г. Краснодар |
|
11 мая 2022 г. |
Дело N А53-23337/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 мая 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Герасименко А.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - Государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Областной клинический центр фтизиопульмонологии" (ИНН 6163045143 ОГРН 1026103167463) - Артёмова А.В. (доверенность от 12.08.2021), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (ИНН 6163030500 ОГРН 1186196048015) - Дедуха Ю.Р. (доверенность от 10.01.2022), от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - индивидуального предпринимателя Сидоровой Ларисы Сергеевны (ИНН 344803786858 ОГРНИП 315619600001672) - Лунакина И.Е. (доверенность от 15.11.2021), индивидуального предпринимателя Герасименко Марины Геннадьевны (ИНН 616300652473 ОГРНИП 315619600002471) - Горошко С.В. (доверенность от 02.09.2021), рассмотрев кассационные жалобы индивидуального предпринимателя Герасименко Марины Геннадьевны и Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.10.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2021 по делу N А53-23337/2021, установил следующее.
ГБУ Ростовской области "Областной клинический центр фтизиопульмонологии" (далее - центр) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службе по Ростовской области (далее - управление) со следующими требованиями: признать незаконным решение от 08.07.2021 N 061/06/64-1183/2021 в части признания жалобы ИП Герасименко М.Г. обоснованной, признания заказчика нарушившим требования законодательства о контрактной системе, рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц заказчика к административной ответственности; признать недействительным предписание от 08.07.2021 N 494/03. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ИП Сидорова Л.С. и ИП Герасименко М.Г.
Решением от 07.10.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.12.2021, суд удовлетворил требования в части признания недействительными пунктов 2-5 решения управления от 08.07.2021 N 061/06/64-1183/2021 и предписания управления от 08.07.2021 N 494/03. Судебные акты мотивированы тем, что учреждение обоснованно отклонило заявку ИП Герасименко М.Г. на стадии рассмотрения первых частей заявок на участие в спорном аукционе, поскольку заявка ИП Герасименко М.Г. содержала недостоверные сведения.
В кассационных жалобах управление и ИП Герасименко М.Г. просят отменить судебные акты об удовлетворении требования о признании недействительными пунктов 2, 3, 4, 5 решения и предписания, содержащих выводы об обоснованности жалобы ИП Герасименко М.Г. и отказать в удовлетворении требований в этой части полностью. В остальной части судебные акты в кассационном порядке не проверяются (выводы о результатах рассмотрения жалобы ИП Сидоровой Л.С.). Указывают, что суд неправильно применил нормы права, его выводы об установленных обстоятельствах дела не соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Заявка ИП Герасименко М.Г. соответствовала конкурсной документации по закупке, в ней содержалась достоверная информация о спорных дезинфицирующих средствах, обладающих вирулицидным (антивирусным) действием, зарегистрированы в установленном порядке, что подтвердил и их производитель. Суд не дал правовой оценки ссылкам на инструкции к спорным дезинфицирующим средствам, где сообщается об их вирулицидной активности (активность против всех известных вирусов). Суд и центр неправильно применили часть 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В отзыве на кассационные жалобы центр просит судебные акты в обжалуемой части оставить без изменения как законные и обоснованные.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что состоявшиеся по делу судебные акты в обжалуемой части подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в этой части по следующим основаниям.
Суд установил, что 26.05.2021 центр разместил на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет извещение N 0358200034821000271 о проведении электронного аукциона с объектом закупки "Поставка дезинфицирующих средств" с начальной (максимальной) ценой контракта 9 948 177 рублей.
В управление поступили жалобы ИП Сидоровой Л.С. и ИП Герасименко М.Г. о нарушении центром как заказчиком требований Закона N 44-ФЗ, по результатам рассмотрения которых управление решением от 08.07.2021 N 061/06/64-1183/2021 признало жалобу ИП Сидоровой Л.С. необоснованной (пункт 1), ИП Герасименко М.Г. - обоснованной (пункт 2); учреждение - нарушившим часть 5 статьи 67 Закона N 44-ФЗ (пункт 3); выдало центру предписание от 08.07.2021 N 494/03, в котором заказчику предписано отменить все протоколы, пересмотреть первые части заявок с учетом требований законодательства о контрактной системе, продолжить торги с наименьшей предложенной цены (пункт 4); рассмотрении вопроса о привлечении ответственных лиц учреждения к административной ответственности (пункт 5).
Центр обжаловал решение и предписание управления в арбитражный суд (проверяется в части признания жалобы ИП Герасименко М.Г. обоснованной).
