г. Краснодар |
|
02 июня 2022 г. |
Дело N А53-10288/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Алексеева Р.А. и Малыхиной М.Н., при ведении протокола помощником судьи Дубницкой Д.А. и участии в судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области, от истца - государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (ИНН 6167110467, ОГРН 1136195001227) - Томазо Н.Ю. (доверенность от 01.08.2021), от ответчика - муниципального образования "Октябрьский район" Ростовской области в лице администрации Октябрьского района Ростовской области (ИНН 6125011930, ОГРН 1026101413150) - Кинзбурского С.Л. (доверенность от 01.12.2021), от третьего лица - комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Октябрьского района Ростовской области - председателя Прохоренко Е.Н., в отсутствие Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Октябрьского района Ростовской области и администрации Октябрьского района Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.12.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2022 по делу N А53-10288/2021, установил следующее.
ГУП Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с иском к МО "Октябрьский район" Ростовской области в лице администрации Октябрьского района Ростовской области (далее - администрация) о взыскании за счет казны МО 8 515 912 рублей 34 копеек убытков в виде межтарифной разницы между экономически обоснованными тарифами, установленными постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 18.12.2019 N 66/57, и тарифами для населения, установленными постановлениями от 22.01.2020 N 45 и 46 об установлении размера платы граждан за коммунальные услуги по Октябрьскому району в соответствии с индексом максимального роста платы граждан за коммунальные услуги на первое и второе полугодие 2020 года (уточненные требования).
Решением от 14.12.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 15.02.2022, с МО "Октябрьский район" Ростовской области в лице администрации за счет казны МО в пользу предприятия взыскано 8 515 912 рублей 34 копейки убытков в виде межтарифной разницы.
В кассационной жалобе комитет просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении иска. По мнению заявителя, истец, которому известна процедура выплаты межтарифной разницы, злоупотребив своими правами, грубо нарушил установленный порядок, что может повлечь взыскание денежных средств исключительно из бюджета района при том, что при соблюдении установленного порядка денежные средства подлежали выплате из местного бюджета только в части, основная часть финансировалась бы из областного бюджета. Суды не дали оценки обстоятельствам, предшествующим судебному разбирательству. Позиция судов о безусловном праве гарантирующей организации на получение межтарифной разницы противоречит позиции УФАС по Ростовской области, по которой истец фактически утратил статус гарантирующей организации с прекращением прав на объекты водоснабжения. Суды не учли необходимость заключения соглашения о возмещении части платы граждан за коммунальные услуги в объеме, свыше установленных индексов максимального роста размера платы граждан за коммунальные услуги. Такое соглашение сторонами не заключалось. Заявитель также указывает, что документы о возмещении межтарифной разницы за 2020 год впервые представлены предприятием без данного соглашения, за пределами финансового года и в отсутствие у администрации возможности получения субсидии из областного бюджета.
В кассационной жалобе администрация просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении иска. Доводы кассационной жалобы администрации фактически повторяют доводы, изложенные в кассационной жалобе комитета.
В отзыве предприятие просит оставить судебные акты без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалобы не подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 18.12.2019 N 66/57 "О корректировке долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" на 2020 год" утверждены тарифы на холодное водоснабжение для потребителей Октябрьского района Ростовской области в размере 74 рублей 14 копеек / куб. м (с учетом НДС) с 01.01.2020 по 30.06.2020 и 74 рублей 13 копеек / куб. м (с учетом НДС) с 01.07.2019 по 31.12.2020.
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации", распоряжения губернатора Ростовской области от 14.12.2019 N 278 "Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Ростовской области на 2020 год", постановления Правительства Ростовской области от 22.03.2013 N 165 "Об ограничении в Ростовской области роста размера платы граждан за коммунальные услуги" администрация приняла постановления от 22.01.2020 N 45 и 46 об установлении размера платы граждан за коммунальные услуги по Октябрьскому району в соответствии с индексом максимального роста платы граждан за коммунальные услуги на первое и второе полугодие 2020 года.
Постановлением от 22.01.2020 N 45 установлен уровень платежей на холодное водоснабжение в размере 84,0302% (в сумме 62 рубля 30 копеек / куб. м) для граждан Алексеевского, Артемовского, Бессергеневского, Коммунарского, Краснокутского, Краснолучского, Красюковского, Мокрологского, Персиановского сельских поселений, Каменоломненского городского поселения от экономически обоснованного тарифа (74 рублей 14 копеек / куб. м с учетом НДС, установленного для истца постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 18.12.2019 N 66/57).
