниципального образования Кавказский район, извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.08.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2021 по делу N А32-55783/2020, установил следующее.
ИП глава КФХ Межевикина О.С. (далее - предприниматель, глава хозяйства) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент), изложенного в письме от 16.10.2020 N 52-32-16-37879/20, об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:09:0801000:74 площадью 32 821 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира: Краснодарский край, Кавказский район, в границах ЗАО "Рассвет" (участок N 218), расположенного в границах участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства (фонд перераспределения); возложении на департамент обязанности по принятию решения о предоставлении главе хозяйства в собственность за плату названного земельного участка по цене в размере 100% от кадастровой стоимости и направлении предложения в адрес заявителя о заключении договора купли-продажи.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования Кавказский район (далее - администрация).
Решением от 12.08.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 16.11.2021, заявление удовлетворено: решение, изложенное в письме от 16.10.2020 N 52-32-16-37879/20, об отказе в предоставлении главе хозяйства в собственность за плату земельного участка земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:09:0801000:74 площадью 32 821 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира: Краснодарский край, Кавказский район, в границах ЗАО "Рассвет" (участок N 218), расположенного в границах участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства (фонд перераспределения) признано судами незаконным; на данный орган возложена обязанность по принятию решения о предоставлении заявителю в собственность за плату данного земельного участка и направлению проекта договора купли-продажи; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. С департамента в пользу предпринимателя взыскано 3 тыс. рублей расходов по уплате государственной пошлины. Суды исходили из того, что право аренды спорного земельного участка возникло у предпринимателя в связи с заключением 16.08.2017 соглашением о переходе прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 03.09.2008 N 8809000100. По состоянию на дату подачи заявления в департамент в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) имелась запись об арендном обременении; заявитель владел земельным участком на праве аренды более трех лет. Отсутствие выявленных в отношении предпринимателя, не устраненных нарушений законодательства при использовании земельного участка с кадастровым номером 23:09:0801000:74, а также возражений арендодателя относительно продолжения арендных отношений свидетельствует о возобновлении договора аренды от 03.09.2008 N 88090000100 в порядке статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) на неопределенный срок, ввиду чего у департамента не имелось правовых оснований для отказа в оказании заявителю государственной услуги по предоставлению в собственность за плату испрашиваемого земельного участка. В части установления цены выкупа в размере 100% от кадастровой стоимости земельного участка и направления предложения о заключении договора купли-продажи земельного участка в адрес предпринимателя суды указали на недопустимость подмены закрепленного административного порядка судебным. Расходы распределены по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В кассационной жалобе департамент просит решение от 12.08.2021 и апелляционное постановление от 16.11.2021 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неисследованность судами вопроса о возникновении права аренды на земельный участок с кадастровым номером 23:09:0801000:74. Договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 03.09.2008 N 8809000100 заключен на основании постановления главы муниципального образования Кавказский район от 03.09.2008 N 692 "О предоставлении в аренду земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения" (далее - постановление N 692) и протокола заседания комиссии по проведению торгов от 02.09.2008 N 11. Вывод судов о том, что договор аренды земельного участка, заключенный до 01.03.2015, срок по которому истек, при наличии условий, установленных пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса и отсутствии в договоре прямого указания на невозможность пролонгации, считается возобновленным на неопределенный срок, основан на неверном толковании норм материального права, поскольку положения, предусмотренные названными нормами, не подлежат применению к договору, заключенному на торгах. Норма об обязательном проведении торгов при заключении договора аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения начала действовать не с 01.03.2015 (как указали суды), а 28.01.2003 (начало действия редакции Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), в пункте 2 статьи 10 которого закреплено положение о передаче в аренду земельных участков земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), в случае, если имеется только одно заявление, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Этой же нормой предусмотрено: если подано два и более заявления о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, - такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах). Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса (пункт 3 статья 10 Закона N 101-ФЗ). Заявитель неверно истолковал положения постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - постановление от 17.11.2011 N 73). Закон, требующий обязательного проведения торгов для заключения договора аренды, вступил в силу 28.01.2003 (начало действия редакции Закона N 101-ФЗ), то есть в рассматриваемом споре договор заключен после вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды. С учетом разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункта 1 постановления от 17.11.2011 N 73, правил статьи 10 Закона N 101-ФЗ передача в аренду на новый срок спорного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в публичной собственности, должно осуществляться посредством публичных процедур. Дополнительные соглашения от 10.10.2013, 23.10.2013 к договору аренды от 03.09.2008 N 8809000100 признаны ничтожными в судебном порядке, противоречат пункту 6.2 договора и вносят существенные изменения в договор, заключенный по результатам торгов. Таким образом, заявление предпринимателя о приобретении права собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:09:0801000:74 подано по истечении срока действия договора аренды, следовательно, у заявителя не возникло право на приобретение в собственность испрашиваемого земельного участка без проведения торгов, оспариваемый отказ департамента правомерен. Ссылка главы хозяйства на обстоятельства по делу N А32-7945/2015 как преюдициальные для настоящего спора, несостоятельна, поскольку порядок заключения договора аренды в данном деле не исследовался.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая выводы судов соответствующими фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Определением от 16.03.2022 произведена процессуальная замена заявителя ИП главы КФХ Межевикиной О.С. на ИП главу КФХ Межевикина В.Ю.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, явку в суд кассационной инстанции не обеспечили, извещены надлежащим образом согласно статьям 121, 123 Кодекса. Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления.
Как видно из материалов дела, на основании постановления N 692 и протокола заседания комиссии по проведению торгов от 02.09.2008 N 11 ООО "Премьера" в аренду сроком на 5 лет предоставлен земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:09:0801000:74 площадью 32 821 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира: Краснодарский край, Кавказский район, в границах ЗАО "Рассвет" (участок N 218), расположенного в границах участка, предназначенный для сельскохозяйственного производства (фонд перераспределения) (т. 1, л. д. 26, 27).
По итогам торгов администрация (арендодатель) и ООО "Премьера" (арендатор) заключили договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 03.09.2008 N 88090000100 (т. 1, л. д. 20 - 25), который прошел государственную регистрацию (запись от 23.10.2008 N 23-23-42/036/2008-137).
В соответствии с решением участника ООО "Премьера" от 09.07.2013 изменено фирменное наименование данного юридического лица на ООО "Сельскохозяйственная компания "Восток"" (далее - ООО "СК "Восток""), 17.07.2013 утверждена новая редакция устава, о чем 03.09.2013 сообщено письменно администрации.
10 сентября 2013 года ООО "СК "Восток"" обратилось к главе муниципального образования Кавказский район с заявлением о продлении срока аренды земельного участка 23:09:0801000:74 на 20 лет в связи с истечением срока действия договора аренды от 03.09.2008 N 88090000100.
Постановлением администрации от 23.10.2013 N 1319/5 "О продлении срока аренды земельного участка, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, р-н Кавказский, в границах ЗАО "Рассвет" (участок N 218), расположенного в границах участка" (далее - постановление N 1319/5) срок аренды земельного участка продлен на 20 лет (т. 1, л. д. 33, 34).
23 октября 2013 года на основании постановления N 1319/5 администрация и ООО "СК "Восток"" заключили дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 03.09.2008 N 88090000100, зарегистрированное в установленном законом порядке (запись от 18.11.2013 N 23-23-25/117/2013-020), пунктом 1.3 которого срок действия договора установлен до 15.10.2033 (т. 1, л. д. 29, 30).
3 декабря 2013 года ООО "СК "Восток"" (первоначальный арендатор) и ООО "Камелия" (новый арендатор) заключили соглашение о переходе прав и обязанностей арендатора по договору аренды от 03.09.2008 N 88090000100, которое зарегистрировано 17.12.2013 за номером 23-23-25/117/2013-339 (т. 1, л. д. 35, 36).
18 ноября 2014 года администрация издала постановление N 1803 "Об отмене постановлений администрации муниципального образования Кавказский район", которым отменено постановление N 1319/5.
