город Ростов-на-Дону |
|
28 января 2022 г. |
дело N А53-37937/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
при участии:
от Day Shipping and Trading SA: представитель Закутняя Е.Р. по доверенности от 15.09.2021, паспорт;
от Ростовской таможни: представители Перковец Е.А. по доверенности от 10.01.2022, удостоверение; Тимофеева М.М. по доверенности от 10.01.2022, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Day Shipping and Trading SA
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 14.12.2021 по делу N А53-37937/2021
по заявлению Day Shipping and Trading SA
к Ростовской таможне (ИНН: 6102020818, ОГРН: 1056102011943)
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности; прекращении производства по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Day Shipping and Trading SA (далее - заявитель, компания) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Ростовской таможни (далее - таможня) от 21.10.2021 N 10313000-3831/2021 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в сумме 1 048 884,76 руб.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 14.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано наличием в действиях общества состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, привлечением в пределах срока, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, Компания обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование апелляционной жалобы компания сослалось на то, что в действиях компании ответствует вина во вменяемом правонарушении, в связи с чем, компания необоснованно привлечена к административной ответственности. Компания предприняла все возможные, достаточные и объективно необходимые меры для соблюдения ее сотрудниками таможенного законодательства Союза и Российской Федерации. Доводы таможенного органа об обратном не подтверждены документально и опровергаются материалами дела. Членом экипажа Компании Лисовым Ю.А. совершено уголовное преступление, направленное как против интересов Российской Федерации, так и против самой Компании.
Лисовой Ю.А. является обвиняемым по уголовному делу, ему вменяется совершение преступления, предусмотренного ст. 226.1 УК РФ - "контрабанда", что подтверждается протоколом обыска (выемки) на страницах 171-174 материалов дела об административном правонарушении. Таможенный орган не обосновал отказ в применении наказания в виде конфискации предмета об административном нарушении
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу таможня просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Day Shipping and Trading SA доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить. Представители Ростовской таможни возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, 14.09.2021 из порта Эрегли (Турция) в порт Азов (Россия) прибыл теплоход "DAY" (ИМО 8841591), флаг - Сьерра-Леоне, владелец - компания Day Shipping and Trading SA.
С целью совершения таможенных операций в месте прибытия перевозчиком Day Shipping and Trading SA в лице капитана указанного теплохода Адамия Николая Шотаевича на таможенный пост Морской порт Азов Ростовской таможни посредством КПС Портал Морской порт были представлены документы и сведения, перечень которых установлен статьей 89 ТК ЕАЭС, включая генеральную (общую) декларацию (GENERAL DECLARATION) б/н от 14.09.2021, применяемую в качестве таможенной декларации на транспортное средство (далее - ТДТС) международной перевозки от 14.09.2021, а также заявление о припасах, перемещаемых на морском судне (декларацию о судовых припасах) от 14.09.2021.
Согласно листу судовых припасов (Ship's Stores Declaration) от 14.09.2021, заявленное количество дизельного топлива на борту судна составило 3380 кг.
В ходе проведения таможенного досмотра совместно с представителем ПУ ФСБ России по Ростовской области в отношении транспортного средства международной перевозки - теплохода "DAY" (акт таможенного досмотра N 10313070/150921/100205) и применения мер по минимизации профиля риска были осуществлены замеры судовых припасов в штатных топливных цистернах теплохода.
Для определения фактического количества топлива перевозчиком привлечен независимый сюрвейер экспертной компании ООО "РусЮг Инспекшн".
Согласно сюрвейерскому отчету (BUNKER SURVEY REPORT) NO/A/DS/150/21 от 15.09.2021, в штатных топливных цистернах имеется дизельное топливо, общее количество которого составило 49 816 кг.
Количество незаявленного судового дизельного топлива составило 46 436 кг.
По результатам таможенного досмотра был составлен акт таможенного досмотра (далее - АТД N 10313070/150921/100205), второй экземпляр которого был вручен на руки под роспись капитану теплохода "DAY" Н.Ш. Адамия, присутствовавшему при проведении таможенного досмотра.
