г. Краснодар |
|
27 мая 2022 г. |
Дело N А53-13599/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 мая 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калуцких Р.Г., судей Анциферова В.А. и Епифанова В.Е., при участии в судебном заседании от заявителя - федерального бюджетного учреждения "Администрация Азово-Донского бассейна внутренних водных путей" - Ефремовой К.Ю.
(доверенность от 10.01.2022 N 01-4), Река О.В. (доверенность от 10.01.2022 N 01-3), от заинтересованного лица - министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области - Яновской Е.В. (доверенность 11.01.2022 N 28.1-1.4/77), Черных А.С. (доверенность от 20.05.2020 N 28.1-2.1/1858), в отсутствие представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "СпецГеоТрансПроект", общества с ограниченной ответственностью "КРТ Система", акционерного общества "Аватик", Федеральное агентство морского и речного транспорта, Департамента лесного хозяйства по Южному федеральному округу, Федерального агентства лесного хозяйства, Территориального управления Росимущества в Ростовской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу федерального бюджетного учреждения "Администрация Азово-Донского бассейна внутренних водных путей" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.12.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2022 по делу N А53-13599/2021,
УСТАНОВИЛ:
федеральное бюджетное учреждение "Администрация Азово-Донского бассейна внутренних водных путей" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Ростовской области (далее - министерство) о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе в постановке на кадастровый учет земельных участков, образуемых путем раздела существующих земельных участков с кадастровыми номерами 61:03:0000000:3935, 61:03:0000000:3940, 61:03:0600002:530, 61:03:0600002:542, 61:03:0600004:2260, 61:03:0600004:824, 61:03:0600004:3748, 61:03:0600002:89, 61:03:0600016:536 (далее - образуемые и исходные участки) с сохранением исходных участков в измененных границах; о понуждении к внесению изменений в государственный лесной фонд и исправлению реестровых ошибок в местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 61:03:0000000:3935, 61:03:0000000:3940, 61:03:0600002:530, 61:03:0600002:542, относящихся к землям лесного фонда, которые препятствуют постановке на кадастровый учет образуемых участков; о понуждении к постановке на кадастровый учет образуемых участков на основании межевых планов в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу (с учетом уточнений, заявленных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Арбитражный процессуальный кодекс).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "СпецГеоТрансПроект", общество с ограниченной ответственностью "КРТ Система", акционерное общество "Аватик", Федеральное агентство морского и речного транспорта (далее - Росморечфлот), Департамент лесного хозяйства по Южному федеральному округу (далее - департамент), Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз), Территориальное управление Росимущества в Ростовской области.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 20.12.2021, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2022, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением и постановлением, учреждение обратилось в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса с кассационной жалобой, в которой просит отменить состоявшиеся судебные акты по настоящему делу и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В кассационной жалобе учреждение указывает на то, что в поданном суд заявлении имелись доводы о незаконности отказа министерства, Правила подготовки документации по планировке территории, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2017 N 884, не подлежали применению в спорном случае. Законом не предусмотрена возможность отзыва согласования документации по планировке территории либо частичное согласование. Вывод об отсутствии у министерства полномочий на постановку на кадастровый учет земельных участков, относящихся к землям лесного фонда, и по исправлению реестровых ошибок противоречит материалам дела.
В отзывах на кассационную жалобу министерство и Рослесхоз указали на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, просили в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
В отзыве на кассационную жалобу Росморечфлот поддержал ее доводы.
В судебном заседании представители учреждения поддержали доводы кассационной жалобы, просили судебные акты нижестоящих судов отменить, кассационную жалобу - удовлетворить.
Представитель министерства возражал против доводов жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил судебные акты оставить в силе.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии с правилами части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятия обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзывах на нее, заслушав пояснения представителей учреждения и министерства, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Судами установлено и следует из материалов дела, что в рамках реализации государственной программы "Развитие транспортной системы" разработана и утверждена "Стратегия развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года", в соответствии с которыми проводится комплекс мероприятий по строительству Багаевского гидроузла на р. Дон, государственным заказчиком которого выступает Росморречфлот.
