город Ростов-на-Дону |
|
09 февраля 2022 г. |
дело N А32-33398/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 февраля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чотчаева Б.Т.,
судей Ковалевой Н.В., Новик В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чекуновой А.Т.,
при участии:
от заинтересованного лица: представитель Бурлей Е.С., по доверенности от 23.12.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Краснодарзооветснаб"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.12.2021 по делу N А32-33398/2021 по заявлению закрытого акционерного общества "Краснодарзооветснаб"
к заинтересованному лицу Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу
об отмене постановления и прекращении производства по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Краснодарзооветснаб" (далее - общество, ЗАО "Краснодарзооветснаб") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее - управление) об отмене постановления от 29.06.2021 N 302/160621/02826 и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.12.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе общество просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт о признании незаконным и отмене постановления от 29.06.2021 N 0302/160621/02826.
По мнению общества, судом первой инстанции не учтено, что решением Советского районного суда города Краснодара от 12.08.2021 по делу N 12-394/2021 постановление управления от 29.06.2021 отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - главного бухгалтера общества прекращено за отсутствием состава административного правонарушения по рассматриваемому факту непредставления обществом отчетности в управление. Также ссылается, что суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание довод общества об отсутствии по независящим от него причинам возможности предоставления деклараций по формам, утвержденным Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 17.12.2020 N 396, поскольку по истечении отчетного квартала Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка не обеспечила субъектам алкогольного рынка техническую возможность представления деклараций в электронном виде.
В представленном в материалы дела отзыве и дополнительных пояснениях управление просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Обществом в материалы дела представлена копия решения Советского районного суда от 12.08.2021 по делу N 12-394/2021.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства путем публикации определения суда на сайте суда согласно пункту 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие общества.
Представитель управления в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, обществом при осуществлении деятельности по закупке, поставке и обороту "Другой спиртосодержащей непищевой продукции", а также "Спиртосодержащих растворов" по адресу: 350059, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Онежская, д. 37 (место совершения правонарушения) 21.04.2021 (время совершения правонарушения) допущено административное правонарушение, выразившееся в нарушении порядка и сроков при декларировании объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
По результатам анализа государственной информационной системы "Автоматизированная информационная система формирования электронных паспортов организаций" раздел "Подсистема декларирования" установлено, что 06.04.2021 общество представило следующие декларации:
"Об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" по форме приложения N 5;
"Об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", по форме приложения N 6;
"Об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", по форме приложения N 7;
утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда".
Согласно объяснениям от 11.06.2021 N 142 (от 15.06.2021 вх. N 7013), обществом 06.04.2021 были представлены в электронном виде декларации об объемах оборота, объемах поставки и объемах закупки этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции по формам Приложений N N 5, 6, 7 (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815). Технической возможности оформить и представить декларации в электронном виде по новым утвержденным формам у Общества не было, в связи с отсутствием новых электронных форм деклараций в используемом программном комплексе, а также на сайте Управления.
На момент рассмотрения дела деклараций по форме Приложения N 2, Приложения N 3, Приложения N 4 к Порядку (Приказ Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 N 396) за 1 квартал 2021 года обществом не представлены, в связи с чем, управление пришло к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением от 29.06.2021 N 0302/160621/02826 общество привлечено к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Заявитель полагая, что оспариваемое постановление вынесено с нарушением требований законодательства обратился в суд с настоящим заявлением.
На основании статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей, в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Приказом Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 N 396 (далее - Приказ N 396) утвержден Порядок представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей производителями пива и пивных напитков сидра, пуаре, медовухи, форм и порядка заполнения таких деклараций (далее - Порядок).
Согласно пункту 13 Порядка декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя (уполномоченного им лица) организации, индивидуального предпринимателя, сертификат ключа проверки которой выдан в порядке, установленном Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (пункт 14 Порядка).
Судом установлено, что обществом были представлены в электронном виде декларации об объемах оборота, объемах поставки и объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 1-й квартал 2021 года, в установленные сроки по форме приложений 5, 6, 7, действовавших до 31.12.2020, которые были успешно обработаны и приняты 06.04.2021 МРУ Росалкогольрегулирования по ЮФО.
