г. Краснодар |
|
27 мая 2022 г. |
Дело N А32-30020/2021 |
Судья Арбитражного суда Северо-Кавказского округа Герасименко А.Н.,
рассмотрев по правилам части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова участвующих в деле лиц (обеспечена возможность ознакомления с материалами дела в режиме ограниченного доступа в сети Интернет) кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Нефтестройиндустрия-юг"" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.11.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2022 по делу N А32-30020/2021,
установил следующее.
ООО "Фирма "Нефтестройиндустрия-юг"" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к ИФНС России N 2 по г. Краснодару (далее - инспекция, налоговый орган) об оспаривании постановления от 29.04.2021 N 231020210013/АП-8 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 49 475 рублей 49 копеек.
Решением суда от 11.11.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 27.01.2022, в удовлетворении заявления отказано.
В судах первой и апелляционной инстанций дело рассмотрено по общим правилам судопроизводства, в суде кассационной инстанции - рассматривается по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом части 5.1 статьи 211 названного Кодекса и особенностей, установленных статьей 288.2 Кодекса.
В соответствии со статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено единолично без вызова сторон.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и удовлетворить его требования. Суды не приняли во внимание уведомление от 24.06.2021 N 1343 о вызове в налоговый орган налогоплательщика, подтверждающее, что дата, указанная в постановлении от 29.04.2021 N 231020210013/АП-8, не соответствует фактической дате его вынесения. Фальсификация даты рассмотрения административного дела обусловлена истечением срока давности привлечения к административной ответственности. Налоговый орган не подтвердил, что уведомление не относится к оспариваемому постановлению. Суды не приняли во внимание, что на момент заключения договора работодателю не было известно о факте блокировки банковской карты работника, осуществляющего трудовую деятельность в обществе, при этом ранее заработная плата всегда переводилась на его банковский счет. Общество полагает, что административное правонарушение, за совершение которого оно привлекается к административной ответственности, является малозначительным.
Отзыв на жалобу не поступил.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, инспекцией проведена проверка соблюдения обществом валютного законодательства Российской Федерации с 01.01.2019 по 31.12.2019 на основании представленных обществом по требованию от 26.02.2021 N 3074/3081 документов. Установлено, что общество привлекало в 2019 году к трудовой деятельности иностранных работников - граждан Республики Узбекистан.
Инспекция выяснила, что заработная плата иностранному работнику Рахимову А.Т. выдана наличными денежными средствами из кассы общества в размере 65 697 рублей 32 копеек; данный факт подтверждается платежной ведомостью от 14.06.2019 N 85. Следовательно, общество 14.06.2019 осуществило незаконную валютную операцию на 65 697 рублей 32 копейки, расчеты по которой произведены без перевода на счета в уполномоченных банках, то есть нарушены требования пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ).
По факту выявленных правонарушений инспекцией в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 26.04.2021 N 231020210013/2, действия общества квалифицированы по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Определением от 26.04.2021 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении (получено представителем общества по доверенности от 26.04.2021) общество приглашено для рассмотрения дела об административном правонарушении.
Постановлением от 29.04.2021 N 231020210013/АП-8 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 49 475 рублей 49 копеек.
Считая указанное постановление о привлечении к административной ответственности незаконным, общество оспорило его в судебном порядке.
При принятии судебных актов суды руководствовались статьями 208, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 15.25 КоАП РФ, статьями 1, 2, 14, 25 Закона N 173-ФЗ, пунктами 2.2, 3.1, 3.52 Инструкции Банка России от 30.05.2014 N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов".
Суды выяснили, что общество (резидент) на основании заявления выдало по трудовому договору заработную плату своему работнику (нерезиденту) на общую сумму 65 697 рублей 32 копейки из кассы предприятия в наличной форме по платежной ведомости от 14.06.2019 N 85. Данный факт общество не оспаривает. Доказательства наличия у Рахимова А.Т. на момент выдачи заработной платы вида на жительство в материалы дела не представлены.
Поскольку работник является гражданином иностранного государства - нерезидентом, то реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением Закона N 173-ФЗ, следовательно, при выдаче обществом иностранному работнику заработной платы применению подлежат специальные нормы этого Закона.
В силу части 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, закреплен в части 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ. При этом валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность осуществления такой валютной операции, как выдача резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации, без перевода на счета в уполномоченных банках, в перечень исключений такая выплата не входит.
В данном случае в действиях предприятия имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Как указали суды, установленные частью 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ требования об осуществлении расчетов через счета в уполномоченных банках обусловлены необходимостью обеспечения надлежащего контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, в том числе для предотвращения неконтролируемого оттока капитала за рубеж, противодействия незаконным и сомнительным финансовым операциям.
Судебные инстанции приняли во внимание, что в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие принятие обществом всех зависящих от него мер по соблюдению требований валютного законодательства, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств. При этом, вступая в трудовые отношения с иностранными гражданами, общество как добросовестный участник правоотношений, должно было знать об их статусе резидентов или нерезидентов Российской Федерации.
