г. Краснодар |
|
14 июня 2022 г. |
Дело N А53-19444/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Герасименко А.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Управления Федерального казначейства по Ростовской области (ИНН 6163030517, ОГРН 1026103280060) - Булаевой Ж.В. (доверенность от 28.06.2019), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства по физической культуре и спорту Ростовской области (ИНН 6164048860, ОГРН 1026103277342) - Аллаевой А.А. (доверенность от 29.06.2021), Громовского Д.В. (доверенность от 15.04.2022) и Гадаровой С.А. (доверенность от 19.04.2022), в отсутствие заявителя - Государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Спортивная школа олимпийского резерва N 9" (ИНН 6140015872, ОГРН 1036140001116), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы Государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Спортивная школа олимпийского резерва N 9" и Министерства по физической культуре и спорту Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.11.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2022 по делу N А53-19444/2021, установил следующее.
ГБУ РО "Спортивная школа олимпийского резерва N 9" (далее - учреждение, ГБУ РО "СШОР N 9") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Ростовской области (далее - управление, казначейство) от 11.05.2021 N 58-22-10/22-5859 в части обеспечения возврата приобретенного оборудования и спортивного инвентаря для приведения в нормативное состояние или принятия мер по обеспечению возврата средств в доход бюджета Ростовской области с последующим перечислением в доход федерального бюджета по коду бюджетной классификации 777 2 18 25229 01 0000 150 "Доходы федерального бюджета от возврата остатков субсидий на приобретение спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормальное состояние из бюджетов субъектов Российской Федерации" в размере 2 980 933 рублей 53 копеек.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство по физической культуре и спорту Ростовской области (далее - Министерство).
Решением суда от 24.11.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.03.2022, в удовлетворении заявленного требования отказано. Судебные акты мотивированы тем, что передача ГБУ РО "СШОР N 9" спортивного оборудования и инвентаря, приобретенного на средства субсидии для приведения организации спортивной подготовки в нормативное состояние, является нарушением бюджетного законодательства в отношении цели предоставления данной субсидии.
Не согласившись с принятыми судебными актами, учреждение и министерство обратились в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационными жалобами.
В кассационной жалобе учреждение просит принятые судебные акты отменить, требования ГБУ РО "СШОР N 9" удовлетворить. По мнению подателя кассационной жалобы, выводы судебных инстанций, изложенные в обжалуемых судебных актах, не соответствуют обстоятельствам дела и не основаны на нормах права. Податель кассационной жалобы полагает, что выделенные бюджетные денежные средства были израсходованы в соответствии с целевым назначением.
Министерство в кассационной жалобе (с дополнением) просит принятые судебные акты отменить и вынести новый судебный акт, которым требования учреждения удовлетворить. Податель жалобы полагает, что распоряжение учреждением имуществом в виде передачи его на баланс другим государственным бюджетным учреждениям Ростовской области не противоречит требованиям закона, поэтому расходование денежных средств соответствует целям предоставления субсидии в рамках государственной программы.
Отзыв на кассационные жалобы не поступил.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационные жалобы удовлетворению не подлежат, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании приказа казначейства от 26.02.2021 N 148 в учреждении проведена проверка предоставления и использования средств из федерального бюджета на реализацию государственной программы "Развитие физической культуры и спорта" за период с 01.01.2019 по 31.12.2020.
По результатам проверки составлен акт от 18.03.2021, согласно которому учреждение допустило расходование средств субсидии на иные цели не в соответствии с целями её предоставления, на который учреждение представило возражения от 25.03.2021.
Казначейство в ходе проверки установило, что в нарушение статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), пункта 1 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части приобретения спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние (приложение N 31 к государственной программе Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 302 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25.01.2019 N 40), пунктов 2.1.1, 2.3.1, пункта 3 раздела 3 Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели от 29.12.2018 N 29 (в редакции дополнительного соглашения от 04.03.2019 N 2) оборудование и спортивный инвентарь, приобретенные для приведения учреждения в нормативное состояние по направлению - развитие материально-технической базы спортивных школ олимпийского резерва в сумме 805 330 рублей, в соответствии с распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области от 04.09.2020 N 19-р/1725, переданы в муниципальную собственность муниципального образования "Город Таганрог" и не используется в рамках развития материально-технической базы учреждения - школы олимпийского резерва, в том числе за счет средств федерального бюджета - 789 206 рублей 74 копейки (с учетом доли софинансирования в размере 97,997931996 %), что является нецелевым использованием субсидии на иные цели.
Кроме того, оборудование и спортивный инвентарь, приобретенные для приведения учреждения в нормативное состояние на сумму 2 236 503 рубля 10 копеек, в соответствии с распоряжениями Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области от 29.07.2019 N 19-р/1540, от 24.03.2020 N 19-р/558, переданы в оперативное управление ГБУ РО "СШОР N 3" и ГБУ РО "СШОР N 29" и не используется в рамках развития материально-технической базы ГБУ РО "СШОР N 9", в том числе за счет средств федерального бюджета - 2 191 726 рублей 79 копеек (с учетом доли софинансирования в размере 97,997931996 %).