Таким образом, в ходе таможенного контроля в отношении теплохода "DAY" было установлено, что на борту теплохода, в емкостях, предусмотренных конструкцией теплохода, в количестве 46 436 кг находится топливо дизельное, которое не было указано в заявлении о припасах, перемещаемых на морском судне от 14.09.2021.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что компанией Day Shipping and Trading SA не исполнена обязанность, возложенная Конвенцией по облегчению международного морского судоходства 1965 года, ст. 281 ТК ЕАЭС, что выразилось в недекларировании товара (припасов) топливо дизельное в количестве 46 436 кг, подлежащего декларированию.
По данному факту 15.09.2021 исполняющим обязанности заместителя начальника отдела специальных таможенных процедур таможенного поста Морской порт Азов А.А. Пущкаренко вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования N 10313000-3 831/2021 в отношении компании "DAY SHIPPING AND TRADING S.A." по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
16.09.2021 на товар, являющийся предметом административного правонарушения: слабопрозрачная жидкость светло-коричневого цвета с характерным запахом нефтепродуктов (со слов капитана, жидкость является дизельным топливом) общим весом 46 436 кг, находящийся в танке основного запаса дизельного топлива N 10 теплохода "DAY" (ИМО 8841591), был наложен арест по протоколу об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей по делу об административном правонарушении N 10313000-3831/2021. Копия протокола ареста вручена 16.09.2021 капитану теплохода "DAY" Адамия Н.Ш. под расписку. Товар, являющийся предметом административного правонарушения, передан на ответственное хранение капитану теплохода "DAY" Адамия Н.Ш. по акту приема-передачи имущества на ответственное хранение от 16.09.2021.
16.09.2021 от указанной части товаров, являющихся предметом административного правонарушения, с участием капитана теплохода "DAY" Адамия Н.Ш. были отобраны пробы по протоколу о взятии проб и образцов от 16.09.2021. Копия протокола о взятии проб и образцов вручена 16.09.2021 капитану теплохода "DAY" Адамия Н.Ш. под расписку.
16.09.2021 в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении был опрошен капитан теплохода "DAY" Адамия Николай Шотаевич, который пояснил, что он состоит в должности капитана теплохода "DAY" (ИМО 8841591, флаг - Сьерра-Леоне, владелец - компании Day Shipping and Trading SA с 30.08.2021 на основании контракта по трудоустройству. 14.09.2021 с целью совершения таможенных операций в месте прибытия Адамия Н.Ш. на таможенный пост Морской порт Азов Ростовской таможни были представлены документы и сведения, перечень которых установлен статьей 89 ТК ЕАЭС, включая генеральную (общую) декларацию (GENERAL DECLARATION) б/н, применяемую в качестве ТДТС международной перевозки от 14.09.2021, а также заявление о припасах, перемещаемых на морском судне (декларацию о судовых припасах) от 14.09.2021. Согласно заявлению о припасах, перемещаемых на морском судне (декларации о судовых припасах) от 14.09.2021, на борту судна находится топливо дизельное общим весом 3380 килограмм. Сведения о количестве топлива были заявлены на основании сведений, предоставленных старшим механиком теплохода "DAY" Лисовым Ю.А., в связи с чем, Адамия Н.Ш. и были заявлены сведения в декларации о судовых запасах, перемещаемых на морском судне, (декларации о судовых припасах) от 14.09.2021, в количестве 3 380 килограмм. В ходе проведения таможенного досмотра в отношении транспортного средства международной перевозки - теплохода "DAY" были осуществлены замеры судовых припасов (судового дизельного топлива) в штатных топливных цистернах теплохода. Для определения фактического количества топлива, перевозчиком был привлечен независимый сюрвейер экспертной компании ООО "РусЮг Инспекшн". Согласно сюрвейерскому отчету (BUNKER SURVEY REPORT) NO/A/DS/150/21 от 15.09.2021 в штатных топливных цистернах имеется дизельное топливо, общее количество которого составило 49 816 кг. Количество незаявленного судового дизельного топлива составило 46 436 кг. Адамия Н.Ш. пояснил, что сведения о данном количестве топлива не указаны в декларации о судовых припасах, перемещаемых на морском судне. По результатам таможенного досмотра был составлен акт таможенного досмотра (АТД N 10313070/150921/100205), второй экземпляр которого был вручен Адамия Н.Ш. на руки. Адамия Н.Ш. пояснил, что за время нахождения в должности капитана с 30.08.2021 бункеровок не производилось. Учетом запасов дизельного топлива занимается старший механик теплохода "DAY" Лисовой Ю.А. На вопрос о том, было ли ему известно, что недекларирование судовых припасов является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Адамия Н.Ш. ответил, что да, было известно. На вопрос о том, проводился ли инструктаж с членами экипажа перед выходом в рейс в части соблюдения таможенного законодательства Евразийского экономического Союза, Адамия Н.Ш. ответил, что проводился. На вопрос о том, каким образом ведется учет припасов, находящихся и предназначенных для использования на теплоходе, Адамия Н.Ш. ответил, что учет ведет старший механик. Также Адамия Н.Ш. сообщил, что юридический и почтовый адрес (место нахождения): компании Day Shipping and Trading SA: P.O. Box 556, Main Street, Hunkins Plaza, Charlestown - Nevis Island (П.О. Бокс 556, Майн Стрит, Ханкинс Плаза, Чарльстаун, остров Невис). Электронный адрес судовладельца (компании Day Shipping and Trading SA): ops@we-ships.com. Телефон представителя судовладельца; +90-545-286-49-48.
