г. Краснодар |
|
07 мая 2022 г. |
Дело N А32-33398/2021 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Драбо Т.Н., рассмотрев без вызова сторон кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Краснодарзооветснаб" (ИНН 2312054742, ОГРН 1022301983770) на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.12.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2022 по делу N А32-33398/2021, установил следующее.
ЗАО "Краснодарзооветснаб" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (ИНН 6165157156, ОГРН 1096165003791; далее - управление) от 29.06.2021 N 302/160621/02826 о привлечении к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 50 тыс. рублей штрафа и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Решением суда от 27.12.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 09.02.2022, в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на наличие в действиях общества состава правонарушения, квалифицируемого по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдение срока и процедуры привлечения общества к административной ответственности, отсутствие оснований для применения статьи 2.9 Кодекса. В заявлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении отказано со ссылкой на статью 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которой не предусмотрено прекращение производства по делу об административном правонарушении.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что вступившим в законную силу решением Советского районного суда города Краснодара от 12.08.2021 по делу N 12-394/2021 (далее - решение по делу N 12-394/2021) установлено отсутствие в действиях главного бухгалтера общества вины в совершении правонарушения (за совершение которого к административной ответственности привлечено и общество), а также дана правовая оценка причинам и обстоятельствам нарушения порядка представления обществом отчетности. Суды не оценили довод об отсутствии у общества по не зависящим от него причинам возможности представления деклараций по формам, утвержденным приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 17.12.2020 N 396, поскольку по истечении отчетного квартала Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка не обеспечила субъектам алкогольного рынка техническую возможность представления деклараций в электронном виде. На официальном информационном портале Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, используемом для представления деклараций, отсутствовали электронные формы документов для декларирования; в используемом программном комплексе также отсутствовали новые электронные формы деклараций. Общество представило в электронном виде декларации об объемах оборота, поставки и закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за I квартал 2021 года в установленные сроки по форме приложений N 5, 6, 7, действовавших до 31.12.2020, которые успешно приняты и обработаны управлением. Общество приняло все возможные и зависящие от него меры по соблюдению действующего законодательства. Управление не обеспечило возможность исполнения закона, но при этом потребовало от общества неукоснительного исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством об обороте спиртосодержащей продукции.
Управление заявило ходатайство о прекращении производства по кассационной жалобе общества, которое подлежит отклонению как противоречащее действующим нормам процессуального права и ввиду отсутствия предусмотренных статьями 150 и 282 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по результатам контрольных мероприятий, проведенных в отношении общества посредством использования федеральных государственных информационных систем, управление установило следующее.
Согласно сведениям Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) за отчетный период с 01.01.2021 по 31.03.2021 общество осуществило закупку у АО "БИОХИМ" спирта этилового ректификованного из пищевого сырья высшей очистки 96,420% в объеме 2,96 дал и в нарушение порядка и срока декларирования оборота данной продукции (не позднее 20.04.2021) не представило за I квартал 2021 года декларации "Об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" по форме Приложения N 2, "Об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" по форме Приложения N 3, "Об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" по форме Приложения N 4 к Порядку представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей производителями пива и пивных напитков сидра, пуаре, медовухи и формы таких деклараций, утвержденному приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 17.12.2020 N 396 (далее - Порядок N 396).
По данному факту управление составило протокол об административном правонарушении от 19.07.2021 N 302/190721/03539 и вынесло постановление от 29.06.2021 N 302/160621/02826 о привлечении общества к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 50 тыс. рублей штрафа.
В соответствии со статьями 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество оспорило постановление управления в арбитражном суде.
В судах первой и апелляционной инстанций дело рассмотрено по общим правилам судопроизводства, в суде кассационной инстанции - рассматривается по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом части 5.1 статьи 211 Кодекса и особенностей, установленных статьей 288.2 Кодекса.
Согласно части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решений арбитражного суда первой инстанции и постановлений арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц, правильного применения к установленным по делу обстоятельствам статей 14, 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) и Порядка N 396 суды сделали верный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, квалифицируемого по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой установлена административная ответственность за искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.
В силу Порядка N 396 общество представляет декларации об объемах оборота, поставки и закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по формам согласно приложениям N 2, 3, 4 к Порядку N 396.
В соответствии с пунктом 13 Порядка N 396 декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Согласно пункту 14 Порядка N 396 декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалификационной электронной подписью руководителя (уполномоченного им лица) организации, индивидуального предпринимателя, сертификат ключа проверки которой выдан в порядке, установленном Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
Суды указали, что в установленные сроки общество представило в электронном виде декларации об объемах оборота, объемах поставки и объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за I квартал 2021 года по формам Приложений N 5, 6, 7, действовавшим до 31.12.2020, т. е. до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 09.06.2020 N 841 и приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 17.12.2020 N 396 (далее - приказ N 396). Данные декларации обработаны и приняты управлением 06.04.2021.
На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц суды мотивированно поддержали позицию управления о том, что в нарушение статей 14, 26 Закона N 171-ФЗ, пунктов 4, 5, 6, 13, 14 Порядка N 396 не позднее 20.04.2021 общество не представило за I квартал 2021 года декларации "Об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" по форме Приложения N 2, "Об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" по форме Приложения N 3, "Об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" по форме Приложения N 4 к Порядку N 396.
Суды критически оценили доводы общества об отсутствии технической возможности предоставления деклараций по утвержденным приказом N 396 формам в связи с отсутствием на момент предоставления декларации в используемом программном комплексе, а также на официальном сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка новых электронных форм деклараций. При этом суды правильно указали, что технические вопросы (в том числе, возможность электронного декларирования оборота, поставки и закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) относятся к внутренней организации деятельности общества.
