г. Краснодар |
|
23 мая 2022 г. |
Дело N А32-2790/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 мая 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Герасименко А.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общество с ограниченной ответственностью "СтратфордГлобал" (ИНН 4025437488 ОГРН 1134025005553) - Данилюк Н.В. (доверенность от 21.02.2022), от заинтересованного лица - Федеральноого казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье"" Федерального дорожного агентства (ИНН 2320100329 ОГРН 1032311075620) - Симахина В.М. (доверенность от 01.03.2022), рассмотрев кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье"" Федерального дорожного агентства на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2022 по делу N А32-2790/2021, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "СтратфордГлобал" (далее -общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным решения Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье"" (далее - управление) от 21.10.2020 N 11075/2018 об отказе в выдаче технических требований и условий на устройство съезда-примыкания к земельному участку с кадастровым номером 23:49:0420013:164 на км 41+015 (справа) автомобильной дороги общего пользования федерального назначения А-149 Адлер - Красная Поляна, обязании управления устранить допущенные нарушения и согласовать технические требования и условия.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что техническая возможность по организации рассматриваемого съезда-примыкания имеется, законодательные препятствия отсутствуют, отказ управления нарушает права общества по получению беспрепятственного доступа к своему участку.
В кассационной жалобе управление просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и отказать в удовлетворении требований. Ссылается на то, что организация спорного съезда-примыкания негативно скажется на безопасности дорожного движения на рассматриваемом участке, кроме прочего, потребует вмешательства в действующую дорожную сеть с нарушением ее целостности. Считает выводы эксперта некорректными и недопустимыми.
В отзыве на жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель общества возражал против них, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения, как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 23:49:0420013:164 и жилого дома с кадастровым номером 23:49:0420004:1615, расположенных по адресу: Сочи, Красная Поляна, Защитников Кавказа, 100.
Поскольку на территорию указанного земельного участка отсутствует въезд и доступ собственнику на его земельный участок ограничен, оно 23.07.2020 обратилось в управление с заявлением о выдаче технических требований и условий на устройство съезда-примыкания к земельному участку на 41+015 км справа автомобильной дороги общего пользования федерального назначения А-149 Адлер - Красная Поляна.
Управление 21.10.2020 направило ответ N 11075/18 с решением об отказе в выдаче технических требований и условий. Отказ мотивирован тем, что общество не соблюдает требования пункта 3.1.3 ГОСТа 52398-2005 "Крассификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования", пункт 19 Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13.01.2010 N5 "Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения (на дорогах II технической категории устройство примыканий допускается не чаще, чем через 600-м). Согласно действующей дислокации технических средств реорганизации дорожного движения ближайшие существующие санкционированные примыкания расположены на 40+850 км справа и 41+155 км справа на расстоянии 140 м по ходу и 165 м против хода движения от испрашиваемого съезда-примыкания. Кроме того, общество нарушает пункт 6.2. СП 34.13330.2012 (редакция СНиП 02.05.02-85 "Автомобильные дороги") в части расположения пресечений, примыканий на прямых участках или на кривых радиусом не менее 2 тыс. м. Участок примыкания к федеральной автомобильной дороге размещается на кривой с радиусом 493 м, что не соответствует нормативам по обеспечению минимального расстояния видимости элементов пересечения при движении по дороге II технической категории.
Считая незаконным отказ, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд установил, что в полномочия управления входит выдача разрешений на строительство примыканий и строительство объектов дорожного сервиса в пределах полос отвода автомобильных дорог; обеспечение технического надзора за эксплуатацией и содержанием примыкания (подъездов, съездов, переходно-скоростных полос) используемых для специального доступа к объектам дорожного сервиса, инженерным коммуникациям и иным сооружениям, размещенным в полосе отвода, придорожной полосе (или за ее пределами) автомобильных дорог общего пользования федерального значения; организация обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения объектами дорожного сервиса, средствами наружной рекламы и иными сооружениями, включая согласование решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков в пределах придорожных полос или земельных участков находящихся вне этих полос, но требующих специального доступа к ним, а также специальных участков под стоянки и остановки, осуществление выдачи соответствующих разрешений и технических условий; согласование работ по строительству вышеуказанных объектов в соответствии и с планами строительства и генеральными схемами размещений, а также осуществления контроля за выполнением этих технических условий; организация принятия мер по обеспечению соответствия состояния автомобильных дорог общего пользования федерального значения установленным правилам стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.