16.09.2021 в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении был опрошен старший механик теплохода "DAY" Лисовой Юрий Андреевич, который пояснил, что он состоит в должности старшего механика теплохода "DAY" (ИМО 8841591, флаг - Сьерра Леоне, владелец - судоходная компания Day Shipping and Trading SA с 28.02.2021 на основании контракта по трудоустройству. Лисовой Ю.А., пояснил, что по приходу в морской порт Азов им были поданы сведения капитану по судовым запасам, в том числе по количеству судового дизельного топлива. Данные, указанные в декларации о судовых запасах, перемещенных на морском судне - теплоходе "DAY", (декларации о судовых припасах) от 14.09.2021, были установлены Лисовым Ю.А. методом математического расчета, исходя из величины среднесуточного расхода дизельного топлива (средний расход в ходу, на стоянке, скорость судна, скорость ветра и течения). На момент прибытия судна в порт Азов замеры дизельного топлива не производились. Почему было заявлено одно количество, а по факту оказалось другое количество топлива, Лисовой Ю.А. объяснить затруднился. Данные, указанные в декларации о судовых запасах, перемещенных на теплоходе "DAY (декларации о судовых припасах) от 14.09.2021, были заявлены из среднесуточного расхода дизельного топлива (средний расход, скорость судна, скорость ветра и течения) и фактическими замерами не перепроверялись. На вопрос о том, было ли ему известно, что недекларирование судовых припасов является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Лисовой Ю.А. ответил, что да, было известно. На вопрос о том, каким образом ведется учет судового дизельного топлива, находящихся и предназначенных для использования на теплоходе, Лисовой Ю.А. ответил, что он ведет учет как старший механик. На вопрос о том, проводился ли инструктаж перед выходом в рейс в части соблюдения таможенного законодательства Евразийского экономического Союза, Лисовой Ю.А. ответил, что проводился.
23.09.2021 в качестве свидетеля был опрошен исполняющий обязанности заместителя начальника отдела специальных таможенных процедур таможенного поста Морской порт Азов Пушкаренко Андрей Александрович, который подтвердил обстоятельства, изложенные в определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования N 10313000-3831/2021 по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно заключению эксперта Экспертно-криминалистической службы - филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Ростов-на-Дону N 12406001/0028218 от 23.09.2021, по установленным показателям плотности, фракционного состава, температуры вспышки в закрытом тигле, кинематической вязкости, массовой доли серы, зольности и химическому составу проба соответствует требованиям ГОСТ Р 54299 (ИСО 8217:2010), ГОСТ 32510 к судовому топливу; идентифицирована как тяжелый дистиллят - газойль с содержанием серы 0,065% - топливо судовое. Рыночная стоимость топлива судового в количестве 46 436 кг (46,436 т) по состоянию на 14.09.2021 составила 2 097 769,52 руб.
