г. Краснодар |
|
25 мая 2022 г. |
Дело N А32-50565/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Епифанова В.Е., при ведении протокола помощником судьи Зубко А.Н., участии в судебном заседании, проводимом с использованием системы веб-конференции, от истца - федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства" (ИНН 2320100329, ОГРН 1032311075620) - Свиридкиной Е.А. (доверенность от 12.01.2022), ответчика - индивидуального предпринимателя Асланиди Евстафия Степановича (ИНН 230111941167, ОГРНИП 320237500257839) - Милоша А.А. (доверенность от 28.12.2021), в отсутствие третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, общества с ограниченной ответственностью "Сити-Консалт", оценщика Абакумова Святослава Сергеевича, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.12.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2022 по делу N А32-50565/2020, установил следующее.
ФКУ "Упрдор "Черноморье"" (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с иском к ИП Асланиди Е.С. (далее - предприниматель) об изъятии для федеральных нужд земельного участка с кадастровым номером 23:37:0709001:5677 площадью 5483 кв. м, образованного в результате раздела исходного земельного участка с кадастровым номером 23:37:0709001:644 площадью 20 тыс. кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, с/о Витязевский, ОАО "Витязево", секция 36, контуры 240, 244, 247, 261, 264, путем прекращения права собственности ответчика на образованный участок и перечисления денежной суммы в размере 1 307 191 рубля на банковский счет предпринимателя или депозитный счет нотариуса; о регистрации права собственности Российской Федерации на образованный земельный участок; обращении решения к немедленному исполнению.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление), ООО "Сити-Консалт" (далее - общество), оценщик Абакумов С.С.
Решением от 08.12.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.02.2022, образованный земельный участок изъят для федеральных нужд путем прекращения права собственности предпринимателя и перечисления ему со стороны учреждения денежной суммы в размере 2 200 760 рублей (рыночная стоимость земельного участка - 1 860 622 рубля, стоимость затрат на восстановление сада из 19 шт. черешни 3-х летнего возраста - 148 338 рублей, неполученный доход - 191 800 рублей) на банковский счет предпринимателя или депозитный счет нотариуса. Признано подлежащим государственной регистрации право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:37:0709001:5677; судебное решение обращено к немедленному исполнению. Суды двух инстанций исходили из того, что изъятие земельного участка для государственных нужд с прекращением права собственности предпринимателя осуществлено во исполнение решения уполномоченного органа об изъятии. В соответствии с предложенным истцом отчетом об оценке от 20.03.2020 N 021420.01/7, подготовленным ООО "Сити-Консалт", размер возмещения, подлежащего уплате ответчику, составил 1 307 191 рубль (рыночная стоимость земельного участка 23:37:0709001:5677 - 532 006 рублей; убытки, причиняемые изъятием - 775 185 рублей). В связи с наличием у сторон разногласий относительно размера возмещения суд первой инстанции назначил судебную экспертизу, проведение которой поручено ООО "ЗемЭнергоЦентр". Согласно экспертному заключению от 21.04.2021 N 21042.01 рыночная стоимость изымаемого земельного участка с кадастровым номером 23:37:0709001:5677 составила 472 194 рубля (размер реального ущерба 283 700 рублей; убытки, связанные с регистрацией 350 рублей). Оценив заключение судебной экспертизы от 21.04.2021 N 21042.01, суд пришел к выводу о том, что оно не может быть признано достоверным и допустимым доказательством стоимости возмещения за изъятие земельного участка и суммы убытков, поскольку осмотр объекта оценки оценщиком не проводился, о чем прямо указано в отчете. По итогам повторной оценочной экспертизы, порученной эксперту ООО "Региональный центр экспертизы и оценки" получено заключение от 09.08.2021 N 2035-Э, согласно которому рыночная стоимость возмещения за изъятие земельного участка 23:37:0709001:5677 на дату исследования составила 1 860 622 рубля; стоимость затрат на восстановление сада из 19 шт. черешни 3-х летнего возраста - 148 338 рублей; неполученный доход - 191 800 рублей, а всего 2 200 760 рублей. Оценив экспертное заключение, суд признал его соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации о судебно-экспертной деятельности и положениям Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебные расходы распределены по правилам статьи 110 Кодекса. Ссылка заявителя на рецензию от 02.09.2021 на заключение оценщика от 09.08.2021 N 2035-Э, отклонена судами на основании статьи 25 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), так как рецензент не предупрежден об уголовной ответственности, исследование произведено вне рамок судебного процесса. Из представленной рецензии невозможно установить объем документов, который исследован рецензентом при подготовке критических замечаний на заключение судебной экспертизы. Законодательство об экспертной деятельности не предусматривает дачу специалистом заключения на заключение другого независимого эксперта.
