г. Ессентуки |
|
10 февраля 2022 г. |
Дело N А63-4339/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.02.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.02.2022.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Егорченко И.Н., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайличенко Е.В., при участии представителя ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" - Карташова Ю.В. (по доверенности от 30.12.2021 N 80-ю), рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.05.2021 по делу N А63-4339/2021 (в составе судьи Карпеля В.Л.),
УСТАНОВИЛ:
Северо-Кавказское межрегиональное управление Федеральной службы в сфере природопользования (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о привлечении государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" (далее - ГУП СК "Ставрополькрайводоканал") к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 24.05.2021 ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 40000р.
Не согласившись с указанным решением, ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" принята к производству суда. Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В ходе рассмотрения дела установлено, что решением Арбитражного суда Ставропольского края от 22.01.2021 по делу N А63-18645/2020 ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 40000р, по результатам проведения плановой проверки ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" на очистных сооружениях Объекта 07-0126-001272-П с. Привольное. 22.03.2021 постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.01.2021 оставлено без изменения, а жалоба ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" без удовлетворения. 08.07.2021 постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа решение первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменены. Отменяя судебные акты, суд округа указал на то, что наличие в ранее находившемся осадке признаков опасного отхода в отсутствие доказательств осуществления деятельности именно с этими опасными отходами, не доказывает совершение вмененного нарушения. Вышеуказанные решения и постановления вынесены по результатам плановой проверки Управления в отношении ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" предшествовавшей внеплановой проверке по настоящему делу.
Определением апелляционного суда от 22.07.2021 производства по настоящему делу приостановлено до рассмотрения дела N А63-18645/2020.
От ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" поступило заявление о возобновлении производства по делу, в связи с рассмотрением судом первой инстанции дела N А63-18645/2020.
С целью установления обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производства по делу, определением апелляционного суда от 11.01.2022 назначено судебное заседание для разрешения вопроса о возобновлении производства по делу.
Произведена замена судьи Семенова М.У. на судью Егорченко И.Н.
Представитель ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" поддержал свое заявление о возобновлении производства по делу.
В судебном заседании установлено, что по делу N А63-18645/2020 решением Арбитражного суда Ставропольского края от 12.10.2021 отказано в удовлетворении заявленных требований Управления о привлечении ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ в связи с тем, что в действиях предприятия отсутствует состав и событие вменяемого правонарушения. Судом по делу N А63-18645/2020 установлено, что смесь сырого осадка и избыточного активного ила, поступающая с первичных и вторичных отстойников, а далее из цеха механического обезвоживания на иловые площадки (карты) для обезвоживания не является каким-либо отходом производства и потребления, и соответственно лицензии на осуществление деятельности ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" по обезвреживанию отходов 4 класса опасности не требуется. Решение суда от 12.10.2021 не обжаловано в апелляционной инстанции и вступило в законную силу.
В связи с изложенными обстоятельствами, апелляционный суд считает необходимым возобновить производство по настоящему делу.
Управление явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Управления.
Представитель ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе. С учетом обстоятельств установленных по делу N А63-18645/2020 отсутствуют основания для привлечения ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" к административной ответственности по рассматриваемому делу.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя ГУП СК "Ставрополькрайводоканал", суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Управлением на основании приказа от 23.01.2021 N 39 "О проведении внеплановой проверки в отношении ГУП СК "Старополькрайводоканал"" в период с 04.02.2021 по 02.03.2021 проведена внеплановая проверка на объекте 07-0126-001272-11 - производственная база (с. Привольное, филиал ГУП СК "Старополькрайводоканал" - "Кавминводоканал" Производственно-техническое подразделение Пятигорское), II-я категория объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, высокая (2) категория риска объекта федерального государственного надзора. Проверка проведена в целях контроля ране выданного предписания. Проверкой установлено, что ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" осуществляет прием канализационных стоков от населения п. Привольное на очистные сооружения (марки КУ-200), которые расположены на окраине поселка, на берегу реки Вонючка, на расстоянии 80 метров от берега. Канализационные стоки после очистки с очистных сооружений сбрасываются в речку Ванючка. В рамках проверки 08.02.2021 отобраны пробы подсушенного ила с иловых площадок очистных сооружений с. Привольное. В соответствии с экспертным заключением от 04.03.2021 N 15, подготовленным по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора, выявлена кратность разведения водной вытяжки из отходов (смертность рачков Daphnia magna Straus не более 10% за 96 часов (БКР 10-96)), снижение уровня флуоресценции хлорофилла и снижение численности клеток водорослей Scenedesmus guadricauda не более 20 % за 72 часа (БКР 20-72)- БКР=1. Согласно приказу МПР РФ от 04.12.2014 N 536 данные отходы относятся к V классу опасности для окружающей природной среды. В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242 отходы N 7/1, N 7/2 - можно отнести к коду: 72220000000 "Осадки (илы) биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовой и смешанной канализации после завершения операций по их обработке согласно технологическому регламенту". В заключении от 04.03.2021 N 15 эксперт пришел к выводу, что класс опасности отходов может меняться с IV класса опасности на V класс опасности.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" протокола об административном правонарушении N 21-39/ВП/1-60/1 по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с абзацем 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, материалы административного дела и заявление о привлечении ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ направлены в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования Управления, исходил из того, что признаки административного правонарушения, отраженные в заключении эксперта от 04.03.2021 N 15 и зафиксированные в протоколе об административном правонарушении от 10.03.2021 N 21-39/ВП/1-60/1, влекут для ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" ответственность, предусмотренную в части 2 статьи 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).