В связи с нецелевым использованием субсидии, представлением от 11.05.2021 N 58-22-10/22-5859 учреждению предписано устранить выявленные нарушения и принять меры по устранению причин и условий их совершения в срок до 14.10.2021 включительно, а именно: обеспечить возврат приобретенного оборудования и спортивного инвентаря для приведения учреждения в нормативное состояние или принять меры по обеспечению возврата средств в доход бюджета Ростовской области с последующим перечислением в доход федерального бюджета по коду бюджетной классификации 777 2 18 25229 01 0000 150 "Доходы федерального бюджета от возврата остатков субсидий на приобретение спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние из бюджетов субъектов Российской Федерации" в размере 2 980 933 рублей 53 копеек (с учетом доли софинансирования), а также усилить контроль за использованием спортивного оборудования в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта".
Не согласившись с представлением казначейства в части обеспечения возврата приобретенного оборудования и спортивного инвентаря для приведения в нормативное состояние или принятия мер по обеспечению возврата средств в доход бюджета Ростовской области с последующим перечислением в доход федерального бюджета по коду бюджетной классификации 777 2 18 25229 01 0000 150 "Доходы федерального бюджета от возврата остатков субсидий на приобретение спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормальное состояние из бюджетов субъектов Российской Федерации" в размере 2 980 933 рублей 53 копеек, учреждение обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, с учетом установленных по данному делу обстоятельств, сделали правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного учреждением требования. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса, порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций, а также стандартами осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Согласно пункту 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства (пункт 3 статьи 265 Бюджетного кодекса).
Как установлено судами, постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 302 утверждена Государственная программа Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" (далее - постановление Правительства от 15.04.2014 N 302), в рамках которой реализуются мероприятия федерального проекта "Спорт - норма жизни" национального проекта "Демография".
Одним из направлений реализации федерального проекта является поставка спортивного оборудования и инвентаря в спортивные школы олимпийского резерва для их приведения в нормативное состояние.
Приложением N 31 к Государственной программе закреплены "Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части приобретения спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние" (далее - Правила N 31), которыми установлены цели, условия и порядок предоставления субсидии.
Министерство по физической культуре и спорту Ростовской области заключило с учреждением соглашение от 29.12.2018 N 29 (далее - соглашение) о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели.
В соответствии с пунктами 2.1.1., 2.3.1., пунктом 3 раздела 3 соглашения (в редакции дополнительного соглашения от 04.03.2019 N 2) из областного бюджета учреждению выделена субсидия на закупку спортивного оборудования и инвентаря для приведения организации спортивной подготовки в нормативное состояние в соответствии с действующим законодательством в рамках реализации государственной программы Ростовской области "Развитие физической культуры и спорта".
Предоставление субсидии учреждению осуществлялось по направлению расходования средств - субсидии бюджетным учреждениям на закупку спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние в соответствии с действующим законодательством в рамках реализации государственной программы Ростовской области "Развитие физической культуры и спорта" (Ф4501) в сумме 6 673 100 рублей.
В рамках заключенных договоров, контрактов учреждением осуществлена закупка оборудования и спортивного инвентаря для отделений: спортивной борьбы, велоспорта-шоссе, хоккея на траве, бокса, гребли на байдарках и каноэ, парусного спорта, гребного спорта, футбола.
Судебные инстанции установили, что окончательный перечень и количество закупаемого оборудования и спортивного инвентаря в рамках договоров и контракта утверждены 09.08.2019 министром по физической культуре и спорту Ростовской области. В соответствии с дополнительным соглашением от 19.06.2019 N 3 к соглашению о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели от 29.12.2018 N 29, заключенным ГБУ РО "СШОР N 9" и Министерством, предоставление субсидии учреждению осуществлялось по следующему направлению расходования средств: субсидии бюджетным учреждениям на закупку спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние в соответствии с действующим законодательством в рамках реализации государственной программы Ростовской области "Развитие физической культуры и спорта" (Ф4501) - 6 673 100 рублей. Заявка предоставлялась целенаправленно заявителем на закупку спортивного оборудования и инвентаря для обеспечения учреждения материально-технической базы в целях осуществления спортивной подготовки, в связи с чем, 29.12.2018 с ГБУ РО "СШОР N 9" и заключено соглашение N 29. Таким образом, судебные инстанции обоснованно указали, что субсидия для приобретения спортивного оборудования и инвентаря предоставлялась именно ГБУ РО "СШОР N 9" для приведения его в нормативное состояние, на основании заявки учреждения о наличии потребности в спортивном оборудовании и инвентаре, приобретенных в последующем на денежные средства субсидии.
