г. Краснодар |
|
14 июня 2022 г. |
Дело N А53-24602/202121 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Герасименко А.Н. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - акционерного общества "Авиакомпания АЗИМУТ" (ИНН 2312218415, ОГРН 1142312009542) и заинтересованного лица __ Башкортостанской таможни Приволжского таможенного управления, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Башкортостанской таможни Приволжского таможенного управления на решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.12.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2022 по делу N А53-24602/2021, установил следующее.
Акционерное общество "Авиакомпания "АЗИМУТ"" (далее - авиакомпания, общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ростовской области к Башкортостанской таможне Приволжского таможенного управления (далее - таможня, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 29.06.2021 N 10401000-525/2021о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 2 705 758 рублей 96 копеек штрафа.
Решением от 29.12.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.02.2022, суд признал незаконным и отменил постановление таможенного органа от 29.06.2021 N 10401000-525/2021. Судебные акты мотивированы тем, что воздушное судно территорию ЕАЭС не покидало, авиационное топливо расходовалось в процессе совершения воздушным судном перелетов по маршруту УФА-ЕРЕВАН, объем авиационного топлива не превышал необходимый и достаточный для совершения рассматриваемых перелетов.
В кассационной жалобе таможня просит отменить указанные судебные акты, в удовлетворении заявленного требования отказать. Таможня полагает, что в объеме, необходимом для совершения международного рейса, нефтепродукты декларируются в качестве припасов.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, АО "Авиакомпания "АЗИМУТ"" в качестве основного вида своей деятельности осуществляет коммерческие воздушные перевозки пассажиров, багажа и грузов, для чего эксплуатирует парк воздушных судов, в том числе выполняет регулярные международные рейсы из аэропорта "Международный аэропорт УФА" в страны Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС).
В целях организации топливообеспечения между авиакомпанией (перевозчик) и АО "Международный аэропорт "Уфа" (обслуживающая компания) заключено стандартное соглашение о наземном обслуживании от 20.07.2017 N М642/17.
Таможенным органом проведена камеральная таможенная проверка, в ходе которой установлено, что для выполнения рейсов N 821 по маршруту "Уфа - Ереван (Армения) заправлены воздушные суда, что подтверждается документами, а именно, заданием на полет, требованиями, актами за выполненные работы (услуги) по аэропортовому и наземному обслуживанию, счетами-фактурами, сводной ведомостью по счетам-фактурам. По результатам проверки таможенный орган пришел к выводу о том, что авиакомпания с территории Российской Федерации в Республику Армению вывезла товар - авиационное топливо (ТС-1): 27.12.2020 в количестве 7,688 тн; 07.01.2021 - 9,086 тн; 14.01.2021 - 9,194 тн; 21.01.2021 - 9,087 тн; 28.01.2021 - 7,589 тн; 04.02.2021 - 7,327 тн, 11.02.2021 - 7,788 тн, классифицируемый в товарной позиции 2710 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (далее - ТН ВЭД ЕАЭС).
Установив, что с территории Российской Федерации в Республику Армению обществом вывезен товар - авиационное топливо (ТС-1), классифицируемое в товарной позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС и при этом не совершены таможенные операции по таможенному декларированию данного товара, таможенный орган вынес постановление от 29.06.2021 N 10401000-525/2021 о привлечении АО "Авиакомпания "АЗИМУТ"" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 2 705 758 рублей 96 копеек.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по данному делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об отсутствии, в данном случае, в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 16.2 Кодекса. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Частью 1 статьи 16.2 Кодекса предусмотрена ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 данного Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Согласно пункту 1 статьи Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), вступившего в силу с 01.01.2018, ТК ЕАЭС применяется к отношениям, регулируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и возникшим со дня его вступления в силу.
Товар "нефть и нефтепродукты" включен в товарную позицию 2710 группы 27 ТН ВЭД ЕАЭС. Товары, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания водных судов, воздушных судов и поездов в местах их стоянки и пути следования, за исключением запасных частей и оборудования, являются припасами (подпункт 30 пункта 1 статьи ТК ЕАЭС).
Согласно положениям главы 4 Специального приложения J "Специальные процедур" Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, заключенной в Киото 18.05.1973 (в редакции протокола от 26.06.1999), к припасам для потребления относятся товары, необходимые для эксплуатации и технического обслуживания средств водного транспорта, воздушных судов или поездов, включая топливо и смазочные материалы, но исключая запасные части и оборудование, которые либо находятся на борту транспортного средства по прибытии, либо доставляются во время стоянки на таможенной территории на борт средств водного транспорта, воздушных судов или в поезда, которые используются или предназначаются для использования в международных перевозках для транспортировки пассажиров за вознаграждение или для промышленной или коммерческой транспортировки товаров за вознаграждение или бесплатно.
Таким образом, нефтепродукты (авиационное топливо), находящиеся на борту используемых в международных перевозках (для транспортировки пассажиров) воздушных судов и необходимые для эксплуатации этих судов, имеют режим припасов.
В соответствии со статьей 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 ТК ЕАЭС.
Правовое регулирование отношений в области таможенного дела на даты вывоза авиационного топлива осуществлялось ТК ЕАЭС и вступившим в силу 04.09.2018 Федеральным законом от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ).
