г. Краснодар |
|
07 июня 2022 г. |
Дело N А32-42908/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Герасименко А.Н. и Черных Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Докучаевой Е.В., при участии в судебном заседании от заявителя - муниципального бюджетного учреждения муниципального образования город Горячий Ключ "Централизованная ремонтно-эксплуатационная служба" - Калустовой А.А. (доверенность от 03.02.2022), от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Краснодарскому краю - Игнатова Д.А. (доверенность от 12.02.2020), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации и третьего лица - Администрации муниципального образования город Горячий Ключ, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу муниципального бюджетного учреждения муниципального образования город Горячий Ключ "Централизованная ремонтно-эксплуатационная служба" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.12.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2022 по делу N А32-42908/2020, установил следующее.
Муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования г. Горячий Ключ "Централизованная ремонтно-эксплуатационная служба" (далее - учреждение, служба) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Горячий Ключ Краснодарского края (далее - фонд, управление), МИФНС России N 9 по Краснодарскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) о признании утраченной налоговым органом возможности принудительного взыскания суммы задолженности в Пенсионный фонд Российской Федерации, возникшей до 2017 года, состоящей из суммы взносов в размере 6 015 791 рубля 72 копеек, 4 019 769 рублей 39 копеек пени; задолженности в Фонд обязательного медицинского страхования, возникшей до 2017 года, состоящей из суммы взносов в размере 1 119 980 рублей 63 копеек, 929001 рубля 26 копеек пени; о признании задолженности в Пенсионный фонд Российской Федерации, возникшей до 2017 года, состоящей из суммы взносов в размере 6015791 рубля 72 копеек, 4 019 769 рублей 39 копеек пени, задолженности в Фонд обязательного медицинского страхования, возникшей до 2017 года, состоящей из суммы взносов в размере 1 119 980 рублей 63 копеек, 929 001 рубля 26 копеек пени, безнадежной ко взысканию и подлежащей списанию, а обязанность по уплате задолженности прекращенной.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования г. Горячий Ключ.
Решением от 14.12.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.04.2021, суд удовлетворил заявленные учреждением требования. Судебные акты мотивированы пропуском инспекцией срока на взыскание спорных сумм задолженности в судебном порядке и, соответственно, утратой налоговым органом права на взыскание спорных сумм задолженности.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.07.2021 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.12.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2021 по делу N А32-42908/2020 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.12.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.04.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что в данном случае налоговым органом приняты все меры для принудительного взыскания с общества сумм задолженности по уплате обязательных платежей; применительно к рассматриваемому случаю положения статьи 11 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 436-ФЗ) и подпункта "г" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 820 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии и задолженности по начисленным пеням и штрафам, а также финансовым санкциям" (далее - постановление N 820) неприменимы.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить указанные судебные акты, направить дело на новое рассмотрение в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Кассационная жалоба мотивирована тем, что финансовым управлением в период с 2013 по 2017 годы приняты к учету решения налогового органа о взыскании денежных средств со счета учреждения, в количестве 28 на сумму 5 067 485 рублей 21 копейки. Иных документов в отношении учреждения в финансовое управление не поступало. Срок принятия решения о взыскании задолженности по состоянию на 01.01.2017 г истек еще до принятия мер взыскания, так как сроки на взыскание исчисляются с момента возникновения задолженности, а не с момента передачи сальдо налоговому органу. Налоговый кодекс Российской Федерации не предоставляет право налоговому органу направлять повторное требование об уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, указанные случаи рассматриваются судами как искусственное продление срока давности взыскания, что является недопустимым, а также нарушает права налогоплательщика. Финансовым управлением администрации муниципального образования письмом от 27.03.2018 в адрес налогового органа (получено 27.03.2018) направлены оригиналы исполнительных листов в отношении задолженности учреждения и информация о факте неисполнения более трех месяцев, однако налоговым органом комплекс мер, предусмотренный законодательством, направленный на принудительное взыскание не исполнялся, в частности, сведения о направлении в службу судебных приставов отсутствуют, доказательств обратного в материалы дела не предоставлено. По мнению заявителя, налоговым органом утрачена возможность взыскания в бесспорном и судебном порядке сумм задолженности по страховым взносам, доказательства обратного, в материалы дела, не представлены. Однако вышеуказанные обстоятельства судами первой и апелляционной инстанции не учтены.
В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган просит решение суда первой инстанции и постановления апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании справки от 11.09.2020 N 145769 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 сентября 2020 года, за МБУ ЦРЭС, числится задолженность в ПФР, возникшая до 2017 года, которая состоит из суммы взносов в размере 6 015 791 рубля 72 копеек, пени 4 019 769 рублей 39 копеек, задолженность в ФОМС, возникшая до 2017 года, которая состоит из суммы взносов в размере 1 119 980 рублей 63 копеек, пени 929 001 рубль 26 копеек.
