Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, C.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина В.Д. Бакарджиева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин В.Д. Бакарджиев оспаривает конституционность пунктов 4.4 и 4.5 статьи 4 Закона Курганской области от 31 октября 2001 года N 97 "О доплате к пенсии лицам, замещавшим государственные должности государственной службы Курганской области и должности государственной гражданской службы Курганской области" в части, предусматривающей произведение перерасчета размера ежемесячной доплаты к пенсии при увеличении в централизованном порядке должностного оклада по соответствующей должности гражданской службы Курганской области либо при изменении размера пенсии со дня изменения должностного оклада либо пенсии.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения, примененные в его деле судами общей юрисдикции, не соответствуют статьям 4 (часть 2), 7, 15 (части 1 и 2), 39 (части 2 и 3), 45, 55 (части 2 и 3) и 76 Конституции Российской Федерации, поскольку позволяют ухудшать материальное положение пенсионера, получающего доплату к пенсии, при повышении размера страховой пенсии по старости.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, предоставляемые лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в субъекте Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации доплаты (пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым (с 1 января 2015 года - страховым пенсиям) при наличии у государственного гражданского служащего определенного стажа государственной гражданской службы (выслуги лет) являются дополнительным обеспечением бывших государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации. При отсутствии федерального законодательного регулирования законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить порядок и условия предоставления за счет средств субъекта Российской Федерации доплат (пенсий за выслугу лет) к устанавливаемым государством пенсиям, как и других видов дополнительного обеспечения лиц, замещавших в субъекте Российской Федерации соответствующие должности, что само по себе не вступает в противоречие с предписаниями статьи 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации (определения от 11 мая 2006 года N 88-О, от 3 апреля 2007 года N 332-О-П, от 15 января 2008 года N 107-О-О, N 108-О-О, от 1 октября 2009 года N 1060-О-О и др.).
Реализуя свои дискреционные полномочия, законодатель Курганской области предусмотрел в Законе Курганской области "О доплате к пенсии лицам, замещавшим государственные должности государственной службы Курганской области и должности государственной гражданской службы Курганской области" право на доплату к пенсии, в том числе лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Курганской области, а также условия, порядок ее назначения, перерасчета и выплаты.
Закрепленное оспариваемыми нормами правовое регулирование, определяющее основания и порядок перерасчета размера ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Курганской области, в равной мере распространяется на всех государственных гражданских служащих Курганской области как лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию и при этом наделенных публично-правовым статусом, обусловленным спецификой задач, принципов организации и функционирования государственной гражданской службы, и не может рассматриваться как нарушающее конституционное право на пенсионное обеспечение и ущемляющее права заявителя, получающего одновременно пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", трудовую (с 1 января 2015 года - страховую) пенсию по старости, а также доплату к пенсии, предусмотренную для лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Курганской области.
Разрешение же поставленного В.Д. Бакарджиевым вопроса предполагает установление иного порядка определения и перерасчета размера доплаты к пенсии, предусмотренной для лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Курганской области, что не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, установленной статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Бакарджиева Владимира Дмитриевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2023 г. N 3211-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Бакарджиева Владимира Дмитриевича на нарушение его конституционных прав пунктами 4.4 и 4.5 статьи 4 Закона Курганской области "О доплате к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Курганской области, государственные должности государственной службы Курганской области и должности государственной гражданской службы Курганской области"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-