город Ростов-на-Дону |
|
05 марта 2022 г. |
дело N А53-19444/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
при участии:
от Управления Федерального казначейства по Ростовской области: представитель Булаева Ж.В. по доверенности от 28.06.2019, удостоверение;
от Государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Спортивная школа олимпийского резерва N 9": представитель Дмитриева А.А. по доверенности от 02.03.2022, паспорт;
от Министерства по физической культуре и спорту Российской Федерации: представители Громовский Д.В. по доверенности от 16.04.2021, паспорт;
Аллаева А.А. по доверенности от 29.06.2021, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства по физической культуре и спорту Российской Федерации, Государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Спортивная школа олимпийского резерва N 9"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 24.11.2021 по делу N А53-19444/2021
по заявлению Государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Спортивная школа олимпийского резерва N 9" (ОГРН: 1036140001116,
ИНН: 6140015872)
к Управлению Федерального казначейства по Ростовской области
(ОГРН 1026103280060, ИНН 6163030517)
при участии третьего лица: Министерства по физической культуре и спорту Ростовской области (ИНН: 6164048860, ОГРН: 1026103277342)
о признании недействительным представления,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение Ростовской области "Спортивная школа олимпийского резерва N 9" (далее - заявитель, ГБУ РО "СШОР N 9", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Ростовской области от 11.05.2021 N58-22-10/22-5859 в части обеспечения возврата приобретенного оборудования и спортивного инвентаря для приведения в нормативное состояние или принятия мер по обеспечению возврата средств в доход бюджета Ростовской области с последующим перечислением в доход федерального бюджета по коду бюджетной классификации 777 2 18 25229 01 0000 150 "Доходы федерального бюджета от возврата остатков субсидий на приобретение спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние из бюджетов субъектов Российской Федерации" в размере 2 980 933,53 руб. (с учетом доли софинансирования).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 24.11.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано. Решение мотивировано тем, что отсутствие в СШОР N 9 спортивного оборудования и инвентаря, приобретенного на средства субсидии для приведения организации спортивной подготовки в нормативное состояние, является нарушением бюджетного законодательства в отношении цели предоставления данной субсидии.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство по физической культуре и спорту Российской Федерации и ГБУ РО "СШОР N 9" обратились в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
Министерство по физической культуре и спорту Российской Федерации в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт, в котором требования ГБУ РО "СШОР N 9" удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на то, что средства полученной субсидии использованы по целевому назначению - на приобретение спортивного оборудования и инвентаря для приведения организации спортивной подготовки в нормативное состояние в установленном законом порядке и в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки в рамках реализации Госпрограммы N 648.
В апелляционной жалобе министерство указывает, что имущество своевременно и в полном объеме оприходовано ГБУ РО "СШОР N 9", что подтверждается материалами дела.
Передача имущества, принадлежащего Ростовской области, с баланса на баланс государственных учреждений Ростовской области или в муниципальную собственность является законной в случае, если она проводится Минимущества РО по согласованию с Минспорта РО в установленном законом порядке.
В обоснование апелляционной жалобы министерство ссылается на то, что передача имущества осуществлялась на основании запросов общероссийской и региональных спортивных федераций в целях более эффективной подготовки сборных команд Ростовской области и не нанесла ущерба материально-технической базе и нормативному состоянию ГБУ РО "СШОР N 9".
Имущество, переданное Заявителем, продолжает использоваться спортсменами - жителями Ростовской области в рамках достижения целей и задач Госпрограммы РО N 648.
ГБУ РО "СШОР N 9" в апелляционной жалобе просит решение суда отменить полностью, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционные жалобы в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу УФК по Ростовской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу ГБУ РО "СШОР N 9" просит удовлетворить апелляционную жалобу министерства.
В возражениях на отзыв УФК по Ростовской области ГБУ РО "СШОР N 9" ссылается на то, что доводы казначейства не обоснованны и основаны на неверном толковании норм права.
Представитель ГБУ Ростовской области "Спортивная школа олимпийского резерва N 9" в судебном заседании заявил ходатайство о приобщении возражения на отзыв Управления Федерального казначейства по Ростовской области к материалам дела.
