город Ростов-на-Дону |
|
24 февраля 2022 г. |
дело N А53-13599/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 февраля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чотчаева Б.Т.,
судей Ковалевой Н.В., Новик В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чекуновой А.Т.,
при участии:
от заявителя: представители Ефремова К.Ю. по доверенности от 10.01.2022, Павлова Д.Е. по доверенности от 10.01.2022,
от заинтересованного лица: представители Черных О.С. по доверенности от 20.052020, Лосева Е.Ф. по доверенности от 19.08.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального бюджетного учреждения "Администрация Азово-Донского бассейна внутренних водных путей"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.12.2021 по делу N А53-13599/2021
по заявлению федерального бюджетного учреждения "Администрация Азово-Донского бассейна внутренних водных путей" (ОГРН 1026103272744 ИНН 6164059445)
к Министерству природных ресурсов и экологии Ростовской области (ОГРН 1076166000129 ИНН 6166059867)
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "СпецГеоТрансПроект" (ОГРН 1057746020287 ИНН 7722535590), общества с ограниченной ответственностью "КРТ Система" (ОГРН 1117746531320 ИНН 7716692958), акционерного общества "Аватик" (ОГРН 1027739098573 ИНН 7701145737), Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморечфлот), Департамента лесного хозяйства по ЮФО (ОГРН 1076166000734), Федерального агентства лесного хозяйства (ОГРН 1047796366298 ИНН 7705598840), Территориального управления Росимущества в Ростовской области (ОГРН 1096195001704 ИНН 6163097776),
об оспаривании действий,
УСТАНОВИЛ:
федеральное бюджетное учреждение "Азово-Донская бассейновая администрация" (далее - заявитель, ФБУ "Азово-Донская бассейновая администрация") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, министерство) о признании незаконными бездействия министерства, выразившиеся в отказе в постановке на кадастровый учет земельных участков, образуемых путем раздела существующих 61:03:0000000:3935, 61:03:0000000:3940, 61:03:0600002:530, 61:03:0600002:542, 61:03:0600004:2260, 61:03:0600004:824, 61:03:0600004:3748, 61:03:0600002:89, 61:03:0600016:536 с сохранением исходных земельных участков в измененных границах; об обязании министерства внести изменения в государственный лесной фонд и исправить реестровые ошибки в местоположении границ земельных участков из земель лесного фонда с кадастровыми номерами 61:03:0000000:3935, 61:03:0000000:3940, 61:03:0600002:530, 61:03:0600002:542, которые препятствуют постановке на кадастровый учет земельных участков, образуемых путем раздела существующих: 61:03:0000000:3935, 61:03:0000000:3940, 61:03:0600002:530, 61:03:0600002:542, 61:03:0600004:2260, 61:03:0600004:824, 61:03:0600004:3748, 61:03:0600002:89, 61:03:0600016:536 с сохранением исходных земельных участков в измененных границах; об обязании министерства поставить на кадастровый учет земельные участки, образуемые путем раздела существующих: 61:03:0000000:3935, 61:03:0000000:3940, 61:03:0600002:530, 61:03:0600002:542, 61:03:0600004:2260, 61:03:0600004:824, 61:03:0600004:3748, 61:03:0600002:89, 61:03:0600016:536 с сохранением исходных земельных участков в измененных границах, на основании межевых планов, в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "СпецГеоТрансПроект"), общество с ограниченной ответственностью "КРТ Система", акционерное общество "Аватик", Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморечфлот), Департамент лесного хозяйства по Южного федерального округа (ОГРН 1076166000734), Федеральное агентство лесного хозяйства, Территориальное управление Росимущества в Ростовской области (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 20.12.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ФБУ "Азово-Донская бассейновая администрация" обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе ФБУ "Азово-Донская бассейновая администрация" просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ФБУ "Азово-Донская бассейновая администрация" выражает несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что документация по планировке территории не согласована министерством в соответствии с положениями Правил подготовки документации по планировке территории, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2017 N 884 и пунктов 3, 4 части 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации. По мнению апеллянта, суд первой инстанции не исследовал представленные в материалы дела доказательства и пояснения о правомерном и законном решении Росморречфлота об утверждении документации по планировке территории объекта "Строительство Багаевского гидроузла на р. Дон". Считает неправомерным вывод суда первой инстанции о том, что министерство не обладает полномочиями по постановке на кадастровый учет земельных участков.