Отказывая в удовлетворении требования в обжалуемой части, суд счел документацию об электронном аукционе содержащей описание объекта закупки отвечающим статье 33 Закона N 44-ФЗ, содержащей функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. Требования, влекущие за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в аукционе, заказчик не устанавливал. ИП Герасименко М.Г. не допущена к участию в нем из-за представления недостоверных сведений.
Суд, ссылаясь на пункт 14 части I аукционной документации, что подавая заявку, участник закупки согласился с условием о представлении на стадии исполнения контракта выписку из реестра российской промышленной продукции, формируемую посредством государственной информационной системы промышленности, или копию сертификата, указанного в подпункте "б" пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В пункте 19 части I аукционной документации центр указал, что вторая часть заявки должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром, а именно подтверждение наличия государственной регистрации подконтрольных товаров одним из следующих документов: свидетельство о государственной регистрации подконтрольных товаров или его копия, заверенная в порядке, установленном актом Комиссии; выписка из единого реестра свидетельств о государственной регистрации продукции, выданная уполномоченными органами, с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации подконтрольных товаров, наименования этих товаров, (изготовителя (производителя), получателя и органа, выдавшего свидетельство о государственной регистрации подконтрольных товаров; свидетельство о государственной регистрации подконтрольных товаров в виде электронного документа; наличие в едином реестре свидетельств о государственной регистрации продукции, опубликованном на информационном сайте Союза, или в национальных реестрах свидетельств о государственной регистрации продукции государств-членов сведений о свидетельстве о государственной регистрации подконтрольных товаров, сведения о котором указаны в документах, подтверждающих приобретение (поступление) товаров, в иной сопроводительной документации, на товаре и (или) его потребительской таре.
В части II аукционной документации центр установил требование о том, что предлагаемые товары должны быть сертифицированы или декларированы, полностью соответствовать стандартам качества, сертификату соответствия. Предлагаемые товары должны быть произведены при соблюдении требований нормативных документов (стандарты, технические условия, сертификаты качества, утверждённые в установленном порядке для данного вида товара, и т. п.). Предлагаемые товары должны соответствовать показателям, характеризующим товар, установленные заказчиком, указанным в настоящем разделе.
Пунктом 5 части II аукционной документации центр установил следующие требования к функциональным характеристикам товара: Дезинфицирующее средство (Код ОКПД 2/КТРУ 20.20.14.000/20.20.14.000-00000005) - средство должно обладать целевой активностью в отношении бактерицидных (грамположительных, грамотрицательных бактерий), вирулицидных (гепатит В, ВИЧ, полиомиелит, аденовирус), фунгицидных (кандида, трихофитон), туберкулоцидных, анаэробных инфекций, простейших, гельминтов, плесени, возбудителей ООН (туляремия, чума, холера, сибирская язва); Дезинфицирующее средство (код ОКПД 2/КТРУ 20.20.14.000/20.20.14.000-00000005) целевая активность: бактерицид (грамположительные, грамотрицательные бактерии в том числе в отношении возбудителей внутрибольничных инфекций (ВБИ)), вирулицид (гепатит, ВИЧ, полиомиелит, аденовирус), фунгицид (кандида, трихофитон), туберкулоцид. Растворы средства также активны в отношении плесени; Дезинфицирующее средство (код ОКПД 2/КТРУ 20.20.14.000/20.20.14.000-00000005) - целевая активность: бактерицид (грамположительные, грамотрицательные бактерии), вирулицид (гепатит В, ВИЧ, полиомиелит, аденовирус), фунгицид (кандида, трихофитон), туберкулоцид, анаэробные инфекции, плесени; Дезинфицирующее средство (код ОКПД 2/КТРУ 20.20.14.000/20.20.14.000-00000005) целевая активность: бактерицид (грамположительные, грамотрицательные бактерии, в том числе в отношении возбудителей внутрибольничных инфекций (ВБИ)), вирулицид (полиовирус, аденовирус, вирусы гепатитов А, В, С, вирусы гриппа, герпеса, Коксаки, ECHO, ВИЧ, ротавирусы, коронавирусы, энтеровирусы) фунгицид (кандида, трихофитон), туберкулоцид (тестировано на М.Теггае), особо опасные инфекции (туляремия, чума, холера), плесени; Дезинфицирующее средство (код ОКПД 2/КТРУ 20.20.14.000/20.20.14.000-00000005) средство должно обладать бактерицидными (в отношении грамотрицательных и грамположительных бактерий), туберкулоцидными (тестировано на М.