г. Краснодар |
|
21 апреля 2022 г. |
Дело N А53-13131/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Малыхиной М.Н. и Ташу А.Х., при участии в судебном заседании, проводимом в режиме веб-конференции, от истца - общества с ограниченной ответственностью "Ростовсортсемовощ" (ОГРН 1106195003243, ИНН 6163101849) - Батраковой Р.Ш. (конкурсный управляющий), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Алира" (ОГРН 1123025000350, ИНН 3025002333) - Димитренко А.А. (доверенность от 25.01.2022), в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Скрапком" (ОГРН 1143025002735, ИНН 3025012405) и третьего лица - временного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Скрапком" Соколова Александра Сергеевича, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Алира" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.03.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2021 по делу N А53-13131/2020, установил следующее.
ООО "Ростовсортсемовощ" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Алира" (далее - компания) и к ООО "Скрапком" (далее - организация) о солидарном взыскании 18 330 тыс. рублей убытков, 4 009 481 рубля 35 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 12.05.2017 по 01.04.2020 с последующим их начислением по день фактической оплаты долга.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен временный управляющий организации Соколов А.С.
Решением от 22.03.2021 иск удовлетворен в части, с компании и организации в солидарном порядке в пользу общества взыскано 18 330 тыс. рублей убытков, в остальной части в иске отказано.
Определением от 03.11.2020 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для суда первой инстанции, в связи с ненадлежащим извещением третьего лица о начавшемся процессе.
Постановлением апелляционного суда от 26.11.2021 решение от 03.11.2020 отменено, иск удовлетворен в части, с компании и организации в солидарном порядке в пользу общества взыскано 18 330 тыс. рублей убытков, в остальной части в иске отказано.
В кассационной жалобе компания просит отменить судебные акты. Податель жалобы ссылается на то, что утраченный груз компания и ее представители под роспись не принимали, соответствующей заявки на экспедирование и перевалку груза от общества не поступало, поэтому компания не должна отвечать за утрату спорного груза. Клиент должен представить доказательства передачи груза экспедитору. Вместе с тем, спорный груз был передан организации по актам выгрузки товара. Истец указал, что исчезнувший товар был выгружен компанией с теплохода "Алиот", однако согласно акту выгрузки от 06.11.2016 товар был выгружен и принят под роспись организацией, а не компанией.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав названных представителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 24.03.2015 компания (экспедитор) и общество (клиент) заключили договор экспедирования N АЛРО, согласно которому экспедитор по поручению клиента своими силами обеспечивает перевалку грузов и стивидорных работ по адресу: порт ООО "Скрапком", расположенный по адресу: г. Астрахань, ул. Пушкина, 70. По отдельной договоренности от своего имени по поручению и за счет клиента экспедитор принимает на себя обязательства транспортно-экспедиторского обслуживания грузов и доставку различных видов транспорта до согласованных пунктов назначения. Род груза, вид упаковки, объемы, стоимость услуг предоставляемых клиенту, указаны в приложении к договору, которые являются неотъемлемой частью договора.
Согласно пункту 2.1.4 договора порт обязался самостоятельно без участия клиента организовать раскредитование железнодорожных документов, подачу/уборку железнодорожных вагонов на платформы, выгрузку из вагонов и хранение грузов клиента на открытых складских площадках, а также погрузку груза на судно.
Дополнительными соглашениями от 30.09.2015 N 1 и от 31.12.2015 N 2 срок действия договора продлен до 31.01.2016 и до 02.02.2016 включительно.
В приложении N 8 к названному договору стороны согласовали, что компания осуществляет хранение переваливаемых грузов общества за плату: свободный период - 20 суток, по их истечении - 10 рублей за тонну в сутки.
В свою очередь, ООО "Страпком" (порт) и компания (клиент) заключили договор генерального экспедирования от 01.01.2015 N АЛСК/2015, по которому порт обязался обеспечивать перевалку грузов и стивидорные работы по поручению компании.
Согласно акту от 06.11.2016 компанией с теплохода "Алиот" разгружен груз - кукуруза фуражная в количестве 2502 тонны (общий вес), и помещен на хранение в складские помещения, используемые портом.
03 февраля 2017 года общество (поставщик) и ООО "Страпком" (покупатель) заключили договор поставки сельскохозяйственной продукции N 1, по условиям которого поставщик обязался передать в собственность покупателя кукурузу фуражную в количестве 500 тонн +/- 10% по цене 10 300 рублей за одну тонну на общую сумму 5 150 тыс. рублей (пункты 1.1, 1.2 договора).
Базис поставки: организация, г. Астрахань, ул. Пушкина, 70 (пункт 2.1 договора).
Согласно пункту 2.4 договора поставщик обязан произвести поставку товара в рамках произведенной покупателем предоплаты.
Дополнительным соглашением от 03.02.2017 N 01 общество и ООО "Страпком" изменили объем поставляемого товара (кукурузы фуражной), увеличив его до 1000 тонн +/- 10%, по цене 10 тыс. рублей за одну тонну, общая цена договора - 10 млн рублей. Срок действия договора установлен до 31.03.2017.
ООО "Страпком" платежными поручениями от 22.02.2017, 02.03.2017, 04.05.2017, 12.05.2017 перечислила обществу по названному договору 2 100 тыс. рублей.
Общество передало в собственность организации товар в количестве 210 тонн.
Истец указал, что остаток принадлежащего обществу товара в количестве 1833 тонны был похищен со складов ООО "Страпком" и вывезен в неизвестном направлении.
