г. Краснодар |
|
02 июня 2022 г. |
Дело N А32-4525/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Емтыль Ф.А., при участии в судебном заседании от Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю - Хохлова Е.В., (доверенность от 10.0.2022), Шавырина В.В. (доверенность от 13.11.2020), от Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю - Латышева Р.И. (доверенность от 13.11.2020), рассмотрев посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание) кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2022 по делу N А32-4525/2021, установил следующее.
УФСИН России по Ставропольскому краю обратилось в суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Краснодарскому краю о признании недействительным представления от 17.11.2020 N 18-21-11/15649.
Решением суда первой инстанции от 09.09.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что предусмотренное проектно-сметной документацией и фактически исполненное подрядной организацией ФГУП УС СКФО ФСИН России временное ограждение территории строительной площадки объекта не относится к специальным ограждениям, затраты на его возведение учтены (подлежат оплате) в составе норм накладных расходов.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 27.01.2022 решение суда от 09.09.2021 отменено, признано недействительным представление Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю от 17.11.2020 N 18-21-11/15649.
В кассационной жалобе Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, судебный акт принят с нарушением норм материального и процессуального права. Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю ссылается на законность и обоснованность спорного представления.
В отзыве на жалобу УФСИН России по Ставропольскому краю возражает против удовлетворения кассационной жалобы.
В судебном заседании представители Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю поддержали доводы жалобы, а представитель УФСИН России по Ставропольскому краю отклонил их по мотивам, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, на основании приказа Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю от 01.09.2020 N 217-к/р в отношении УФСИН России по Ставропольскому краю с 21.09.2020 по 14.10.2020 проведена камеральная проверка предоставления и использования средств федерального бюджета на строительство (реконструкцию), приобретение, капитальный ремонт, объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности, на 2017 - 2019 годы.
По результатам проверки Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю пришло к выводу о том, что УФСИН России по Ставропольскому краю неправомерно приняты и оплачены работы по устройству временного ограждения в качестве затрат на временные ограждения объекта по локальной смете N 08-01 (глава 8 "Временные здания и сооружения"), поскольку данные расходы, по мнению Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю, учтены в составе норм накладных расходов.
Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю вынесло представление от 17.11.2020 N 18-21-11/15649, в котором указало на необходимость устранить выявленные нарушения, принять меры по обеспечению взыскания в доход федерального бюджета неправомерно использованных средств в размере 1 297 239 рублей.
Полагая данное представление является незаконным, Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии судебных актов суды руководствовались статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 67 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 "О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере".
Судом первой инстанции установлено, что 29.12.2018 УФСИН России по Ставропольскому краю (государственный заказчик) и ФГУП "Управление строительства по Северо-Кавказскому федеральному округу Федеральной службы исполнения наказаний" (подрядчик) заключили государственный контракт N 181932080390 2000000000000/390 на выполнение строительно-монтажных работ для нужд уголовно-исполнительной системы.
Предметом государственного контракта являлся полный комплекс строительно-монтажных и прочих работ по строительству объектов - исправительной колонии N 7 (г. Зеленокумск, Ставропольский край), общежития на 200 мест, контрольно-пропускного пункта с комнатами для длительных свиданий, блочно-модульной котельной, газопровода, сетей канализации с канализационной насосной станцией, общежития на 200 мест, расположенного по адресу: Ставропольский край, Советский район, г. Зеленокумск, ул. Почтовая, 78, в полном соответствии с утвержденной проектной и иной технической документацией.
Состав и содержание работ, поручаемых подрядчику, определены проектно-сметной документацией (шифр 10.10.15-1-СР), разработанной ФГУП СУ-23 ФСИН России.
В составе проектно-сметной документации представлен сводный сметный расчет стоимости строительства, главой 8 "Временные здания и сооружения" которого предусмотрены следующие затраты в базисном уровне цен по состоянию на 01.01.2000:
- пункт 15 (временные здания и сооружения в размере 492 рублей 90 копеек);
- пункт 16 (временное ограждение в размере 650 рублей 88 копеек).
Затраты на временное ограждение определены локальным сметным расчетом N 08-01.
Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю пришло к выводу о том, что в нарушение пункта 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 1 части 9 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" определение начальной (максимальной) цены контракта осуществлено УФСИН России по Ставропольскому краю с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а именно в сводном сметном расчете строительства учтены затраты на устройство временного ограждения, входящие в состав норм накладных расходов, и они не подлежали включению в главу 8 "Временные здания и сооружения".
По результатам проверки установлено, что актом о приемке выполненных работ формы N КС-2 от 19.07.2019 N 1 приняты работы по устройству временного ограждения на 1 297 239 рублей. Произведена оплата указанных работ.