Теггае), вирулицидными (полиовирус, аденовирус), фунгицидными (Кандида, Трихофитон) свойствами. Средство должно обладать способностью нейтрализовать токсины, продуцируемые стафилококками; Дезинфицирующее средство (код ОКПД 2/КТРУ 20.20.14.000/20.20.14.000-00000005) - средство должно обладать бактерицидными, вирулицидными (гепатит В, ВИЧ, полиомиелит, аденовирус), туберкулоцидными, фунгицидными (кандида, трихофитон) свойствами; Дезинфицирующее средство (код ОКПД 2/КТРУ 20.20.14.000/20.20.14.000-00000007) - средство должно обладать бактерицидными, вирулицидными (гепатит В, ВИЧ, полиомиелит, аденовирус), туберкулоцидными, фунгицидными (кандида, трихофитон) свойствами; Дезинфицирующее средство (код ОКПД 2/КТРУ 20.20.14.000/20.20.14.000-00000005) средство должно обладать бактерицидными (в отношении грамотрицательных и грамположительных бактерий), фунгицидными (Кандида) свойствами, вирулицидными свойствами. Средство должно обладать способностью нейтрализовывать токсины, продуцируемые стафилококками; Дезинфицирующее средство (код ОКПД 2/КТРУ 20.20.14.000/20.20.14.000-00000005) - средство обладает бактерицидными (в отношении грамотрицательных и грамположительных бактерий), туберкулоцидньми (тестировано на М.Теггае), вирулицидными (полиовирус, аденовирус), фунгицидными (Кандида, Трихофитон) свойствами. Средство должно обладать способностью нейтрализовать токсины, продуцируемые стафилококками; Дезинфицирующее средство (код ОКПД 2/КТРУ 20.20.14.000/20.20.14.000-00000007) - целевая активность: бактерицид, вирулицид (полиовирус, аденовирус), фунгицид, туберкулоцид (тестировано на М.Теггае). Средство должно обладать способностью нейтрализовать токсины, продуцируемые стафилококками.
В пункте 5.2 части II аукционной документации центр указал, что участник закупки, признанный победителем, при осуществлении поставок представляет документы, подтверждающие качество поставляемых товаров (сертификаты соответствия, декларации и т. п.), свидетельства о регистрации, копии сертификатов и прочие документы, предусмотренные для данного вида товара.
Судебные инстанции установили, что заявку ИП Герасименко М.Г. (далее - предприниматель), которой был присвоен шестой номер, центр отклонил по причине представления недостоверных сведений о предлагаемых к поставке товаров, поскольку значимым для заказчика являлось такое условие закупаемой продукции, как целевая активность средства в отношении аденовирусной инфекции. Ссылаясь на содержание в инструкциях по применению предложенных в заявке предпринимателя антисептических препаратов "Юнит-хлор ликвид", "ОЗАЛИЗ" (гипохлорит натрия), "Юнит-спрей", "Юнит-универсал" о действии "средства в отношении всех известных вирусов - патогенов человека".
Суд счел имеющиеся далее по тексту перечисления "в том числе вирусов энтеральных и парэнтеральных гепатитов (включая А, В, С), ВИЧ, полиомиелит" исключающими активность предлагаемых предпринимателем к поставке средств к числу активных в отношении аденовирусов.
Суд отверг ссылки управления и предпринимателя об активности указанных в заявке предпринимателя средств дезинфекции в отношении всех известных вирусов - патогенов человека, известных на сегодняшний день, к числу которых относится и аденовирус, отметив актуальность такой информации только на момент регистрации дезинфицирующего средства и невозможности такого утверждения в отношении коронавируса. Поскольку в предложенных к поставке предпринимателем дезинфицирующих средствах: "Юнит-хлор ликвид" (согласно пункту 1 требований к функциональным характеристикам товара) обладает целевой активностью в отношении бактерицидных (грамположительных, грамотрицательных бактерий), вирулицидных (гепатит В, ВИЧ, полиомиелит, аденовирус), фунгицидных (кандида, трихофитон), туберкулоцидных, анаэробных инфекций, простейших, гельминтов, плесени, возбудителей ООИ (туляремия, чума, холера, сибирская язва)"; "Юнит-универсал" (согласно пункту 2 требований к функциональным характеристикам товара) целевая активность: бактерицид (грамположительные, грамотрицательные бактерии в том числе в отношении возбудителей внутрибольничных инфекций (ВБИ)), вирулицид (гепатит, ВИЧ, полиомиелит, аденовирус), фунгицид (кандида, трихофитон), туберкулоцид. Растворы средства также активны в отношении плесени"; "ОЗАЛИЗ (гшохлорит натрия)" (согласно пункту 3 требований к функциональным характеристикам товара) целевая активность: бактерицид (грамположительные, грамотрицательные бактерии), вирулицид (гепатит В, ВИЧ, полиомиелит, аденовирус), фунгицид (кандида, трихофитон), туберкулоцид, анаэробные инфекции, плесени; "Юнит-спрей" (согласно пункту 6 и 7 требований к функциональным характеристикам товара) указано, что средство обладает бактерицидными, вирулицидными (гепатит В, ВИЧ, полиомиелит, аденовирус), туберкулоцидными, фунгицидными (кандида, трихофитон) свойствами", не содержатся прямые ссылки на их активность в отношении аденовирусных инфекций, а ответ производителя этих дезинфицирующих средств ООО "Юнитор" от 07.10.2021 N 163 суд отверг как не свидетельствующий об активности спорных дезинфицирующих средств в отношении аденовирусных инфекций, суд согласился с доводами центра о представлении предпринимателем информации, не соответствующей требованиям аукционной документации.