Суды верно исходили из того, что общество как профессиональный участник на рынке оборота, поставки и закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не могло не знать, что с 01.01.2021 постановление Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 признано утратившим силу согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 09.06.2020 N 841 "О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и об отмене некоторых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - постановление N 841).
Суды учли, что на официальном сайте управления в разделе "Новости" 29.12.2020 опубликовано "Сообщение для участников алкогольного рынка по вопросу декларирования" о том, что с 01.01.2021 постановление N 841, в том числе подзаконные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок декларирования объемов производства, оборота и (или) использования этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции признаны утратившим силу, а также информация для организаций и индивидуальных предпринимателей о проведении декларационной кампании за I квартал 2021 года, размещенная на официальном сайте управления 13.04.2021, уведомляющая о том, что организации и индивидуальные предприниматели обязаны представить декларации за I квартал 2021 года по новым формам и в формате, утвержденном приказом N 396. Представление деклараций за I квартал 2021 года в прежнем формате недопустимо и является нарушением порядка декларирования.
Приказ N 396 официально опубликован, и общество имело возможность ознакомиться с ним, однако доказательства совершения действий (намерения их осуществить), направленных на своевременное и надлежащее выполнение требований Закона N 171-ФЗ и Порядка N 396 по декларированию объема оборота алкогольной продукции, наличия объективных причин невозможности представления соответствующей декларации по установленной приказом N 396 форме до предусмотренного срока, в материалы дела не представлены.
Суды правильно исходили из того, что выполняя требования законодательства в области оборота алкогольной продукции, общество как участник экономической деятельности, самостоятельно и на свой риск, осуществляющий предпринимательскую деятельность, приняло все риски, связанные с возможным нарушением указанного законодательства. При соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения требований законодательства Российской Федерации и прав и интересов третьих лиц, общество имело возможность представить декларации по установленной приказом N 396 форме.
Таким образом, суды верно указали, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм, закрепленных Законом N 171-ФЗ, приказом N 396, однако не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства невозможности соблюдения установленных законом правил и норм в силу чрезвычайных и иных непредвиденных обстоятельств, которые общество не могло предусмотреть, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены.
Выводы судов о виновных действиях общества, квалифицируемых по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, общество документально не опровергло.
Суд апелляционной инстанции критически оценил доводы общества, основанные на решении по делу N 12-394/2021, которым отменено постановление управления от 29.06.2021 о привлечении к административной ответственности главного бухгалтера общества и прекращено производство по делу об административном правонарушении ввиду отсутствия состава административного правонарушения по факту непредставления отчетности в управление. При этом суд руководствовался разъяснениями, содержащимися в абзаце 2 пункта 16.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", и состоящими в следующем.
В случае, если до рассмотрения арбитражным судом дела о привлечении к административной ответственности юридического лица (а равно дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности юридического лица) судом общей юрисдикции рассмотрено дело о привлечении к административной или уголовной ответственности за данное нарушение физического лица (а равно дело об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности физического лица), квалификация, данная судом общей юрисдикции совершенному деянию, с учетом статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является обязательной для арбитражного суда. При этом оценка, данная судом общей юрисдикции, обстоятельствам, которые установлены в рассмотренном им деле, принимается во внимание арбитражным судом.
В силу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации преюдициальное значение имеют установленные судом общей юрисдикции факты, а не выводы суда.
Приняв во внимание решение по делу N 12-394/2021, суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что выводы суда общей юрисдикции об отсутствии вины главного бухгалтера общества в совершении правонарушения по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не влияют на вывод о виновности общества в совершении выявленного правонарушения. Правовая квалификация, данная судом по делу N 12-394/2021 действию должностного лица общества и примененные им положения закона, на которых основаны выводы об отсутствии состава административного правонарушения в действиях/бездействии главного бухгалтера общества, не может рассматриваться в качестве обстоятельства, имеющего преюдициальное значение для арбитражного суда, рассматривающего дело, поскольку на основании совокупной оценки обстоятельств настоящего дела, доводов участвующих в деле лиц и представленных в материалы дела доказательств, арбитражный суд иначе оценил действия общества.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам суды сделали обоснованный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, квалифицируемого по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судов о соблюдении управлением процедуры привлечения общества к административной ответственности основан на исследовании и совокупной оценке представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц. Установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения общества к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса на дату вынесения управлением оспариваемого обществом постановления не истек.
Суды обсудили вопрос о возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учли разъяснения, содержащиеся в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", и исходя из установленной по делу совокупности обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, не усмотрели основания для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
При изучении материалов дела и доводов кассационной жалобы с учетом положений части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлены существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов общества.
Поскольку все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении данного дела, имеющие существенное значение для разрешения спора, суды установили на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которым дана оценка в соответствии с нормами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.12.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2022 по делу N А32-33398/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вывод судов о соблюдении управлением процедуры привлечения общества к административной ответственности основан на исследовании и совокупной оценке представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц. Установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения общества к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса на дату вынесения управлением оспариваемого обществом постановления не истек.
Суды обсудили вопрос о возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учли разъяснения, содержащиеся в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", и исходя из установленной по делу совокупности обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, не усмотрели основания для квалификации правонарушения в качестве малозначительного."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 мая 2022 г. N Ф08-2446/22 по делу N А32-33398/2021