Суд удовлетворил заявленное ходатайство о приобщении возражения на отзыв к материалам дела.
В судебном заседании представители Министерства по физической культуре и спорту Российской Федерации, Государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Спортивная школа олимпийского резерва N 9" доводы своих апелляционных жалоб поддержали в полном объеме. Представитель Управления Федерального казначейства по Ростовской области возражал против удовлетворения апелляционных жалоб.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Управления Федерального казначейства по Ростовской области от 26.02.2021 N 148 в государственном бюджетном учреждении Ростовской области "Спортивная школа олимпийского резерва N 9" проведена проверка предоставления и использования средств из федерального бюджета на реализацию государственной программы "Развитие физической культуры и спорта" за период с 01.01.2019 по 31.12.2020.
По результатам проверки составлен акт выездной проверки государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Спортивная школа олимпийского резерва N 9" от 18.03.2021.
25.03.2021 Государственным бюджетным учреждением Ростовской области "Спортивная школа олимпийского резерва N 9" направлено возражение на акт выездной проверки от 18.03.2021.
11.05.202. Управлением Федерального казначейства по Ростовской области вынесено представление от 11.05.2021 N 58-22-10/22-5859, согласно которому в ходе проверки выявлены следующие нарушения:
1. В нарушение статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части приобретения спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние (приложение N 31 к государственной программе Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 302 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25.01.2019 N 40), пунктов 2.1.1, 2.3.1, пункта 3 раздела 3 Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели от 29.12.2018 N 29 (в редакции дополнительного соглашения от 04.03.2019 N 2) оборудование и спортивный инвентарь, приобретенные для приведения ГБУ РО "СШОР N 9" в нормативное состояние по направлению развитие материально-технической базы спортивных школ олимпийского резерва в сумме 805 330,00 руб., в соответствии с распоряжением министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области от 04.09.2020 N 19-р/1725, переданы в муниципальную собственность муниципального образования "Город Таганрог" и не используется в рамках развития материально-технической базы ГБУ РО "СШОР N 9" - школы олимпийского резерва, в том числе за счет средств федерального бюджета - 789 206,74 руб. (с учетом доли софинансирования в размере 97,997931996 %), что является нецелевым использованием субсидии.
2. В нарушение статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части приобретения спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние (приложение N 31 к государственной программе Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 302 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25.01.2019 N 40), пунктов 2.1.1, 2.3.1, пункта 3 раздела 3 Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели от 29.12.2018 N 29 (в редакции дополнительного соглашения от 04.03.2019 N 2) оборудование и спортивный инвентарь, приобретенные для приведения ГБУ РО "СШОР N 9" в нормативное состояние на сумму 2 236 503,10 руб. в соответствии с распоряжениями министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области от 29.07.2019 N 19-р/1540, от 24.03.2020 N 19-р/558, переданы в оперативное управление ГБУ РО "СШОР N 3" и ГБУ РО "СШОР N 29" и не используется в рамках развития материально-технической базы ГБУ РО "СШОР N 9", в том числе за счет средств федерального бюджета - 2 191 726,79 руб. (с учетом доли софинансирования в размере 97,997931996 %), что является нецелевым использованием субсидии.
Представлением от 11.05.2021 N 58-22-10/22-5859 учреждению предписано: По нарушениям, указанным в пунктах 1, 2 представления от 11.05.2021 N 58-22-10/22-5859 устранить выявленные нарушения и принять меры по устранению причин и условий их совершения в срок по 14 октября 2021 года включительно, а именно:
- обеспечить возврат приобретенного оборудования и спортивного инвентаря для приведения ГБУ РО "СШОР N 9" в нормативное состояние или принять меры по обеспечению возврата средств в доход бюджета Ростовской области с последующим перечислением в доход федерального бюджета по коду бюджетной классификации 777 2 18 25229 01 0000 150 "Доходы федерального бюджета от возврата остатков субсидий на приобретение спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние из бюджетов субъектов Российской Федерации" в размере 2 980 933,53 руб. (с учетом доли софинансирования);
- усилить контроль за использованием спортивного оборудования в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта".