При этом суд сделал такие взаимоисключающие выводы об основаниях отказа предпринимателю в допуске к участию в аукционе как представление им недостоверной информации о предлагаемых дезинфицирующих средствах, так и несоответствие представленных документов требованиям аукционной документации. Названные основания отклонения заявки имеют различные предмет доказывания и правовое регулирование (в зависимости от оснований отказа в допуске к участию в аукционе).
В чем выразились недостоверность сведений в заявке, выразившаяся, судя из содержания судебных актов, в отражении информации, требующей уточнения и специальных познаний в области вирусологии (необходимость проверки вопроса о том, относится ли аденовирус к патогенам человека), или же несоответствие приложенных к заявке на участие в аукционе документов (в числе которых находились требуемые заказчиком инструкции по применению дезинфицирующих средств, свидетельства об их регистрации, сертификаты соответствия качеству и др. перечисленные в конкурсной документации доказательства), суд указал неполно, в судебных актах о причинах отклонения заявки в этой части содержатся противоречия и неточности.
Доводам управления о том, что толкование центром инструкций производителя о распространении дезинфицирующих средств в отношении всех известных вирусов - патогенов человека, в том числе вирусов энтеральных и парэнтеральных гепатитов (включая А, В, С), ВИЧ, полиомиелит" не исключают их активность в отношении аденовирусов, суд дал неполную оценку. Грамматический анализ текста подобного содержания не свидетельствует об исчерпывающем списке приведенных примеров, а ссылки на доказательства, свидетельствующие об отсутствии эффективности спорной продукции на аденовирусы, суд не указал.
Аргументам управления и предпринимателя о таком избыточном толковании цели использования и области применения дезинфицирующего средства, ограничении тем самым количества участников закупки; и что все дезинфицирующие средства, прошедшие государственную регистрацию, отвечают нормативно установленным требованиям к качеству и безопасности, вирулицидной (вызывающей гибель вирусов) концентрации для дезинфекции спорными препаратами, суд дал неполную оценку.
Кроме того, в силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Из буквального толкования вышеуказанной нормы следует, что заказчики, уполномоченные органы, осуществляющие закупку по правилам Закона N 44-ФЗ, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, чтобы с одной стороны, обеспечить приобретение товара именно с такими характеристиками, которые необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Частью 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Бюджетном кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ. Специальным законом, регулирующим отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, является Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции содержит понятие "конкуренция", которое определено как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; пунктом 17 статьи 4 Закона - признаки ограничения конкуренции, под которым понимается сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц на товарном рынке, а также установление организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг, требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации. Таким образом, в аукционе принимают участие любые юридические и физические лица.
Исходя из части 19 статьи 68 Закона N 44-ФЗ аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены данной статьей (часть 2 статьи 69 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 69 Закона N 44-ФЗ аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, направленных в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона, до принятия решения о соответствии пяти таких заявок требованиям, установленным документацией о таком аукционе. В случае, если в таком аукционе принимали участие менее чем десять его участников и менее чем пять заявок на участие в таком аукционе соответствуют указанным требованиям, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми его участниками, принявшими участие в нем. Рассмотрение данных заявок начинается с заявки на участие в таком аукционе, поданной его участником, предложившим наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товара, работы, услуги, и осуществляется с учетом ранжирования данных заявок в соответствии с частью 18 статьи 68 названного закона.
В пункте 3 части 6 статьи 69 Закона N 44-ФЗ указано, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона.
Принятие решения о несоответствии заявки на участие в аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 данной статьи, не допускается. Заявка на участие в аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в связи с отсутствием в ней информации и электронных документов, предусмотренных пунктами 5, 6 части 5 статьи 66 данного закона. Исключения составляют случаи закупки товаров, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 Закона (часть 7 статьи 69 Закона N 44-ФЗ).
