Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Постановлению Совета
Министров - Правительства
Херсонской области
N 16-пп от 10 марта 2023 г.
Порядок
предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан Херсонской области по оплате жилого помещения и коммунальных услуг
19 декабря 2023 г.
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок устанавливает механизм предоставления отдельным категориям граждан Херсонской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
2. Категории граждан, на которых распространяется действие настоящего Порядка, а также закрепленные за ними объем и условия предоставления данных мер социальной поддержки предусмотрены:
а) статьями 14 - 16, 18 и 21 Федерального закона "О ветеранах" от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ;
б) статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ;
в) статьей 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 г. N 1244-1;
г) статьей 2 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ;
д) частью 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
е) статьей 1 Федерального закона от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча";
ж) пунктом 1 и абзацем четвертым пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска".
3. Меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг (далее - компенсация на ЖКУ) гражданам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, предоставляются путем перечисления средств лицу, которое в соответствии со статьей 155 Жилищного Кодекса Российской Федерации получает плату за жилые помещения и коммунальные услуги.
Гражданам, проживающим в жилых домах без центрального отопления, меры социальной поддержки в части расходов, связанных с оплатой стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, предоставляются в форме ежегодной денежной компенсации произведенных затрат (далее - компенсация на топливо).
4. Компенсация на ЖКУ и (или) компенсация на топливо (далее вместе - компенсация) предоставляются при наличии в установленном законодательством порядке регистрации гражданина по месту жительства либо по месту пребывания в Херсонской области.
5. Назначение компенсации осуществляется территориальными органами социальной защиты населения по месту жительства/пребывания гражданина на территории Херсонской области.
6. Гражданам, зарегистрированным по месту жительства в иных субъектах Российской Федерации, компенсация может назначаться с учетом регистрации по месту пребывания на территории Херсонской области при условии предоставления справки о неполучении мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг по месту жительства.
7. Гражданам, не имеющим регистрации по месту жительства в Российской Федерации, компенсация может назначаться с учетом регистрации по месту пребывания на территории Херсонской области при представлении документа, подтверждающего гражданство Российской Федерации.
II. Документы, представляемые гражданином для назначения компенсации
8. При обращении в территориальный орган социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания) или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг за компенсацией на ЖКУ заявитель представляет:
1) заявление о назначении компенсации на ЖКУ по форме, утвержденной Министерством труда и социальной политики Херсонской области (Приложение N 1);
2) документы, удостоверяющие личность и проживание на территории Херсонской области заявителя;
3) документы о праве на меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг (удостоверение или справка установленной формы).
Сведения, подтверждающие факт установления инвалидности, запрашиваются территориальным органом социальной защиты населения в течение 5 рабочих дней, следующих за днем поступления заявления, в порядке межведомственного взаимодействия в Пенсионном фонде.
Гражданин, признанный инвалидом, вправе по собственной инициативе представить в качестве сведений, подтверждающих факт установления инвалидности, справку, подтверждающую факт установления инвалидности (выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом), выдаваемую медико-социальной экспертной комиссией;
4) квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг по адресу получателя за календарный месяц, предшествующий месяцу обращения, или договоры на оказание коммунальных услуг, или справки из организаций, предоставляющих коммунальные услуги;
5) согласие на обработку персональных данных по рекомендуемой форме, утвержденной Министерством труда и социальной политики Херсонской области (Приложение N 2);
В случае отсутствия документа данные запрашиваются территориальным органом социальной защиты населения не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заявления, в соответствующих органах (организациях) путем направления межведомственного запроса, оформленного в установленном порядке.
9. Гражданам, проживающим в жилых домах без центрального отопления, компенсация на топливо производится территориальным органом социальной защиты населения по месту жительства (пребывания) заявителя на основании:
1) заявления;
Подпункт 2 изменен с 19 декабря 2023 г. - Постановление Правительства Херсонской области от 19 декабря 2023 г. N 91-пп
2) документы, подтверждающие общую площадь жилого помещения, в котором проживает заявитель;
Подпункт 3 изменен с 19 декабря 2023 г. - Постановление Правительства Херсонской области от 19 декабря 2023 г. N 91-пп
3) справка с Администрации муниципального округа по месту жительства заявителя, о неполучении угля в качеств меры поддержки.