В соответствии со схемой территориального планирования принято распоряжение Росморречфлота от 19.12.2016 N ВО-303-р "О подготовке документации по планировке территории объекта "Строительство Багаевского гидроузла на р. Дон"".
На основании соглашений от 10.02.2014 N СГ-6 и от 16.06.2020 N 110-12-2020-002, заключенных Росморречфлотом и учреждением, последнему переданы полномочия застройщика по реализации данного объекта.
По результатам конкурса на выполнение проектных работ по объекту, в том числе и работ по разработке документации по планировке территории объекта, учреждение (застройщик) и АО "Акватик" (генеральный проектировщик) заключили государственный контракт от 10.11.2016 N 03-16-ОК (далее - контракт N 03-16-ОК), в соответствии с которым генеральный проектировщик разработал документацию по планировке территории в целях размещения объекта. ООО "КРТ Система" в качестве субподрядчика непосредственно осуществляло работы по разработке и согласованию документации по планировке территории.
Документация по планировке территории, подготовленная применительно к землям лесного фонда, согласована с министерством, являющимся органом государственной власти, осуществляющим предоставление лесных участков в границах земель лесного фонда (письмо от 25.08.2017 N 28.03-28.031.1/3569).
Документация по планировке территории была утверждена распоряжением Росморречфлота от 25.08.2017 N КС-211-р.
На основании разработанной и утвержденной Росморечфлотом документации по планировке территории генеральным проектировщиком совместно с представителями министерства, оформлены акты выбора лесного участка и акты натурного технического обследования участка лесного фонда, которые утверждены распоряжениями министерства от 27.12.2017 N 268-ИЛ и 269-ИЛ.
Как указывает заявитель, генеральный проектировщик разработал проектную документацию лесных участков, которая утверждена приказом министерства от 20.02.2018 N 12-ИЛ.
При проведении государственной экспертизы проектной документации на объекте по результатам устранения замечаний в проектную документацию были внесены изменения, в том числе по расположению защитных дамб в верхнем бьефе образуемого водохранилища, возникла необходимость внесения изменений в документацию по планировке территории, в связи с чем в 2018 году были внесены изменения в документацию по планировке территории на объект только в границах Манычского сельского поселения Багаевского района. Изменения в документацию по планировке территории, подготовленные применительно к землям лесного фонда, также согласованы с министерством (письмо от 31.08.2018 N 23.2-2.1.1/1030).
Изменения в документацию по планировке территории объекта утверждены распоряжением Росморречфлота от 28.09.2018 N КС-330-р.
В связи с изменениями в документацию по планировке территории, генеральным проектировщиком оформлены акты выбора лесного участка и акты натурного технического обследования участка лесного фонда, которые утверждены распоряжениями министерства от 24.08.2018 N 60-ИЛ и 61-ИЛ, разработана проектная документация лесных участков, утвержденная приказом министерства от 24.08.2018 N 243-ИЛ.
В 2019 году внесены изменения в документацию по планировке территории, которые затрагивали сельские поселения (за исключением Манычского сельского поселения Багаевского района). Изменения в документацию по планировке территории, подготовленные применительно к землям лесного фонда, согласованы с министерством письмом от 03.06.2019 N 28.2-2.1.1/2199, а также с учетом вносимых изменений в документацию по планировке территории, министерством утверждены акты выбора лесного участка и натурного технического обследования участка лесного фонда и проектная документация лесных участков (распоряжения от 03.06.2019 N 39-ИЛ, 40-ИЛ, 41-ИЛ и приказы от 03.06.2019 N 214-ИЛ, 215-ИЛ).
Изменения в документацию по планировке территории утверждены распоряжением Росморречфлота от 17.06.2019 N КС-249-р.
В целях оформления земельных участков, попадающих в зону размещения объекта, из неразграниченной собственности и путем изъятия у правообладателей, заявителем на конкурсной основе с ООО "СпецГеоТрансПроект" заключен договор от 26.08.2020 N 01-20-ОК-223-ФЗ (далее - договор N 01-20-ОК-223-ФЗ).
ООО "СпецГеоТрансПроект" и его субподрядчик ООО "КРТ Система" в рамках исполнения обязательств по договору N 01-20-ОК-223-ФЗ выполнили работы по формированию земельных участков из неразграниченной собственности и подготовке межевых планов этих участков на основании утвержденной министерством проектной документацией лесных участков и документации по планировке территории.