Исходя из статей 8, 33, 64 Закона N 4-ФЗ, пунктов 7, 17 статьи 4 Закона О защите конкуренции, приказа Минздрава Российской Федерации от 10.11.2002 N 344 "О государственной регистрации дезинфицирующих, дезинсекционных и дератизационных средств для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах для обеспечения безопасности и здоровья людей", Санитарных правил 3.5.1378-03.3.5. "Дезинфектология. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 07.06.2003 (далее - Правила N 344), пункта 1. 4 Номенклатуры дезинфицирующих, дезинсекционных и дератизационных средств для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах для обеспечения безопасности и здоровья людей, подлежащих государственной регистрации, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения России от 10.11.2002 N 344 (далее - Номенклатура N 344) и пункта 4 Приложения N 4 Номенклатуры N 344 в Российской Федерации установлена обязательная государственная регистрация антимикробных средств, в том числе средств для дезинфекции санитарно-технического и технологического оборудования, транспортных средств, одежды, обуви, средств для дезинфекции, обладающих моющими, чистящими, дезодорирующими свойствами и предназначаемых для обработки посуды, оборудования, стирки одежды. Пунктом 1.6 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденного приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (далее - ОК) средства для дезинфекции, обладающие моющими, чистящими, дезодорирующими свойствами и предназначаемые для обработки посуды, оборудования, стирки одежды и белья, уборки помещений отнесены к коду 20.20.14.000 "Средства дезинфекционные", под таковыми понимаются медицинские изделия, содержащие антисептические и дезинфицирующие препараты.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102), регулирующего закупку дезинфицирующих средств по Закону N 44-ФЗ контрактной системе) установлено, что ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд устанавливаются в отношении перечня отдельных видов медицинских изделий, утвержденного постановлением N 102 (далее - Перечень N 102). В Перечень включены медицинские изделия, содержащие антисептические и дезинфицирующие препараты (код 20.20.14.000 в соответствии с ОК (ОКПД2) ОК 034-2014).
Частями 1, 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга. На территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. Правила государственной регистрации медицинских изделий на территории Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416.
Таким образом, ограничения на закупку дезинфицирующих средств для государственных и муниципальных нужд, предусмотренные Постановлением N 102, распространяются на закупку медицинских изделий, содержащих антисептические и дезинфицирующие препараты, зарегистрированные в качестве медицинских изделий в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. В судебных актах отсутствуют доводы и ссылки на доказательства, опровергающие вывод управления о достаточности представленных предпринимателем в составе заявки на участие в аукционе свидетельств о регистрации спорных антисептиков и деклараций об их соответствии предъявляемым требованиям.
В соответствии с законодательством технические условия (далее - ТУ) на продукцию должны разрабатываться с учетом национальных стандартов. В силу пунктов 4.4, 4.5, 4.10 ГОСТа Р 1.3-2018 "Стандартизация в Российской Федерации. Технические условия на продукцию. Общие требования к содержанию, оформлению, обозначению и обновлению" при наличии стандартов общих технических условий или технических условий требования ТУ к конкретной продукции не должны быть ниже (хуже) требований, установленных стандартами, должны соответствовать требованиям законов Российской Федерации, технических регламентов и национальных стандартов и подлежат обновлению, если их содержание противоречит законодательству, техническим регламентам или стандартам. Следовательно, ТУ на дезинфицирующие средства должны разрабатываться в соответствии с ГОСТом Р 58151.1-2018 "Средства дезинфицирующие. Общие технические требования (с Поправкой)", утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 05.06.2018 N 314-ст (далее - Стандарт N 314), устанавливающим общие технические условия для дезинфицирующих средств, включающие показатели их эффективности. Для подтверждения надлежащего качества средства с антибактериальным эффектом может прилагаться декларация о соответствии, в том числе разработанная ЕАЭС.
Утверждая об отсутствии воздействия предлагаемых препаратов на аденовирус исключительно из толкования информации в инструкциях на препараты, суд при этом неполно проверил, соответствуют ли в таком случае разработанные их производителем ТУ предъявляемым ГОСТом Р 56995-2016 "Дезинфектология и дезинфекционная деятельность. Химические дезинфицирующие средства и антисептики", ГОСТом Р 58151.1-2018 "Средства дезинфицирующие. Общие технические требования", ГОСТом Р 58151.3-2018 "Средства дезинфицирующие. Методы определения физико-химических показателей", Р 4.2.2643-10 "Методы лабораторных исследований и испытаний дезинфекционных средств для оценки их эффективности и безопасности" требованиям, содержат ли инструкции на препараты сведения в этой части, а также что отражено на маркировке на товарах, в декларациях о соответствии дезинфицирующих средств.