Согласно части 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.
В соответствии с разделом III МДС 81-33.2004 "Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве", утвержденных постановлением Госстроя России от 12.01.2004 N 6, а также приложением N 3 к ГСН 81-05-01-2001 "Сборник сметных норм и затрат на строительство временных зданий и сооружений", утвержденному постановлением Госстроя России от 07.05.2001 N 45, работы по устройству заборов и ограждений (кроме специальных и архитектурно оформленных), необходимых для производства работ, учтены в составе норм накладных расходов.
Согласно пункту 16 Методики определения затрат на строительство временных зданий и сооружений, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства объектов капитального строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 19.06.2020 N 332/пр, к титульным временным зданиям и сооружениям, затраты на строительство которых учтены нормативами затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений, относятся заборы и специальные защитные ограждения территории строительства на период строительства с оформлением информационных щитов.
С учетом изложенного нормативами затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений учтены заборы и специальные защитные ограждения территории строительства, нормативами накладных расходов - заборы и ограждения, необходимые для производства работ на строительных площадках.
Согласно пояснениям заявителя спорное ограждение являлось не просто ограждением строительной площадки, но также на период строительства оно выполняло функции средства охраны и надзора для создания условий по обеспечению установленного режима содержания, безопасности персонала, осужденных и лиц, содержащихся под стражей, предупреждению и пресечению побегов, других преступлений и несанкционированных действий, а также выполнения других служебных задач, возложенных на отделы охраны, конвоирования, розыска и безопасности учреждений УИС, исходя из специфики места, где проводились строительные работы.
В соответствии с фотографиями, представленными в материалы дела, а также пояснениями представителей заказчика в данном случае ограждение было выполнено в виде конструкции, обшитой с двух сторон металлом сплошного заполнения, с устройством противопобегового козырька. Такое ограждение согласно пункту 17 приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 04.09.2006 N 279 "Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы" относится к основным ограждениям на таких объектах.
В соответствии с частью 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, достоверность сметной стоимости строительства подлежит проверке в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации.
Государственная экспертиза на предмет оценки достоверности определения сметной стоимости строительства проводится экспертами, имеющими право на осуществление проверки достоверности определения указанной сметной стоимости в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации. В рассматриваемом деле полномочия по проведению проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета предоставлены ФАУ "Главгосэкспертиза России".
Устройство ограждения предусмотрено разделом 6 "Проект организации строительства" проектной документации, а также локальным сметным расчетом N 08-01.
По результатам проверки достоверности определения сметной стоимости заявителем получено положительное заключение государственной экспертизы N 060-16/СТЭ-0046/04.
Таким образом, спорное ограждение (исходя из его назначения и характеристик) является специальным защитным ограждением территории строительства и верно учтено в главе 8 "Временные здания и сооружения".
УФСИН России по Ставропольскому краю не имело оснований для того, чтобы исключить из стоимости выполненных работ затраты на сооружение забора, которые учтены в смете. Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю не уполномочено проверять достоверность сметной стоимости строительных работ, определенной на этапе проектирования, а равно требовать от УФСИН России по Ставропольскому краю применения и корректировки сметных нормативов и расценок, надбавок, учтенных в проектной стоимости строительства и начальной максимальной цене контракта, при исполнении контракта и расчетах за фактически выполненные и принятые работы.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю от 17.11.2020 N 18-21-11/15649.
Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием судами норм права применительно к установленным обстоятельствам дела не свидетельствует о необходимости отмены обжалуемых решения и постановления.
Поскольку существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущены, основания для пересмотра обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2022 по делу N А32-4525/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с фотографиями, представленными в материалы дела, а также пояснениями представителей заказчика в данном случае ограждение было выполнено в виде конструкции, обшитой с двух сторон металлом сплошного заполнения, с устройством противопобегового козырька. Такое ограждение согласно пункту 17 приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 04.09.2006 N 279 "Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы" относится к основным ограждениям на таких объектах.
В соответствии с частью 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, достоверность сметной стоимости строительства подлежит проверке в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации.
Государственная экспертиза на предмет оценки достоверности определения сметной стоимости строительства проводится экспертами, имеющими право на осуществление проверки достоверности определения указанной сметной стоимости в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации. В рассматриваемом деле полномочия по проведению проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета предоставлены ФАУ "Главгосэкспертиза России"."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 июня 2022 г. N Ф08-3231/22 по делу N А32-4525/2021
Хронология рассмотрения дела:
02.06.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3231/2022
27.01.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20136/2021
09.09.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-4525/2021
20.04.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6248/2021