На основании постановления от 22.01.2020 N 46 установлен уровень платежей на холодное водоснабжение в размере 79,5792% (в сумме 59 рублей / куб. м) для граждан Алексеевского, Артемовского, Бессергеневского, Коммунарского, Краснокутского, Краснолучского, Красюковского, Мокрологского, Персиановского сельских поселений, Каменоломненского городского поселения от экономически обоснованного тарифа (74 рублей 14 копеек / куб. м с учетом НДС, установленного для истца постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 18.12.2019 N 66/57).
Таким образом, указанными постановлениями N 45 и 46 установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Поскольку истец при начислении потребителям платы за услуги водоснабжения руководствовался данными актами администрации, ограничивающими рост платы за коммунальные услуги, начисление размера платы по установленному тарифу стало невозможным, в результате чего предприятие понесло убытки вследствие межтарифной разницы.
Истец неоднократно направлял ответчику для подписания два экземпляра договора N 1 о предоставлении субсидий на возмещение предприятиям ЖКХ части платы граждан за коммунальные услуги в объеме, превышающем установленные индексы максимального роста размера платы граждан за коммунальные услуги на 2020 год, которые не подписаны.
Также администрации направлялись первичные документы по начислению субсидии за оказанные коммунальные услуги в объеме, превышающем установленные индексы максимального роста размера платы граждан за коммунальные услуги за 2020 год.
Администрация возвратила названные документы со ссылкой на письмо Минфина Ростовской области от 08.12.2020 N 9Э-9.2.1/7602, указав на истечение срока представления документов для выплаты субсидий.
Поскольку в связи с отказом администрации осуществить в надлежащем порядке возмещение затрат, вызванных межтарифной разницей за 2020 год, у истца возникли убытки, предприятие обратилось в арбитражный суд с иском.
Разрешая спор, руководствуясь статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - постановление N 406), постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" (далее - постановление N 87), исследовав и оценив представленные доказательства, доводы и возражения сторон, суды пришли к выводу об обоснованности заявленных требований и наличии оснований для возмещения предприятию возникших убытков в виде межтарифной разницы.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 424 Кодекса в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки), установленные или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В силу постановления N 406 установление тарифов производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
На основании пункта 55 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществление контроля за их применением.
Применение указанных мер в рамках тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для потребителей и экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство ресурса, что предопределяет необходимость возмещения в таких случаях ресурсоснабжающей организации понесенных ею экономических потерь.
Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 18.12.2019 N 66/57 "О корректировке долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" на 2020 год" утверждены тарифы на холодное водоснабжение для потребителей Октябрьского района Ростовской области с 01.01.2020 по 30.06.2020 и с 01.07.2019 по 31.12.2020.
Пунктом 8.1 постановления Правительства Ростовской области от 22.03.2013 N 165 "Об ограничении в Ростовской области роста размера платы граждан за коммунальные услуги в 2013 году" (далее - постановление N 165) установлено, что при наличии решения уполномоченного органа местного самоуправления о приведении размера подлежащей внесению платы граждан за каждый вид коммунальной услуги и (или) совокупного размера платы за коммунальные услуги в соответствие с индексами роста расчет платы за поставленные коммунальные ресурсы осуществляется ресурсоснабжающей организацией исходя из установленного экономически обоснованного тарифа по видам коммунальных услуг, сниженного до уровня платежей граждан за коммунальные услуги. При применении данного расчета платы ресурсоснабжающей организации предоставляются предусмотренные пунктом 9 данного постановления субсидии на возмещение предприятиям ЖКХ части платы граждан за коммунальные услуги в объеме, свыше индексов роста в установленном порядке.
Пункт 9 постановления N 165 предусматривает, что снижение уровня платежей граждан за коммунальные услуги от установленных экономически обоснованных тарифов по одному или нескольким видам коммунальных услуг, за исключением электроснабжения и газоснабжения, будет происходить за счет предоставления субсидий (за счет средств областного и местного бюджетов) на возмещение предприятиям ЖКХ части платы граждан за коммунальные услуги в объеме, свыше индексов роста.
Администрация приняла соответствующие постановления от 22.01.2020 N 45 и 46 об установлении размера платы граждан за коммунальные услуги по Октябрьскому району в соответствии с индексом максимального роста платы граждан за коммунальные услуги на первое и второе полугодие 2020 года.
Таким образом, принятые ответчиком постановления фактически ограничили право истца оказывать коммунальные услуги по цене, установленной для него постановлением от 18.12.2019 N 66/57. При этом указанное постановление об утверждении тарифов не признано недействующим, не изменено и не отменено. Экономическая обоснованность этих тарифов не оспорена.