В кассационной жалобе учреждение просит решение от 08.12.2021 и апелляционное постановление от 28.02.2022 отменить в части размера, присужденного в качестве возмещения предпринимателю, и принять в данной части новый судебный акт, установив размер возмещения согласно исковым требованиям. По мнению заявителя жалобы, подготовленное по итогам повторной судебной экспертизы заключение от 09.08.2021 N 2035-Э, не соответствует требованиям действующего законодательства в области оценочной деятельности.
В отзыве ответчик просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании в режиме веб-конференции представитель учреждения поддержал доводы кассационной жалобы, просил судебные акты отменить, кассационную жалобу - удовлетворить. Представитель предпринимателя возражал против доводов жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены надлежащим образом согласно статьям 121, 123 Кодекса. Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, выслушав процессуальных представителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что жалоба удовлетворению не подлежит, исходя из следующего.
Как установлено судами, распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 28.12.2018 N 4626-р принято решение об утверждении документации по планировке территории объекта: "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-25 Новороссийск - Керчь (на Симферополь), подъезды к морским портам Кавказ и Тамань. Строительство и реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск - Керчь на участке км 52 - км 73, Краснодарский край".
Распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 21.02.2019 N 452-р в наименование и пункт 1 распоряжения от 28.12.2018 N 4626-р внесены изменения, наименование объекта изложено в следующей редакции "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги А-290 Новороссийск - Керчь. Строительство и реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск - Керчь на участке км 52 - км 73, Краснодарский край".
Пунктом 1 распоряжения Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 14.10.2019 N 2898-р принято решение об изъятии путем выкупа в установленном порядке для нужд Российской Федерации земельных участков, указанных в приложении к настоящему распоряжению, в том числе земельного участка с кадастровым номером 23:37:0709001:5677 площадью 5483 кв. м, образованного из земельного участка с кадастровым номером 23:37:0709001:644 площадью 20 тыс. кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, с/о Витязевский, ОАО "Витязево", секция 36, контуры 240, 244, 247, 261, 264, принадлежащего на праве собственности ответчику на дату издания распоряжения.
Право собственности предпринимателя на земельный участок 23:37:0709001:644 в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано 30.08.2016.
Земельный участок с кадастровым номером 23:37:0709001:5677 образован во исполнение распоряжения от 14.10.2019 N 2898-р и попадает в зону строительства объекта "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги А-290 Новороссийск - Керчь. Строительство и реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск - Керчь на участке км 52 - км 73, Краснодарский край".
Из пункта 2 распоряжения от 14.10.2019 N 2898-р следует, что учреждению необходимо обеспечить в установленном порядке выполнение комплекса мероприятий в целях изъятия земельных участков, указанных в приложении к настоящему распоряжению, в том числе: обеспечить уведомление лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества в целях обеспечения реализации проекта; заключить соглашение о выкупе земельных участков, указанных в приложении к распоряжению, обеспечить государственную регистрацию права федеральной собственности на изъятые земельные участки, обеспечить государственную регистрацию распоряжения в регистрирующем органе.
17 октября 2019 года в адрес предпринимателя направлено письмо N 11967/15, в котором учреждение уведомило адресата о том, что земельный участок с кадастровым номером 23:37:0709001:5677 площадью 5483 кв. м, образованный из земельного участка с кадастровым номером 23:37:0709001:644 площадью 20 тыс. кв. м, попадает в зону строительства объекта "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги А-290 Новороссийск - Керчь. Строительство и реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск - Керчь на участке км 52 - км 73, Краснодарский край".