27.09.2021 должностным лицом таможни было вынесено постановление о возбуждении уголовного дела N 12104008107000030 по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, по факту незаконного перемещения через таможенную границу Таможенного Союза в рамках ЕврАзЭС стратегически важных товаров, в отношении гражданина Украины Лисового Юрия Андреевича, 13.04.1974 года рождения.
Согласно служебной записке отдела запретов ограничений и товарной номенклатуры таможни, исх. N 22-24/0478 от 28.09.2021, товар "газойль с содержанием серы 0,065% - топливо судовое" классифицируется в подсубпозиции 2710 19 460 0 по ТН ВЭД ЕАЭС.
Согласно служебной записке отдела контроля таможенной стоимости и таможенных платежей таможни, исх. N 16-19/0884 от 29.09.2021, таможенная стоимость товара "тяжелый дистиллят - газойль с содержанием серы 0,065% - топливо судовое в количестве 46 436,00 кг" составляет 1 664 896,44 руб.
Согласно приложенной таблице к указанной служебной записке, таможенная пошлина по указанному товару составляет 83 244,82 руб., НДС 349 628,25 руб.
01.10.2021 к материалам дела об административном правонарушении по средствам электронной связи было приобщено письмо руководителя компании Day Shipping and Trading SA Дурмашали Юртоглу от 01.10.2021 (вх. 03322 от 01.10.2021), в котором содержалось ходатайство о составлении протокола об административном правонарушении 04.10.2021. Дурмашали Юртоглу сообщил, что подтверждает возможность составления протокола об административном правонарушении в отношении компании Day Shipping and Trading SA в его отсутствие, в присутствии представителя Закутней Екатерины Романовны.
В целях соблюдения требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 01.10.2021 руководителю компании Day Shipping and Trading SA по средствам электронной связи было направлено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении, исх. N 76-20/1381. Данное уведомление было получено 01.10.2021 руководителем компании Day Shipping and Trading SA Дурмашали Юртоглу, что подтверждается проставленными подписью и оттиском печати компании.
04.10.2021 к материалам дела об административном правонарушении приобщено письмо руководителя компании Day Shipping and Trading SA Дурмашали Юртоглу от 01.10.2021 (вх. 03330 от 04.10.2021), согласно которому законным представителем (руководителем) компании Day Shipping and Trading SA является Дурмашали Юртоглу на основании свидетельства о подтверждении полномочий. Дурмашали Юртоглу пояснил, что в нормальных условиях каждые 45 дней происходит контроль за расходованием и количеством остатков топлива, находящегося на теплоходе "DAY" (ИМО 8841591), но из-за пандемии, особенно во время отмены рейсов, произошло несколько задержек. Инструктаж с официальными лицами компании перед выходом в рейс в части соблюдения таможенного законодательства Евразийского экономического Союза не проводился. Официальные лица не получали указаний от какой-либо стороны о каких-либо законодательных актах. Обязанности по контролю и учету за расходованием и количеством остатков топлива находящихся на теплоходе "DAY" (ИМО 8841591), в том числе для предоставления сведений таможенным органам при прибытии судна на таможенную территорию Евразийского экономического Союза возложены на главного инженера Юрия Лисового. Причины недекларирования топлива в количестве 46436 кг: главный инженер не производил никаких измерений до прибытия судна в порт и не проверял количество топлива. Факт совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вину компании Day Shipping and Trading SA в совершении указанного административного правонарушения, Дурмашали Юртоглу не признает, потому что никто из властей компании Day Shipping and Trading SA не был осведомлен о действиях главного инженера. Согласно последнему внутреннему контролю топлива, главный инженер не сообщил о наличии дополнительного топлива на борту. Электронный адрес компании Day Shipping and Trading SA: day_ shipping@hotmail.com? ezakutnyaya@gratanet.com. Контактные телефоны компании Day Shipping and Trading SA: -+90 262 724 84 31 / +90 262 724 84 34, +7 (905) 428-95-30.
К вышеуказанному письму приложена, в том числе, заверенная копия справки о государственной регистрации Day Shipping and Trading SA и ее перевод.
