Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалоб гражданина Р.В. Марченко к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин Р.В. Марченко оспаривает конституционность статьи 10 "Рассмотрение обращения" Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и статьи 324 "Отказ в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Верховного Суда Российской Федерации" КАС Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов, решением районного суда, с которым согласились вышестоящие суды, отказано в удовлетворении административного искового заявления Р.В. Марченко о признании незаконными ответов таможенного органа на обращения заявителя, поскольку, как указали суды, административным ответчиком были разрешены все поставленные им вопросы в установленном законодательством порядке, а само по себе несогласие Р.В. Марченко с ответами не является основанием для признания их незаконными.
По мнению заявителя, оспариваемые положения противоречат статьям 1, 4 и 15 Конституции Российской Федерации, поскольку позволяют судам не проверять законность ответов органов государственной власти на поступившие обращения, а также позволяют судьям Верховного Суда Российской Федерации не указывать мотивы принимаемых ими определений об отказе в передаче жалоб на рассмотрение в судебном заседании судебной коллегии этого суда.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данных жалоб к рассмотрению.
Статья 10 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусматривает порядок рассмотрения обращений граждан государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом и обязывает их обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, а также дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Такое регулирование, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, обеспечивает реализацию права граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, вытекающего из статьи 33 Конституции Российской Федерации (определения от 26 октября 2017 года N 2488-О, от 27 мая 2021 года N 1114-О и от 29 сентября 2022 года N 2620-О). При этом оспариваемая заявителем норма названного Федерального закона, как и иные его положения, не регламентирует правила судопроизводства.
Что касается статьи 324 КАС Российской Федерации, устанавливающей правила реализации судьей Верховного Суда Российской Федерации полномочия по принятию определения об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Верховного Суда Российской Федерации, то пункт 5 части 2 данной статьи обязывает судью, предварительно изучающего жалобу, указать в соответствующем определении мотивы, по которым отказано в ее передаче для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Таким образом, статья 10 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и статья 324 КАС Российской Федерации не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права Р.В. Марченко в указанном им аспекте.
Проверка же обоснованности конкретных правоприменительных решений не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Марченко Романа Васильевича, поскольку они не отвечают требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данным жалобам окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2023 г. N 3059-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Марченко Романа Васильевича на нарушение его конституционных прав статьей 324 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьей 10 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-