Заявитель не согласился с вынесенным представлением в части обеспечения возврата Государственным бюджетным учреждением Ростовской области "Спортивная школа олимпийского резерва N 9" приобретенного оборудования и спортивного инвентаря для приведения ГБУ РО "СШОР N 9" в нормативное состояние или принятия мер по обеспечению возврата средств в доход бюджета Ростовской области с последующим перечислением в доход федерального бюджета по коду бюджетной классификации 777 2 18 25229 01 0000 150 "Доходы федерального бюджета от возврата остатков субсидий на приобретение спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние из бюджетов субъектов Российской Федерации" в размере 2 980 933,53 руб. (с учетом доли софинансирования), в связи, с чем обратился в арбитражный суд с заявлением.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса и пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Согласно пункту 4 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703, Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, к которым относится Управление Федерального казначейства по Ростовской области.
Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сферы, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092 (далее - Правила N 1092), определяют порядок осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере.
В силу пункта 1 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.
Статьей 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.
Под представлением в целях Бюджетного кодекса Российской Федерации понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
Судом первой инстанции установлено, что оспариваемое представление выдано уполномоченным на то государственным органом в пределах предоставленных полномочий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 302 утверждена Государственная программа Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" (далее - постановление Правительства от 15.04.2014 N302).
В рамках данной Программы реализуются мероприятия федерального проекта "Спорт - норма жизни" национального проекта "Демография". Одним из направлений реализации федерального проекта "Спорт - норма жизни" в рамках Подпрограммы 2 "Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва" является поставка спортивного оборудования и инвентаря в спортивные школы олимпийского резерва для их приведения в нормативное состояние (в ред. от 29.03.2019).
Приложением N 31 к государственной программе Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" закреплены "Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части приобретения спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние" (далее -Правила N31), которыми устанавливаются цели, условия и порядок предоставления субсидии по следующим направлениям:
- развитие материально-технической базы спортивных школ олимпийского резерва;
- совершенствование спортивной подготовки по хоккею.
Условия предоставления субсидии перечислены в пункте 2 Правил N 31, в соответствии с которыми для предоставления субсидии обязательно:
а) наличие правовых актов субъекта Российской Федерации, в том числе государственных программ субъектов Российской Федерации или подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации, мероприятия которых соответствуют направлениям, указанным в пункте 1 данных Правил, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации;
б) наличие предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходного обязательства субъекта Российской Федерации по реализации государственной программы субъекта Российской Федерации, софинансирование которого осуществляется за счет средств федерального бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения, включающем размер планируемой субсидии;
в) заключение соглашения между Министерством спорта Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии (далее - соглашение) в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации".
При этом критерием отбора субъекта Российской Федерации для предоставления субсидии является, в том числе, наличие в субъекте Российской Федерации финансового обеспечения организаций, осуществляющих спортивную подготовку в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки и программами спортивной подготовки по базовым видам спорта.
В соответствии с пунктом 13 Правил от 15.04.2014 N 302 закупка спортивного оборудования согласовывается с Министерством спорта Российской Федерации.
29.12.2018 Министерство по физической культуре и спорту Ростовской области заключило с ГБУ РО "СШОР N 9" соглашение N 29 о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели.
В соответствии с пунктами 2.1.1., 2.3.1., пунктом 3 раздела 3 Соглашения от 29.12.2018 N 29 (в редакции дополнительного соглашения от 04.03.2019 N2 субсидия из областного бюджета ГБУ РО "СШОР N 9" выделена на закупку спортивного оборудования и инвентаря для приведения организации спортивной подготовки в нормативное состояние в соответствии с действующим законодательством в рамках реализации государственной программы Ростовской области "Развитие физической культуры и спорта".
ГБУ РО "СШОР N 9" в рамках заключенных договоров, контрактов осуществлена закупка оборудования и спортивного инвентаря для отделений: спортивной борьбы, велоспорта-шоссе, хоккея на траве, бокса, гребли на байдарках и каноэ, парусного спорта, гребного спорта, футбола.