04.10.2021 к материалам дела об административном правонарушении было приобщено письмо представителя компании Day Shipping and Trading SA Закутней E.P., б/н от 04.10.2021 (вх. 03331 от 04.10.2021), согласно которому 30.09.2021, арестованное в танке основного запаса дизельного топлива N 10 на борту теплохода "DAY", топливо в количестве 46 436 кг было снято с теплохода и передано на судно "ОС 9" на основании протокола выемки от 30.09.2021 следователя СГ ЛО МВД России на водном транспорте Фоминой А.А.
04.10.2021 должностным лицом таможенного поста Морской порт Азов в отношении компании Day Shipping and Trading SA был составлен протокол об административном правонарушении N 10313000-3831/2021 по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Протокол составлен в отсутствие законного представителя компании Day Shipping and Trading SA, который надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. При составлении протокола присутствовал защитник компании Day Shipping and Trading SA Закутняя Екатерина Романовна, действующая на основании доверенности от 15.09.2021, вьщанной руководителем компании Day Shipping and Trading SA. В графе дополнения и замечания к протоколу Закутняя Е.Р. указала, что адрес электронной почты защитника: ezakutiivava@Eratanet.com. контактный телефон защитника 8 905 428 95 30.
06.10.2021 к материалам дела об административном правонарушении по средствам электронной связи приобщена копия протокола об административном правонарушении N 10313000-3831/2021 с отметкой о получении копии данного протокола руководителем компании Day Shipping and Trading SA Дурмашали Юртоглу 06.10.2021, что подтверждается проставленными подписью, датой и оттиском печати компании.
04.10.2021 протокол об административном правонарушении и материалы дела об административном правонарушении N 10313000-3831/2021 в отношении компании Day Shipping and Trading SA по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были направлены для рассмотрения должностному лицу Ростовской таможни, уполномоченному в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 23.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривать от имени таможенного органа дела об административных правонарушениях. Рассмотрение данного дела об административном правонарушении было назначено на 13.10.2021.
13.10.2021 в таможню поступило ходатайство по делу об административном правонарушении N 10313000-3831/2021, исх. N б/н от 12.10.2021 (вх. 25898 от 13.10.2021), представителя компании Day Shipping and Trading SA Судоргина A.B., действующего на основании доверенности от 15.09.2021, об отложении срока рассмотрения дела об административном правонарушении на дату не ранее 21.10.2021 в связи с невозможностью участия 13.10.2021 в рассмотрении дела об административном правонарушении по причине нахождения одного из представителей компании Day Shipping and Trading SA за пределами Российской Федерации, а второго представителя на больничном с 11.10.2021.
13.10.2021 должностным лицом Ростовской таможни, уполномоченным в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 23.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривать от имени таможенного органа дела об административных правонарушениях, было вынесено определение о продлении срока рассмотрения дела до 21.10.2021. Согласно вынесенному 13.10.2021 определению об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении, новое рассмотрение дела об административном правонарушении N 10313000-3831/2021 было назначено на 21.10.2021.
21.10.2021 дело об административном правонарушении N 10313000-3831/2021 рассмотрено в отсутствие законного представителя компании Day Shipping and Trading SA, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, путем вручения по средствам электронной связи 18.10.2021 законному представителю компании Day Shipping and Trading SA копии определения об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении от 13.10.2021, что подтверждается проставленными подписью, датой и оттиском печати компании в копии указанного определения. При рассмотрении дела об административном правонарушении присутствовала защитник компании Day Shipping and Trading SA Закутняя Екатерина Романовна, действующий на основании доверенности от 15.09.2021, выданной руководителем компании Day Shipping and Trading SA.
Не согласившись с вынесенным постановлением, воспользовавшись правом на обжалование, предусмотренным статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Day Shipping and Trading SA обратилось в суд с заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В соответствии с частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является порядок декларирования товаров и транспортных средств.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в бездействии, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то естьтаможенному органу не заявляется весь товар либо его часть.
Недекларирование товаров имеет место при незаявлении декларантом соответствующих действительности сведений о количественных характеристиках товара (штуки, вес, объем товара).
Субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выступает лицо, на которое возложены обязанности по таможенному декларированию товаров.
Согласно подпункту 49 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС "транспортные средства" - категория товаров, включающая в себя водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство (железнодорожный подвижной состав, единицу железнодорожного подвижного состава), контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами.