Учреждение направило в министерство письмо от 24.09.2020 N 01-757 с просьбой обратиться с заявлением о постановке на кадастровый учет земельных участков, образуемых путем раздела существующих земельных участков с кадастровыми номерами 61:03:0000000:3935, 61:03:0000000:3940, 61:03:0600002:530, 61:03:0600002:542, 61:03:0600004:2260, 61:03:0600004:824, 61:03:0600004:3748, 61:03:0600002:89, 61:03:0600002:536 с сохранением исходных земельных участков в измененных границах. К письму учреждение приложило межевые планы.
В результате переписки (письмо министерства в адрес учреждения от 26.12.2020 N 28.2-КО.5/5236, письмо ООО "КРТ Система" в адрес министерства от 21.01.2021 N 34 и ответ министерства на него от 08.02.2021 N 28.2-КО.5/496) министерство выразило позицию о невозможности постановки образуемых участков на кадастровый учет. Отказ мотивирован тем, что в связи с установлением границ Семикаракорского лесничества, внесением их в Единый государственный реестр недвижимости и уточнением границ лесничества с привязкой на местности утвержденная министерством в 2018 и 2019 годах проектная документация лесных участков требует актуализации и доработки в части изменения адресной части земельных участков, количественных и качественных характеристик лесных участков. Министерство указало, что корректировка документации по планировке территории в соответствии с частью 12.3 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подлежит согласованию с министерством и утверждению в установленном законом порядке.
Полагая, что действия (бездействие) министерства являются незаконными, учреждение обратилось с заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды руководствовались статьями 7, 8, 71, 81, 83, 91 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс), статьями 3, 14, 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) и пришли к выводу, что доказательства исправления документации по планировке территории с учетом замечаний министерства отсутствуют, министерство не обладает полномочиями по постановке на кадастровый учет земельных участков.
Суд округа не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственным органом оспариваемого решения, возлагается на соответствующий орган (часть 1 статьи 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
Для удовлетворения такого заявления необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса). При этом, по смыслу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Предметом настоящего спора согласно требованиям учреждения фактически выступает отказ министерства в согласовании межевых планов по образованию земельных участков путем раздела исходных участков и подаче заявлений о государственном кадастровом учете образуемых участков в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области.
Основанием для оспариваемого отказа послужило то, что ввиду установления границ Семикаракорского лесничества, внесения их в Единый государственный реестр недвижимости и уточнения границ лесничества с привязкой на местности информация, отраженная в утвержденной министерством в 2018 и 2019 годах проектной документации лесных участков, требует актуализации и доработки, а документация по планировке территорий подлежит корректировке в части размещения объекта "Строительство Багаевского гидроузла на р. Дон" в границах земель лесного фонда Семикаракорского лесничества.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Статьей 81 Лесного кодекса закреплены полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.
При этом, часть 1 статьи 83 Лесного кодекса имеет исчерпывающий (закрытый) перечень полномочий, переданный органам государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений.
В соответствии с частью 12.3 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации документация по планировке территории, подготовленная применительно к лесным участкам, до ее утверждения подлежит согласованию с органами государственной власти, осуществляющими предоставление лесных участков в границах такого участка.
В соответствии с пунктами 5.4.4, 5.4.12 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736, принятие решений об установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов; проектирование лесничеств (в том числе установление границ лесничеств) относится к полномочиям Рослесхоза.
Границы Семикаракорского лесничества установлены на основании приказа Рослесхоза от 13.02.2019 N 191 с координатным описанием местоположения границ лесничества, изданного в соответствии со статьей 81 Лесного кодекса, пунктом 5.5 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736, приказом Рослесхоза от 22.12.2008 N 399 "Об определении количества лесничеств на территории Ростовской области и установлении их границ" (в редакции приказа Рослесхоза от 19.10.2010 N 391).
О внесении границ Семикаракорского лесничества в Единый государственный реестр недвижимости Рослесхоз проинформировал министерство письмом от 23.07.2019 N АВ-03-46/13376, а об установлении границ Семикаракорского лесничества и о внесении в него изменений приказом Рослесхоза от 23.04.2019 N 547 - письмом от 19.11.2019 N АВ-03-27/22378.
