г. Краснодар |
|
05 апреля 2022 г. |
Дело N А53-37937/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Посаженникова М.В. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие судебном заседании представителей Day Shipping and Trading SA (ходатайство без участия), Ростовской таможни (ИНН 6102020818, ОГРН 1056102011943), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Day Shipping and Trading SA на решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.12.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2022 по делу N А53-37937/2021, установил следующее.
Day Shipping and Trading SA (далее - компания) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Ростовской таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 21.10.2021 N 10313000-3831/2021 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 1 048 884 рублей 76 копеек.
Решением суда от 14.12.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 28.01.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе компания просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. В действиях компании ответствует вина во вменяемом правонарушении, в связи с чем компания необоснованно привлечена к административной ответственности. Компания предприняла все возможные, достаточные и объективно необходимые меры для соблюдения ее сотрудниками таможенного законодательства.
В отзыве на жалобу таможня просит судебные акты оставить без изменения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 14.09.2021 из порта Эрегли (Турция) в порт Азов (Россия) прибыл теплоход DAY (ИМО 8841591), флаг - Сьерра-Леоне, владелец - компания.
В целях совершения таможенных операций в месте прибытия перевозчиком в лице капитана указанного теплохода Адамия Н.Ш. на таможенный пост Морской порт Азов Ростовской таможни посредством КПС "Портал Морской порт" были представлены документы и сведения, перечень которых установлен статьей 89 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - Таможенный кодекс), включая генеральную (общую) декларацию (GENERAL DECLARATION) от 14.09.2021 б/н, применяемую в качестве таможенной декларации на транспортное средство (далее - ТДТС) международной перевозки от 14.09.2021, а также заявление о припасах, перемещаемых на морском судне (декларацию о судовых припасах) от 14.09.2021.
Согласно листу судовых припасов (Ship's Stores Declaration) от 14.09.2021 заявленное количество дизельного топлива на борту судна составило 3380 кг.
В ходе проведения таможенного досмотра совместно с представителем ПУ ФСБ России по Ростовской области в отношении транспортного средства международной перевозки - теплохода DAY (акт таможенного досмотра N 10313070/150921/100205) и применения мер по минимизации профиля риска осуществлены замеры судовых припасов в штатных топливных цистернах теплохода.
Для определения фактического количества топлива перевозчиком привлечен независимый сюрвейер экспертной компании ООО "РусЮг Инспекшн". Согласно сюрвейерскому отчету (BUNKER SURVEY REPORT) от 15.09.2021 NO/A/DS/150/21 в штатных топливных цистернах имеется дизельное топливо, общее количество которого составило 49 816 кг. Количество незаявленного судового дизельного топлива - 46 436 кг.
По результатам таможенного досмотра был составлен акт таможенного досмотра (далее - АТД) N 10313070/150921/100205, второй экземпляр которого вручен на руки под роспись капитану теплохода DAY Адамия Н.Ш., присутствовавшему при проведении таможенного досмотра.
Таким образом, в ходе таможенного контроля в отношении теплохода DAY установлено, что на борту теплохода в емкостях, предусмотренных конструкцией теплохода, в количестве 46 436 кг находится дизельное топливо, которое не было указано в заявлении о припасах, перемещаемых на морском судне, от 14.09.2021. Иными словами компанией не исполнена обязанность, возложенная Конвенцией по облегчению международного морского судоходства 1965 года, статьей 281 ТК ЕАЭС, что выразилось в недекларировании товара (припасов) дизельного топлива в количестве 46 436 кг, подлежащего декларированию.
По данному факту 15.09.2021 исполняющим обязанности заместителя начальника отдела специальных таможенных процедур таможенного поста Морской порт Азов Пушкаренко А.А. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования N 10313000-3 831/2021 в отношении компании по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
16 сентября 2021 года на товар, являющийся предметом административного правонарушения, - слабопрозрачную жидкость светло-коричневого цвета с характерным запахом нефтепродуктов (со слов капитана, жидкость является дизельным топливом) общим весом 46 436 кг, находящуюся в танке основного запаса дизельного топлива N 10 теплохода DAY (ИМО 8841591), был наложен арест по протоколу об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей по делу об административном правонарушении N 10313000-3831/2021. Копия протокола ареста вручена капитану теплохода DAY Адамия Н.Ш. под расписку 16.09.2021. Товар, являющийся предметом административного правонарушения, передан капитану теплохода DAY Адамия Н.Ш. по акту приема-передачи имущества на ответственное хранение от 16.09.2021.
