г. Краснодар |
|
19 апреля 2022 г. |
Дело N А61-2919/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании представителей администрации местного самоуправления Правобережного района Республики Северная Осетия - Алания (ИНН 1511006879, ОГРН 1021500003634), Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 2632101222, ОГРН 1127747288910), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации местного самоуправления Правобережного района Республики Северная Осетия - Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 04.10.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2021 по делу N А61-2919/2021, установил следующее.
Администрация местного самоуправления Правобережного района Республики Северная Осетия - Алания (далее - администрация) обратилась в суд с заявлением к Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - административный орган, управление) об отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 13.07.2021 N 413-11 по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 04.10.2021 постановление управления от 13.07.2021 по делу N 413-11 о привлечении администрации к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ изменено в части меры административной ответственности путем снижения размера административного штрафа до 100 тыс. рублей.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 15.12.2021 решение суда от 04.10.2021 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права. Наличие в собственности муниципального образования объекта газоснабжения не является основанием для признания органа местного самоуправления организацией, эксплуатирующей указанный объект, соответственно, администрация не может быть признана субъектом вмененного административного правонарушения. Администрация ссылается на незаконность оспариваемого постановления управления.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, согласно сведениям государственного реестра опасных производственных объектов за администрацией зарегистрирован опасный производственный объект "Сеть газоснабжения" (далее - ОПО), III класс опасности, регистрационный номер А37-01025-0001, расположенный по адресу: Республика Северная Осетия - Алания, Правобережный район, г. Беслан (т. 1, л. д. 45).
14 января 2021 года управление в связи с отсутствием лицензии на ОПО направило администрации предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и указало на принятие соответствующих мер до 15.03.2021 (получено администрацией 04.02.2021).
Уведомлением от 29.04.2021 N 413-1150 управление известило администрацию о необходимости прибыть лицу, действующему на основании доверенности, в 10 часов 00 минут 04.06.2021 для составления протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ (получено по почте 14.05.2021).
В присутствии представителя администрации по доверенности от 04.06.2021 N 1867 Кастуева К.Р. государственный инспектор управления Хубулов Г.В. 04.06.2021 составил протокол N 413-11 о нарушении обязательных норм и правил в области промышленной безопасности, а именно об использовании ОПО в отсутствие лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ).
Представитель администрации от подписи в протоколе отказался, протокол направлен по почте (получен 11.06.2021).
Управление определением от 07.06.2021 назначило место и время рассмотрения дела об административном правонарушении - 11 часов 00 минут 17.06.2021 (получено по почте 11.06.2021).
Определением от 11.06.2021 управление по ходатайству администрации от 17.06.2021 N 413/1776 отложило рассмотрение административного дела на 10 часов 30 минут 13.07.2021 (вручено представителю с нарочным 17.06.2021).
В отсутствие представителя администрации, извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, управление 13.07.2021 вынесло постановление N 413-11 о назначении административного наказания, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, выразившегося в нарушении требований промышленной безопасности (отсутствие лицензии на ОПО), ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 тыс. рублей.
Не согласившись с постановлением управления, администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии судебных актов суды руководствовались статьей 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 9.1 КоАП РФ, статьями 1, 3, 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", пунктом 14 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 N 471.
Суды исходили из следующих обстоятельств.
Объект зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов за администрацией, является собственностью администрации, находится на ее балансе, следовательно, обязанность по соблюдению обязательных требований промышленной безопасности также лежит на администрации, в том числе и по получению соответствующей лицензии.
Администрации для передачи в эксплуатацию ОПО ООО "Газпром газораспределение Владикавказ" необходимо дать согласие на эксплуатацию ОПО.
Между тем в материалы дела не представлены документы, свидетельствующие о даче такого согласия.
Ссылка администрации на то, что она не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, поскольку не является организацией, эксплуатирующей ОПО, в связи с привлечением ООО "Газпром газораспределение Владикавказ" к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ постановлением о назначении административного наказания от 16.07.2021 N 413/1905 за эксплуатацию газовых сетей, принадлежащих администрации, отклонена судом апелляционной инстанции. Названное постановление решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 27.12.2021, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2022 по делу N А61-2744/2021 признано незаконным.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу, что факт совершения администрацией административного правонарушения подтверждается материалами дела. При этом доказательства принятия всех зависящих мер по недопущению указанных нарушений в материалах дела отсутствуют (статья 2.1 КоАП РФ).
Таким образом, применительно к установленным по настоящему делу обстоятельствам суды сделали обоснованный вывод о совершении администрацией правонарушения, квалифицируемого по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Суды проверили соблюдение процедуры привлечения учреждения к административной ответственности и нарушения не обнаружили. Срок давности привлечения к ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, соблюден. Администрации назначен штраф в минимальном пределе санкции вмененной статьи КоАП РФ.
Принимая во внимание положения частей 3, 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд первой инстанции посчитал необходимым снизить назначенный администрации штраф с 200 до 100 тыс. рублей. В этой части доводы кассационной жалобы возражения не содержат.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Между тем пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 данного Кодекса. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 04.10.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2021 по делу N А61-2919/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка администрации на то, что она не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, поскольку не является организацией, эксплуатирующей ОПО, в связи с привлечением ООО "Газпром газораспределение Владикавказ" к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ постановлением о назначении административного наказания от 16.07.2021 N 413/1905 за эксплуатацию газовых сетей, принадлежащих администрации, отклонена судом апелляционной инстанции. Названное постановление решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 27.12.2021, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2022 по делу N А61-2744/2021 признано незаконным.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу, что факт совершения администрацией административного правонарушения подтверждается материалами дела. При этом доказательства принятия всех зависящих мер по недопущению указанных нарушений в материалах дела отсутствуют (статья 2.1 КоАП РФ).
Таким образом, применительно к установленным по настоящему делу обстоятельствам суды сделали обоснованный вывод о совершении администрацией правонарушения, квалифицируемого по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Суды проверили соблюдение процедуры привлечения учреждения к административной ответственности и нарушения не обнаружили. Срок давности привлечения к ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, соблюден. Администрации назначен штраф в минимальном пределе санкции вмененной статьи КоАП РФ.
Принимая во внимание положения частей 3, 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд первой инстанции посчитал необходимым снизить назначенный администрации штраф с 200 до 100 тыс. рублей. В этой части доводы кассационной жалобы возражения не содержат."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 апреля 2022 г. N Ф08-2281/22 по делу N А61-2919/2021