По мнению заявителя жалобы, бездействие министерства приведет нарушению сроков реализации государственного контракта на выполнение комплекса строительно-монтажных работ по объекту "Строительство Багаевского гидроузла на р. Дон", заключенного 19.10.2021 и повлечет причинение убытков Российской Федерации.
В представленном в материалы дела отзыве министерство просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства путем публикации определения суда на сайте суда согласно пункту 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие третьих лиц.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 15.04.2014 постановлением Правительства Российской Федерации N 319 утверждена Государственная программа Российской Федерации "Развитие транспортной системы", которая действовала до 01.01.2018. С 01.01.2018 вступило в действие постановление Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 N 1596 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы".
В рамках реализации государственной программы разработана "Стратегия развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года", утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 327-р; по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 15.08.2016 N Пр-1741 ГС даны поручения Президента Российской Федерации, в соответствии с которыми проводится комплекс мероприятий по строительству Багаевского гидроузла на р. Дон.
Государственным заказчиком объекта "Строительство Багаевского гидроузла на р. Дон" выступает Федеральное агентство морского и речного транспорта Российской Федерации (далее - Росморречфлот).
В соответствии со схемой территориального планирования Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 N 384-р, в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 13.04.2017 N 688-р, принято распоряжение Росморречфлота от 19.12.2016 N ВО-303-р "О подготовке документации по планировке территории объекта "Строительство Багаевского гидроузла на р. Дон".
Полномочия застройщика по реализации объекта по соглашению от 10.02.2014 N СГ-6 переданы ФБУ "Азово-Донская бассейновая администрация", которое действовало до 16.06.2020. С 16.06.2020 вступило в силу новое соглашение N 110-12-2020-002 о передаче отдельных полномочий государственного заказчика ФБУ "Азово-Донская бассейновая администрация". При этом объем переданных полномочий не изменился.
В соответствии с переданными полномочиями в 2016 году проведен конкурс на право заключения государственного контракта на выполнение проектных работ по объекту, в том числе и работ по разработке документации по планировке территории объекта. По результатам конкурса 10.11.2016 между ФБУ "Азово-Донская бассейновая администрация" (застройщик) и акционерным обществом "Акватик" (АО "Акватик") (генеральный проектировщик) заключен государственный контракт N 03-16-ОК (далее - контракт N 03-16-ОК).
В соответствии с контрактом N 03-16-ОК генпроектировщик разработал документацию по планировке территории в целях размещения Объекта. ООО "КРТ Система", как субподрядчик, непосредственно осуществляло работы по разработке и согласованию документации по планировке территории.
Документация по планировке территории, подготовленная применительно к землям лесного фонда, согласована с органом государственной власти, осуществляющими предоставление лесных участков в границах земель лесного фонда, то есть с министерством (письмо от 25.08.2017 N 28.03-28.031.1/3569 прилагается).
Документация по планировке территории была утверждена распоряжением Росморречфлота от 25.08.2017 N КС-211-р.
На основании разработанной и утвержденной Росморечфлотом документации по планировке территории генпроектировщиком, совместно с представителями министерства, оформлены акты выбора лесного участка и акты натурного технического обследования участка лесного фонда, которые были утверждены распоряжениями министерства N 268-ИЛ и N 269-ИЛ от 27.12.2017.
Как указывает заявитель, генпроектировщик разработал проектную документацию лесных участков, которая утверждена приказом министерства от 20.02.2018 N 12-ИЛ.