В соответствии с подпунктом 30 пункта. 1 статьи 2 ТК ЕАЭС, припасами являются товары, необходимые, в том числе, для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания водных судов, воздушных судов и поездов в местах их стоянки и пути следования, за исключением запасных частей и оборудования.
Пунктом 1 статьи 281 ТК ЕАЭС предусмотрено, что перемещение припасов через таможенную границу осуществляется в соответствии с положениями главы 39 ТК ЕАЭС, а в части, не урегулированной указанной главой, в соответствии с порядком, установленным иными главами Таможенного кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 281 ТК ЕАЭС припасы, перемещаемые через таможенную границу Союза для нахождения и использования на таможенной территории Союза либо вывоза с таможенной территории Союза и использования за пределами таможенной территории Союза, подлежат таможенному декларированию и выпуску в порядке и на условиях, которые предусмотрены главой 39 ТК ЕАЭС, без помещения под таможенные процедуры.
Пунктом 1 статьи 88 ТК ЕАЭС установлено, что перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Союза, в том числе, путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 89 ТК ЕАЭС, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка (транспортировка) товаров.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 89 ТК ЕАЭС, при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза, при международной перевозке водным транспортом, перевозчик представляет, в том числе декларацию о судовых припасах.
Согласно пункту 4 статьи 282 ТК ЕАЭС таможенное декларирование припасов, выгружаемых, перегружаемых, загружаемых на борта водных и воздушных судов, прибывших на таможенную территорию Союза или убывающих с такой таможенной территории Союза, осуществляется с использованием декларации на товары.
При таможенном декларировании припасов с использованием декларации на товары в качестве такой декларации на товары могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров.
Конвенцией по облегчению международного морского судоходства 1965 года (далее - Конвенция) в качестве стандартного документа перевозчика утверждена декларация о судовых припасах.
В соответствии с пунктом 2.4 Конвенции, декларация о судовых припасах является основным документом, требуемым государственными властями при приходе и отходе водного судна, содержащим сведения о судовых припасах.
Согласно пункту 7 статьи 282 ТК ЕАЭС Евразийская экономическая комиссия вправе определять особенности таможенного декларирования и совершения иных таможенных операций в отношении припасов.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 6 Перечня сведений, которые должны содержать транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, используемые в качестве таможенной декларации, при таможенном декларировании припасов (утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии N 290 от 25.12.2012), в транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документах, используемых в качестве таможенной декларации при таможенном декларировании припасов, подлежат указанию, в том числе, сведения об их количестве, характеристиках и параметрах в основной, дополнительной и (или) иных, отличных от основной или дополнительной, единицах измерения.
Пунктом 8 статьи 281 ТК ЕАЭС предусмотрено, что декларантами припасов могут выступать перевозчик, а также лица, указанные в абзацах втором - пятом подпункта 1 пункта 1 статьи 83 ТК ЕАЭС.
Судом первой инстанции установлено, что 14.09.2021 в месте прибытия (порт Азов) теплохода "DAY", перевозчиком - компанией Day Shipping and Trading SA не было задекларировано по установленной форме, перемещаемое через таможенную границу и подлежащее декларированию, топливо судовое в количестве 46 436 кг (46,436 т). Тем самым были нарушены положения Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965 года, статья 281 ТК ЕАЭС, что характеризует объективную сторону данного правонарушения.
Согласно статьям 88, 89 ТК ЕАЭС, при международной перевозке водными судами обязанность по представлению в таможенный орган, среди прочих документов, общей декларации, декларации о судовых припасах, сведений о товарах, при их прибытии на таможенную территорию Союза, возложена на перевозчика.
Из материалов дела следует, что заявление о припасах, перемещаемых на морском судне (декларация судовых припасов) от 14.09.2021, в котором заявлены сведения о наличии на борту теплохода "DAY" судового дизельного топлива общим весом 3380 кг и не были заявлены сведения о судовом топливе (тяжелый дистиллят - газойль с содержанием серы 0,065% - топливо судовое) в количестве 46 436 кг (46,436 т), было подано при прибытии указанного теплохода на таможенную территорию Союза от имени перевозчика - компании Day Shipping and Trading SA. Следовательно, субъектом данного административного правонарушения, выразившегося в недекларировании по установленной форме товара, подлежащего таможенному декларированию, является компания Day Shipping and Trading SA.