16 сентября 2021 года от указанной части товаров, являющихся предметом административного правонарушения, с участием капитана теплохода DAY Адамия Н.Ш. отобраны пробы по протоколу о взятии проб и образцов от 16.09.2021. Копия протокола о взятии проб и образцов вручена капитану теплохода DAY Адамия Н.Ш. под расписку 16.09.2021.
16 сентября 2021 года в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении опрошен капитан теплохода DAY Адамия Н.Ш. и старший механик теплохода DAY Лисовой Ю.А.
23 сентября 2021 года в качестве свидетеля опрошен исполняющий обязанности заместителя начальника отдела специальных таможенных процедур таможенного поста Морской порт Азов Пушкаренко А.А., который подтвердил обстоятельства, изложенные в определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования N 10313000-3831/2021.
Согласно заключению эксперта Экспертно-криминалистической службы - филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Ростова-на-Дону от 23.09.2021 N 12406001/0028218 по установленным показателям плотности, фракционного состава, температуры вспышки в закрытом тигле, кинематической вязкости, массовой доли серы, зольности и химическому составу проба соответствует требованиям ГОСТ Р 54299 (ИСО 8217:2010), ГОСТ 32510 к судовому топливу, идентифицирована как тяжелый дистиллят - газойль с содержанием 0,065% серы (топливо судовое). Рыночная стоимость топлива судового в количестве 46 436 кг (46,436 т) по состоянию на 14.09.2021 составила 2 097 769 рублей 52 копейки.
27 сентября 2021 года должностным лицом таможни вынесено постановление о возбуждении уголовного дела N 12104008107000030 по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, по факту незаконного перемещения через таможенную границу Таможенного Союза в рамках ЕврАзЭС стратегически важных товаров в отношении гражданина Украины Лисового Ю.А., 13.04.1974 года рождения.
Согласно служебной записке отдела запретов ограничений и товарной номенклатуры таможни от 28.09.2021 N 22-24/0478 товар "газойль с содержанием серы 0,065% - топливо судовое" классифицируется в подсубпозиции 2710 19 460 0 по ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии со служебной запиской отдела контроля таможенной стоимости и таможенных платежей таможни исх. от 29.09.2021 N 16-19/0884 таможенная стоимость товара "тяжелый дистиллят - газойль с содержанием серы 0,065% - топливо судовое в количестве 46 436,00 кг" составляет 1 664 896 рублей 44 копейки.
Из приложенной таблицы к указанной служебной записке следует, что таможенная пошлина по товару составляет 83 244 рубля 82 копейки, НДС - 349 628 рублей 25 копеек.
1 октября 2021 года к материалам дела об административном правонарушении посредством электронной связи приобщено письмо руководителя компании Дурмашали Юртоглу от 01.10.2021, в котором содержалось ходатайство о составлении протокола об административном правонарушении 04.10.2021. Дурмашали Юртоглу сообщил, что подтверждает возможность составления протокола об административном правонарушении в отношении компании в его отсутствие в присутствии представителя Закутней Е.Р.
В целях соблюдения требований статьи 28.2 КоАП РФ 01.10.2021 руководителю компании посредством электронной связи направлено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении (исх. N 76-20/1381). Данное уведомление получено адресатом 01.10.2021, что подтверждается проставленными подписью и оттиском печати компании.