Общество на основании заключенного с учреждением государственного контракта от 19.02.2020 N 874 произвело оценку рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:37:0709001:5677. Размер возмещения в связи с изъятием для государственных нужд данного участка определен на основании отчета об оценке от 20.03.2020 N 021420.01/7 (т. 1, л. д. 122 - 153) и составил 1 307 191 рубль.
С сопроводительным письмом от 17.04.2020 N 4134/15 учреждение направило в адрес предпринимателя проект соглашения об изъятии для государственных нужд земельного участка (т. 1, л. д. 69, 70 - 75), которое адресатом не подписано, что и послужило основанием предъявления иска в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Согласно статье 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) принудительное отчуждение земельного участка может осуществляться в соответствии с решением об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, которое принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
По правилам статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) изъятие путем выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных, в том числе со строительством (реконструкцией) автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, при отсутствии других возможных вариантов строительства (реконструкции) этих объектов.
В силу пунктов 1, 2, 4 статьи 281 Гражданского кодекса и пункта 2 статьи 56.8 Земельного кодекса принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения, при определении размера которого в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка.
При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.
Пунктом 1 статьи 56.8 Земельного кодекса предусмотрено, что размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, определяется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Согласно статье 282 Гражданского кодекса, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, выкуп участка (принудительное изъятие) для государственных нужд может быть осуществлен по решению суда.
Пункт 5 статьи 56.8 Земельного кодекса устанавливает, что в целях определения размера возмещения рыночная стоимость земельного участка, право частной собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка. В случае, если до указанного дня разрешенное использование земельного участка изменено для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется изъятие, рыночная стоимость земельного участка или рыночная стоимость прекращаемых прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования, установленного до указанного изменения. Планируемое изъятие земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества не учитывается при определении размера возмещения.
Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле (статья 82 Кодекса).
В связи с разногласиями сторон относительно размера возмещения по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено ООО "ЗемЭнергоЦентр".
Согласно заключению эксперта от 21.04.2021 N 21042.01 рыночная стоимость изымаемого земельного участка с кадастровым номером 23:37:0709001:5677 составила 472 194 рубля, реальный ущерб 283 700 рублей, убытки, связанные с регистрацией, 350 рублей, всего 756 244 рубля (т. 2, л. д. 31 - 44).
В результате проведенной по делу повторной судебной экспертизы подготовлено заключение от 09.08.2021 N 2035-Э, согласно которому по состоянию на дату рассмотрения спора рыночная стоимость возмещения за изъятие земельного участка с кадастровым номером 23:37:0709001:5677 составляет 1 860 622 рубля, стоимость затрат на восстановление сада из 19 шт. черешни 3-х летнего возраста - 148 338 рублей, неполученный доход - 191 800 рублей, всего 2 200 760 рублей (т. 3, л. д. 3 - 67).
С учетом заключения повторной судебной экспертизы и письменных пояснений судебного эксперта от 01.11.2021 N 0111/2021 (т. 3, л. д. 122 - 171), содержащих исчерпывающие ответы на возражения учреждения относительно его заключения, суды признали адекватным размер возмещения за изымаемый земельный участок.
Поскольку установление фактических обстоятельств дела и оценка доказательств отнесены к полномочиям судов первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не вправе переоценивать доказательства, которые явились предметом исследования судов предыдущих инстанций.
Суд округа полагает, что вопреки содержащимся в кассационной жалобе доводам, судами при рассмотрении дела установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права. Несогласие истца с судебными актами не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права и не может служить достаточным основанием для их отмены.
Нарушений норм процессуального права в силу части 4 статьи 288 Кодекса, являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.12.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2022 по делу N А32-50565/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пункт 5 статьи 56.8 Земельного кодекса устанавливает, что в целях определения размера возмещения рыночная стоимость земельного участка, право частной собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка. В случае, если до указанного дня разрешенное использование земельного участка изменено для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется изъятие, рыночная стоимость земельного участка или рыночная стоимость прекращаемых прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования, установленного до указанного изменения. Планируемое изъятие земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества не учитывается при определении размера возмещения.
Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле (статья 82 Кодекса).
...
Нарушений норм процессуального права в силу части 4 статьи 288 Кодекса, являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 мая 2022 г. N Ф08-3263/22 по делу N А32-50565/2020