г. Краснодар |
|
19 апреля 2022 г. |
Дело N А32-15183/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Герасименко А.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Отдела надзорной деятельности и профилактической работы управления по городу Сочи Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Краснодарскому краю - Бондарь Е.А. (доверенность от 18.01.2022), в отсутствие заявителя - товарищества собственников недвижимости "Александрийский маяк" (ИНН 2320169539, ОГРН 1082366004819), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Краснодарскому краю на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2021 по делу N А32-15183/2021, установил следующее.
ТСН "Александрийский маяк" (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы управления по городу Сочи Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Краснодарскому краю (далее - отдел) о признании незаконным и отмене предписания от 09.02.2021 N 03/1/1.
Решением суда от 08.09.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу, что период постройки и введения в эксплуатацию спорного объекта недвижимости не освобождает товарищество от соблюдения действующих норм и правил пожарной безопасности; доводы о неисполнимости предписания не заявлены.
Постановлением от 28.12.2021 суд апелляционной инстанции отменил решение суда от 08.09.2021, удовлетворил требования товарищества. Признал недействительным предписание отдела от 09.02.2021 N 03/1/1. Взыскал с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Краснодарскому краю (далее - управление) в пользу товарищества 4 500 рублей.
Судебный акт мотивирован тем, что требования пожарной безопасности, относящиеся не к противопожарному режиму эксплуатации здания (сооружения), а к его конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам, соблюдение которых применительно к конкретному эксплуатируемому зданию (сооружению) потребует их изменения, подлежат соблюдению только в случае реконструкции или капитального ремонта данного здания, а не в процессе его текущей эксплуатации. Сведения о том, что в здании производились реконструкция или капитальный ремонт, в материалах дела отсутствуют. Отдел не представил пояснения относительно возможности и порядка исполнения предписания от 09.02.2021 N 03/1/1, доказательства исполнимости вынесенного предписания, оно в настоящее время объективно неисполнимо.
В кассационной жалобе управление просит постановление суда апелляционной инстанции отменить. Отдел указывает, что многоквартирный дом товарищества проектировался и возводился в период действия Строительных норм и правил Российской Федерации СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование", принятых и введенных в действие с 01.01.2004 постановлением Госстроя России от 26.06.2003 N 115 (далее - СНиП 41-01-2003), пунктом 8.7 которых регламентировано размещение дымоприемных устройств на шахтах под потолком коридора, но ниже верхнего уровня дверного проема. Названное требование не утратило силу и продолжало действовать, будучи зафиксированным в позднее принятых "СП 60.13330.2012 Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003", утвержденных приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 279 (далее - СП 60.13330.2012). Мотивированный отзыв отдела направлен 14.12.2021, отказ о принятии отзыва направлен отделу 16.12.2021 в 15:19 после проведения судебного заседания. Обеспечение пожарной безопасности объекта защиты (исполнения предписания) возможно, регламентировано частью 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ). Невыполнение требований пожарной безопасности несет угрозу жизни и здоровью людей, проживающих по данному адресу в случае возникновения пожара.
В отзыве на кассационную жалобу товарищество считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель отдела поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителя отдела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 03.02.2021 N 3 отделом с 08.02.2021 по 12.02.2021 проведена внеплановая выездная проверка товарищества в целях контроля исполнения предписания от 02.12.2020 ГПН N 80/1/6, по итогам которой установлено, что не выполнено в полном объеме ранее выданное предписание от 02.12.2020 ГПН N 80/1/16 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности. Результаты проверки отражены в акте от 09.02.2021 N 03.
Товариществу выдано предписание от 09.02.2021 N 03/1/1 со сроком исполнения до 10.04.2021, которым указано, что при удалении продуктов горения из коридоров дымоприемные устройства на каждом этаже установлены ниже верхнего уровня дверных проемов эвакуационных входов (фактически установлены ниже).
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в суд.
В рассматриваемом случае по результатам проведенной проверки товариществу выдано предписание от 09.02.2021 N 03/1/1, в соответствии с пунктом 1 которого при удалении продуктов горения дымоприемные устройства на каждом этаже установлены ниже верхнего уровня дверных проемов эвакуационных выходов (фактически установлены ниже), что является нарушением части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, пункта 8.1 СП 60.13330.2012.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции со ссылкой на правовую позицию, изложенную в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2019 N 302-ЭС19-1733, указал, что период постройки и введения в эксплуатацию спорного объекта недвижимости не освобождает товарищество от соблюдения действующих норм и правил пожарной безопасности; доводы о неисполнимости предписания не заявлены.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда и удовлетворяя заявленные требования, руководствовался положениями статьи 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ), статьями 1, 4, 6 Закона N 123-ФЗ.