Управление на праве оперативного управления осуществляет свои права в отношении автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-149 Адлер - Красная Поляна, которая на праве собственности принадлежит Российской Федерации.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что на территорию указанного земельного участка с кадастровым номером 23:49:0420004:1615, принадлежащего обществу, отсутствует въезд и доступ собственнику на его земельный участок ограничен. Наличие иного участка между двумя вышеназванными не может ограничивать право собственника земельного участка N 23:49:0420013:164 на беспрепятственный доступ к его собственности. Согласно пункту 7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17.02.2003, земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом в виде прохода (шириной не менее 1 метра) или проезда (шириной не менее 3,5 метров), в том числе за счет земель общего пользования. Техническая категория автомобильной дороги федерального значения А-149 Адлер - Красная Поляна, часть которой проходит по жилой улице Защитников Кавказа, не является препятствием для съезда-выезда для обеспечения доступа к земельному участку с кадастровым номером 23:49:0420013:164, расположенному по адресу: Сочи, Красная Поляна, Защитников Кавказа, 100.
Суд правомерно указал, что составленное на основании судебного поручения по настоящему делу заключение эксперта от 03.08.2021 N 019/СЭ-2021 доказывает наличие технической возможности по организации рассматриваемого съезда-выезда. Более того, оно содержит в ом числе визуальную информацию (фотоснимки) о нарушении прав общества вынесенным отказом управления, поскольку оно лишено возможности обслуживать объект капитального строительства, проезд специальной техники, экстренных служб, хранение транспортных средств в границах участка.
Установленные судом фактические обстоятельства дела (в том числе о расположении земельного участка по отношению к автомобильной дороге, частичном закрытии железобетонной конструкцией ("отбойником") съезда к воротам и калитке домостроения, принадлежащего обществу, что требует под широким углом разворота транспортного средства по петле и выезда на встречную полосу движения через сплошную полосу)) соответствуют материалам дела. Нормы права к этим обстоятельствам суд применил правильно. Суд сделал обоснованный вывод о незаконности и необоснованности решения управления об отказе в выдаче и согласовании технических условий. Доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судом в совокупности и взаимосвязи доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2022 по делу N А32-2790/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Управление 21.10.2020 направило ответ N 11075/18 с решением об отказе в выдаче технических требований и условий. Отказ мотивирован тем, что общество не соблюдает требования пункта 3.1.3 ГОСТа 52398-2005 "Крассификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования", пункт 19 Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13.01.2010 N5 "Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения (на дорогах II технической категории устройство примыканий допускается не чаще, чем через 600-м). Согласно действующей дислокации технических средств реорганизации дорожного движения ближайшие существующие санкционированные примыкания расположены на 40+850 км справа и 41+155 км справа на расстоянии 140 м по ходу и 165 м против хода движения от испрашиваемого съезда-примыкания. Кроме того, общество нарушает пункт 6.2. СП 34.13330.2012 (редакция СНиП 02.05.02-85 "Автомобильные дороги") в части расположения пресечений, примыканий на прямых участках или на кривых радиусом не менее 2 тыс. м. Участок примыкания к федеральной автомобильной дороге размещается на кривой с радиусом 493 м, что не соответствует нормативам по обеспечению минимального расстояния видимости элементов пересечения при движении по дороге II технической категории."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 мая 2022 г. N Ф08-4134/22 по делу N А32-2790/2021