Как указывает заявитель, при проведении государственной экспертизы проектной документации на объекте по результатам устранения замечаний в проектную документацию были внесены изменения, в том числе по расположению защитных дамб в верхнем бьефе образуемого водохранилища, возникла необходимость внесения изменений в документацию по планировке территории, в связи с чем в 2018 году были внесены изменения в документацию по планировке территории на объект только по Манычскому сельскому поселению Багаевского района. Изменения в документацию по планировке территории, подготовленные применительно к землям лесного фонда, также согласованы с министерством (письмо от 31.08.2018 N 23.2-2.1.1/1030).
Изменения в документацию по планировке территории объекта утверждены распоряжением Росморречфлота от 28.09.2018 "КС-330-р.
В связи с изменениями в документацию по планировке территории, генпроектировщиком оформлены акты выбора лесного участка и акты натурного технического обследования участка лесного фонда, которые были утверждены распоряжением министерства от 24.08.2018 N 60-ИЛ и N 6-ИЛ, разработана проектная документация лесных участков, утвержденная приказом министерства от 24.08.2018 N 243-ИЛ.
В 2019 году внесены изменения в документацию по планировке территории, которые затрагивали сельские поселения (за исключением Манческого). Изменения в документацию по планировке территории, подготовленные применительно к землям лесного фонда, согласованы с министерством (письмо от 03.06.2019 N 28.2-2.1.1/2199), а также с учетом вносимых изменений в документацию по планировке территории, министерством были утверждены акты выбора лесного участка, акты натурного технического обследования участка лесного фонда и проектная документация лестных участков (распоряжения от 03.06.2019 N 39-ИЛ, от 03.06.2019 N 40-ИЛ, от 03.06.2019 N 41-ИЛ и приказы от 03.06.2019 N 214-ИЛ, от 03.06.2019 N 215-ИЛ).
Изменения в документацию по планировке территории утверждены распоряжением Росморречфлота от 17.06.2019 N КС-249-р.
В целях оформления земельных участков, попадающих в зону размещения объекта, из неразграниченной собственности и путем изъятия у правообладателей, заявителем на конкурсной основе 26.08.2020 с ООО "СпецГеоТрансПроект" заключен договор N 01-20-ОК-223-ФЗ (далее - договор N 01-20-ОК-223-ФЗ).
ООО "СпецГеоТрансПроект" и его субподрядчик ООО "КРТ Система" в рамках исполнения обязательств по договору N 01-20-ОК-223-ФЗ выполнили работы по формированию земельных участков из неразграниченной собственности и подготовке межевых планов этих участков на основании утвержденной министерством проектной документацией лесных участков и документации по планировке территории.
24.09.2020 ФБУ "Азово-Донская бассейновая администрация" направило в министерство заявление N 01-757 о постановке на кадастровый учет земельных участков, образуемых путем раздела существующих с сохранением исходных земельных участков в измененных границах. Кадастровые номера исходных земельных участков: 61:03:0000000:3935, 61:03:0000000:3940, 61:03:0600002:530, 61:03:0600002:542, 61:03:0600004:2260, 61:03:0600004:824, 61:03:0600004:3748, 61:03:0600002:89, 61:03:0600002:536. Межевые планы прилагались к заявлению.
В результате многочисленной переписки (письма от 26.12.2020 N 28.2-КО.5/5236, от 21.01.2021 N 34 и от 08.02.2021 N 28.2-КО.5/496) министерство указало причины, по которым невозможно поставить на кадастровый учет вышеназванные земельные участки, а именно:
- проектная документация лесных участков, утвержденная министерством в 2018 году и в 2019 году, требует актуализации и доработки в связи с установлением границ Семикаракорского лесничества и внесением их в ЕГРН, а также в связи с изменениями в адресной части земельных участков.
- в связи с установлением границ Семикаракорского лесничества и изменениями адресной части земельных участков, количественных и качественных характеристик лесных участков необходимо внести в документацию по планировке территории корректировку и провести согласование согласно части 12.3. статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
ФБУ "Азово-Донская бассейновая администрация" указывает, что в момент рассмотрения и согласования проектной документации лесных участков, в период с мая по июнь 2019 года, министерству было известно об изданном Рослесхозом приказе от 13.02.2019 N 191 об установлении границ Семикаракорского лесничества в Ростовской области, но при этом утверждаемая им проектная документация лесных участков заведомо не соответствовала границам Семикаракорского лесничества.