Постановлением Правительства Ростовской области от 30.04.2014 N 320 утверждено Положение о министерстве, в соответствии с которым министерство является органом исполнительной власти Ростовской области, осуществляющим реализацию в соответствии с федеральным и областным законодательством полномочий Ростовской области, а также переданных отдельных государственных полномочий Российской Федерации в сфере использования, воспроизводства, защиты и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, объекты животного мира и среду их обитания, в области лесных отношений, в области охоты, в сфере охраны окружающей среды, водных отношений, в области безопасности гидротехнических сооружений (пункт 1.1). К полномочиям министерства отнесено осуществление владения, пользования, распоряжения лесными участками, находящимися в государственной собственности Ростовской области, на которых оно реализует полномочия в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (пункт 2.1.1), а также осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданные органам государственной власти Ростовской области в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса (пункт 2.1.9).
Министерство не является органом, в полномочия которого входит распоряжение земельными участками, не входящими в земли лесного фонда.
На момент рассмотрения и согласования проектной документации лесных участков (с мая по июнь 2019 года) министерству не было известно о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах Семикаракорского лесничества, Рослесхоз уведомил министерство об указанном не ранее 23.07.2019 письмом N АВ-03-46/13376. Границы зоны Семикаракорского лесничества зарегистрированы, внесены в реестр в соответствии с действующим законодательством и являются обязательными для всех. Несоответствия, выявленные при сопоставлении границ Семикаракорского лесничества и границ лесных участков в утвержденной проектной документации лесных участков, попадающих в зону строительства объекта, не могут быть проигнорированы министерством.
В связи с указанным, необходимо осуществить актуализацию и корректировку проектной документации лесных участков с учетом того, что для размещения объекта могут быть использованы только участки, на которые имеются материалы лесоустройства, а также корректировку документации по планировке территории, произведенную в части размещения объекта в границах земель лесного фонда.
При таких обстоятельствах суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу, что у министерства отсутствуют полномочия по постановке на кадастровый учет земельных участков, как входящих в границы Семикаракорского лесничества, так и относящихся к земельным участкам, не входящим в земли лесного фонда.
Таким образом, министерство, располагая информацией о расхождении границ образуемых земельных участков в целях размещения объекта "Строительство Багаевского гидроузла на р. Дон" с границами Семикаракорского лесничества, внесенными в Единый государственный реестр недвижимости, в качестве зоны с особыми условиями использования территории, и с учетом отсутствия у него полномочий на распоряжение рядом участков, находящихся полностью или частично за границами Семикаракорского лесничества, правомерно отказало в согласовании межевых планов и направлении заявлений в регистрирующий орган.
Доводы учреждения о возложении на министерство обязанности по исправлению реестровых ошибок в местоположении отдельных участков лесного фонда, выходящих за границу планшетов материалов лесоустройства, подлежат отклонению, поскольку наличие указанных реестровых ошибок не установлено в надлежащем порядке в соответствии с законом.
Нарушений норм процессуального права в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса, являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения вынесенных по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.12.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2022 по делу N А53-13599/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Р.Г. Калуцких |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Ростовской области от 30.04.2014 N 320 утверждено Положение о министерстве, в соответствии с которым министерство является органом исполнительной власти Ростовской области, осуществляющим реализацию в соответствии с федеральным и областным законодательством полномочий Ростовской области, а также переданных отдельных государственных полномочий Российской Федерации в сфере использования, воспроизводства, защиты и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, объекты животного мира и среду их обитания, в области лесных отношений, в области охоты, в сфере охраны окружающей среды, водных отношений, в области безопасности гидротехнических сооружений (пункт 1.1). К полномочиям министерства отнесено осуществление владения, пользования, распоряжения лесными участками, находящимися в государственной собственности Ростовской области, на которых оно реализует полномочия в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (пункт 2.1.1), а также осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданные органам государственной власти Ростовской области в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса (пункт 2.1.9)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 мая 2022 г. N Ф08-4024/22 по делу N А53-13599/2021