Во исполнение пункта 13 Правил от 15.04.2014 N 302 перечень спортивного оборудования, приобретаемого в 2019 году за счет средств федерального бюджета в рамках госпрограммы "Развитие физической культуры и сорта" в разрезе школ олимпийского резерва, в том числе для СШОР N 9 согласован письмом заместителя министра спорта Российской Федерации С.В. Косилова от 13.03.2019 N СК-ПВ-10/1947.
Окончательный перечень и количество закупаемого оборудования и спортивного инвентаря в рамках договоров и контракта утверждены 09.08.2019 министром по физической культуре и спорту Ростовской области.
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с дополнительным соглашением от 19.06.2019 N 3 к соглашению о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели от 29.12.2018 N 29, заключенным между СШОР N 9 и Министерством, предоставление субсидии Учреждению осуществлялось по следующему направлению расходования средств:
- субсидии бюджетным учреждениям на закупку спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние в соответствии с действующим законодательством в рамках реализации государственной программы Ростовской области "Развитие физической культуры и спорта" (Ф4501) в сумме - 6 673 100,00 руб.
Заявка предоставлялась целенаправленно заявителем на закупку спортивного оборудования и инвентаря для обеспечения учреждения материально-технической базы в целях осуществления спортивной подготовки, в связи с чем, 29.12.2018 с СШОР N 9 и заключено Соглашение N29.
Таким образом, субсидия для приобретения спортивного оборудования и инвентаря предоставлялась именно СШОР N 9 для приведения его в нормативное состояние.
Судом первой инстанции обоснованно отмечено, что согласно приложению N 1 к Соглашению N777-08-2019-168, результатом регионального проекта является поставка оборудования в учреждения. А согласно Порядку N 201 учреждения отбирались Министерством по направляемым ими заявкам, то есть по потребности в закупке инвентаря.
Из чего следует, что СШОР N 9, направляя заявку, указало на наличие потребности в приобретенном, на денежные средства субсидии, инвентаре.
ГБУ СШОР N 9 в целях исполнения вышеуказанного соглашения заключено 27 договоров и 1 контракт на поставку товара на общую сумму 6 673 062,62 рубля.
Расчеты СШОР N 9 с поставщиками произведены в полном объеме, что подтверждается товарными накладными, актами приема-передачи товара, платежными поручениями, журналами операций N 2, N 4 за 2019 год и Сведениями по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф.0503769) по состоянию на 01.01.2020. Поставка оборудования осуществлена в 2019 году.
При этом, 63 единицы оборудования и инвентаря, в соответствии с распоряжениями министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области от 29.07.2019 N 19-р/1540, от 24.03.2020 N 19-р/558, от 04.09.2020 N 19-р/1725, переданы следующим учреждениям:
- в оперативное управление государственному бюджетному учреждению Ростовской области "Спортивная школа олимпийского резерва N 3" (далее - ГБУ РО "СШОР N 3") в количестве 3 ед. на сумму 1 362 553,10 руб.;
- в оперативное управление государственному бюджетному учреждению Ростовской области "Спортивная школа олимпийского резерва N 29" (далее - ГБУ РО "СШОР N 29") в количестве 50 ед. на сумму 873 950,00 руб.;
- в муниципальную собственность муниципального образования "Город Таганрог" муниципальному бюджетному учреждению г. Таганрога "Спортивная школа N 2" в количестве 10 ед. на сумму 805 330,00 рублей.
При этом, согласно сведениям УФК по РО, ни ГБУ РО "СШОР N 3", ни ГБУ РО "СШОР N 29" с заявками на приобретение спортивного оборудования и инвентаря в Министерство не обращалось, в связи с чем является нарушением передача им имущества, в котором фактически они не нуждались, как и передача имущества в муниципальное учреждение, то есть в учреждение, финансовое обеспечение которого осуществляется муниципальным образованием и для которого нормами бюджетного законодательства также установлен порядок получения межбюджетного трансферта.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод ГБУ РО "СШОР N 9" о том, что передача имущества в другие учреждения области, муниципальные учреждения не является нарушением, поскольку действующим законодательством не устанавливается возможность перераспределять, тем более передавать в муниципальные учреждения, имущество, приобретенное бюджетным учреждением на определенные цели, при учете того, что целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности использовать имущество, приобретенное за счет целевых средств.