Данные декларации представлены по формам, действовавшим до вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 09.06.2020 N 841 и Приказа N 396.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к верному выводу о нарушении обществом положений статей 14, 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, пунктов 4, 5, 6, 13 Приказа N 396. Отклоняя доводы общества об отсутствии технической возможности предоставления деклараций по формам, утвержденным Приказом N 396 в связи с отсутствием на момент предоставления декларации в используемом программном комплексе новых электронных форм деклараций, а также на официальном сайте управления, суд первой инстанции указал, что технические вопросы относятся к внутренней организации деятельности общества.
Как верно указал суд первой инстанции, общество имело возможность для соблюдения правил и норм, закрепленных Законом N 171-ФЗ, Приказом N 396, однако обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2020 N 841 "О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и об отмене некоторых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Постановление N 841) с 01 января 2021 года постановление Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 признано утратившим силу.
На официальном сайте Управления 29.12.2020, в разделе Новости, опубликовано "Сообщение для участников алкогольного рынка по вопросу декларирования", из которого следует, что с 01.01.2021 Постановление N 841, в том числе подзаконные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок декларирования объемов производства, оборота и (или) использования этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции признаны утратившим силу, а также информация для организаций и индивидуальных предпринимателей о проведении декларационной кампании за 1 квартал 2021 года, размещенная на официальном сайте Управления 13.04.2021, в которой сообщается о том, что организации и индивидуальные предприниматели обязаны представить декларации за 1 квартал 2021 года по новым формам и в формате, утвержденном Приказом от 17.12.2020 N 396. Представление деклараций в старом формате за 1 квартал 2021 года недопустимо и является нарушением порядка декларирования.
Из пояснений представителя заинтересованного лица, следует, что Росалкогольрегулирование не регламентирует программный продукт для заполнения деклараций и примет файл декларации, сформированной в любом программном обеспечении, которое соответствует требованиям Приказа N 396.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности вины общества в совершении вменяемого административного правонарушения.
Правила N 396 официально опубликованы, в связи с чем у общества имелась возможность ознакомиться с требованиями пунктов 13, 14 Правил.
В то же время доказательств осуществления действий (намерения их осуществить), направленных на своевременное и надлежащее выполнение требований Закона N 171-ФЗ и Правил N 396 по декларированию объема оборота алкогольной продукции, наличия объективных причин невозможности представления соответствующей декларации до установленного срока, в материалах дела не содержится.
Каких-либо доказательств невозможности соблюдения заявителем приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2021 по делу N А45-20945/2021, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2021 по делу N А53-29404/2021.
Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющихся в материалах дела доказательств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии вины общества в совершении вменяемого административного правонарушения, в связи с чем суд первой инстанции правомерно признал, что действия заявителя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьи 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении довода заявителя жалобы о том, что Советским районным судом города Краснодара при рассмотрении дела N 12-394/2021 постановление управления от 29.06.2021 отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - главного бухгалтера общества Жолоб О.В. прекращено за отсутствием состава административного правонарушения по рассматриваемому факту непредставления обществом отчетности в управление, следовательно, вина юридического лица отсутствует, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В абзаце 2 пункта 16.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что в случае, если до рассмотрения арбитражным судом дела о привлечении к административной ответственности юридического лица (а равно дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности юридического лица) судом общей юрисдикции рассмотрено дело о привлечении к административной или уголовной ответственности за данное нарушение физического лица (а равно дело об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности физического лица), квалификация, данная судом общей юрисдикции совершенному деянию, с учетом статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является обязательной для арбитражного суда. При этом оценка, данная судом общей юрисдикции, обстоятельствам, которые установлены в рассмотренном им деле, принимается во внимание арбитражным судом.
Проанализировав решение суда по делу N 12-394/2021 в отношении главного бухгалтера общества Жолоб О.В., суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что установленные судом общей юрисдикции обстоятельства не влияют на вывод суда первой инстанции о виновности общества.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.11.2020 N Ф01-14486/2020 по делу N А11-11132/2019
Нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по делу об административном правонарушении суды не установили, оснований для признания правонарушения малозначительным не усмотрели. Назначенное Обществу административное наказание отвечает его целям (статья 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности наказания.
Выводы суда первой инстанции основаны на материалах дела и не противоречат им.
С учетом изложенного суд правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленного требования.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.12.2021 по делу N А32-33398/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Б.Т. Чотчаев |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-33398/2021
Истец: ЗАО "Краснодарзооветснаб"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу