г. Краснодар |
|
26 мая 2022 г. |
Дело N А63-4339/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 мая 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Герасименко А.Н. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы в сфере природопользования (ИНН 2626042723 ОГРН 1102650002212) и заинтересованного лица - Государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Старополькрайводоканал" (ИНН 2635040105 ОГРН 1022601934630), извещенных о месте и времени судебного разбирательства (уведомления N 51540 6, 51541 3, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы в сфере природопользования на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2022 по делу N А63-4339/2021, установил следующее.
Северо-Кавказское межрегиональное управление Федеральной службы в сфере природопользования (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о привлечении государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" (далее - предприятие) к ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) за осуществление деятельности по обезвреживанию отходов без соответствующей лицензии.
Решением суда первой инстанции предприятие привлечено к административной ответственности. Судебный акт мотивирован наличием в действиях предприятия состава правонарушения, соблюдением порядка и срока давности привлечения к ответственности, отсутствием оснований для применения статей 2.9, 3.4, 4.1.1 Кодекса.
Постановлением суда апелляционной инстанции решение суда отменено по мотиву отсутствия состава и события вменяемого правонарушения, поскольку деятельность предприятия не связана с осуществлением деятельности по обезвреживанию отходов 4 класса опасности.
В кассационной жалобе управление просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и отказать в удовлетворении требований. Настаивает на том, что предприятие нарушает часть 2 статьи 14.1 Кодекса. Считает, что смесь сырого осадка и избыточного активного ила, которую обезвоживает предприятие, является отходом производства и потребления, на что требуется лицензии на осуществление деятельности по переработке отходов 4 класса опасности.
В отзыве на жалобу предприятие просит оставить судебный акт без изменения как законный и обоснованный, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что предприятие осуществляет очистку сточных вод в селе Привольном. Управление в период с 04.02.2021 по 02.03.2021 провело внеплановую проверку на объекте 07-0126-001272-11 (производственная база (село Привольное, филиал предприятия - "Кавминводканал")) и выявило факт приема канализационных стоков от населения село Привольное на очистные сооружения (марки КУ-200), расположенных на окраине населенного пункта (берег реки Вонючка, на расстоянии 80 метров от берега). Канализационные стоки после очистки с очистных сооружений сбрасываются в реку Вонючка. Анализ проб подсушенного ила N 7/1, 7/2 показал, что отходы из очистных сооружений относятся к 5 классу опасности для окружающей природной среды. Из приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242 следует, что пробы N 7/1, N 7/2 можно отнести к коду: 7 22 200 00 00 0 Осадки (илы) биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовой и смешанной канализации после завершения операций по их обработке согласно технологическому регламенту. Управление, полагая, что размещение осадков (отходов), образующихся в процессе очистки сточных вод (в частности, "осадки (илы) биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовой и смешанной канализации", "ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод", "ил стабилизированный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод"), осуществляется в том числе в целях уменьшения массы отходов, изменения физических и химических свойств, а также снижения уровня негативного воздействия на окружающую среду, целесообразно отнести иловые карты (площадки) к объектам обезвреживания отходов. В связи с этим в заключении от 04.03.2021 N 15 эксперт сделал вывод о том, что класс опасности отобранных образцов отходов может меняться с 4 на 5 класс опасности. По материалам проверки 10.03.2021 управление составило протокол об административном правонарушении N 21-39/ВП/1-60/1 по части 2 статьи 14.1 Кодекса за осуществление деятельности по обезвреживанию отходов без соответствующей лицензии и направило в арбитражный суд материалы дела для рассмотрения и решения вопроса о привлечении предприятия к ответственности.
Частью 2 статьи 14.1 Кодекса установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1 - 4 классов опасности подлежит лицензированию (пункт 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ)).
Суд установил, что приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" (далее - Приказ N 242) относит "ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод" и "отходы (осадки) после механической и биологической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод" к 4 классу опасности (72220001394).
Отменяя решение суда, судебная коллегия обоснованно отметила, что управление не представило в материалы дела доказательства, в том числе полученные при лабораторном исследовании, наличия у осадков сточных вод, образующихся на очистных сооружениях спорного объекта в селе Привольном отходов производства 4 класса опасности в смысле, определенном в Приказе N 242 по коду 72220001394 как "Ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод".
Смесь сырого осадка и избыточного активного ила (технологическая жидкость влажностью 98%), поступающая с первичных и вторичных отстойников на иловые площадки (карты) для обезвоживания, признана апелляционной инстанции в рассматриваемом случае не обладающей признаками отходов, а сам процесс накопления данной смеси, - их хранения или захоронения. Суд апелляционной инстанции указал, что в рассматриваемом филиале предприятия договор на приём отхода отсутствует, так как осадок сточных вод не является отходом, он не удаляется, а используется в технологическом процессе, а именно осадок сточных вод после его обезвоживания и подсушки на иловых площадках используется для подсыпки (обваловок) иловых площадок и дамб очистных сооружений. Иловый осадок в технологическом процессе отсутствует, следовательно не указывается как таковой. Названные обстоятельства установлены в деле N А63-18645/2020.
С учетом изложенных конкретных обстоятельств судебная коллегия сделал вывод о том, что смесь сырого осадка и избыточного активного ила, поступающая с первичных и вторичных отстойников, и далее - из цеха механического обезвоживания на иловые площадки (карты) для обезвоживания, не обладает признаками отходов производства и потребления. По этим причинам лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию отходов 4 класса опасности не требуется. В действиях предприятия в рассматриваемом случае отсутствует состав и событие вменяемого правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса.
Выводы суда об установленных обстоятельствах соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам и основаны на правильном применении норм права. Доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2022 по делу N А63-4339/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Смесь сырого осадка и избыточного активного ила (технологическая жидкость влажностью 98%), поступающая с первичных и вторичных отстойников на иловые площадки (карты) для обезвоживания, признана апелляционной инстанции в рассматриваемом случае не обладающей признаками отходов, а сам процесс накопления данной смеси, - их хранения или захоронения. Суд апелляционной инстанции указал, что в рассматриваемом филиале предприятия договор на приём отхода отсутствует, так как осадок сточных вод не является отходом, он не удаляется, а используется в технологическом процессе, а именно осадок сточных вод после его обезвоживания и подсушки на иловых площадках используется для подсыпки (обваловок) иловых площадок и дамб очистных сооружений. Иловый осадок в технологическом процессе отсутствует, следовательно не указывается как таковой. Названные обстоятельства установлены в деле N А63-18645/2020.
С учетом изложенных конкретных обстоятельств судебная коллегия сделал вывод о том, что смесь сырого осадка и избыточного активного ила, поступающая с первичных и вторичных отстойников, и далее - из цеха механического обезвоживания на иловые площадки (карты) для обезвоживания, не обладает признаками отходов производства и потребления. По этим причинам лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию отходов 4 класса опасности не требуется. В действиях предприятия в рассматриваемом случае отсутствует состав и событие вменяемого правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 мая 2022 г. N Ф08-4208/22 по делу N А63-4339/2021