Оспаривая бездействие министерства, выразившееся в неутверждении проектной документации лесных участков на основании представленных межевых планов, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по предоставлению лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.
Пунктом 2.1.9 Положения о министерстве предусмотрено, что министерство предоставляет лесные участки, расположенные в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду; 3) договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.
Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.
Согласно части 5 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование юридическим лицам и безвозмездное пользование гражданам осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела, в течение 2017-2019 годов документация по планировке территории, подготовленная применительно к землям лесного фонда, неоднократно направлялась ООО "КРТ Система" (субподрядчик) в министерство на согласование, и в отдельных представленных редакциях была согласована министерством, но с определенными замечаниями, условиями, которые необходимо было устранить, доработать (письма от 03.06.2019 N 28.2.-2.1.1/2149, от 17.06.2019 N 28.2-2.1.1/2363).
Так, в соответствии с запросом ООО "КРТ Система" от 27.05.2019 N 408 (вх. 28.2/1295 от 03.06.2019) министерством была рассмотрена документация по планировке территории и подготовлено письмо в адрес заявителя об утверждении проектной документации лесных участков, а также о согласовании границы размещения объекта "Строительство Багаевского гидроузла на р. Дон" в отношении земель лесного фонда (исх. министерства от 03.06.2019 N 28.2-2.1.1/2149). При этом в указанном письме министерство отметило о необходимости отражения в текстовой части документации по планировке территории сведений о целевом назначении лесов, видах разрешенного использования лесных участков, качественных и количественных характеристик земель лесного фонда, попадающих в зону строительства объекта согласно действующему законодательству.
04.06.2019 в министерство от ООО "КРТ Система" поступил запрос о рассмотрении документации по планировке территории (доработанная версия) со ссылкой на ранее направленное ООО "КРТ Система" в адрес министерства письмо от 03.06.2019 N 28.2/1295 (вх. от 04.06.2021 N 28.2/1300), при этом реквизиты поступившего запроса и его содержание полностью совпадали с ранее поступившим в министерство входящим письмом от 03.06.2019 N 28.2/1295 (от 27.05.2019 N 408).
По результатам рассмотрения представленной доработанной документации министерство письмом от 17.06.2019 N 28.2-2.1.1/2363 отозвало свое согласование документации по планировке территории (границ объекта) по причине наличия ошибок в графической и текстовой части документации по планировке территории, а также несоответствия внесенных в ЕГРН сведений о местоположении границ Семикаракорского лесничества с границами земельных участков, образуемых в целях размещения Объекта. Однако документация по планировке территории, доработанная, но не согласованная с министерством в представленном 04.06.2021 варианте, утверждена приказом Росморречфлота 17.06.2019.
В июле 2019 года границы Семикаракорского лесничества внесены в ЕГРН с присвоением учетного номера 61.00.2.465 (61:00-6.695), о чем письмом от 23.07.2019 N АВ-03-46/13376 Рослесхоз информировал министерство о внесении границ Семикаракорского лесничества в ЕГРН.
По результатам сопоставления министерством границ зоны Семикаракорского лесничества, внесенной в ЕГРН, и границ лесных участков в утвержденной проектной документации лесных участков, попадающих в зону строительства объекта, выявлено большое количество несоответствий:
- часть ранее утвержденных участков остались за границей зоны Семикаракорского лесничества;
- часть площади ранее утвержденных участков частично исключены из границы зоны Семикаракорского лесничества;
- в границу зоны включены новые земельные участки, которые не относятся к землям лесного фонда.