Судом первой инстанции рассмотрен и обоснованно отклонен довод заявителя об отсутствии вины компании по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений (в данном случае обязанность компании Day Shipping and Trading SA задекларировать перемещаемые через таможенную границу и подлежащие декларированию по установленной форме судовые припасы (топливо), но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Из материалов дела следует, что компания Day Shipping and Trading SA не лишена возможности подобрать более квалифицированные кадры на должность старшего механика вышеуказанного водного судна, контролировать действия указанного лица, в том числе через иных назначенных компанией представителей на борту судна, более требовательно относиться к исполнению указанным лицом возложенных на него обязанностей, в том числе, при инспектировании остатков судовых припасов, которыми является и топливо, а также регулярно проводить с должностными лицами инструктажи по ознакомлению и соблюдению таможенного законодательства Союза и Российской Федерации, однако, этого должным образом сделано не было.
При этом, компания Day Shipping and Trading SA, осуществляя профессиональную деятельность по международной перевозке грузов, должно было таким образом планировать проведение предварительных операций, предшествующих международной перевозке, до представления таможенному органу соответствующих документов на припасы, чтобы избежать нарушения требований таможенного законодательства, а также организовать контроль на борту судна таким образом, чтобы иметь достоверные сведения о перемещаемом товаре и припасах, с целью их последующего представления в таможенный орган.
Доказательства, свидетельствующие о том, что компанией Day Shipping and Trading SA приняты все зависящие от нее меры, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, таможенному органу не представлены.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что компания Day Shipping and Trading SA не предприняла надлежащих мер по соблюдению таможенного законодательства, направленных на таможенное декларирование товара, хотя у него имелась как правовая, так и реальная возможность выполнить данную обязанность, что образует субъективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как правомерно отметил суд первой инстанции, работник, исполняя свои должностные обязанности, выступает в качестве представителя юридического лица, то есть, действует от имени юридического лица.
Ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей свидетельствует об отсутствии со стороны работодателя надлежащего контроля и не может являться обстоятельством, освобождающим юридическое лицо от административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Довод компании о необоснованном отклонении таможней в рассмотрении ходатайства о конфискации также был рассмотрен судом первой инстанции и обоснованно отклонен по следующим основаниям.
21.10.2021 в ходе рассмотрения дела об административном право нарушении N 10313000-3831/2021 поступило ходатайство защитника компании Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Закутней E.P., действующего на основании доверенности от 15.09.2021, о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица - капитана теплохода "DAY" Адамия Н.Ш. по делу об административном правонарушении N 10313000-3831/2021, именно как лицо, совершившее административное правонарушение, так как именно капитан судна является лицом, заявившим в таможенный орган недостоверные сведения о количестве судовых припасов, должен был проявить должную осмотрительность в подборе членов экипажа. Кроме того, как следует из пояснений старшего механика теплохода "DAY" Лисового Ю.А., именно он является ответственным лицом за замеры количества судового топлива. Вина Лисового Ю.А. косвенно подтверждается также возбуждением в отношении указанного лица уголовного дела по факту контрабанды судового топлива. В случае привлечения компании Day Shipping and Trading SA к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения.
В соответствии с частью 3 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Согласно положениям статьи 1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических, лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений (в данном случае обязанность компании Day Shipping and Trading SA задекларировать перемещаемые через таможенную границу и подлежащие декларированию по установленной форме судовые припасы (топливо), но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Из материалов дела следует, что компания Day Shipping and Trading SA не была лишена возможности подобрать более квалифицированные кадры на должность старшего механика вышеуказанного водного судна, контролировать действия указанного лица, в том числе через иных назначенных компанией представителей на борту судна, более требовательно относиться к исполнению указанным лицом возложенных на него обязанностей, в том числе, при инспектировании остатков судовых припасов, которыми является и топливо, а также регулярно проводить с должностными лицами инструктажи по ознакомлению и соблюдению таможенного законодательства Союза и Российской Федерации, однако, этого должным образом сделано не было. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что компания Day Shipping and Trading SA." не предприняла надлежащих мер по соблюдению таможенного законодательства, направленных на таможенное декларирование товара, хотя у него имелась как правовая, так и реальная возможность выполнить данную обязанность, что образует субъективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предметом административного правонарушения является топливо судовое в количестве 46 436 кг (46,436 т). Топливо судовое в количестве 46 436 кг, арестованное по протоколу об аресте товаров 16.09.2021, изъято по протоколу выемки от 30.09.2021 и приобщено к материалам уголовного дела.