В соответствии с абзацем 2 подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям.
В настоящем деле средства субсидии предоставлялись Ростовской областью в лице уполномоченного органа подведомственным бюджетным учреждениям на договорных условиях для приведения в нормативное состояние учреждений, определенных и отобранных Министерством по их заявкам (то есть по потребности), согласованных с Минспорта России в установленном порядке.
При этом, вопросы, связанные с обеспечением условий для развития на территории соответствующего муниципального образования физической культуры и спорта, организации проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, согласно постановлению Правительства от 15.04.2014 N 302, в соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесены к вопросам местного значения поселения, муниципального района и городского округа.
Перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 N 1317 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.04.2008 N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" и подпункта "и" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления".
В связи с чем, муниципальным образованиям, в случае участия в государственной программе, устанавливаются показатели оценки эффективности их деятельности.
Субъекты Российской Федерации при разработке государственных программ субъектов Российской Федерации в части развития физической культуры и спорта с учетом целей и задач, а также с учетом конечных целевых показателей (индикаторов) Программы должны предусмотреть в этих программах конкретный перечень мероприятий по реализации задач Программы.
Участие субъектов Российской Федерации в Программе осуществляется в пределах их полномочий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также за счет средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке на эти цели. Механизм такого участия предполагает софинансирование (предоставление целевых межбюджетных трансфертов) из средств федерального бюджета мероприятий субъектов Российской Федерации, включенных в Программу.
Приложением N 11 Постановления Правительства Ростовской области от 17.10.2018 N 648 "Об утверждении государственной программы Ростовской области "Развитие физической культуры и спорта" для предоставления субсидии муниципальным образованиям установлены условия предоставления межбюджетных трансфертов в форме субсидий местным бюджетам.
Из вышеизложенного следует, что муниципальным образованиям предоставляется субсидия при соблюдении определенных условий, в определенном порядке.
При этом, отсутствует порядок передачи, приобретенного бюджетным учреждением области за счет субсидии на иные цели, имущества из субъекта в муниципальную собственность.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии со статьей 38 БК РФ в основу исполнения денежных средств заложен принцип адресного и целевого их расходования, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. В данном случае субсидии бюджетным учреждениям предоставлялась на закупку спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние в соответствии с действующим законодательством в рамках реализации государственной программы Ростовской области "Развитие физической культуры и спорта".
Таким образом, устанавливалось фактически две цели.
- закупка спортивного оборудования и инвентаря определенным учреждением.
- приведение данных учреждений в нормативное состояние (то есть по потребностям учреждений, по предоставленным ими заявкам).
Учитывая порядок получения субсидии, межбюджетный трансферт на закупку спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние предоставлялся именно заявителю - ГБУ СШОР N 9.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции правомерно отклонен довод учреждения о том, что цель в данном случае исключительно закупка оборудования и инвентаря, являясь собственником приобретенного имущества, вправе распоряжаться им по своему усмотрению не учитывая целевой характер приобретенного имущества, поскольку отсутствие в СШОР N 9 спортивного оборудования и инвентаря, приобретенного на средства субсидии для приведения организации спортивной подготовки в нормативное состояние, является нарушением бюджетного законодательства в отношении цели предоставления данной субсидии.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришёл к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Довод апелляционных жалоб о том, что конечным результатом Государственной программы "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 302 является исключительно закупка оборудования, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку из совокупности норм следует, что конечным результатом предоставления бюджетных средств является развитие материально-технической базы спортивных школ, обосновавших необходимость осуществления соответствующих расходов.
Таким образом, средства субсидии предоставляются бюджетным учреждениям на основании направленной ими заявки, и в случае наличия потребности осуществления соответствующих расходов.
При этом, министерством перечень получателей и объем субсидий могут быть изменены в случае объективной потребности перераспределения субсидий между учреждениями в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерством на очередной финансовый год и плановый период.