Из материалов дела следует, что ряд земельных (лесных) участков, попадающих в зону размещения объекта, и образуемых путем раздела существующих земельных участков (61:03:0000000:3935, 61:03:0000000:3940, 61:03:0600002:530. 61:03:0600002:542, 61:03:0600004:2260, 61:03:0600004:824, 61:03:0600004:3748, 61:35:0600002:89, 61:39:0600016:536), полностью или частично находятся за границами Семикаракорского лесничества, утвержденными Рослесхозом по материалам лесоустройства, что подтверждается заключениями филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Воронежлеспроект", представленными в материалы дела (т. 2. л.д. 2-41).
При оценке указанных доказательств суд первой инстанции исходил из того, что применение филиалом ФГБУ "Рослесинфорг" "Воронежлеспроект" при подготовке заключений картометрического метода допустимо в соответствии с действующим законодательством, а само заключение носит экспертный характер (апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.06.2018 N 88-АПГ18-4).
Учитывая, что ряд земельных (лесных) участков, попадающих в зону размещения объекта, и образуемых путем раздела существующих земельных участков, полностью или частично находятся за границами Семикаракорского лесничества, утвержденными Рослесхозом по материалам лесоустройства, на основании приведенных выше норм, содержащих исчерпывающий перечень полномочий заинтересованного лица, суд первой инстанции правомерно указал, что министерство не вправе распоряжаться земельными участками, которые выходят за пределы земель лесного фонда. Распоряжение земельными участками, на которые отсутствуют материалы лесоустройства и которые находятся за пределами границы Семикаракорского лесничества, выходит за пределы полномочий Министерства.
Кроме того, министерством выявлены иные замечания к текстовой и графической части документации по планировке территории объекта, к способу образования земельных участков из земель лесного фонда, попадающих в зону строительства объекта, указанных в документации по планировке территории (письма от 03.06.2019 N 28.2-2.1.1/2149, от 02.08.2019 N 28.2-2.1.1/3145, от 17.06.2019 N 28.2-2.11/2363).
Доказательства устранения указанных замечаний к документации по планировке территории в материалы дела не представлены.
Распоряжением правительства Российской Федерации от 10.06.2014 N 1021-р на филиал ФГБУ "Рослесинфорг" "Воронежлеспроект" возложены полномочия по определению границ лесных участков в составе лесничеств и лесопарков.
В соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 03.12.2018 N 998 "Об утверждении Устава ФБГУ "Рослесинфорг", находящегося в ведении Рослесхоза, ФБГУ "Рослесинфорг" осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие виды деятельности:
- подготовка заключения о пересечениях границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий;
- обеспечение проектирования лесничеств и лесопарков, а также закрепления на местности местоположения их границ;
- обеспечение установления границ лесничеств (лесопарков);
- выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству и проектированию лесных участков;
- проведение кадастровых работ и землеустроительных работ;
- проведение и участие в проведении экспертиз и подготовка аналитических записок по вопросам лесного хозяйства, использования лесов и землеустройства и др.
Как следует из материалов дела, Рослехоз информировал министерство о внесении границ Семикаракорского лесничества в ЕГРН письмом от 23.07.2019 N АВ-03-46/13376. При этом информация об издании приказа Рослесхоза от 13.02.2019 N 191 об установлении границ Семикаракорского лесничества и информация о внесении в него изменений направлена Рослеехозом в адрес министерства письмом от 19.11.2019 N АВ-03-27/22378. Доказательства обратного в материалы дела заявителем не представлены.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, министерство, утверждая проектную документацию лесных участков в июне 2019 года, не владело сведениями о координатном описании границ Семикаракорского лесничества и об их утверждении приказом Рослесхоза. Определить на момент утверждения проектной документации лесных участков местоположение границ образуемых участков относительно границ лесничества, утвержденных приказом Рослесхоза, не представлялось возможным.
В связи с указанным, доводы заявителя о том, что министерство, утверждая проектную документацию лесных участков в июне 2019 года, владело сведениями об установлении границ Семикаракорского лесничества, отклоняются.