4 октября 2021 года к материалам дела об административном правонарушении приобщено письмо руководителя компании Дурмашали Юртоглу от 01.10.2021 (от 04.10.2021 N 03330), согласно которому законным представителем (руководителем) компании является Дурмашали Юртоглу на основании свидетельства о подтверждении полномочий. Дурмашали Юртоглу пояснил, что в нормальных условиях каждые 45 дней происходит контроль за расходованием и количеством остатков топлива, находящегося на теплоходе DAY (ИМО 8841591), но из-за пандемии, особенно во время отмены рейсов, произошло несколько задержек. Инструктаж с официальными лицами компании перед выходом в рейс в части соблюдения таможенного законодательства Евразийского экономического Союза не проводился. Официальные лица не получали указаний от какой-либо стороны о каких-либо законодательных актах. Обязанности по контролю и учету за расходованием и количеством остатков топлива, находящегося на теплоходе DAY (ИМО 8841591), в том числе для предоставления сведений таможенным органам при прибытии судна на таможенную территорию Евразийского экономического Союза возложены на главного инженера Юрия Лисового. Причиной недекларирования топлива в количестве 46 436 кг являлось то, что главный инженер не производил никаких измерений до прибытия судна в порт и не проверял количество топлива. Факт совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, и вину компании в совершении указанного административного правонарушения Дурмашали Юртоглу не признает, потому что никто из властей компании не был осведомлен о действиях главного инженера. Согласно последнему внутреннему контролю топлива главный инженер не сообщил о наличии дополнительного топлива на борту. К названному письму приложена в числе прочего заверенная копия справки о государственной регистрации компании и ее перевод.
4 октября 2021 года к материалам дела об административном правонарушении приобщено письмо представителя компании Закутней E.P. от 04.10.2021 б/н (от 04.10.2021 N 03331), согласно которому 30.09.2021 арестованное в танке основного запаса дизельного топлива N 10 на борту теплохода DAY топливо в количестве 46 436 кг было снято с теплохода и передано на судно ОС 9 на основании протокола выемки от 30.09.2021 следователя СГ ЛО МВД России на водном транспорте Фоминой А.А.
4 октября 2021 года должностным лицом таможенного поста Морской порт Азов в отношении компании составлен протокол об административном правонарушении N 10313000-3831/2021 по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ. Протокол составлен в отсутствие законного представителя компании, который надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. При составлении протокола присутствовал защитник компании Закутняя Е.Р., действующая на основании доверенности от 15.09.2021, выданной руководителем компании. В графе "дополнения и замечания к протоколу" Закутняя Е.Р. указала адрес электронной почты защитника: ezakutiivava@Eratanet.com, контактный телефон защитника: 8 905 428 95 30.
6 октября 2021 года к материалам дела об административном правонарушении посредством электронной связи приобщена копия протокола об административном правонарушении N 10313000-3831/2021 с отметкой о получении копии данного протокола руководителем компании Дурмашали Юртоглу 06.10.2021, что подтверждается проставленными подписью, датой и оттиском печати компании.
4 октября 2021 года протокол об административном правонарушении и материалы дела об административном правонарушении N 10313000-3831/2021 в отношении компании по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ направлены для рассмотрения должностному лицу таможни, уполномоченному в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 23.8 названного Кодекса рассматривать от имени таможенного органа дела об административных правонарушениях. Рассмотрение данного дела назначено на 13.10.2021.
13 октября 2021 года в таможню от представителя компании Судоргина A.B., действующего на основании доверенности от 15.09.2021, поступило ходатайство об отложении срока рассмотрения дела об административном правонарушении на дату не ранее 21.10.2021 в связи с невозможностью участия 13.10.2021 в рассмотрении дела по причине нахождения одного из представителей компании за пределами Российской Федерации, а второго представителя на больничном с 11.10.2021.
13 октября 2021 года должностным лицом таможни вынесено определение о продлении срока рассмотрения дела до 21.10.2021.
21 октября 2021 года дело об административном правонарушении N 10313000-3831/2021 рассмотрено в отсутствие законного представителя компании, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, вынесено постановление о привлечении компании к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Не согласившись с вынесенным постановлением, компания обратилась в суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии судебных актов суды руководствовались статьями 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 16.2 КоАП РФ, статьями 2, 88, 89, 281, 282 ТК ЕАЭС, пунктом 6 Перечня сведений, которые должны содержать транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, используемые в качестве таможенной декларации, при таможенном декларировании припасов, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 290.