Судом апелляционной инстанции указанные выводы не принимаются.
Согласно части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
К обстоятельствам, подлежащим выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении, в числе прочего, отнесены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправное действия (бездействие), виновность лица в совершении административного правонарушения (статья 26.1 КоАП РФ).
Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу части 1 статьи 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления (далее - Закон N 89-ФЗ) размещение отходов - хранение и захоронение отходов.
Согласно пункту 1 статьи 30 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию.
Пунктом 2 статьи 30 Закона N 7-ФЗ установлено, что перечень отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, устанавливается Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ).
Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности осуществляется в соответствии с требованиями Закона N 99-ФЗ. При этом подпунктом 30 пункта 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности; подлежит лицензированию. Лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа (статья 3 Закона N 99-ФЗ).
В рассматриваемом случае ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" осуществляет: прием канализационных стоков от населения п. Привольное на очистные сооружения (марки КУ200) которые расположены на окраине поселка, на берегу речки Вонючка, на расстоянии 80 метров от берега; канализационные стоки после очистки с очистных сооружений сбрасываются в реку Вонючка; сточные воды, поступающие на очистные сооружения, образуются от жизнедеятельности населения села Привольное с населением 450 человек и характеризуются как хозяйственно-бытовые; сброс сточных вод осуществляется на автономные очистные сооружения канализации; максимальная производительность очистных сооружений составляет 200 куб. м/сут. ежедневное количество сточных вод, сбрасываемых на данные очистные составляет 45 куб. м/сут; сточные воды, пройдя очистку на очистных сооружениях, поступают на участок доочистки, где производится их дополнительное обеззараживание в резервуарах методом хлорирования; пройдя все стадии очистки, вода сбрасывается по полиэтиленовой трубе длиной 80-90 м в реку Вонючка; способ очистки сточных вод - биологическая очистка; состав очистных сооружений: административный корпус; дробилка - 2 шт.; аэротенки - 2 шт.; иловые площадки - 3 шт.; контактный резервуар - 1 шт.; лоток Паршаля - 1 шт.
Согласно ГОСТ 25298-82 установки компактные для очистки бытовых сточных вод, типы, основные параметры и размеры (с Изменением N 1) периодичность удаления избыточного активного ила в зависимости от действительного загрязнения сточных вод и климатических условий уточняется в процессе эксплуатации установки в соответствии с ее паспортом и инструкцией по эксплуатации. ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" в рамках проведения проверки предоставлен паспорт КУ-200 "Установка компактная для очистки бытовых сточных вод", согласно которому: сточные воды с активным илом, с предварительно измельченными взвешенными веществами подаются в аэротенк через вводной патрубок; на дне аэротенка расположены 4 перфорированные трубы, в зоне минерализатора 1 труба поз. 2. Аэрация аэротенка и минерализатора производится компрессором; после аэрации сточные воды поступают через прорези в стенке в зону отстаивания - в бункера, где происходит отделение активного ила от сточной жидкости. Активный ил оседает на дно, очищенные сточные воды поднимаются кверху, переливаются через треугольные водосливы в лотки сборно-отводные поз. 9 и отводятся из установки через отводящий патрубок поз. 15; собравшийся в отстойнике активный ил перекачивается эрлифтами в аэротенк и минерализатор. В аэротенке активный ил способствует технологическому процессу, в минерализаторе избыточный ил подвергается минерализации; минерализованный активный ил из минерализатора периодически (ориентировочно 1 раз в 10 дней) удаляется через выходной патрубок поз. 16, находящийся в нижней зоне, на иловые площадки.
