г. Краснодар |
|
31 мая 2022 г. |
Дело N А32-44475/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от общества с ограниченной ответственностью "Тихорецкий пивоваренный завод" - Скороходовой Д.М. (доверенность от 01.09.2021), в отсутствие представителя Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тихорецкий пивоваренный завод" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.11.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2022 по делу N А32-44475/2021, установил следующее.
ООО "Тихорецкий пивоваренный завод" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) (далее - заинтересованное лицо, управление) об изменении постановления N 193/34-08 о назначении административного наказания от 10.09.2021 в части назначения административного наказания, назначении наказания в виде штрафа в размере 100 тыс. рублей.
Решением суда от 09.11.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 11.02.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, привлечением в пределах срока, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты, отменить постановление от 10.09.2021 N 193/34-08 о назначении обществу административного наказания по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении прекратить. Общество ссылается на внесенные Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" изменения, которые улучшают положение лица, привлекаемого к административной ответственности. Общество полагает, что имеются основания для применения части 2 статьи 1.7. КоАП РФ. Податель жалобы ссылается на то, что на момент подачи кассационной жалобы общество не исполнило административное наказание. При этом за аналогичное правонарушение к административной ответственности привлечен главный инженер общества - Ракицкий Д.Ф., ему назначено наказание в виде административного штрафа по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, штраф уплачен 01.12.2021. Таким образом, целесообразно применение обратной силы закона и прекращение дела об административном правонарушении в соответствии с частью 4 статьи 2.1 КоАП РФ. Кроме того, общество полагает, что оснований для привлечения его к административной ответственности не имеется.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, просил судебные акты отменить.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, с 24.08.2021 по 06.09.2021 управление на основании решения от 13.08.2021 N 270-273-рш проводило плановую выездную проверку в отношении общества в целях выполнения ежегодного плана проведения плановых проверок на 2021 год, утвержденного приказом от 28.10.2020 N ПР-270-1076-о.
По итогам контрольных мероприятий выявлены нарушения обязательных норм и правил в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, которые зафиксированы в акте плановой выездной проверки от 06.09.2021 N 270-273/А.
6 сентября 2021 года заинтересованным лицом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 193/34-08 по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ и предписание N 270-273/П.
10 сентября 2021 года заинтересованным лицом вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении административным органом 10.09.2021 принято постановление о назначении административного наказания N 193/34-08 по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 тыс. рублей.
Не согласившись с примененной управлением санкцией, общество обратилось в суд с заявлением об изменении постановления от 10.09.2021 N 193/34-08 в части назначения административного наказания, назначении наказания в виде штрафа в размере 100 тыс. рублей.
При принятии судебных актов суды руководствовались статьей 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 9.1 КоАП РФ, статьями 1, 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Суды исходили из того, что, как следует из материалов дела, общество эксплуатировало опасные производственные объекты с существенными нарушениями требований промышленной безопасности. Выявленные 22 нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Как указали суды, вина общества заключается в непринятии исчерпывающих мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения. Доказательства невозможности соблюдения установленных законом правил и норм в силу чрезвычайных и иных непредвиденных обстоятельств, которые общество не могло предусмотреть при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены.
Суды посчитали, что назначенное наказание в виде 200 тыс. рублей штрафа соответствует содеянному правонарушению, а также цели предупреждения совершения новых правонарушений как самим обществом, так и другими лицами.
Суды не установили основания для применения статей 2.9, 3.4, части 3.2 статьи 4.1, статьи 4.1.1 КоАП РФ. В каждом конкретном случае применение названных положений является оценочной категорией.
Вопросы о снижении размера административного штрафа или назначении административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи КоАП РФ, входят в компетенцию судов первой и апелляционной инстанций. Переоценка доказательств не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции, выводы судов об отсутствии оснований для снижения размера назначенного обществу административного штрафа ниже установленного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предела не подлежат переоценке на стадии кассационного обжалования.
Суды установили соблюдение управлением порядка привлечения общества к административной ответственности. Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, закрепленного статьей 4.5 КоАП РФ. Доказательства, свидетельствующие об обратном, общество не представило.
Довод кассационной жалобы о том, что управление не допустило сотрудника общества по доверенности, выданной предыдущим директором (Опариным Ю.Г.), подлежит отклонению как документально не подтвержденный. Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении составлен в присутствии директора общества (Луца А.В.), которому была вручена копи протокола и уведомление о времени и месте составления протокола. В постановлении от 10.09.2021 отражено, что представители общества не явились.
Довод кассационной жалобы о том, что проверка в отношении общества проведена с грубейшим нарушением положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", поскольку размещенный на сайте управления ежегодный план проведения проверок не содержит записи о проверке под номером 23210111000000520728, подлежит отклонению.
На сайте управления http://sevkav.gosnadzor.ru/activity/provedenie-proverok/ezhegodnye-plany-individualnykh-predprinimatele-2021.php размещен план проверок на 2021 год, в котором в строке 121 зафиксировано намерение провести проверку в отношении общества в августе 2021 года. Тот факт, что в названной строке отражен другой порядковый номер проверки, не имеет правового значения.
Основания для применения положений части 4 статьи 2.1 КоАП РФ (в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ) исходя из доводов жалобы не выявлены. Доказательства, свидетельствующие, что обществом были приняты все установленные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, в материалах дела отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Между тем пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 данного Кодекса. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.11.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2022 по делу N А32-44475/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили соблюдение управлением порядка привлечения общества к административной ответственности. Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, закрепленного статьей 4.5 КоАП РФ. Доказательства, свидетельствующие об обратном, общество не представило.
...
Довод кассационной жалобы о том, что проверка в отношении общества проведена с грубейшим нарушением положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", поскольку размещенный на сайте управления ежегодный план проведения проверок не содержит записи о проверке под номером 23210111000000520728, подлежит отклонению.
...
Основания для применения положений части 4 статьи 2.1 КоАП РФ (в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ) исходя из доводов жалобы не выявлены. Доказательства, свидетельствующие, что обществом были приняты все установленные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, в материалах дела отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 мая 2022 г. N Ф08-4368/22 по делу N А32-44475/2021
Хронология рассмотрения дела:
01.02.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4368/2022
31.05.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4368/2022
11.02.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-22330/2021
09.11.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-44475/2021