9.1. Справку, предусмотренную пунктом 6 настоящего Порядка, и документы, подтверждающие право собственности заявителя на жилое помещение, права на которое зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, граждане вправе представить самостоятельно. В случае непредставления их заявителем указанные документы (сведения о них) запрашиваются территориальным органом социальной защиты населения не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заявления, в соответствующих органах (организациях) путем направления запроса, оформленного в установленном порядке.
Документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются заявителем самостоятельно.
В случае обращения представителя дополнительно к документам, указанным в пунктах 8 и 9 настоящего Порядка, представляются документы, удостоверяющие личность, и документы, подтверждающие полномочия представителя.
Раздел II дополнен пунктом 9.2 с 19 декабря 2023 г. - Постановление Правительства Херсонской области от 19 декабря 2023 г. N 91-пп
9.2. Компенсация за твердое топливо - уголь (далее - топливо) на топливо производится согласно настоящему Порядку на весь отопительный сезон (с первого ноября текущего года по апрель следующего года) исходя из средней розничной стоимости угля на территории Херсонской области, которая рассчитывается и устанавливается ежегодно Министерством топливно-энергетического комплекса Херсонской области с учетом следующих норм:
- две тонны топлива для лиц, проживающих в жилом помещении общей площадью до 33 кв. метра;
- две с половинной тонны топлива для лиц, проживающих в жилом помещении общей площадью до 42 кв. метра;
- три тонны топлива для лиц, проживающих в жилом помещении общей площадью до 54 кв. метра;
- по одной тонне топлива на каждые следующие 18 кв. метров жилого помещения для лиц, проживающих в жилом помещении общей площадью более 54 кв. метров.
В случае если заявителю, проживающему (пребывающему) в конкретном жилом доме Администрацией муниципального округа обеспечено углем или Министерством труда и социальной защиты Херсонской области предоставлена компенсация на приобретение топлива в целях его отопления, компенсация, предусмотренная настоящим Порядком не предоставляется при аналогичном обращении заявителя, проживающего (пребывающего) в том же жилом доме.
В случае если заявителю, проживающему (пребывающему) в конкретном жилом доме, обеспечено углем согласно Порядка выполнения социальных обязательств по обеспечению углем населения Херсонской области для нужд отопления в осенне-зимний период 2023 - 2024 годов, ему не предоставляется компенсация на приобретение топлива в целях отопления домовладения на основании постановления Правительства Херсонской области от 10.03.2023 N 16-пп "Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан Херсонской области по оплате жилого помещения и коммунальных услуг".
10. Территориальный орган социальной защиты населения на основании заявлений граждан, впервые обратившихся за мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, производят проверку документов, свидетельствующих о принадлежности заявителя к числу лиц, имеющих право на названные меры социальной поддержки, формируют личное дело, а также вносят изменения и дополнения в существующий Регистр лиц, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.
11. Предоставление компенсации на ЖКУ гражданам, состоящим на учете в территориальном органе социальной защиты населения в качестве получателей мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, производится без предоставления документов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка.
При этом размер компенсации на ЖКУ рассчитывается на основании сведений, представленных в электронном виде и (или) на бумажном носителе от организаций, располагающих данными, необходимыми для ее расчета (организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, органов местного самоуправления и других).
11.1. Заявление о назначении компенсации на ЖКУ и необходимые документы могут быть поданы лично, по почте, в электронной форме, подписанные электронной подписью в соответствии с действующим законодательством.
Образец формы заявления доступен для копирования и заполнения в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) и на Портале государственных и муниципальных услуг Херсонской области.
Территориальный орган социальной защиты населения не вправе требовать от заявителя:
- представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;
- представления документов и информации, которые находятся в распоряжении территориальных органов социальной защиты населения, государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственной услуги, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в государственные казенные учреждения социальной защиты населения по собственной инициативе;
- осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации.
III. Порядок определения размера компенсации
12. Размер компенсации на ЖКУ определяется каждому гражданину индивидуально, исходя из занимаемой общей площади жилого помещения, предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, а также с учетом социальной нормы площади жилья, нормативов потребления, тарифов, минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, утвержденных в соответствии с действующим законодательством.
Общий размер компенсации на ЖКУ состоит из суммы компенсаций на каждый из видов предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, которыми пользуется гражданин. Размер ежемесячной компенсации на ЖКУ корректируется на основании сведений о фактически начисленных платежах, полученных от организаций, производящих начисление платы за жилищно-коммунальные услуги, или граждан, в месяце, следующем за месяцем получения указанных сведений.
13. Меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, предоставляемые путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 Жилищного Кодекса Российской Федерации вносится плата за жилые помещения и коммунальные услуги, не могут быть ниже уровня, гарантируемого законодательством Российской Федерации.
Пункт 14 изменен с 19 декабря 2023 г. - Постановление Правительства Херсонской области от 19 декабря 2023 г. N 91-пп
14. Гражданам, имеющим право на компенсацию на топливо в течение неполного календарного года, выплата производится в размере, установленном пропорционально соответствующему периоду.
IV. Порядок предоставления компенсации
15. Решение о назначении компенсации принимается Территориальным органом социальной защиты населения в течение 10 рабочих дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами (получения ответов на необходимые запросы). В случае отказа в назначении компенсации уведомление должно быть направлено в письменной форме заявителю не позднее чем через 10 рабочих дней после принятия данного решения. При проведении дополнительной проверки представленных заявителем сведений территориальный орган социальной защиты населения в указанный срок дает предварительный ответ с уведомлением о проведении проверки. Окончательный ответ заявителю дается не позднее чем через 30 календарных дней после подачи заявления.
Основанием для принятия решения об отказе в назначении компенсации на ЖКУ является:
- несоответствие заявителя требованиям пункта 2 настоящего Порядка;
- отсутствие документов, предусмотренных настоящим Порядком, за исключением справки, предусмотренной пунктом 6 настоящего Порядка, и документов, подтверждающих право собственности заявителя на жилое помещение, права на которое зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
- наличие в заявлении и представленных документах искаженных сведений или недостоверной информации.
Основанием для отказа в компенсации на ЖКУ для граждан, имеющих регистрацию по месту пребывания, является получение аналогичных мер социальной поддержки по месту жительства или иному месту пребывания.
Основанием для отказа в компенсации на топливо гражданину является отсутствие:
- платежных документов, подтверждающих затраты на приобретение топлива в текущем финансовом году;
- платежных документов, подтверждающих затраты на транспортные услуги для доставки топлива, для граждан, имеющих право на указанную меру социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством.
16. При наличии у гражданина права на меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг по нескольким основаниям, предусмотренным законодательством, компенсация на ЖКУ (по каждому из видов услуг) предоставляется по наиболее выгодному для него основанию.
17. Состав семьи для определения размера компенсации определяется на дату подачи заявления о назначении (перерасчете) компенсации.
18. Компенсация на ЖКУ гражданам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, за исключением инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней.
Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, компенсация на ЖКУ назначается на период установления инвалидности:
- с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданин признан инвалидом, если обращение за компенсацией на ЖКУ последовало не позднее 1 месяца с даты выдачи справки об установлении инвалидности;
- с первого числа месяца, следующего за месяцем обращения, если обращение за компенсацией на ЖКУ последовало позже 1 месяца с даты выдачи справки об установлении инвалидности.
Компенсации на ЖКУ по месту пребывания назначается на период регистрации, если иное не противоречит настоящему Порядку.
При перемене получателем компенсации на ЖКУ места жительства (пребывания) в пределах Херсонской области компенсация на ЖКУ по новому месту жительства (пребывания) осуществляется с месяца оформления регистрации по новому месту жительства (пребывания), но не более чем за 3 месяца до месяца постановки на учет в территориальном органе социальной защиты населения и не ранее месяца прекращения выплаты компенсации по прежнему месту жительства (пребывания).
При перемене места жительства в пределах одного городского округа или муниципального района Херсонской области компенсация на ЖКУ предоставляется по новому месту жительства, но не более чем за три года, предшествующие дате обращения. Размер компенсации подлежит перерасчету по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Порядком.
19. Предоставление компенсации на ЖКУ осуществляется не позднее 30 числа текущего месяца.
Предоставление компенсации на ЖКУ осуществляется за счет субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджету Херсонской области на реализацию мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых в соответствии с федеральным законодательством, в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств ежемесячно.
20. Предоставление компенсации производится путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 Жилищного Кодекса Российской Федерации вносится плата за жилые помещения и коммунальные услуги - по выбору заявителя.
21. Излишне предоставленная компенсация гражданину (вследствие непредставления или несвоевременного представления необходимых сведений, а также представления документов, содержащих заведомо недостоверные сведения, сбоя программного обеспечения выплат компенсации на ЖКУ), подлежит удержанию за счет уменьшения последующей компенсации на ЖКУ, а при прекращении ее предоставления - возмещаются получателем. В случае отказа гражданина от добровольного возврата излишне полученной компенсации они могут быть взысканы в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.