Согласно части 7 статьи 11 Закона N 289-ФЗ вывоз товаров из Российской Федерации, имеющих статус товаров ЕАЭС в соответствии с ТК ЕАЭС, из Российской Федерации в государства - члены ЕАЭС осуществляется без ограничений, предусмотренных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации и (или) законодательством Российской Федерации.
Подпункт 5 пункта 1 статьи 25 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее - Договор об ЕАЭС) устанавливает, что в рамках таможенного союза государств-членов осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного), за исключением случаев, предусмотренных данным договором.
Согласно статье 12 Приложения N 23 к указанному договору на период до вступления в силу международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза действуют двусторонние соглашения, заключенные между государствами-членами в области поставок нефти нефтепродуктов, определения и порядка уплаты вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие).
Таким образом, в соответствии с Договором об ЕАЭС и Законом N 289-ФЗ в рамках ЕАЭС действует режим свободного перемещения товаров между территориями государств - членов ЕАЭС (пункт 5 части 1 статьи 25 Договора о ЕАЭС, пункт 7 статьи 11 Федерального закона N 289-ФЗ). Исключения из данного режима могут быть установлены российским законодательством и двусторонними соглашениями/договорами, заключенными между государствами-участниками.
Согласно пункту 5 статьи 5 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Армения о сотрудничестве в сфере поставок природного газа, нефтепродуктов и необработанных природных алмазов в Республику Армения от 02.12.2013 декларирование товаров, указанных в подпунктах 1 и 3 пункта 2 статьи 1 этого Соглашения и вывозимых с территории Российской Федерации в Республику Армения, осуществляется без применения временного периодического таможенного декларирования, установленного законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 1 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Армения о сотрудничестве в сфере поставок природного газа, нефтепродуктов и необработанных природных алмазов в Республику Армения от 02.12.2013 установлено, что товары, классифицируемые в товарной группе 27 ТН ВЭД ЕАЭС, в целях учета и контроля, подлежат таможенному декларированию в РФ как если бы они вывозились за пределы таможенной территории ЕАЭС.
Указанное Соглашение заключено в целях урегулирования торгово-экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Армения и определяет условия взаимных поставок нефти и нефтепродуктов в соответствии с договорами (контрактами) между хозяйствующими субъектами.
Из содержания указанного соглашения следует, что отсутствует необходимость для декларирования топлива, которое не вывозится для потребления иного государства (находится на борту транспортного средства в объемах, необходимых для его эксплуатации и не является предметом внешнеэкономической сделки).
Судебные инстанции, установив, что общество не заключало каких-либо внешнеторговых контрактов с иностранными юридическими лицами (хозяйствующими субъектами Республики Армения) и не осуществляло поставку нефти или нефтепродуктов на территорию Республики Армения, обоснованно исходили из того, что заправка воздушного судна топливом на территории Российской Федерации на основании контракта, заключенного между российскими юридическими лицами, и последующее расходование данного авиатоплива в процессе совершения воздушным судном перелета по маршруту УФА-ЕРЕВАН не может быть квалифицировано как транспортировка нефтепродуктов; доказательства перемещения обществом спорного товара в целях осуществления внешнеэкономической сделки таможня не представила.
Таможенное декларирование припасов не осуществляется, если такие припасы находятся на бортах воздушных судов, прибывших на таможенную территорию Союза и убывающих с такой территории на этих же воздушных судах без совершения операций по выгрузке (перегрузке) этих припасов с борта воздушного судна (пункт 3 статьи 282 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 25 Договора о Евразийском экономическом союзе, пунктом 7 статьи 11 Закона N 289-ФЗ припасы свободно перемещаются внутри таможенной границы ЕАЭС.
Судебные инстанции установив, что при совершении рейса Уфа-Ереван воздушное судно общества не пересекало таможенную границу ЕАЭС, не перемещало спорный товар в целях осуществления внешнеэкономической деятельности, сделали правильный вывод об отсутствии у общества в данном случае обязанности по декларированию припасов, в связи с чем обоснованно признали незаконным и отменили оспариваемое обществом постановление административного органа.
Сходная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.12.2021 N 304-ЭС21-23535.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.12.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2022 по делу N А53-24602/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 12 Приложения N 23 к указанному договору на период до вступления в силу международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза действуют двусторонние соглашения, заключенные между государствами-членами в области поставок нефти нефтепродуктов, определения и порядка уплаты вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие).
Таким образом, в соответствии с Договором об ЕАЭС и Законом N 289-ФЗ в рамках ЕАЭС действует режим свободного перемещения товаров между территориями государств - членов ЕАЭС (пункт 5 части 1 статьи 25 Договора о ЕАЭС, пункт 7 статьи 11 Федерального закона N 289-ФЗ). Исключения из данного режима могут быть установлены российским законодательством и двусторонними соглашениями/договорами, заключенными между государствами-участниками.
...
Таможенное декларирование припасов не осуществляется, если такие припасы находятся на бортах воздушных судов, прибывших на таможенную территорию Союза и убывающих с такой территории на этих же воздушных судах без совершения операций по выгрузке (перегрузке) этих припасов с борта воздушного судна (пункт 3 статьи 282 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 25 Договора о Евразийском экономическом союзе, пунктом 7 статьи 11 Закона N 289-ФЗ припасы свободно перемещаются внутри таможенной границы ЕАЭС.
...
Сходная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.12.2021 N 304-ЭС21-23535."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 июня 2022 г. N Ф08-4048/22 по делу N А53-24602/2021