Сточные воды, пройдя очистку на очистных сооружениях, поступают на участок доочистки, где производится их дополнительное обеззараживание в резервуарах методом хлорирования. Способ очистки сточных вод - биологическая очистка. В состав очистных сооружений входят аэротенки и иловые площадки.
Согласно Приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" - "ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод" и "отходы (осадки) после механической и биологической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод" относятся к 4 классу опасности (7 22 200 01 39 4), из группы отходов "Осадки (илы) биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовой и смешанной канализации после завершения операций по их обработке согласно технологическому регламенту" (72220000000). Таким образом, по мнению Управления, ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" осуществляет деятельность по обращению с отходами IV класса опасности без наличия лицензии, полученной в соответствии с Законом N 99-ФЗ и с учетом требований Закона N 89-ФЗ, а именно без лицензии на обезвреживание илового осадка после накопления данного отхода на иловой площадке (специализированном объекте) сроком более чем одиннадцать месяцев.
Вместе с тем, Управлением не принято во внимание, что отсутствует какое-либо документальное, в том числе лабораторное подтверждение того, что осадки сточных вод, образующиеся на очистных сооружениях объекта с. Привольное являются отходами производства IV класса опасности, а именно подпадают под регламентированный Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242 код (72220001394) "Ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод".
Как указано в пунктах 9.2.14.6, 9.2.16.7 Санитарных правил 32.13330.2018 "Канализация. Наружные сети и сооружения" образованные осадки и ил после очистных сооружений поступают на иловые площадки для обезвоживания и далее на площадку для стабилизации, где осуществляется выдержка в естественных условиях (3 года). В процессе выдержки достигается дополнительная подсушка, минерализация органических веществ и структуры, В результате получается почво-грунт - органическое удобрение, на которое получен в установленном порядке сертификат соответствия продукции от 14.03.2019 N . РОСС RU.ПО10.Н00110, в котором указано, что осадки сточных вод на объекте очистных сооружений пос. Привольное ул. Школьная, являются удобрениями органическими и не являются отходом. Срок действия сертификата по 14.03.2022.
В письме от 06.11.2013 N 05-12-44/21713 Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации разъяснило, что смесь сырого осадка и избыточного активного ила (технологическая жидкость влажностью 98%), поступающая с первичных и вторичных отстойников на иловые площадки (карты) для обезвоживания, не является отходом, а сам процесс накопления данной смеси не может быть расценён ни как хранение, ни как захоронение отходов, а следовательно лицензия не требуется.
В Пятигорском филиале ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" -"Кавминводоканал" договор на приём отхода отсутствует, так как осадок сточных вод не является отходом, он никуда не удаляется, не предназначен для удаления и не подлежит удалению и используется в технологическом процессе, а именно осадок сточных вод после его обезвоживания и подсушки на иловых площадках, согласно документу N 000082-0 об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, Декларации о негативном воздействии на окружающую среду (ДВОС) от 11.06.2019 N17-29/3244, используется для подсыпки (обваловок) иловых площадок и дамб очистных сооружений. Отсутствие образования в технологическом процессе отхода (илового осадка), обязывает природопользователя не включать его в годовую отчетность: декларацию, ПЭК, 2 - ТП отходы, журналы в области обращения с отходами. Данные обстоятельства также установлены по делу N А63-18645/2020.
Таким образом, смесь сырого осадка и избыточного активного ила, поступающая с первичных и вторичных отстойников, а далее из цеха механического обезвоживания на иловые площадки (карты) для обезвоживания не является каким-либо отходом производства и потребления, и соответственно лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию отходов 4 класса опасности не требуется. В действиях ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" отсутствует состав и событие вменяемого правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции считает обоснованными доводы апелляционной жалобы ГУП СК "Ставрополькрайводоканал".
Оснований для удовлетворения требований Управления у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем, апелляционную жалобу ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" надлежит удовлетворить, решение суда первой инстанции - отменить, как принятое с нарушением пункта 1 части 1 статьи 270 АПК РФ, отказать в удовлетворении требований..
Руководствуясь статьями 146, 147, 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
производство по делу N А63-4339/2021 возобновить.
Апелляционную жалобу удовлетворить. Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.05.2021 по делу N А63-4339/2021 отменить. Отказать в удовлетворении требований.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-4339/2021
Истец: СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Ответчик: ГУП СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ "СТАВРОПОЛЬКРАЙВОДОКАНАЛ"