Если компенсация предоставлена в заниженном размере, то в месяце, следующем за месяцем, в котором была обнаружена ошибка, компенсация пересчитывается пропорционально допущенной ошибке.
Перечисление средств осуществляется и в том случае, когда месяц, в течение которого они должны быть перечислены, приходится на период, когда гражданин утратил право на получение компенсации на ЖКУ.
V. Порядок перерасчета компенсации на ЖКУ
22. В случае изменения тарифов, социальной нормы площади жилья, минимального размера взноса на капитальный ремонт, регионального стандарта нормативной площади жилого помещения и нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг суммы компенсации на ЖКУ пересчитываются в автоматизированном режиме без истребования заявлений от граждан:
- с 1 числа месяца, в котором наступили изменения, если соответствующие изменения вступили в силу не позднее 15 числа месяца;
- с 1 числа месяца, следующего за месяцем в котором наступили изменения, если соответствующие изменения вступили в силу после 15 числа месяца.
23. Граждане, имеющие право на меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг без ограничения нормативами потребления указанных услуг, в случае превышения фактических объемов потребления жилищно-коммунальных услуг над общей суммой полученной компенсации на ЖКУ вправе обратиться в территориальный орган социальной защиты за ее перерасчетом исходя из тех показателей, по которым фактически производится оплата жилого помещения и коммунальных услуг.
24. В случае изменения условий предоставления компенсации на ЖКУ (состава семьи, площади занимаемого помещения, основания получения компенсации на ЖКУ либо иных обстоятельств, влияющих на объем предоставления компенсации на ЖКУ), перерасчет компенсации производится на основании сведений, полученных от граждан или организаций:
- в сторону увеличения - с первого числа месяца, следующего за месяцем предоставления сведений;
- в сторону уменьшения - с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили названные обстоятельства, но не более чем за три года.
VI. Условия приостановления, возобновления предоставления компенсации на ЖКУ
25. Предоставление компенсации на ЖКУ приостанавливается в случаях:
- неполучения компенсации в течение шести месяцев подряд;
- истечения срока, на который гражданин признается инвалидом;
- наличия у граждан подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности государственные казенные учреждения Херсонской области получают из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее - система).
26. При устранении вышеуказанных обстоятельств предоставление компенсации на ЖКУ возобновляется в том же размере, в каком она выплачивалась на день приостановления выплаты. После возобновления предоставления компенсации на ЖКУ ее размер подлежит перерасчету по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Порядком.
27. В случае приостановления предоставления компенсации из-за неявки инвалида на очередное переосвидетельствование предоставление компенсации возобновляется с 1-го числа месяца, в котором лицо вновь признается инвалидом.
При пропуске инвалидом срока переосвидетельствования по уважительной причине, определяемой органом - Главным бюро медико-социальной экспертизы по Херсонской области Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и установления указанным органом инвалидности за прошлое время, предоставление компенсации на ЖКУ возобновляется с первого числа месяца, с которого установлена группа инвалидности, включая время пропуска по уважительной причине.
Возобновление предоставления компенсации на ЖКУ осуществляется территориальным органом социальной защиты на основании заявления, выписки из акта освидетельствования органом медико-социальной экспертизы.
28. Предоставление компенсации на ЖКУ возобновляется с месяца, следующего за месяцем погашения получателем задолженности, за все время, в течение которого выплата была приостановлена на основании информации, полученной из системы.
VII. Условия прекращения, восстановления выплаты компенсации на ЖКУ
29. Предоставление компенсации на ЖКУ прекращается:
- в случае смерти получателя, а также в случае объявления его в установленном порядке умершим или признания безвестно отсутствующим - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть получателя либо вступило в силу решение об объявлении его умершим или решение о признании его безвестно отсутствующим;
- в случае снятия с регистрационного учета по месту жительства/пребывания - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем снятия с регистрационного учета;
- по истечении шести месяцев со дня приостановления предоставления компенсации в соответствии с пунктом 25 настоящего Порядка.
30. Предоставление компенсации на ЖКУ восстанавливается в случае отмены решения об объявлении гражданина умершим или о признании безвестно отсутствующим - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором вступило в силу соответствующее решение, по заявлению гражданина.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.