Законодательством Ростовской области в период спорных правоотношений предусматривалась компенсация потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей, в виде выплаты субсидий.
По смыслу пунктов 2 и 3 постановления N 87 при рассмотрении дел о взыскании ресурсоснабжающими организациями возмещения потерь, вызванных межтарифной разницей, судам следует учитывать, что в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец обязан представить расчет своих требований исходя из разницы между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа и тарифом, установленным в размере ниже экономически обоснованного, а также доказанного им количества ресурса, поставленного потребителям по такому тарифу.
Поскольку невыполнение ответчиком обязательств, предусмотренных законодательством, повлекло для истца неблагоприятные последствия в виде убытков, образуемых в результате применения предельных индексов роста платы за коммунальные услуги, проверив расчет истца и признав его верным (сведения о фактических объемах реализации коммунального ресурса по льготным тарифам гражданам указаны в представленных справках с приложением счетов, счетов-фактур, актов оказанных услуг, расчета размера субсидии), суды признали требования предприятия правомерными.
Ссылки комитета и администрации на отсутствие у истца статуса гарантирующего поставщика не принимаются судом округа, как противоречащие материалам дела. При этом суд апелляционной инстанции также учел положения пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", в соответствии с которыми предприятие не вправе прекращать обслуживание объектов водоснабжения.
Указание на необходимость оформления бюджетных отношений по возмещению затрат истца путем заключения гражданско-правового договора отклонено судом апелляционной инстанции, поскольку не свидетельствует о необоснованности требований, заявленных в рамках настоящего дела. При этом на 2020 год Министерство ЖКХ Ростовской области и администрация заключили соглашение от 28.01.2020 N 63/20С (далее - соглашение) о предоставлении субсидии на возмещение предприятиям ЖКХ части платы граждан за коммунальные услуги в объеме, свыше установленных индексов максимального роста размера платы граждан за коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 3.3 соглашения основным документом, который администрация обязана представить главному распорядителю средств областного бюджета для предоставления субсидии, является договор или муниципальный контракт администрации МО или уполномоченного ею органа с ресурсоснабжающей организацией на возмещение предприятиям ЖКХ части платы граждан за коммунальные услуги в объеме, свыше установленных индексов максимального роста размера платы граждан за коммунальные услуги.
На основании пункта 3.1 соглашения субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном законе об областном бюджете (сводной бюджетной росписи) на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов, и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных министерству. Субсидия перечисляется администрации за фактический объем оказанных населению услуг, предоставляемых предприятиями ЖКХ за 2020 год. Услуги за декабрь месяц финансового года оплачиваются по расчетному объему услуг в пределах выделенных бюджетных ассигнований. Объем фактически оказанных услуг за декабрь 2020 года представляется в срок до 15-го января следующего года и в случае наличия неподтвержденного объема услуг.
В силу пункта 4 приказа Министерства ЖКХ Ростовской области от 15.02.2017 N 21 "О порядке расходования субсидий, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов из областного бюджета на возмещение предприятиям жилищно-коммунального хозяйства части платы граждан за коммунальные услуги" субсидии для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, расходуются Министерством на основании представляемых администрациями МО документов, в том числе реестров на финансирование субсидий. Реестры на финансирование предоставляются администрациями МО ежемесячно до 10-го числа текущего месяца для получения субсидий за жилищно-коммунальные услуги, предоставленные предприятиями в предыдущем месяце (отчетный период).
Таким образом, администрация не исполнила соответствующие обязанности по указанному соглашению, что повлекло возникновение убытков на стороне истца.
Суды правильно применили нормы материального и процессуального права, иное толкование заявителями названных положений закона в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для изменения или отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.12.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2022 по делу N А53-10288/2021 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения судебных актов, принятое определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.04.2022.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Х. Ташу |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу пунктов 2 и 3 постановления N 87 при рассмотрении дел о взыскании ресурсоснабжающими организациями возмещения потерь, вызванных межтарифной разницей, судам следует учитывать, что в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец обязан представить расчет своих требований исходя из разницы между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа и тарифом, установленным в размере ниже экономически обоснованного, а также доказанного им количества ресурса, поставленного потребителям по такому тарифу.
...
Ссылки комитета и администрации на отсутствие у истца статуса гарантирующего поставщика не принимаются судом округа, как противоречащие материалам дела. При этом суд апелляционной инстанции также учел положения пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", в соответствии с которыми предприятие не вправе прекращать обслуживание объектов водоснабжения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 июня 2022 г. N Ф08-4766/22 по делу N А53-10288/2021