г. Краснодар |
|
31 мая 2022 г. |
Дело N А63-10639/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Емтыль Ф.А., при участии в судебном заседании от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю - Темерханова И.А. (доверенность от 10.01.2022), от федерального государственного бюджетного учреждения "Южный федеральный центр спортивной подготовки" - Кругловой И.Ю. (доверенность от 10.01.2022), в отсутствие представителей федерального государственного бюджетного учреждения "Северо-Кавказский федеральный научно-клинический центр Федерального медико-биологического агентства", извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание) кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 12.10.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2022 по делу N А63-10639/2021, установил следующее.
ФГБУ "Южный федеральный центр спортивной подготовки" (далее - учреждение, ФГБУ "Юг Спорт") обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - управление) об отмене постановления от 23.06.2021 N 026/04/14.32-1041/2021 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении наказания в виде 10 849 920 рублей административного штрафа и уменьшении размера административного штрафа.
Решением суда от 12.10.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 05.03.2022, постановление управления от 23.06.2021 N 026/04/14.32-1041/2021 о привлечении учреждения к административной ответственности по части 2 статьи 14.32 КоАП РФ изменено в части назначенного наказания путем снижения размера административного штрафа до 1 808 320 рублей.
В кассационной жалобе управление просит отменить принятые по делу судебные акты, в удовлетворении требований учреждения отказать. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Основания для снижения штрафа отсутствовали.
В отзыве на жалобу учреждение просит судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы жалобы, а представитель учреждения отклонил их по мотивам, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, решением от 30.07.2020 N 026/01/17-990/2020 комиссия управления признала учреждение и ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России нарушившими требования пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) (создание преимущественных условий при проведении аукционов в электронной форме N 0321100017617000232 и 032100017618000539).
В управление по подведомственности из Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступило обращение физического лица на действия ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России при проведении закупок в электронной форме N 0321100017617000232 и 0321100017618000539 с указанием на наличие в действиях заказчика признаков нарушения Закона N 135-ФЗ, а именно: подготовке технического задания под конкретного победителя - ФГБУ "ЮГ Спорт".
По итогам внеплановых выездных проверок выявлены признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ, в том числе со стороны ФГБУ "Юг Спорт".
Определением управления от 28.04.2021 в отношении ФГБУ "Юг Спорт" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ, учреждению предложено явиться в 10 часов 40 минут 20.05.2021 для дачи объяснений, а также подписания протокола об административном правонарушении.
Определением управления от 20.05.2021 рассмотрение и подписание протокола назначено на 12 часов 00 минут 08.06.2021, копия определения направлена учреждению по электронной почте 27.05.2021, а также согласно списку внутренних почтовых отправлений от 25.05.2021 N 140 посредством почтовой связи и получена адресатом 04.06.2021 (подтверждается данными официального сайта АО "Почта России").
В отношении ФГБУ "Юг Спорт" в присутствии (посредством видео-конференц связи TrueConf) представителей учреждения Кругловой И.Ю., Клименок М.Г. по доверенностям от 07.06.2021, выданным для рассмотрения конкретного дела об административном правонарушении, 08.08.2021 составлен протокол N 488 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ. В протоколе указано, что рассмотрение дела об административном правонарушении состоится в 11 часов 30 минут 23.06.2021. Копия протокола направлена учреждению по электронной почте 10.06.2021, а также посредством почтовой связи и получена адресатом 18.06.2021; данный факт подтверждается списком почтовых отправлений от 10.06.2021 N 249 и сведениями с официального сайта АО "Почта России".
23 июня 2021 года управлением в отсутствие представителя учреждения рассмотрено дело об административном правонарушении и вынесено постановление N 026/04/14.32-1041/2021, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.32 КоАП РФ с назначением наказания в виде 10 849 920 рублей административного штрафа.
Не согласившись с постановлением управления, учреждение обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии судебных актов суды руководствовались статьями 14.32, 28.1 КоАП РФ, статьями 4, 17 Закона N 135-ФЗ.