Судебные инстанции установили, что учреждение в целях исполнения соглашения N 29 заключило 27 договоров и 1 контракт на поставку оборудования и инвентаря на общую сумму 6 673 062 рубля 62 копейки. Расчеты с поставщиками произведены в полном объеме, что подтверждается товарными накладными, актами приема-передачи товара, платежными поручениями, журналами операций N 2, N 4 за 2019 год, сведениями по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф.0503769) по состоянию на 01.01.2020. Поставка оборудования и инвентаря осуществлена в 2019 году.
Вместе с тем 63 единицы оборудования и инвентаря, в соответствии с распоряжениями Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области от 29.07.2019 N 19-р/1540, от 24.03.2020 N 19-р/558, от 04.09.2020 N 19-р/1725, переданы ГБУ РО "СШОР N 9" в оперативное управление ГБУ РО "Спортивная школа олимпийского резерва N 3" (на сумму 1 362 553 рубля 10 копеек), ГБУ РО "Спортивная школа олимпийского резерва N 29" (на сумму 873 950 рублей), и в муниципальную собственность МО "Город Таганрог" - муниципальному бюджетному учреждению г. Таганрога "Спортивная школа N 2" (на сумму 805 330 рублей).
Приняв во внимание изложенное, суды обоснованно отметили, что заявка учреждением предоставлялась целенаправленно на закупку спортивного оборудования и инвентаря для обеспечения именно учреждения материально-технической базой в целях осуществления спортивной подготовки, следовательно, субсидия для приобретения спортивного оборудования и инвентаря предоставлялась ГБУ РО "СШОР N 9" для приведения именно учреждения в нормативное состояние.
При этом судебные инстанции установили, что ни ГБУ РО "СШОР N 3", ни ГБУ РО "СШОР N 29" с заявками на приобретение спортивного оборудования и инвентаря в Министерство не обращалось, в связи с чем передача им имущества, в котором фактически они не нуждались, как и передача имущества муниципальному учреждению, то есть учреждению, финансовое обеспечение которого осуществляется муниципальным образованием и для которого нормами бюджетного законодательства также установлен порядок получения межбюджетного трансферта, является нарушением.
По результатам проверки управление выявило нарушение целевого характера предоставленных учреждению бюджетных средств (статья 38 Бюджетного кодекса), в связи с чем, объекту контроля направлено представление с требованием обеспечить наличие оборудования для осуществления спортивной подготовки, а в случае отсутствия объективной потребности в нем - возвратить денежные средства, необходимость в которых отсутствовала.
В соответствии со статьей 28 Бюджетного кодекса бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
С учетом установленных по делу обстоятельств, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что в данном случае субсидии учреждению предоставлены на закупку спортивного оборудования и инвентаря для приведения учреждения в нормативное состояние в соответствии с действующим законодательством в рамках реализации государственной программы Ростовской области "Развитие физической культуры и спорта" и передача ГБУ РО "СШОР N 9" оборудования и инвентаря, приобретенного для нужд учреждения за счет субсидии другим организациям, не соответствует задачам, для решения которых была принята указанная государственная программа.
При таких обстоятельствах, управление сделало правильный вывод о нарушении учреждением бюджетного законодательства и выдало оспариваемое учреждением представление, которое принято в пределах предоставленных казначейству полномочий и с соблюдением процедуры применения мер бюджетного понуждения, в связи с чем отсутствуют основания для признания представления недействительным.
Судебные инстанции оценили доводы учреждения и министерства, в том числе о том, что передача учреждением оборудования и инвентаря другим учреждением области и муниципальным учреждениям не является нарушением, а также о том, что Ростовская область, являясь собственником приобретенного оборудования и инвентаря, вправе распоряжаться ими по своему усмотрению, не учитывая целевой характер приобретенного имущества, и дали им соответствующую оценку.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судом апелляционной инстанции правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемого судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.11.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2022 по делу N А53-19444/2021 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства (пункт 3 статьи 265 Бюджетного кодекса).
Как установлено судами, постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 302 утверждена Государственная программа Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" (далее - постановление Правительства от 15.04.2014 N 302), в рамках которой реализуются мероприятия федерального проекта "Спорт - норма жизни" национального проекта "Демография".
...
По результатам проверки управление выявило нарушение целевого характера предоставленных учреждению бюджетных средств (статья 38 Бюджетного кодекса), в связи с чем, объекту контроля направлено представление с требованием обеспечить наличие оборудования для осуществления спортивной подготовки, а в случае отсутствия объективной потребности в нем - возвратить денежные средства, необходимость в которых отсутствовала.
В соответствии со статьей 28 Бюджетного кодекса бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 июня 2022 г. N Ф08-4706/22 по делу N А53-19444/2021