Учитывая, что в соответствии с частью 1 статьи 23.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к компетенции таможенного органа отнесено рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а арестованный товар на момент вынесения постановления по делу изъят по протоколу выемки от 30.09.2021 и приобщен к материалам уголовного дела, передача дела об административном правонарушении N 10313000-3831/2021 на рассмотрение в судебные органы для назначения наказания в виде конфискации предмета административного правонарушения является нецелесообразной. Более того, принятие решения о направлении дела на рассмотрение в судебные органы является правом лица уполномоченного на рассмотрения дел об административных правонарушениях, в том числе для применения наказания, которое может быть применено исключительно судом, однако в конкретном случае судебный орган будет лишен возможности применить такой вид наказания как конфискация предмета административного правонарушения.
Апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции и таможни о наличии в действиях заявителя состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Срок давности привлечения к административной ответственности, определенный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек. Процедура привлечения к административной ответственности соблюдена.
О времени и месте составления протокола и рассмотрения материалов административного производства общество уведомлено надлежащим образом. Указанные выводы согласуются с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.09.2020 N 308-ЭС20-11457 в отношении этого же юридического лица.
В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Таким образом, материалами дела полностью доказаны факт совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП России, и вина компании в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП России.
Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В отношении юридических лиц частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ установлено наказание в виде административного штрафа от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения. Краснодарской таможней применено минимальный размер наказание в виде административного штрафа. Краснодарская таможня, учитывая совокупность всех установленных обстоятельств по делу, пришла к правильному выводу, что наказание в виде административного штрафа в пределах установленной санкции части 2 статьи 16.2 КоАП РФ соответствует характеру, степени тяжести и общественной опасности совершенного обществом административного правонарушения.
Суд первой инстанции, учитывая совокупность всех установленных обстоятельств по делу, пришел к правильному выводу, что наказание в виде административного штрафа в пределах установленной санкции части 1статьи 16.2 КоАП РФ соответствует характеру, степени тяжести и общественной опасности совершенного обществом административного правонарушения.
Квалификация совершенного компанией административного правонарушения, привлечение общества к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ законно и обоснованно.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.11.2013 N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства", при рассмотрении дел об обжаловании постановлений о привлечении к административной ответственности, предусмотренной, в частности, статьей 16.2 КоАП РФ, таможенный орган в силу части 3 статьи 189 АПК РФ обязан доказать обоснованность определения стоимости товара, которая применена им для расчета размера административного штрафа.
Судом ошибок, допущенных при исчислении административного штрафа, не выявлено.
Существенных нарушений норм процессуального права при возбуждении дела об административном правонарушении и рассмотрении материалов административного дела судом не установлено.
Оснований для освобождения заявителя от ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, а также вынесения обществу предупреждения судом не установлено.
Оснований для квалификации выявленного правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, равно как наличие оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, судом не установлено.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении профессионального участника таможенных отношений к выполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения правил таможенного законодательства, что само по себе представляет значительную угрозу охраняемым общественным отношениям.
Административное наказание назначено обществу в соответствии с требованиями статьями 4.2, 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу о законности постановления таможни о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10313000-3831/2021 от 21.10.2021 года и об отсутствии основания для удовлетворения требований общества.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебной коллегией рассмотрены и отклоняются, поскольку не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Все доводы Day Shipping and Trading SA судом первой инстанции были рассмотрены и признаны несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права.
То обстоятельство, что работник компании привлекается к уголовной ответственности за контрабанду топлива, на освобождает компанию от ответственности за нарушением, установленное ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.12.2021 по делу N А53-37937/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-37937/2021
Истец: DAY SHIPPING AND TRADING SA (ДЭЙ ШИППИНГ ЭНД ТРЕЙДИНГ СА)
Ответчик: РОСТОВСКАЯ ТАМОЖНЯ