Поскольку стоимость утраченного товара обществу не возмещена ответчиками, оно обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с компании (экспедитор) и ООО "Страпком" (покупатель) ущерба.
Разрешая спор, руководствуясь статьями 15, 309, 322, 323, 393, 801, 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон N 87-ФЗ), пунктом 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении", исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон, суды сделали вывод о наличии оснований для удовлетворения иска о взыскании убытков.
Суды установили, что компания привлекла ООО "Страпком" для исполнения своих обязательств по договору экспедирования с обществом, в том числе обязательств по хранению груза, поступающего в порт ООО "Страпком". Спорный товар, хранившийся на складе ООО "Страпком" на основании договоров экспедирования от 24.03.2015 N АЛРО и генерального экспедирования от 01.01.2015 N АЛКС/2015, утрачен (похищен), что подтверждается актом осмотра территории порта от 08.08.2016, материалами уголовного дела от 17.04.2018 N 118010081060000106, возбужденного Следственным отделом Астраханского линейного отдела МВД России по факту хищения груза с территории склада организации. В отношении спорного товара компания осуществляла взаимодействие с ООО "Страпком" в рамках договора генерального экспедирования от 01.01.2015 N АЛКС/2015, при этом ООО "Страпком" хранило товар по поручению компании, а не общества.
Отношения общества с компанией урегулированы договором экспедирования от 24.03.2015 N АЛРО, исходя из предмета которого и условий о взаимных обязанностях сторон следует, что компания действовала в отношениях с обществом как экспедитор. В свою очередь компания является единственным клиентом ООО "Страпком" по договору генерального экспедирования от 01.01.2015 N АЛКС/2015.
Таким образом, суд апелляционной инстанции установил, что между истцом и ответчиками возникла структура договорных правоотношений по поставке, экспедированию и хранению груза (товара).
Доказательств того, что ООО "Страпком" осуществляло услуги по экспедированию грузов по поручению иных лиц, в материалы дела не представлено.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Закона N 87-ФЗ экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:
за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Закона N 261-ФЗ по договору перевалки груза оператором морского терминала могут осуществляться погрузка, выгрузка, перемещение в границах территории морского порта, технологическое накопление груза. Договором перевалки груза может быть предусмотрено оформление документов на грузы, подлежащие перевалке, а также осуществление иных дополнительных услуг и работ.
Оператор морского терминала несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение грузов со дня их принятия на склад до дня их выдачи или предоставления грузов в распоряжение заказчика либо управомоченного им лица (пунктом 1 статьи 24 Закона N 261-ФЗ). Размер ответственности определяется размером стоимости утраченного или недостающего груза.
Доказательства того, что услуги по перевалке груза с теплохода "Алиот" и его хранению оказаны обществу иными лицами, в деле отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции установил, что в материалах уголовного дела имеется копия договора поручительства от 14.07.2015 N 1, заключенного между ООО "Страпком" (поручитель), обществом (клиент) и компанией (порт), по условиям которого в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения портом своих обязательств по договору от 24.03.2015 N АЛРО поручитель обязался отвечать перед клиентом в том же объеме, что и порт (солидарная ответственность), включая погашение основной задолженности, процентов за пользование чужими денежными средствами, неустойки, штрафа и любых других штрафных санкций, а также возмещение убытков и упущенной выгоды, причиненных клиенту неисполнением или ненадлежащим исполнением портом своих обязательств (т. 3, л. 139).
Поскольку компания возложила свои обязательства по перевалке грузов, приемке грузов, их экспедированию и хранению на ООО "Страпком" на основании договора генерального экспедирования от 01.01.2015 N АЛКС/2015, суд апелляционной инстанции отклонил доводы компании об отсутствии в представленных в материалы дела документах подписей представителей компании и оттиски ее печати.
Суд апелляционной инстанции также указал, что совершение преступления в отношении спорного груза иными лицами не свидетельствует о наличии оснований для освобождения компании от ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств по сохранности вверенного ей обществом груза. Привлечение лиц к уголовной ответственности не препятствует применению гражданско-правовой ответственности к контрагенту по договору, в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по этому договору.
Установив эти обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о правомерности предъявления иска к обоим ответчикам и обоснованности размера исковых требований.
Ссылка компании на то, что она не предъявляла обществу требования к приемке и оплате услуги по перевалке спорного груза, отклонена судом апелляционной инстанции, поскольку данное обстоятельство не влияет на обязанность обеспечить сохранность груза клиента.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают правильности выводов судов, сводятся к несогласию с судебной оценкой доказательств, поэтому в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену постановления (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2021 по делу N А53-13131/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Закона N 87-ФЗ экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:
...
В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Закона N 261-ФЗ по договору перевалки груза оператором морского терминала могут осуществляться погрузка, выгрузка, перемещение в границах территории морского порта, технологическое накопление груза. Договором перевалки груза может быть предусмотрено оформление документов на грузы, подлежащие перевалке, а также осуществление иных дополнительных услуг и работ.
Оператор морского терминала несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение грузов со дня их принятия на склад до дня их выдачи или предоставления грузов в распоряжение заказчика либо управомоченного им лица (пунктом 1 статьи 24 Закона N 261-ФЗ). Размер ответственности определяется размером стоимости утраченного или недостающего груза."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 апреля 2022 г. N Ф08-1324/22 по делу N А53-13131/2020