Со ссылкой на определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2019 N 302-ЭС19-1733 суд апелляционной инстанции указал, что системный анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что в отношении объектов, введенных в эксплуатацию до введения в действие технического регламента, данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта.
Суд апелляционной инстанции учел, что в соответствии с пунктом 8.1 СП 60.13330.2012 противодымную защиту зданий и сооружений при пожаре, обеспечивающую предотвращение опасности задымления здания и воздействия на людей и имущество при возникновении пожара в одном из его помещений (на одном этаже одного из пожарных отсеков), следует предусматривать согласно СП 7.13130.
СП 7.13130.2009. Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования, утвержденные приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерациии от 25.03.2009 N 177, введен в действие только с 01.05.2009, в то время как спорные дымоприемные устройства установлены при постройке здания и введения его в эксплуатацию - 28.04.2007 (т. 1, л. д. 46).
По результатам контрольных испытаний проверки работоспособности оборудования и систем противопожарной защиты составлен акт от 12.04.2007 N 14, в соответствии с которым смонтированная система автоматической установки пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре во всех режимах работает устойчиво, дефекты, недоделки не выявлены. Выполненные работы по монтажу и наладке автоматической установки пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре на момент проверки соответствуют требованиям пожарной безопасности, установленным НПБ 88-01 (т. 1, л. д. 45) и 28.04.2007 выдано разрешение о вводе объекта в эксплуатацию.
Системный анализ норм действующего законодательства о пожарной безопасности позволяет сделать вывод о том, что требования пожарной безопасности, относящиеся не к противопожарному режиму эксплуатации здания (сооружения), а к его конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам, соблюдение которых применительно к конкретному эксплуатируемому зданию (сооружению) потребует их изменения, подлежат соблюдению только в случае реконструкции или капитального ремонта данного здания, а не в процессе его текущей эксплуатации.
Сведения о том, что в здании производились реконструкция или капитальный ремонт, в материалах дела отсутствуют, следовательно, обжалуемое предписание противоречит положениям части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ.
Неопределенность и неисполнимость оспариваемого предписания является самостоятельным основанием для признания его недействительным. Суд апелляционной инстанции учел пояснения товарищества о том, что установка устройства под потолком не устранит нарушение, поскольку часть устройства будет также находиться ниже верхнего уровня дверного проема; в целях устранения нарушения необходимо изменение конструкции здания, что в настоящее время объективно невозможно; отдел не представил какие-либо пояснения относительно возможности и порядка исполнения предписания от 09.02.2021 N 03/1/1, и сделал вывод об отсутствии в материалах дела доказательств исполнимости вынесенного предписания.
При этом суд апелляционной инстанции не учел следующее.
К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании), федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности (пункт 2 статьи 4 Закона N 123-ФЗ).
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований Закона N 123-ФЗ (пункт 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ).
В случае, если положениями Закона N 123-ФЗ (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 Закона N 123-ФЗ) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений Закона N 123-ФЗ, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений Закона N 123-ФЗ, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования Закона N 123-ФЗ применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Многоквартирный дом товарищества проектировался и возводился в период действия СНиП 41-01-2003, введенных в действие с 01.01.2004 постановлением Госстроя России от 26.06.2003 N 115, пунктом 8.7 которых регламентировано размещение дымоприемных устройств на шахтах под потолком коридора, но ниже верхнего уровня дверного проема. Данные строительные нормы распространяются на системы вентиляции и кондиционирования воздуха в помещениях зданий и сооружений, содержат требования пожарной безопасности при пользовании, в частности новые требования к системам противодымной защиты зданий при пожаре.
Согласно Положению о Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1999 N 1289 (ред. от 22.07.2003), действовавшему на момент издания СНиП 41-01-2003, Госстрой России в соответствии с возложенными на него основными задачами осуществляет следующие функции: осуществляет во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработку федеральных градостроительных нормативов и правил, нормативно-технических документов в области градостроительства, проектирования и инженерных изысканий (подпункт 11 пункта 7), формирует межотраслевую систему нормативных документов в строительстве, обеспечивает разработку, регистрацию, утверждение, ввод в действие, пересмотр и отмену постановлениями Госстроя России государственных градостроительных нормативов и правил (подпункт 53 пункта 7).
С учетом изложенного СНиП 41-01-2003, как содержащие противопожарные требования (в том числе эксплуатационные характеристики, обусловливающие противодымную защиту при пожаре), применимые к объектам защиты - зданиям и связанным с этими требованиями к зданиям процессам проектирования, строительства и эксплуатации, которые должны быть достигнуты в процессе проектирования и строительства, изданы Госстроем России в пределах предоставленных ему полномочий.