Заявка предоставлялась именно заявителем на закупку спортивного оборудования и инвентаря для обеспечения учреждения материально-технической базой в целях осуществления спортивной подготовки, в связи с чем, 29.12.2018 с ГБУ РО "СШОР N 9" заключено Соглашение N29.
Согласно пункту 3 раздела 3 Соглашения от 29.12.2018 N 29, в редакции дополнительного соглашения от 04.03.2019 N 2, направлением расходования средств субсидии является закупка спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние.
Таким образом, субсидия для приобретения спортивного оборудования и инвентаря предоставлялась именно заявителю - СШОР N 9, для приведения его в нормативное состояние.
Согласно приложению N 1 к Соглашению N777-08-2019-168 результатом регионального проекта является поставка оборудования в учреждения, а согласно Порядку N 201 учреждения отбирались министерством по направляемым ими заявкам, то есть по потребности.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что довод апелляционных жалоб о том, что передача имущества в другие учреждения области, муниципальные учреждения не является нарушением, является неверным толкованием норм бюджетного законодательства Российской Федерации.
Муниципальным образованиям предоставляется субсидия при соблюдении определенных условий, в определенном порядке. При этом, отсутствует порядок передачи, приобретенного бюджетным учреждением области за счет субсидии на иные цели, имущества из субъекта в муниципальную собственность.
Перечень и количество закупаемого оборудования и спортивного инвентаря в рамках заключенных договоров и контракта утверждены 09.08.2019 министром по физической культуре и спорту Ростовской области. Информация о передаче закупаемого оборудования и спортивного инвентаря другим организациям спортивной подготовки, в том числе в муниципальную собственность, в заявке отсутствовала. Следовательно, учитывая Порядок N 201 получения субсидии, межбюджетный трансферт на закупку спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние предоставлялся именно заявителю - ГБУ РО "СШОР N 9".
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что неверным толкованием норм бюджетного законодательства Российской Федерации является довод заявителя и министерства о том, что цель в данном случае исключительно закупка оборудования и инвентаря, как и довод о том, что Ростовская область, являясь собственником приобретенного имущества, вправе распоряжаться им по своему усмотрению не учитывая целевой характер приобретенного имущества.
Довод апелляционных жалоб о том, что управлением не доказан факт нарушения со ссылками на нормы гражданского законодательства Российской Федерации, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку нормы гражданского законодательства Российской Федерации не применяются к данным правоотношениям.
Согласно пункту 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ГБУ РО "СШОР N 9", заключив 29.12.2018 Соглашение N 29 с Министерством и получив субсидию, фактически приняло обязательства по исполнению требований бюджетного законодательства Российской Федерации.
ГБУ РО "СШОР N 9" ошибочно основывает свои выводы об отсутствии нарушения на статье 15.14. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку согласно пункту 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации при осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю органами внутреннего государственного финансового контроля, в том числе осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
Таким образом, в случае выявления нарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, орган финансового контроля обязан составить протокол об административном правонарушении.
По результатам проверки управлением установлено, что нарушен целевой характер предоставленных бюджетных средств (статья 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации), в связи с чем, объекту контроля направлено Представление с требованием обеспечить наличие оборудования для осуществления спортивной подготовки, а в случае отсутствия объективной потребности в нем, - вернуть средства, необходимость в которых отсутствовала.
Факт отмены Федеральным казначейством пункта 1 представления от 13.04.2021 N 58-22-10/22-4243, не подтверждает отсутствие нарушения, указанного в представлении, вынесенного учреждению.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В связи с чем, при принятии решения суд не связан выводами государственного органа исполнительной власти, сделанными по иному ненормативному правовому акту.
Возврат в учреждение имущества, приобретенного за счет субсидии на иные цели, является приведением учреждения в нормативное состояние, то есть восстановление нарушенного режима использования, что не нарушает прав заявителя, а направлено на достижение целей государственных программ.
Доводы апелляционных жалоб не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционных жалоб суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.11.2021 по делу N А53-19444/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-19444/2021
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА N 9", Государственное бюджетное учреждение Ростовской области "Спортивная школа олимпийского резерва N 9"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Министерство по физической культуре и спорту РО, Министерство по физической культуре и спорту Российской Федерации