Область применения Стандарта N 314, введенного в действие с 01.01.2019, распространяется на химические дезинфицирующие средства и антисептики (далее средства) и устанавливает общие технические требования, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды и предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей путем предоставления недостоверной информации о средствах. Настоящий стандарт распространяется на все виды дезинфицирующих средств. Идентификационным признаком средств является их назначение, указанное в маркировке и подтвержденное документально (пункт 3.1.2 Стандарта N 314). Каждая партия должна сопровождаться документом о качестве, включающем: наименование продукции, наименование предприятия-изготовителя, дату изготовления, номер партии, обозначение нормативно-технической документации, результаты проведенных испытаний, подтверждающих соответствие качества товара требованиям нормативно-технического документа (пункт 3.5.2 Стандарта N 314).
Пунктами 2.1, 2.3 Правил N 344 с 01.01.2003 также установлено обязательное проведение государственной регистрации дезинфицирующих, дезинсекционных и дератизационных средств для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах для обеспечения безопасности и здоровья людей. Для дезинфекции, стерилизации, дезинсекции и дератизации используют химические и биологические средства, оборудование, аппаратуру и материалы, допущенные к применению в установленном порядке, не оказывающие неблагоприятного воздействия на человека. Таким образом, все дезинфицирующие средства, прошедшие государственную регистрацию, отвечают нормативно установленным требованиям к качеству и безопасности. Выбор дезинфицирующего средства, а также способа его применения определяются особенностями обеззараживаемого объекта, биологическими свойствами микроорганизма, что в совокупности должно обеспечить достижение дезинфекции (пункт 3.6.3 Правил N 344). Следовательно, определяющими характеристиками для дезинфицирующего средства в совокупности являются область его применения, все без исключения дезинфицирующие средства на территории Российской Федерации проходят исследования, предрегистрационные испытания, регистрируются, сертифицируются на основе требований Руководства 4.2.2643-10.3.5 "Дезинфектология". В связи с этим на территории Российской Федерации действует единая установленная классификация дезинфицирующих средств, указанная в пунктах 4.1, 4.2 Руководства, в соответствии с которой и проводятся соответствующие исследования, испытания и регистрация. Если речь идет о дезинфицирующих средствах, то предъявляемые к ним требования определяются только Руководством. При регистрации дезинфицирующих средств в инструкциях по их применению прописывается индивидуальный рецептурный состав средства, на основе которого уже были произведены все необходимые исследования и испытания.
Из справочного приложения "Термины и определения" Санитарно-эпидемиологических правил "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности. СП 3.5.1378-03", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 07.06.2003 и действовавшим до 01.09.2021, следует, что под вирулицидным средством понимается дезинфицирующее средство (препарат), обеспечивающее инактивацию вирусов. К дезинфекции отнесено умерщвление на объектах или удаление с объектов патогенных микроорганизмов и их переносчиков. Дезинфицирующий (стерилизующий) агент - действующее начало, обеспечивающее дезинфекцию (стерилизацию), а к дезинфицирующим (стерилизующим) средствам - физическое или химическое средство, включающее дезинфицирующий (стерилизующий) агент - действующее вещество (ДВ). Обеззараживанием является умерщвление или удаление на (в) объектах внешней среды патогенных и условно-патогенных микроорганизмов.
Согласно СанПиНу 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденным постановлением главного государственного санитарного врача от 18.05.2010 N 58, в целях предупреждения возможного формирования резистентных к дезинфектантам штаммов микроорганизмов следует проводить мониторинг устойчивости госпитальных штаммов к применяемым дезинфицирующим средствам с последующей их ротацией (последовательная замена дезинфектанта из одной химической группы на дезинфектант из другой химической группы) при необходимости (пункт 1.9 раздела II СанПиНа 2.1.3.2630-10). Выбор метода дезинфекции зависит от особенностей изделия и его назначения (пункт 2.5 раздела II СанПиНа 2.1.3.2630-10). Согласно СанПиНу 2.1.3.2630-10 при выборе средств учитываются рекомендации изготовителей изделий медицинского назначения, применяемых в организации, касающиеся воздействия конкретных дезинфекционных средств на материалы этих изделий.