В соответствии с пунктом 18 Правил подготовки документации по планировке территории, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2017 N 884, в случае отказа одного или нескольких согласующих органов в согласовании документации по планировке территории уполномоченный орган, инициатор или лицо, указанное в пунктах 3 и 4 части 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, дорабатывает с учетом замечаний, изложенных в таком отказе, и повторно направляет ее в соответствующие согласующие органы.
В соответствии с пунктом 19 указанных правил в случае повторного отказа в согласовании документации по планировке территории одного или нескольких согласующих органов, инициатор или лицо, указанное в пунктах 3 и 4 части 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, вправе направить в уполномоченный орган обращение о проведении согласительного совещания с участием согласующих органов в целях урегулирования разногласий.
В материалы дела не представлены доказательства исправления документации по планировке территории с учетом замечаний министерства в части размещения объекта в границах земель лесного фонда, на которые имеются материалы лесоустройства и которые утверждены приказом Рослесхоза.
Из указанного следует невозможность осуществления кадастровых работ по разделу и образованию земельных участков лесного фонда в целях размещения объекта до внесения изменений в документацию по планировке территории.
В соответствии с частью части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Государственным кадастровым учетом недвижимости признается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных данным Законом сведений об объектах недвижимости (часть 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
В силу части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и(или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном этим законом порядке.
Согласно части 5 статьи 15 Закона N 218-ФЗ недвижимости в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежат Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальное образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти.
В соответствии с частью 5.1 статьи 15 Закона N 218-ФЗ недвижимости государственный кадастровый учет, в том числе при уточнении границ земельных участков, и (или) государственная регистрация прав на земельные участки, являющиеся в соответствии с лесным законодательством лесными участками, в составе земель лесного фонда осуществляются по заявлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, если ему переданы полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.
Учитывая изложенное, министерство не обладает полномочиями по постановке на кадастровый учет земельных участков, в связи с чем в удовлетворении требований о признании бездействия министерства, выраженного в отказе в постановке на кадастровый учет земельных участков и обязании осуществить постановку земельных участков на кадастровый учет, отказано правомерно.
Отказывая в удовлетворении заявления в части обязания министерства внести изменения в государственный лесной фонд и исправить реестровые ошибки в местоположении границ земельных участков, суд первой инстанци правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Распоряжение землями лесного фонда осуществляет Российская Федерация в лице уполномоченных органов.
Статьей 81 Лесного кодекса Российской Федерации закреплены полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.
При этом, часть 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации имеет исчерпывающий (закрытый) перечень полномочий, переданый органам государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений.
В соответствии с пунктами 5.4.4 и 5.4.12 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736, принятие решений об установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов; проектирование лесничеств (в том числе установление границ лесничеств) относится к полномочиям Рослесхоза.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации.
Исходя из правил названных статей местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотакционным выделам, их границам и площади.
Лесным кодексом Российской Федерации предусмотрено внесение сведений о лесных участках в государственный лесной реестр (статья 91 Лесного кодекса Российской Федерации), при этом полномочия по ведению государственного лесного реестра переданы субъектам Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в их границах (статья 83 Лесного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, государственный лесной реестр ведется на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний), которые не согласуются с системой ведения геодезической основы кадастра недвижимости в виде списка координат характерных (узловых и поворотных) точек и в настоящее время не могут быть в нее преобразованы.
Учитывая изложенное, в удовлетворении заявления в части внесения изменений в государственный лесной реестр, а также об обязании исправить реестровые ошибки в местоположении отдельных участков лесного фонда, выходящих за границу планшетов материалов лесоустройства, отказано верно.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.12.2021 по делу N А53-13599/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Б.Т. Чотчаев |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-13599/2021
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "АДМИНИСТРАЦИЯ АЗОВО-ДОНСКОГО БАССЕЙНА ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Федеральное агентство морского и речного транспорта, АО "АКВАТИК", ООО "КРТ СИСТЕМА", ООО "СпецГеоТрансПроект", Федеральное Агентство Морского и Речного Транспорта (РОСМОРРЕЧФЛОТ)