Полагая, что налоговый орган утратил право на взыскание спорных сумм задолженности, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанной суммы безнадёжной к взысканию.
Со ссылкой на положения статей 9, 65, 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 44, 59 Кодекса, пункт 1 статьи 11 Закона N 436-ФЗ, подпункт "г" пункта 1 постановления N 820, пункт 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", приказ ФНС России от 14.05.2018 N ММВ-7-8/256@ "Об утверждении Порядка признания безнадежными к взысканию и списания налоговым органом переданных органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 01.01.2017, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, начисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 01.01.2017 до даты подписания акта приема-передачи", позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 26.05.2016 N 1150-О, суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного учреждением требования.
Повторно рассмотрев дело в соответствии с требованием статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив к установленным по делу обстоятельствам положения статей 44, 57, 59 Кодекса, статьи 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 243-ФЗ), суд апелляционной инстанции также пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
При этом суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. В рамках передачи указанных полномочий, отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации по субъектам Российской Федерации в Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации переданы сведения о сальдо расчетов налогоплательщиков по платежам в Пенсионный фонд и в Фонд обязательного медицинского страхования по состоянию на 01.01.2017.
Наличие спорной задолженности учреждением не оспаривается. В рассматриваемом случае основная сумма задолженности возникла в связи с передачей с 2017 года налоговым органам функций по администрированию страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, при этом налоговый орган принял все предусмотренные действующим законодательством меры для принудительного взыскания с учреждения сумм задолженности по уплате обязательных платежей, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе требованиями об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафов, процентов, решениями о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика, постановлениями о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов для принудительного взыскания за счет имущества должника.
Суды установили, что спорная задолженность подтверждена решениями Арбитражного суда Краснодарского края по делам N А32-47590/2015, N А32-198/2016, N А32-46051/2015, N А32-16220/2016, N А32-23184/2016, N А32-33050/2016, N A32-462/2017.
Установив, что Управлением пенсионного фонда в городе Горячий Ключ были предприняты меры взыскания задолженности в судебном порядке, в сроки, установленные законом, имеются судебные акты, вступившие в законную силу, а также исполнительные листы, выданные на основании этих судебных актов, суды обоснованно указали, что довод учреждения о пропуске срока на взыскание не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Судебные инстанции установили, что налоговым органом приняты все меры для принудительного взыскания с заявителя задолженности по уплате обязательных платежей. В порядке, установленном статьёй 46 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым органом приняты решения о взыскании с лицевых счетов N 1457 от 14.04.2017 на сумму 227 233 рубля 54 копейки, N 1613 от 02.06.2017 на сумму 531 660 рублей 28 копеек, N 2011 от 27.08.2017 на сумму 452 421 рубль 03 копейки, N 2078 от 31.08.2017 на сумму 74 908 рублей 91 копейку, N 2112 от 13.09.2017 на сумму 78 551 рубль 84 копейки, N 2259 от 13.10.2017 на сумму 141 054.рубля 62 копейки, N 2336 от 15.10.2017 на сумму 6 695 рублей 55 копеек, N 2415 от 16.11.2017 на сумму 179 436 рублей 35 копеек, N 2730 от 26.12.2017 на сумму 113 373 рубля 55 копеек, N 2578 от 10.04.2018 на сумму 113 373 рубля 55 копеек, N 43 от 31.01.2018 на сумму 99 387 рублей 74 копейки, N 295 от 06.04.2018 на сумму 304 488 рублей 07 копеек, N6158 от 12.07.2018 на сумму 304 488 рублей 07 копеек, N 344 от 08.05.2018 на сумму 130 051 рубль 37 копеек, N 1341 от 03.12.2018 на сумму 136 095 рублей 55 копеек, N 539 от 09.06.2018 на сумму 129 786 рублей 38 копеек, N 599 от 02.07.2018 на сумму 246 022 рубля 03 копейки, N 1342 от 03.12.2018 на сумму 67 419 рублей 68 копеек, N 697 от 05.08.2018 на сумму 221 026 рублей 20 копеек, N 1014 от 30.08.2018 на сумму 95 083.рубля 09 копеек, N 1044 от 25.09.2018 на сумму 170 567 рублей 47 копеек, N 1152 от 01.11.2018 на сумму 221 981 рубль 18 копеек, N 3360 от 21.03.2019 на сумму 173 289 рублей 24 копейки, N 133 от 15.10.2019 на сумму 2 447 869 рублей 52 копейки.
