г. Краснодар |
|
04 апреля 2022 г. |
Дело N А32-1019/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 4 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Герасименко А.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - администрации муниципального образования город Новороссийск - Слащевой Л.Ш. (доверенность от 17.03.2022), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Млечный Путь" (ИНН 6165175194, ОГРН 1126165003910), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.12.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2022 по делу N А32-1019/2021, установил следующее.
Администрация муниципального образования город Новороссийск (далее -администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконным и отмене решения от 11.11.2020 N 1919/2020-КС по делу N 023/06/54.7-5665/2020 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Определением от 04.03.2021 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ООО "Млечный путь".
Решением суда от 01.12.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.01.2022, заявленные требования удовлетворены. Решение управления от 11.11.2020 N 1919/2020-КС по делу N 023/06/54.7-5665/2020 признано недействительным, как не соответствующее требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В кассационной жалобе управление просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы считает, что признание заявки ООО "Млечный Путь" не соответствующей требованиям конкурсной документации по основаниям, указанным в протоколе от 30.10.2020 N ПРОII1, противоречит части 4 статьи 54.7 Закона N 44-ФЗ, поскольку из буквального толкования положений постановления Правительства Российской Федерации N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг, которые по причине их технологической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - постановление N 99) не следует требования к участнику конкурса подтверждать наличие опыта исполнения контракта исходя из суммы цен всех контрактов, подлежащих заключению по итогам совместного конкурса.
В отзыве на кассационную жалобу администрация считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Представитель администрации в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителя администрации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, администрация разместила извещение от 02.10.2020 N 0118300013320001065 о проведении конкурса с ограниченным участием: "Поставка пищевых продуктов, "молоко питьевое" (далее - Совместный конкурс), для 44 бюджетных дошкольных образовательных учреждений муниципального образования город Новороссийск (далее - заказчик), начальная (максимальная) цена контракта - 19 823 618 рублей 80 копеек.
В управление 09.12.2020 поступила жалоба ООО "Млечный путь" на действия администрации при организации проведения Совместного конкурса в части нарушения Закона N 44-ФЗ, именно: незаконное отклонение заявки при проведении Совместного конкурса в электронной форме.
11 ноября 2020 года управление по делу N 023/06/54.7-5665/2020 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд вынесло решение N 1919/2020-КС о признании жалобы ООО "Млечный путь" обоснованной и о наличии в действиях администрации нарушения части 4 статьи 54.7 Закона N 44-ФЗ.
Не согласившись с решением управления от 11.11.2020 N 1919/2020-КС по делу N 023/06/54.7-5665/2020, администрация обратилась в арбитражный суд.
Частями 2, 3 статьи 31 Закона N 44-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением N 99. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 2 к постановлению N 99.
Так, пунктом 6 приложения N 2 постановления N 99 (в редакции от 25.06.2020, действующей на момент проведения Совместного конкурса) предусмотрены дополнительные требования к участникам закупки по оказанию услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 000 рублей, а именно наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.
В качестве документа, подтверждающего соответствие участников закупки дополнительным требованиям, подлежит представлению копия ранее исполненного контракта (договора), и копия (копии) документа (документов) о приемке поставленного товара, оказанной услуги.
Пунктами 7, 8 статьи 3 Закона N 44-ФЗ установлено, что документом, подтверждающим соответствие указанному дополнительному требованию, является один государственный или муниципальный контракт либо один договор, заключенный с бюджетным учреждением.
В соответствии со статьей 25 Закона N 44-ФЗ при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Контракт с победителем либо победителями заключается каждым заказчиком. Порядок проведения совместных конкурсов и аукционов установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1088 "Об утверждении правил проведения совместных конкурсов и аукционов" (далее - Правила).
В соответствии с Правилами начальная (максимальная) цена контракта, указываемая в извещении, приглашении и документации по каждому лоту, определяется как сумма начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика, при этом обоснование такой цены содержит обоснование начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика.