Суды выяснили, что 14.09.2021 в месте прибытия (порт Азов) теплохода DAY перевозчиком - компанией не было задекларировано по установленной форме перемещаемое через таможенную границу и подлежащее декларированию топливо судовое в количестве 46 436 кг (46,436 т), тем самым были нарушены положения Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965 года, статья 281 ТК ЕАЭС.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о наличии в действиях компании признаков правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Суды отметили, что, вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений (в данном случае обязанность компании задекларировать перемещаемые через таможенную границу и подлежащие декларированию по установленной форме судовые припасы (топливо)), но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона. Компания, осуществляя профессиональную деятельность по международной перевозке грузов, должна была таким образом планировать проведение предварительных операций, предшествующих международной перевозке, до представления таможенному органу соответствующих документов на припасы, чтобы избежать нарушения требований таможенного законодательства, а также организовать учет на борту судна таким образом, чтобы иметь достоверные сведения о перемещаемом товаре и припасах с целью их последующего представления в таможенный орган. Доказательства, свидетельствующие о том, что компанией приняты все зависящие от нее меры, либо о том, что невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены. В данном случае сотрудниками компании не обеспечено ведение надлежащего учета расхода судового топлива, а руководством не обеспечен контроль за работой ответственных сотрудников.
Судами верно указано, что компания не проявила в отношениях, связанных с перемещением запасов через таможенную границу, ту степень заботливости и осмотрительности какая от него требовалась в целях надлежащего соблюдения таможенного законодательства ЕАЭС.
Как верно указали суды, работник судна, исполняя свои должностные обязанности, выступает в качестве представителя юридического лица, то есть действует от имени юридического лица. Ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей свидетельствует об отсутствии со стороны работодателя надлежащего контроля и не может являться обстоятельством, освобождающим юридическое лицо от административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Вывод судов о соблюдении таможней порядка привлечения общества к административной ответственности основан на исследовании и совокупной оценке представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц. Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения общества к административной ответственности на момент вынесения таможней оспариваемого постановления не истек.
Суды обсудили вопрос о возможности применения в рассматриваемом случае положений статей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ, учли разъяснения, содержащиеся в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", и исходя из установленной по делу совокупности обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, не усмотрели основания как для квалификации правонарушения в качестве малозначительного, так и для замены административного штрафа на предупреждение.
Наказание назначено обществу в пределах санкции части 1 статьи 16.2 КоАП РФ, размер административного штрафа определен правильно.
Довод компании о необоснованном отклонении таможней ходатайства о конфискации был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, ему дана надлежащая оценка. Как указал суд апелляционной инстанции, предметом административного правонарушения является топливо судовое в количестве 46 436 кг (46,436 т). Это топливо, арестованное по протоколу об аресте товаров 16.09.2021, изъято по протоколу выемки от 30.09.2021 и приобщено к материалам уголовного дела. В рассматриваемом случае замена административного штрафа на конфискацию арестованного в рамках уголовного дела топлива является нецелесообразной, поскольку цель административного наказания не будет достигнута.
Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием судами норм права применительно к установленным обстоятельствам дела не свидетельствует о необходимости отмены обжалуемых решения и постановления.
Поскольку существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено, оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.12.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2022 по делу N А53-37937/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вывод судов о соблюдении таможней порядка привлечения общества к административной ответственности основан на исследовании и совокупной оценке представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц. Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения общества к административной ответственности на момент вынесения таможней оспариваемого постановления не истек.
Суды обсудили вопрос о возможности применения в рассматриваемом случае положений статей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ, учли разъяснения, содержащиеся в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", и исходя из установленной по делу совокупности обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, не усмотрели основания как для квалификации правонарушения в качестве малозначительного, так и для замены административного штрафа на предупреждение.
Наказание назначено обществу в пределах санкции части 1 статьи 16.2 КоАП РФ, размер административного штрафа определен правильно."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 апреля 2022 г. N Ф08-1785/22 по делу N А53-37937/2021