СНиП 41-01-2003, как следует из их содержания, предусматривают, в частности, средства и способы обеспечения безопасности людей (противодымная защита при пожаре), и таким образом закрепляют юридически обязательные конкретные минимальные требования технического характера к объектам защиты - зданиям, которые выступают критерием пожарной безопасности на всех стадиях его жизненного цикла, в том числе эксплуатации.
Требование пункта 8.7 СНиП 41-01-2003 не утратило силу и продолжало действовать, будучи зафиксированным позднее в пункте 8.1 СП 60.13330.2012, которые так и называются "Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003".
Аналогичное требование воспроизведено и в пункте 7.7 СП 7.13130.2009. Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования, утвержденный приказом МЧС России от 25.03.2009 N 177 (далее - СП 7.13130.2009).
Перечень национальных стандартов и (или) сводов правил, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований Закона N 123-ФЗ, должен быть утвержден, опубликован в печатном издании, а также размещен на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии до дня вступления регламента в силу (пункт 9 статьи 16 Закона о техническом регулировании).
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.04.2009 N 1573 утвержден Перечень национальных стандартов и сводов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Закона N 123-ФЗ, в который включен СП 7.13130.2009.
Согласно статье 5.1 Закона о техническом регулировании особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", согласно пункту 2 статьи 42 которого в целях указанного Закона строительные нормы и правила, утвержденные до дня вступления в силу этого закона, признаются сводами правил. При этом согласно пункту 3 этой же статьи Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований данного Федерального закона.
Пункт 8.1 СП 60.13330.2012 является обязательным для применения в соответствии с пунктом 42 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521 (утратил силу с 1 сентября 2021 года).
К нормативным документам по пожарной безопасности в соответствии с частью 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований данного Закона.
Таким образом, системный анализ норм действующего законодательства о пожарной безопасности позволял сделать вывод о том, что требования пункта 8.1 СП 60.13330 (воспроизводящие пункт 8.7 СНиП 41-01-2003, пункт 7.7 СП 7.13130.2009) к конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам здания, существовавшие при вводе здания товарищества в эксплуатацию, подлежат соблюдению в процессе его текущей эксплуатации, в том числе на дату выдачи оспариваемого предписания.
Акт от 12.04.2007 N 14, на который сослался суд апелляционной инстанции, составлен по результатам контрольных испытаний проверки работоспособности оборудования и систем противопожарной защиты (смонтированная система автоматической установки пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре во всех режимах работает устойчиво, дефекты, недоделки не выявлены) и подтверждает соответствие здания товарищества требованиям пожарной безопасности, установленным НПБ 88-01 (т. 1, л. д. 45), а не иным требованиям.
В качестве объективной невозможности устранения выявленного нарушения, суд апелляционной инстанции принял пояснения товарищества о высоте потолка (2400 мм), высоте дверных проемов (2000 - 2100 мм), и размере дымоприемного устройства (770 мм х 740 мм).
Между тем, в соответствии с положениями Закона о пожарной безопасности и требованиями части 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Законом о техническом регулировании, и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Законом N 123-ФЗ; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Законом о техническом регулировании, и нормативными документами по пожарной безопасности.
Доказательства выполнения товариществом в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Законом о техническом регулировании, и нормативными документами по пожарной безопасности, в материалы дела не представлены.
На такие доказательства товарищество не ссылалось, о выполнении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, компенсирующих допущенные при строительстве здания отступления от противопожарных требований нормативных документов не заявляло, доказательства обращения в отдел за разъяснением о порядке исполнения предписания не представило.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к необоснованному выводу, что принятое 09.02.2021 предписание N 03/1/1 является в настоящее время объективно неисполнимым.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя соблюдение мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
У суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для отмены решения суда первой инстанции, который установил все имеющие значение для дела обстоятельства обязательности исполнения оспариваемого предписания.
Нормы права при рассмотрении дела применены судом апелляционной инстанции неправильно. При таких обстоятельствах обжалуемое постановление надлежит отменить как принятое без учета требований норм материального права, и, не передавая дело на новое рассмотрение, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2021 по делу N А32-15183/2021 отменить.
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.09.2021 по делу N А32-15183/2021 оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В качестве объективной невозможности устранения выявленного нарушения, суд апелляционной инстанции принял пояснения товарищества о высоте потолка (2400 мм), высоте дверных проемов (2000 - 2100 мм), и размере дымоприемного устройства (770 мм х 740 мм).
Между тем, в соответствии с положениями Закона о пожарной безопасности и требованиями части 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Законом о техническом регулировании, и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Законом N 123-ФЗ; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Законом о техническом регулировании, и нормативными документами по пожарной безопасности.
...
В соответствии с подпунктом "е" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя соблюдение мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 апреля 2022 г. N Ф08-1433/22 по делу N А32-15183/2021