В рассматриваемом случае, как правильно указали судебные инстанции, документом, подтверждающим соответствие участников Совместного конкурса и требованиям постановления N 99, является один государственный или муниципальный контракт либо один договор, заключенный с бюджетным учреждением, стоимостью не менее 20 процентов суммы всех начальных (максимальных) цен контрактов (договоров) заказчиков, на право заключить которые проводится Совместный конкурс.
Суды со ссылкой на материалы дела, установили, что начальная (максимальная) цена контракта составляет - 19 823 618 рублей 80 копеек. Тогда как представленный в составе заявки ООО "Млечный путь" договор заключен на 819 351 рубль 76 копеек.
Установив в действиях администрации нарушения части 4 статьи 54.7 Закона N 44-ФЗ, управление указало, что из буквального толкования положений постановления N 99 не следует требование к участнику конкурса подтверждать наличие опыта исполнения контракта исходя из суммы цен всех контрактов, подлежащих заключению по итогам совместного конкурса.
Признавая данный вывод управления необоснованным, судебные инстанции указали, что нормы, содержащиеся в Законе N 44-ФЗ и постановлении N 99, не содержат в себе указание на неприменение дополнительных требований к участникам при проведении совместных закупок. Так, с 16.08.2017 (дата начала действия редакции от 04.08.2017) пунктом 6 приложения N 2 постановления N 99 установлено обязательное требование к документам, подтверждающим соответствие участников дополнительным требованиям - необходимо предоставить именно копию ранее исполненного контракта (договора), стоимость которого составляет не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится конкурс; следовательно, предоставление нескольких договоров стоимостью менее 20% цены контракта каждый противоречит данному постановлению.
Как видно из материалов дела и не отрицается сторонами, заявка ООО "Млечный путь" содержала контракт, сумма которого менее 20% суммы всех начальных (максимальных) цен контрактов (договоров) заказчиков, на право заключить которые проводится Совместный конкурс.
Таким образом, решение о признании заявки ООО "Млечный путь" не соответствующей требованиям Совместного конкурса в электронной форме не противоречит части 4 статьи 54.7 Закона N 44-ФЗ.
Указанная позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.08.2020 N 302-ЭС20-10438.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Кодекса в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, суды пришли к правомерному выводу о том, что решение управления от 11.11.2020 N 1919/2020-КС по делу N 023/06/54.7-5665/2020 не соответствует законодательству в области закупок для государственных и муниципальных нужд и нарушает права и законные интересы администрации.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, по существу направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Кодекса. Между тем пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 Кодекса. В соответствии с частью 3 названной статьи арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу. При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.12.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2022 по делу N А32-1019/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Признавая данный вывод управления необоснованным, судебные инстанции указали, что нормы, содержащиеся в Законе N 44-ФЗ и постановлении N 99, не содержат в себе указание на неприменение дополнительных требований к участникам при проведении совместных закупок. Так, с 16.08.2017 (дата начала действия редакции от 04.08.2017) пунктом 6 приложения N 2 постановления N 99 установлено обязательное требование к документам, подтверждающим соответствие участников дополнительным требованиям - необходимо предоставить именно копию ранее исполненного контракта (договора), стоимость которого составляет не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится конкурс; следовательно, предоставление нескольких договоров стоимостью менее 20% цены контракта каждый противоречит данному постановлению.
Как видно из материалов дела и не отрицается сторонами, заявка ООО "Млечный путь" содержала контракт, сумма которого менее 20% суммы всех начальных (максимальных) цен контрактов (договоров) заказчиков, на право заключить которые проводится Совместный конкурс.
Таким образом, решение о признании заявки ООО "Млечный путь" не соответствующей требованиям Совместного конкурса в электронной форме не противоречит части 4 статьи 54.7 Закона N 44-ФЗ.
Указанная позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.08.2020 N 302-ЭС20-10438."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 апреля 2022 г. N Ф08-1770/22 по делу N А32-1019/2021