В 2015 году администрация обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к ООО "Камелия", ООО "СК "Восток"" о признании дополнительного соглашения от 23.10.2013 к договору аренды от 03.09.2008N 88090000100 между администрацией и ООО "СК "Восток"" недействительным (ничтожным); а также погашении в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) записи о государственной регистрации дополнительного соглашения от 23.10.2013 к договору аренды от 03.09.2008 N 88090000100, ссылаясь на продление договора аренды в отсутствие соответствующих полномочий.
Решением от 29.12.2017 по делу N А32-7945/2015 признано недействительным в силу ничтожности дополнительное соглашение от 23.10.2013 к договору аренды от 03.09.2008 N 88090000100, заключенное администрацией и ООО "СК "Восток"", в ЕГРП аннулирована запись о государственной регистрации дополнительного соглашения от 23.10.2013 к договору аренды от 03.09.2008 N 88090000100.
16 августа 2017 года ООО "Камелия" (первоначальный арендатор) и предприниматель (новый арендатор) заключили соглашение о переходе прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 03.09.2008 N 88090000100, которое зарегистрировано 24.08.2017 за номером 23:09:0801000:74-23/025/2017-2 (т. 1, л. д. 37, 38).
19 августа 2020 года глава хозяйства обратилась в адрес департамента с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:09:0801000:74 площадью 32 821 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира: Краснодарский край, Кавказский район, в границах ЗАО "Рассвет" (участок N 218), расположенного в границах участка, предназначенный для сельскохозяйственного производства (фонд перераспределения) (т. 1, л. д. 14 - 16).
Письмом от 16.10.2020 N 52-32-16-37879/20 департамент отказал в предоставлении государственной услуги заявителю, указав, что срок действия договора аренды от 03.09.2008 N 8809000100 истек 15.10.2013; поскольку заявление о приобретении права собственности на земельный участок подано по истечении срока действия договора аренды, постольку с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса (т. 1, л. д. 11 - 13).
Считая отказ департамента не соответствующим законодательству, нарушающим принадлежащие главе хозяйства права в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом (часть 1 статьи 4).
Организации, граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Кодекса).
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, правила и ограничения, применяемые к обороту таких земельных участков, условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируются Законом N 101-ФЗ. К числу участков, исключенных из сферы действия данного Закона, испрашиваемый участок не отнесен (пункт 1 статьи 1 Закона N 101-ФЗ).
Статьей 10 Закона N 101-ФЗ (в применимой к спорным отношениям редакции) установлено, что гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют его надлежащее использование, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом (пункты 1, 4).
Подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса (в действующей в спорный период редакции) предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим лицом при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды.
В соответствии со статьей 21 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (далее - Закон N 532-КЗ) приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется через 49 лет с момента вступления в силу настоящей статьи, за исключением земельных участков, переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
По смыслу приведенных норм арендатор имеет право на приобретение в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения без торгов при наличии следующих условий: арендатор пользуется участком на основании договора аренды, с момента заключения которого прошло не менее трех лет; участок используется в соответствии с его целевым назначением; заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока договора аренды.
Статьей 39.16 Земельного кодекса определен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае: если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса); участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6 статьи 39.16 Земельного кодекса).
В силу пункта 1 статьи 447 Гражданского кодекса одним из способов заключения договора, является заключение его на торгах.
Пунктом 3 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, действующим на момент проведения торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, предусмотрено, что организация и проведение торгов по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких участков осуществляются в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса. Согласно пункту 4 приведенной статьи Земельного кодекса, в применимой редакции, порядок организации и проведения торгов по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков должен быть определен уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Гражданским и Земельным кодексами.
Порядок организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков до 01.03.2015 регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 и утвержденными им Правилами организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков (далее - Правила).
Срок заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка, проект соответствующего договора, в обязательном порядке указываются в извещении о проведении торгов, подлежащем опубликованию в определенных уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления, средствах массовой информации (подпункты "л", "н" пункта 8 Правил).
Согласно условиям договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 03.09.2008 N 88090000100, заключенного на торгах с первым арендатором ООО "Премьера", срок его действия определен конкретной датой - до 15.10.2013 (пункт 6.2), с наступлением которой действие договора прекращается (пункт 7.1).
Продление срока действия заключенного по результатам торгов договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, минуя публичные процедуры, предшествовавшие заключению такого договора, не следует из условий договора аренды от 03.09.2008 N 88090000100, норм Земельного кодекса, а также Закона N 101-ФЗ.
В этой связи вывод судебных инстанций о продлении договора аренды от 03.09.2008 N 88090000100 (заключенного по итогам торгов) на неопределенный срок, противоречит приведенным нормам и обстоятельствам дела N А32-7945/2015, в рамках которого признано недействительным в силу ничтожности дополнительное соглашение от 23.10.2013 к договору аренды от 03.09.2008 N 88090000100 между администрацией и ООО "СК "Восток"" о продлении арендных отношений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 610 Гражданского кодекса договор аренды заключается на срок, определенный договором. Если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (пункт 2 статьи 621 Гражданского кодекса).
В данном случае срок аренды земельного участка продолжительностью 5 лет (до 15.10.2013) и условие о прекращении действия договора по истечении данного срока, прямо закреплены в договоре аренды от 03.09.2008 N 88090000100, заключенном посредством проведения торгов.
Информирование неопределенного круга лиц в извещении о проведении публичных торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка земель сельскохозяйственного назначения, с последующим закреплением соответствующих условий в договоре аренды, о возможности и порядке продления аренды, в том числе на неопределенный срок, применительно к земельному участку с кадастровым номером 23:09:0801000:74 документально не подтверждено.
В пункте 1 постановления от 17.11.2011 N 73, постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.02.2012 N 13269/11 сформулирована правовая позиция о том, что положения, предусмотренные пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса, о возобновлении договора аренды на неопределенный срок, не подлежат применению к договору, заключенному в обязательном порядке на торгах. Указанное обстоятельство исключает возможность продления договора аренды соглашением сторон.
При отсутствии иных оснований для заключения договора купли-продажи без проведения торгов в соответствии с Земельным кодексом, исходя из того, что соглашение от 23.10.2013 к договору аренды от 03.09.2008 N 88090000100 между администрацией и ООО "СК "Восток"", признано в судебном порядке недействительным (ничтожным), соответственно, ничтожным является последующее соглашение от 03.12.2013 между ООО "СК "Восток"" и ООО "Камелия", - договор аренды от 03.09.2008 N 88090000100 не мог быть продлен на неопределенный срок при наличии требования об обязательном проведении торгов. Поскольку договор аренды истек 15.10.2013, постольку требования подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса не выполнены.
При таких обстоятельствах у судов предыдущих инстанций не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правомерность данной позиции нашла отражение, в частности, в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 19.04.2018 N 308-КГ18-3731, от 11.12.2019 N 308-ЭС19-24193.
С учетом изложенного кассационная коллегия считает выводы судов о незаконности оспариваемого решения об отказе в предоставлении главе хозяйства в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:09:0801000:74 площадью 32 821 кв. м ошибочными, повлекшими принятие необоснованных судебных актов, ввиду чего в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса они подлежат отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.08.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2021 по делу N А32-55783/2020 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При отсутствии иных оснований для заключения договора купли-продажи без проведения торгов в соответствии с Земельным кодексом, исходя из того, что соглашение от 23.10.2013 к договору аренды от 03.09.2008 N 88090000100 между администрацией и ООО "СК "Восток"", признано в судебном порядке недействительным (ничтожным), соответственно, ничтожным является последующее соглашение от 03.12.2013 между ООО "СК "Восток"" и ООО "Камелия", - договор аренды от 03.09.2008 N 88090000100 не мог быть продлен на неопределенный срок при наличии требования об обязательном проведении торгов. Поскольку договор аренды истек 15.10.2013, постольку требования подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса не выполнены.
...
Правомерность данной позиции нашла отражение, в частности, в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 19.04.2018 N 308-КГ18-3731, от 11.12.2019 N 308-ЭС19-24193.
С учетом изложенного кассационная коллегия считает выводы судов о незаконности оспариваемого решения об отказе в предоставлении главе хозяйства в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:09:0801000:74 площадью 32 821 кв. м ошибочными, повлекшими принятие необоснованных судебных актов, ввиду чего в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса они подлежат отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 марта 2022 г. N Ф08-434/22 по делу N А32-55783/2020