Следовательно, толкование судом информации об отсутствии у спорных препаратов активности в отношении аденовируса признаков вирулицидных по мотиву неполной и (или) неточной, недостоверной формулировки об их "активности в отношении всех известных вирусов" основано на неполном исследовании доводов участвующих в деле лиц и имеющихся в материалах дела доказательств, а также без учета перечисленных норм права. Выводы суда в этой части носят преждевременный характер. Доводы управления и ИП Герасименко М.Г. со ссылкой на Методические указания МУ 3.5.2431-08. "Дезинфектология. Изучение и оценка вирулицидной активности дезинфицирующих средств" в подтверждение вирулидной активности предлагаемых к закупке дезинфицирующих средств (препаратов), обеспечивающих инактивацию вирусов (их умерщвление на объектах или удаление с объектов патогенных микроорганизмов и их переносчиков) также получили ненадлежащую правовую оценку.
Суд также не дал и должной правовой оценки доводам центра о представлении предпринимателем свидетельств о государственной регистрации "Юнит-хлор ликвид", "Юнит-универсал", "ОЗАЛИЗ", "Юнит-спрей" в Республике Казахстан, исследовании этих препаратов казахскими испытательными центрами, сославшись лишь на разработку инструкций только их производителем ООО "Юнитор".
Так, в части 1 статьи 14 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 14 Закона N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, и ограничения допуска указанных товаров для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с данной частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Правительство Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты, которыми устанавливаются дополнительные ограничения на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет (часть 4 статьи 14 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с вышеуказанными требованиями Правительством Российской Федерации принято постановление от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 617), вступившее в силу с 01.05.2020.
Пунктом 1 Постановления N 617 утвержден прилагаемый к постановлению перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень), согласно которому обозначен требуемый к поставке в настоящем случае товар.
Указанные ограничения установлены законодателем в целях стимулирования производства продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В пункте 2 Постановления N 617 определено, что для целей осуществления закупок отдельных видов промышленных товаров, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) (далее - заявки), при условии, что на участие в закупке подано не менее 2 заявок, удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, которые одновременно: содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза; не содержат предложений о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Закона о защите конкуренции, при сопоставлении заявок (окончательных предложений).
Как определено пунктом 7 Постановления N 617, для целей его реализации подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является одно из следующих условий: наличие сведений об отдельных видах промышленных товаров в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, ведение которого осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства"; наличие сертификата о происхождении отдельного вида промышленного товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза (за исключением Российской Федерации) по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009, и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Объектом закупки в настоящем деле является товар (антисептики), в отношении которого заказчик обязан применять установленные законодательством запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств.
Таким образом, в целях обеспечения надлежащего применения запретов и ограничений допуска товаров, происходящих из иностранных государств, подлежали рассмотрению все поступившие от оператора электронной площадки вторые части заявок участников электронного аукциона на предмет их соответствия и применения положений пунктов 2 и 7 Постановления N 617. Довод центра о непредставлении документов о государственной регистрации на территории Российской Федерации товара, произведенного в Республике Казахстан, ограничивает допуск иностранной продукции, изъятие для которой из случаев, регулируемых статьей 14 Закона N 44-ФЗ, установлено для казахстанских производителей.
Пунктом 2 Решения Евразийского межправительственного совета от 10.04.2020 N 2 (в редакции от 19.11.2021) "О внесении изменения в Решение Евразийского межправительственного совета от 12.08.2016 N 5 и о применении сертификата о происхождении серийной продукции" (вместе с "Требованиями по заполнению сертификата о происхождении серийной продукции", "Порядком выдачи и контроля использования сертификата о происхождении серийной продукции") установлено, что с даты вступления в силу настоящего Решения по 01.08.2022 включительно при перемещении с территории Республики Казахстан на территории других государств - членов Евразийского экономического союза товаров, произведенных на территории Республики Казахстан и включенных в перечень согласно приложению N 1, вместо сертификата о происхождении товаров формы СТ-1, представление которого предусмотрено подпунктом "б" пункта 2 Решения Евразийского межправительственного совета от 12.08.2016 N 5, допускается использование сертификата о происхождении серийной продукции, заполняемого в соответствии с требованиями согласно приложению N 2. Выдача и контроль использования сертификата о происхождении серийной продукции осуществляются в порядке согласно приложению N 3. Каждая партия продукции, в отношении которой выдан сертификат о происхождении серийной продукции, сопровождается копией этого сертификата, заверенной производителем, которому выдан сертификат, а также декларацией о происхождении товара, текст которой оформляется в соответствии с приложением 5 к Правилам определения страны происхождения товаров, являющимся неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 (в редакции решений Евразийского межправительственного совета от 17.07.2020 NN 7, от 30.04.2021 N 3). В приложении к Решению Евразийского межправительственного совета от 10.04.2020 отражено, что сертификат о происхождении серийной продукции (далее - сертификат) представляет собой документ, подтверждающий происхождение товара, производимого одним производителем Республики Казахстан в рамках неизменного производственного процесса в течение срока действия сертификата и имеющего 10-значный код в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (пункт 1). Сертификат выдается в отношении товара, включенного в перечень произведенных на территории Республики Казахстан товаров, в отношении которых допускается использование сертификата о происхождении серийной продукции (приложение N 1 к Решению Евразийского межправительственного совета от 10.04.2020 N 2 (пункт 2). Сертификат подтверждает соответствие серийной продукции критериям определения страны происхождения товаров, предусмотренным Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 (пункт 3). Республика Казахстан направляет в Евразийскую экономическую комиссию (далее - Комиссия) сведения об уполномоченном органе (наименование и адрес), а также образцы оттисков печатей, используемых для заверения сертификатов, и подписей лиц, имеющих право удостоверять сертификаты, а также сведения о верифицирующем органе в целях информирования других государств-членов (пункт 13).