Суды отклонили ссылку общества на то, что выдача заработной платы иностранному работнику обусловлена его личным заявлением, поскольку банк отказал в открытии расчетного счета, отметив, что названное обстоятельство не исключает ответственность общества за вмененное правонарушение.
Довод общества о нарушении инспекцией порядка привлечения к административной ответственности с указанием на то, что оспариваемое постановление фактически принято не в дату, содержащуюся в постановлении, а значительно позже, то есть срок привлечения к ответственности пропущен, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получил надлежащую оценку. Как отметил апелляционный суд, уведомлением от 22.04.2021 N 11-11/1694 (получено представителем общества по доверенности от 20.04.2021 Шапкун Е.А. 22.04.2021 лично) общество приглашено для составления протокола об административном правонарушении. 26 апреля 2021 года в присутствии представителя общества по доверенности составлен протокол об административном правонарушении N 231020210013/62 по факту совершения обществом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ. В тот же день (26.04.2021) представитель общества по доверенности от 26.04.2021 Шапкун Е.А. получила копию данного протокола (т. 2, л. д. 20 - 24). Определением от 26.04.2021 N 11-11/1698 назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении - в 16 часов 00 минут 29.04.2021. Указанное определение также получено представителем общества по доверенности от 26.04.2021 Шапкун Е.А. (т. 2, л. д. 19). Постановлением о назначении административного наказания от 29.04.2021 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ. На рассмотрении дела об административном правонарушении Шапкун Е.А., будучи законным представителем общества по доверенности от 29.04.2021, привела доводы по факту выявленного правонарушения, отраженные в постановлении от 29.04.2021 N 231020210013/АП-8. Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Доводы общества о том, что оспариваемое постановление вручено представителю общества только 29.06.2021, как отметил суд апелляционной инстанции, не свидетельствуют о фактическом принятии постановления в иную дату. Нарушение инспекцией срока направления постановления не является безусловным основанием для признания такого постановления незаконным.
Ссылки общества на уведомления налогового органа от 24.06.2021 N 1342, 1343, в соответствии с которым общество приглашено 24.06.2021 для рассмотрения дела об административном правонарушении, не подтверждают доводы о принятии инспекций оспариваемого постановления в иную дату (т. 1, л. д. 124, т. 2, л. д. 64 - 65).
Суд апелляционной инстанции принял во внимание, что в представленном в материалы дела уведомлении отсутствует указание на конкретный номер дела об административном правонарушении, в связи с чем признать данное доказательство относимым непосредственно к спорному делу невозможно.
Судом первой инстанции рассмотрено заявление общества о фальсификации даты изготовления постановления, сделан вывод о том, что оно не соответствует критериям, установленным статьей 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поэтому в его удовлетворении отказано. Суд апелляционной инстанции не выявил нарушений порядка рассмотрения заявления.
Довод общества об указании в постановлении неверного места совершения правонарушения подлежит отклонению, так как местом регистрации и налогового учета в момент его совершения являлся город Краснодар, ул. Мира 69/1, помещение 15.
Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ двухлетний срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек, с учетом даты совершения административного правонарушения он заканчивался 14.06.2021.
Довод жалобы о неправомерном неприменении судами части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ подлежит отклонению. Замена штрафа на предупреждение либо назначение штрафа ниже низшего предела, закрепленного в соответствующей статье КоАП РФ, может производиться судами первой и апелляционной инстанций исходя из установленных по каждому конкретному делу исключительных обстоятельств. В данном случае судебная коллегия обсудила вопрос о возможности замены штрафа на предупреждение и не усмотрела оснований для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ, в силу которой являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, закрепленных в части 2 статьи 4.1.1 названного Кодекса.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. В отсутствие совокупности всех названных обстоятельств (условий применения административного наказания в виде предупреждения) возможность замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение не допускается. Вопрос о замене санкций связан с оценкой доказательств по делу и входит в компетенцию судов первой и апелляционной инстанций, которые не усмотрели наличия к тому правовых и фактических оснований (допущенное правонарушение не является совершенным впервые).
Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием судами норм права применительно к установленным обстоятельствам дела не свидетельствует о необходимости отмены обжалуемых решения и постановления.
Поскольку существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущены, основания для пересмотра обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.11.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2022 по делу N А32-30020/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. В отсутствие совокупности всех названных обстоятельств (условий применения административного наказания в виде предупреждения) возможность замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение не допускается. Вопрос о замене санкций связан с оценкой доказательств по делу и входит в компетенцию судов первой и апелляционной инстанций, которые не усмотрели наличия к тому правовых и фактических оснований (допущенное правонарушение не является совершенным впервые)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 мая 2022 г. N Ф08-3040/22 по делу N А32-30020/2021