В порядке, установленном статьёй 47 Налогового кодекса Российской Федерации, Инспекцией вынесены постановления о взыскании за счет имущества N 17087 от 23.08.2017 на сумму 227 541.62 руб., N 18571 от 12.10.2017 на сумму 535 305.31 руб., N 21808 от 14.12.2017 на сумму 487 874.27 руб., N 21833 от 19.12.2017 на сумму 78 551.84 руб., N 579 от 23.01.2018 на сумму 149 625.17 руб., N 1338 от 21.02.2018 на сумму 179 436.35 руб., N 1676 от 14.03.2018 на сумму 64 057.60 руб., N 2575 от 10.04.2018 на сумму 113 373 рубля 55 копеек, N 4591 от 24.05.2018 на сумму 107 423 рубля 80 копеек, N 6142 от 12.07.2018 на сумму 304 488 рублей 07 копеек, N 11184 от 14.08.2018 на сумму 130 051 рубль 37 копеек, N 13397 от 14.09.2018 на сумму 130 310 рублей 62 копейки, N 13731 от 10.10.2018 на сумму 136 360 рублей 03 копейки, N 15457 от 13.11.2018 на сумму 328 057 рублей 72 копейки, N 17394 от 05.12.2018 на сумму 158 044 рубля 17 копеек, N 2 от 11.01.2019 на сумму 170 567 рублей 47 копеек, N 122 от 11.02.2019 на сумму 221 981 рубль 18 копеек, N 9077 от 16.10.2019 на сумму 2 443 020 рублей 18 копеек, N 3170 от 30.03.2019 на сумму 173 289 рублей 24 копейки, N 529 от 28.01.2020 на сумму 4 090 297 рублей 55 копеек.
Суды установили, что указанные меры были своевременно приняты налоговым органом с целью принудительного взыскания образовавшейся задолженности, что также указывает на то, что утверждение заявителя о пропущенном сроке на взыскание не соответствует фактическим обстоятельствам дела и отсутствуют правовые основания для признания утраченной возможности принудительного взыскания задолженности.
При этом, как верно указал апелляционный суд, МБУ "ЦРЭС" не обжаловало в судебном порядке принятые налоговым органом решения и постановления, направленные на взыскание задолженности, равно как и не обжаловало судебные акты о взыскании указанной задолженности. Инспекцией осуществлен весь комплекс мер, предусмотренный налоговым законодательством, направленный на принудительное взыскание задолженности с учреждения.
Таким образом, всесторонне и полно исследовав фактические обстоятельства по делу, оценив представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные инстанции, с учетом установленных по данному делу конкретных обстоятельств, сделали правильный вывод об отсутствии в данном случае правовых оснований для удовлетворения заявленного учреждением требования.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами первой и апелляционной инстанции, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов в соответствии со статьёй 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.12.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2022 по делу N А32-42908/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В порядке, установленном статьёй 47 Налогового кодекса Российской Федерации, Инспекцией вынесены постановления о взыскании за счет имущества N 17087 от 23.08.2017 на сумму 227 541.62 руб., N 18571 от 12.10.2017 на сумму 535 305.31 руб., N 21808 от 14.12.2017 на сумму 487 874.27 руб., N 21833 от 19.12.2017 на сумму 78 551.84 руб., N 579 от 23.01.2018 на сумму 149 625.17 руб., N 1338 от 21.02.2018 на сумму 179 436.35 руб., N 1676 от 14.03.2018 на сумму 64 057.60 руб., N 2575 от 10.04.2018 на сумму 113 373 рубля 55 копеек, N 4591 от 24.05.2018 на сумму 107 423 рубля 80 копеек, N 6142 от 12.07.2018 на сумму 304 488 рублей 07 копеек, N 11184 от 14.08.2018 на сумму 130 051 рубль 37 копеек, N 13397 от 14.09.2018 на сумму 130 310 рублей 62 копейки, N 13731 от 10.10.2018 на сумму 136 360 рублей 03 копейки, N 15457 от 13.11.2018 на сумму 328 057 рублей 72 копейки, N 17394 от 05.12.2018 на сумму 158 044 рубля 17 копеек, N 2 от 11.01.2019 на сумму 170 567 рублей 47 копеек, N 122 от 11.02.2019 на сумму 221 981 рубль 18 копеек, N 9077 от 16.10.2019 на сумму 2 443 020 рублей 18 копеек, N 3170 от 30.03.2019 на сумму 173 289 рублей 24 копейки, N 529 от 28.01.2020 на сумму 4 090 297 рублей 55 копеек."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 июня 2022 г. N Ф08-6074/21 по делу N А32-42908/2020
Хронология рассмотрения дела:
07.06.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6074/2021
10.03.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-698/2022
03.12.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-42908/20
08.07.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6074/2021
29.04.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1217/2021
14.12.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-42908/20