Статьей 454 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) установлено, что до вступления в силу решения Комиссии, предусмотренного пунктом 4 статьи 210 Кодекса и определяющего перечень условий, производственных и технологических операций, достаточных для признания товаров, изготовленных (полученных) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товарами Союза, в целях признания товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товарами Союза в Республике Армения, Республике Беларусь, Республике Казахстан и Кыргызской Республике применяются критерии достаточной переработки, установленные в соответствии с законодательством этих государств-членов.
Товары, указанные в абзаце первом настоящего пункта, происхождение которых подтверждено сертификатом о происхождении товара формы СТ-1 - для Республики Армения, Республики Беларусь и Кыргызской Республики, сертификатом о происхождении товара формы СТ-KZ - для Республики Казахстан, признаются товарами Союза.
Сходные положения содержатся в части 4 статьи 14 Закона N 44-ФЗ, исходя из которой федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона.
Извещением об осуществлении данной закупки установлено ограничение на допуск отдельных видов промышленных товаров в соответствии с Постановлением N 617, а также условия допуска в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н.
В соответствии с пунктом 7 Постановления N 617 для целей реализации настоящего постановления подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является одно из следующих условий:
а) указание номеров реестровых записей из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) (далее - совокупное количество баллов);
б) указание номеров реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение на территории государств - членов Евразийского экономического союза технологических операций (условий), если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020 N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов);
в) наличие сертификата о происхождении отдельного вида промышленного товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009, и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами (далее - сертификат СТ-1), в случае отсутствия сведений о таком товаре в реестре российской промышленной продукции и евразийском реестре промышленных товаров.
Подтверждением страны происхождения товаров, указанных в перечне, является указание (декларирование) участником закупки в составе заявки номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии). При отсутствии сведений о таком товаре в реестре российской промышленной продукции и евразийском реестре промышленных товаров указывается регистрационный номер сертификата СТ-1 (пункт 9 Постановления N 617).
Приложением N 2 Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств утверждена форма сертификата о происхождении товара формы СТ-1.
Какие сертификаты о происхождении приложил предприниматель к заявке на участие в аукционе, суд не проверил. Не получили должной правовой оценки и ссылки управления на их соответствие предъявляемым национальным законодательством требованиям независимо от факта регистрации спорных препаратов в российском реестре.
С учетом изложенного состоявшиеся по делу судебные акты в обжалуемой части подлежат отмене как основанные на неполном исследовании имеющих существенное значение для правильного рассмотрения дела имеющихся в нем доказательств и приводимых участвующими в деле лицами доводов и ссылок на нормы права, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции для устранения названных недостатков.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.10.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2021 по делу N А53-23337/2021 в обжалуемой части отменить и дело в этой части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"б) указание номеров реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение на территории государств - членов Евразийского экономического союза технологических операций (условий), если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020 N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов);
...
Подтверждением страны происхождения товаров, указанных в перечне, является указание (декларирование) участником закупки в составе заявки номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии). При отсутствии сведений о таком товаре в реестре российской промышленной продукции и евразийском реестре промышленных товаров указывается регистрационный номер сертификата СТ-1 (пункт 9 Постановления N 617)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 мая 2022 г. N Ф08-1302/22 по делу N А53-23337/2021
Хронология рассмотрения дела:
22.05.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4396/2023
06.03.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2253/2023
29.12.2022 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-23337/2021
11.05.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1302/2022
08.12.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19924/2021
07.10.2021 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-23337/2021