Суды исходили из того, что решением антимонопольного органа от 30.07.2020 N 026/01/17-990/2020 в действиях ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России и ФГБУ "Юг Спорт" установлено нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ. Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 21.01.2021 по делу N А63-15973/2020, в котором принимали участие те же лица, указанное решение управления признано законным.
Таким образом, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ставропольского края от 21.01.2021 по делу N А63-15973/2020 установлено нарушение ФГБУ "Юг Спорт" и ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России пункта 1 части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ в части создания преимущественных условий для конкретного участника при проведении спорных аукционов.
На основании изложенного судебные инстанции пришли к выводу о наличии в действиях учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.32 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ за совершение указанного правонарушения, на момент вынесения оспариваемого постановления не истек. Нарушения административного законодательства при производстве по делу, составлении протокола об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления судом не обнаружены.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее 100 тыс. рублей.
Учреждение ссылается на тяжелое финансовое положение, обусловленное уменьшением загруженности объектов спорта в период действия ограничительных мер, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, запрет на проведением тренировочных мероприятий на территории федеральных спортивных баз, не включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских международных физкультурных мероприятий на 2020 год. В обоснование снижения штрафа заявитель представил в числе прочего План финансово-хозяйственной деятельности на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов от 30.06.2021, согласно которому на уплату штрафов (в том числе административных) в 2021 году запланированы средства в сумме 360 тыс. рублей; остаток запланированных на 2021 год средств учреждения за вычетом выплат, произведенных по состоянию на 10.09.2021, составляет 93 394 065 рублей 18 копеек.
При изложенных обстоятельствах размер административного штрафа составляет более 10 % от всего остатка (запланированного) денежных средств учреждения на 2021 год.
Вместе с тем учреждение является федеральным государственным бюджетным учреждением, в силу части 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации наложенный штраф также подлежит зачислению в федеральный бюджет.
Суды первой и апелляционной инстанций приняли во внимание пояснения учреждения, из которых следует, что в 2020 году спорные закупки уже проверялись управлением и нарушений на тот момент выявлено не было. Данные доводы подтверждаются представленными заявителем решениями управления от 18.03.2020 N 026/06/99-554/2020 и 026/06/99-557/2020.
Таким образом, суды верно заключили о возможности применения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и снижения минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
Минимальный размер штрафа, рассчитанный по правилам части 2 статьи 14.32 и примечания к статье 14.31 КоАП РФ, составляет (16 541 400 рублей + 19 625 тыс. рублей) х 1/10 = 3 616 640 рублей. С учетом этого размер административного штрафа снижен до 1 808 320 рублей (3 616 640/2).
Довод управления об отсутствии у суда оснований применения указанных исключительных обстоятельств и снижения размера штрафа является несостоятельным, поскольку переоценка установленных обстоятельств в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 12.10.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2022 по делу N А63-10639/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанций приняли во внимание пояснения учреждения, из которых следует, что в 2020 году спорные закупки уже проверялись управлением и нарушений на тот момент выявлено не было. Данные доводы подтверждаются представленными заявителем решениями управления от 18.03.2020 N 026/06/99-554/2020 и 026/06/99-557/2020.
Таким образом, суды верно заключили о возможности применения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и снижения минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
Минимальный размер штрафа, рассчитанный по правилам части 2 статьи 14.32 и примечания к статье 14.31 КоАП РФ, составляет (16 541 400 рублей + 19 625 тыс. рублей) х 1/10 = 3 616 640 рублей. С учетом этого размер административного штрафа снижен до 1 808 320 рублей (3 616 640/2)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 мая 2022 г. N Ф08-4211/22 по делу N А63-10639/2021
Хронология рассмотрения дела:
31.05.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4211/2022
05.03.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4673/2021
17.11.2021 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-10639/2021
12.10.2021 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-10639/2021